Конспект урока "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Филатова Ольга Николаевна

Урок русского языка 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_glagol.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Понятие о глаголе как части речи»

Цель: Совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи, развитие устной и объяснительной речи учащихся

Планируемые результаты: обучающиеся научатся обобщать, систематизировать   имеющиеся знания о существительном и прилагательном;  выделять глагол среди других частей речи;

научатся сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

ХОД УРОКА:

В школе прозвенел звонок,

 Значит начался урок.

Здравствуйте, ребята!

Ι. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необыкновенный урок – путешествие по морю знаний. Проследовав, по указанному пути на карте, выполнив задание, мы придём в пункт назначения, найдём для себя что-то новое, очень нужное.

 Кто за приключения?

 Все без исключения    (дети   хором)

 Скорей поднимем парус

 И прямо в океан!

 Ведь и для нас осталось

 Еще немало стран,

 Пока что не открытых,

 Или давно забытых!

 Дорог в морях немало -

 Смелее за штурвал!

 II. Минутка чистописания.

Учитель: А отправляемся мы из порта Чистописания. Небольшое волнение на море, как в этих строчках:

лЛл ЛлЛ мМм МмМ

Учитель: Давайте вспомним, какие звуки обозначают эти буквы? (Звонкие согласные.)

Рассмотрим как правильно писать эти буквы.(комментарии по слайду)

С этим заданием мы справились.

ПОГОВОРКА

Учитель: Ребята, помогите мне составить из  данных слов  поговорку.

Каково значение данной поговорки?

Какие части речи использованы?

Вспомним правило.

Что такое существительное? (Самостоятельная часть речи, обозначает предмет, одуш. неодуш. формы, отвечает на вопросы: что? кто?, имеет род, число).

Что такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, имеет род, число, отвечает на вопросы: какой? какая? какое?)

БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ -БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ (Значение -  ТАК ГОВОРЯТ  человеку, стремящемуся к достижению высокой цели.)

На доску вывешивается напутствие.

Учитель: Вот мы с вами составили и определили смысл поговорки, повторили изученные части речи, теперь можно отправляться в путь. Остаётся только сказать: Счастливого пути!

Словарный запас на морскую тему.

Учитель: В морском путешествии, вам пригодятся знания слов на морскую тему. Я вам сейчас их прочту, а вы внимательно послушайте, затем, запишите и проверьте орфограмму проверочным словом.

Моряк-море, берег-берега, флаг-флаги, лодка-лодочка , карта,штурвал .             ( проверить)

ΙII. Постановка проблемы.

Послушайте стихотворение и скажите ,о какой части речи  говорится.

Интересная часть речи

 В русском языке живёт.

 Кто, что сделает, расскажет:

 Чертит, пишет иль поёт.

 Вышивает или пашет,

 Или забивает гол,

 Варит, жарит, моет, чистит –

 Всё расскажет нам … !

ТЕМА УРОКА : «ГЛАГОЛ»

Учитель: Что мы знаем о глаголе?

ГЛАГОЛ-это часть речи.

ГЛАГОЛ отвечает на вопрос- что делать, что сделать.        (напечатать)

ГЛАГОЛ обозначает действие предмета.

Спишите из текста стихотворения 5 глаголов.

Какой можно сделать вывод: глагол – это часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

И вы, наверное, догадались о том, какой будет тема нашего урока.

СЕГОДНЯ МЫ ЗАКРЕПИМ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И ГЛАГОЛЕ .ПРОДОЛЖИМ УЧИТЬСЯ  НАХОДИТЬ ГЛАГОЛЫ  В РЕЧИ И СТАВИТЬ К НИМ ВОПРОСЫ. 

Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать.  Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

VI.Физкультурная пауза.

А над морем чайки кружат,

 Полетим за ними дружно.

 Брызги пены, шум прибоя,

 А над морем - мы с тобою!        (машут руками)

Мы теперь плывем по морю

 И резвимся на просторе.

 Веселее загребай

 И дельфинов догоняй.              (плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

 Ходят по морскому пляжу.      (ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,

 Продолжаем наш урок.

V. Поиск решения проблемы.

А вот перед нами земля. Давайте подплывем поближе и изучим всё получше.

Как замечательно  на нашей земле. Какие звуки приятные. Что вы слышите?                (звуки весны)

А какое время года наступило? Назовите признаки весны.

Упр.120 с 70.

Найдите глаголы (Ставим вопрос )

Составим предложения.                                                                           (Карточки для Димы и  Артура)

Разберите 3 любых предложения и выделите в них основу(подлежащее и сказуемое).

Обозначим ,какой частью речи  выражено  сказуемое.

VI.Физкультминутка для глаз                          (что рисует шарик)

VII.Самостоятельная работа

Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, подобрали ключ к разгадке тайны, осталось сделать совсем малое, этим же ключом открыть сундук.

Поищите руками этот сундук у себя под партой.

 Нашли, доставайте ,открывайте

Выполните задания.

 Работа в парах.

Выбор задания самостоятельно.

1. Задание «Верные и неверные утверждения». Выбери верное утверждение и подчеркни его.

Глагол – это признак предмета;

Глагол – это часть речи;

Глагол – это предмет;

Глагол – обозначает действие предмета;

Глагол отвечает на вопросы: кто? что?

Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

2 Задание .От данных существительных образуйте глаголы.

Звук -  звучать

Крик - кричать

Знания – узнавать

Радость- радоваться

Встреча- встречать.

ПРОВЕРКА назвать полученные слова ,а затем верные утверждения.

VIII. Рефлексия.

Я думаю, что пора возвращаться в школу, вас ждёт ещё многое впереди - мир знаний необъятен, человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.

Закончите предложение.

Сегодня на уроке мне….

Ребята,у вас на столе лежат геометрические фигуры. Возьмите и нарисуйте мордочку ,которая соответствует вашему настроению.

IX. Итоги  работы (отметки и оценки.)

X.Домашнее задание :   упр 131


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Служебные части речи"

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  В 4 КЛАССЕ ....

конспект урока "Служебные части речи"

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК  В 4 КЛАССЕ ....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Конспект "Местоимение как часть речи"

Русский язык (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)3 классТема: Понятие о местоимении....

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?...