Творческая разработка Тема. Организация работы на уроке русского языка с использованием элементов проблемного обучения
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Сидорова И.В.

                                                       

    

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_razrabotka.sidorova_i_v.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая разработка

Тема. Организация работы на уроке  русского языка                                                              с использованием элементов проблемного обучения

                                                                                         Выполнила: Сидорова И.В.

Новокузнецк

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..  3                                                                                                

Основная часть ………………………………………………………….5         

Заключение ……………………………………………………………...9        

Список литературы …………………………………………………….10        

Приложение …………………………………………………………….11        

                                                 

                                                           Введение

Технология проблемного обучения является важнейшим путём организации активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе ,что  полностью отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Стандарт призван создать условия для реализации основной цели общего среднего образования способствовать становлению социально ответственной личности, способной к    адекватному выбору цели и действию в условиях изменяющегося мира; человека, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей его жизни. Начальная школа должна сформировать основы его учебных компетентностей, обеспечить освоение форм учебного сотрудничества и основ грамотности как базовых условий процесса дальнейшего обучения и развития.

 Актуальность проблемного обучения в том, что данная технология стимулирует познавательную деятельность учащихся в процессе учения, помогает обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей и как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, тем как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем. Главное преимущество такого осознания в отличие от простого словесного разъяснения учителя заключается в том, что проблема не ставится извне, а возникает у самого школьника в процессе его работы. Это ведёт к тому, что мотивы ученика сов- падают с целью решения проблемы и деятельность ученика приобретает активный, целенаправленный характер.    

Проблемная ситуация - центральное звено технологии «Проблемное обучение в начальной школе», с помощью которой пробуждается мысль учащихся, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций определяет начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствует развитию продуктивного мышления детей, их творческих способностей.

     

Проект урока русского языка в 3 классе.

Программа «Перспективная начальная школа»

Тема урока. Написание существительных с суффиксом - ищ -.

Цель урока. Формирование  умений правильного выбора способа действий при определении окончаний имён существительных с суффиксом - ищ -.

Задачи урока:

- формировать познавательный интерес к изучению русского языка;

- формировать самостоятельную активность;

- формировать у детей коммуникативные умения.

Средства обучения. Учебник «Русский язык», 3 часть, 3 класс, ( авторы              М.Л Каленчук, Н.А.Чуракова, Т. А. Байкова ), учебник «Русский язык»,2 часть (Обратный словарь), тетрадь для самостоятельных работ, мультимедиа.

 

УУД, формируемые на этапе постановки учебной задачи: формирование     умения поиска информации в учебных словарях, понимание и преобразование информации, смыслообразование, участие в действиях интриги с целью решения интеллектуальной задачи, целеполагание, владение диалоговой    формой речи.  

Ход урока

Этап урока

    Цель этапа

Деятельность учащихся

  Деятельность  

учителя

1.Мотиваци-онный

2.Постановка учебной задачи  (обозначение проблемы)    

3 этап.          Информационный.

а)первичное

восприятие теоретического мате-  риала

б) смена вида деятельности.

в) усвоение нового теоретического материала

4 этап. Аналитический.

5 этап.

Рефлексия.

Создание положи- тельного настроя

Создать ситуацию, при которой воз- никнет необходимость получения новых знаний. Доказать в каких случаях пишется окончание –а -, - е-

Сформулировать у детей представление о том , что окончание имени существительного с суффиксом -ищ-зависит от рода слова, от основы  которого оно образовано

Формировать пре дметные умения через примене- ние теоретичес-ких положений в условиях выпол-нения упражне-ний и решение учебных задач.

Создать условия для понимания детьми личной ответственности за результаты своего тоуда.

Работа с учебником, с.79

1).При чтении диалога (см. приложение1)дети видят, что у Миши возник вопрос с которым он обратился к волшебнице.

2).Дети обращаются к    Обратному словарю и отыскивают нужные существительные, о которых говорит Миша (см.приложение2) и читают их по цепочке.                        3).Дети снова возвращаются к диалогу в учебнике и высказывают свои предположения, пытаясь помочь мальчику.            4).Самостоятельное формулирование задачи урока.

- Сегодня мы узнаем, почему окончания существительных с суффиксом – ищ – разные.

