Урок письма в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи;   способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества; развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зюзюкина Ирина  

Урок письма в 1 классе по

системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши

Тип урока: урок первичного усвоения знаний

Цели: предметные: содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка, а также безотрывного письма; способствовать развитию навыков правописания сочетаний жи-ши, оформления предложений;

           личностные: создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи;

           регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;

коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;

           познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.

Оборудование: тетрадь  по русскому языку №4, компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

I. Организационный момент.

 (Дети вместе с учителем стоят в круге)

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна.

- Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы.

Вы согласны?

- В пути вы должны быть очень внимательными, помогать и поддерживать друг друга. И раз мы с вами договорились отправиться в сказку, то начнём урок именно с неё.

Жили – были в одном далёком селении счастливые люди. Они умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем друг другу ладони, посмотрим в глаза друзей, улыбнёмся и почувствуем тепло наших рук. Сохраните  его.

- Какое у вас стало настроение?

- Я очень рада!

 - Потрите ладошки друг о друга, почувствуйте тепло, и удобной вам рукой закройте глаза и произнесите вслух: «Мои глаза внимательно смотрят»

- Дотроньтесь до ушка и скажите: «Мои уши внимательно слушают»

- А теперь коснитесь головы и произнесите: «Моя голова очень хорошо думает»

- Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием!

II. Минутка чистописания.

- Ребята, а какие вы знаете сказки?

- А как начинается большинство сказок? (жили-были)

- С какого звука начинается это слово?

- Произнесите его. Расскажите о нём. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? Парный или непарный?

- Вы сказали, что звук ж парный, назовите мне его пару.

-А он какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким?

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить как пишутся буквы Ж и Ш.

- А поскольку мы с вами в сказке, то я позову на помощь своего верного друга и помощника Весёлого Карандаша. Он напомнит о том, как правильно пишутся эти буквы.

Праворукие дети

- Внимательно посмотрите, как пишется  заглавная и строчная Жж. А теперь возьмите ручку и ещё раз вместе с карандашом пропишите в воздухе. Теперь самостоятельно вы можете приступить к написанию.

Леворукие дети.

- Внимательно  следите за движениями моей руки и слушайте мои пояснения. Теперь давайте вместе со мной. Молодцы! Приступайте  к самостоятельному написанию.

(Аналогично буква Шш)

- А теперь выберите из каждой строчки ту букву, которая по вашему мнению наиболее удачно у вас получилась и подчеркните её.

III. Целеполагание

- Ребята, а если бы нам с вами предложили написать сказку?

- Как вы думаете, мы бы справились?

- Давайте попробуем.
- Сказку начнём со слов жили – были.

- Давайте немного поработаем со словом жили.

- Сколько в нём слогов?

- Назовите первый, второй.

- А что вы можете сказать о звуке и?

- А какой звук обозначает ж?

- Тогда почему же надо писать и?

- Какая перед нами стоит проблема?

-Когда я училась в школе, нам рассказывали сказку о сочетаниях жи-ши и я до сих пор её помню.

 - Хотите послушать эту сказку?

Сказка о том, как поссорились буквы

Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили очень дружно.

И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ,  ЖИ – ШИ.

  • Интересная сказка?
  • А что вы неё узнали? О каком орфографическом правиле я рассказала?
  • Молодцы! Вы очень внимательны! Я действительно рассказала вам о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

IV. Актуализация знаний.

1.- Давайте вместе хором прочитаем это правило. А теперь по группам.

2. Работа в группах.

- Ребята, сейчас я предлагаю поработать в группах. Кто хочет сегодня быть моим помощником? (Назначить самой)

Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

      Жирафы, шины и моржи,

      Шиповник и карандаши,

      Кружить, служить, дружить и жить,

      Спешить, смешить, шипеть и шить.

     Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

      Жирафы, шины и моржи,

      Шиповник и карандаши,

      Кружить, служить, дружить и жить,

      Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 3.

Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.

      Жирафы, шины и моржи,

      Шиповник и карандаши,

      Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

      Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.

Проверка.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

- Молодцы! Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать.

3. Работа с рисунками.

- Ребята, посмотрите вокруг. В классе размещены рисунки. Найдите и прикрепите на доску только те, которые помогут нам запомнить новое правило.

- Давайте ещё раз повторим это правило.

(лиса, жираф, шишка, машина, волк, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи)

- Хорошо, молодцы!

- На какие две группы мы можем разделить эти