1).Работа с учебником,   с.80, упр.90

Дети по цепочке снова   читают список слов из Обратного словаря, но теперь чётко проговаривая по образцу основы слов, которые дали им жизнь. Например: слово рыбища образовано от основы слова рыб/а и т.д.                                     2).Работа в парах.

Несколько пар высказывают свои предположения

3).Физминутка.

4).Работа с учебником,    с.81                                     Дети, отвечая на вопросы, делают вывод:                 а) что существительное с суффиксом -ищ-, сохраняет род того слова, от основы которого оно образовалось;                      

б) у слов муж. и ср.рода с суффиксом -ищ- одинаковое окончание-е- ;            в) дети дополняют плакат Летучей Мыши, используя полученные знания (см.приложение3)          

 г) дети, по желанию, повторяют усвоенную информацию

Работа с учебником      с.82, упр. 92

Воспроизведение уча-щимися способов дейс-твий при выполнения упражнения по образцу.    Применение грамматического правила.

Самооценка выполнения задания с помощью волшебной линеечки степени трудности и настроения.

Вступительное слово.

- Ребята, хотелось бы начать наш урок русского языка со слов      К. Паустовского   «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» .          И в этом мы с вами уже не раз убедились. Сегодня мы продолжим постигать новые тайны и делать открытия в нашем родном языке.

Беседа.

- Что же это за слова, которые у Миши вызвали столько вопросов?

-Что же так взволновало Мишу в этих словах вы прочитали и ничего особенного не за- метили?

-Так что вы сегодня должны узнать, чтобы помочь Мише?

Организатор

-Посоветуйтесь с соседом и выскажите предположение, какого рода все получившиеся существительные с суффиксом -ищ-?

Для активизации познавательной деятельности детей говорю:            

 -Самая активная пара проведёт физминутку, но для этого понадобятся новые слова.  

Организация физминутки: (дети, сумевшие наиболее  чётко выстроить свой ответ вы -ходят к доске и называют слова, используемые на уроке, если слово ж.рода, класс хлопает в ладоши,

если муж. или ср.р. - приседают.  

Организация прочтения плаката Летучей Мыши на мультимедиа.          

-Ребята, а теперь мы сможем помочь Мише и развеять его сомнения?

Организация и контроль.

Организация фронтальной проверки, оценка деятельности учащихся. Объявление дифференцированного домашнего задания по результатам самооценки.

                       

                                                        Заключение.

Урок русского языка по теме «Написание существительных с суффиксом      -ищ- является изучением нового материала. Дидактическое обеспечение и дидактические задачи соответствуют содержанию и структуре урока. Выбраны оптимальные методы и приёмы для решения поставленных целей и    задач. Урок построен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, использованы разнообразные виды деятельности: коллективная, парная, индивидуальная, фронтальная для формирования метапредметных УУД,      получения и применения нового знания. Вопросы, задания и упражнения отличаются практической направленностью.  

 При обучении новому знанию, я использовала проблемную ситуацию учебника с целью: привлечь внимание учащихся к данной теме, вызвать у них познавательный интерес, поставить их в ситуацию выбора, преодоление которого активизировало бы их мыслительную деятельность, обнаружило бы противоречие между знанием и незнанием. Учащимся надо было определить план  поиска путей выхода из проблемной ситуации – через активную познавательную деятельность(выполнение задания).Проблемный вопрос имеет связь с ранее  усвоенными знаниями и понятиями. Чтобы отследить границу знания и незнания на проблемном этапе урока была организована работа по цепочке с использованием Обратного словаря, дети самостоятельно формулировали    задачи урока, так как им очень хотелось, в очередной раз, помочь Мише. Дальнейшая работа в парах развивала коммуникативные умения младших школьников, выслушать товарища и придти к одному мнению, здесь был включён и соревновательный элемент для активизации познавательной  деятельности детей, всем хотелось быть лучшими, чтобы провести физминутку. Учащимся было необходимо провести поисковые действия, найти способы для решения поставленной проблемы. В дальнейшем самостоятельная работа была направлена на формирование умения – применить полученные знания на практике, целью которой было практическое осознание нового знания. На этапе рефлексии, при проведении самооценки, учащиеся осознают личную ответственность за результаты своего труда, это отслеживалось при заполнении волшебных линеечек. Учебная задача данного урока была выполнена.Урок своей   цели достиг.

 Главное преимущество « Технологии проблемного обучения» состоит в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет право искать и находить свой ответ, отстаивать своё мнение. Изменения, происходящие в   детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Итак, применяя на уроке технологию «Проблемное обучение в начальной школе», учитель выполняет одну из важных задач новых стандартов образования- формирование у учащихся метапредметных УУД, развивая самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие способностей  может осуществляться  лишь в творческой самостоятельной деятельности,  специально организованной учителем в процессе обучения. Однако   эффективное развитие творческого мышления может обеспечить лишь      система работы учителя по применению данной технологии.

Список литературы.

1.   Байкова,   Т.   А.   Русский  язык.  Тетрадь для самостоятельной работы №2, 3 класс. – М. : Академкнига, 2010. – 92 с.

2.  Брызгалова,  С.  И.  Проблемное обучение в начальной школе : учебное пособие / С.  И. Брызгалова. – Калининград, 1998. - 90 с.

3.  Каленчук,  М.  Л.  Русский язык, 2 часть. 3 класс : учебник / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова / под ред. Н.А.Чураковой. – М. : Академкнига, 2010.- 200 с.

 4.  Каленчук,  М.  Л.  Русский язык, 3 часть. 3 класс : учебник / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова / под ред. Н.А.Чураковой. – М. : Академкнига, 2010.- 205 с.

 5.Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования / Стандарты второго поколения / - М. : Просвещение, 2010.

Приложения.

Приложение 1.

Диалог Миши и Анишит Йокоповны.

-Анишит Йокоповна!!! Я такое обнаружил!...-Миша даже не мог толком сказать,

что же он обнаружил. Только всё показывал два столбика в Обратном словаре.

В первом столбике были слова на -А- ,на -ища- , а во втором – на –Е- , на  -ище-.

Найди и ты эти слова.

-Слова-то одинаковые – с суффиксом -ищ-! – не мог успокоиться Миша. – Но

одни слова оканчиваются на –на -а- , а другие – на -е-! Почему?

- Действительно, почему? – обратилась ко всем Анишит Йокоповна.

Приложение 2.

Список слов из Обратного словаря.

-ища-        -ище-

рыбища                                                 зубище

травища                                               медведище

головища                                             дождище

тетрадища                                            гвоздище

бородища        холодище

шеища         чудище

книжища         снежище

ножища        ножище

слезища                                                 сапожище

грязища                                                 сапожище

силища        морозище

пылища                                                  арбузище

ямища                                                    страшилище

жарища        туманище

норища                                                  днище

ручища                                                   окнище

комарище

сборище

позорище

голосище

носище

усище

хвостище

плечище

зайчище

волчище

паучище

Приложение 3

Плакат Летучей Мыши

Слово с суффиксом -ищ- оканчивается в начальной форме на - а-,

если слово, от основы которого оно образовано, (какого рода?)

…рода.

Слово с суффиксом -ищ- оканчивается в начальной форме на -е-,

если слово, от основы которого оно образовано, (какого и какого                           рода?) … и … рода.

Приложение 4.

Текст упражнения № 92

Два приятеля Славочка и Боренька мирно беседуют. Один сидит на скамеечке, другой – на заборчике. В руках у каждого – тетрадочка и карандашик. Потом    они ссорятся, и всё сразу меняется. Теперь они уже не Славочка и Боренька ,  а   Славищ… и Борищ… . Заборчик теперь – заборищ…, а скамеечка – скамеищ… .

В руках у каждого - тетрадищ… и карандашищ… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Использование элементов проблемного обучения в начальной школе. Мастер-класс.

Одним  из  видов  обучения, способствующего  развитию  ребенка, является  проблемное  обучение. Проблемное  обучение – это  ориентация учебного  проце...

Статья "Использование элементов проблемного обучения"

      Для развития у младшего школьника творческого мышления, нужно, чтобы он ощутил удивление и любопытство, и  через преодоление «трудностей» (проблем) ребенок может войти...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагн...

Педагогические условия использования элементов проблемного обучения при изучении уравнений в курсе математики начальной школы

В данной статье рассматривается актуальная проблема использования элементов проблемного обучения в курсе математики начальной школы. В статье исследуются педагогические условия, которые способствуют э...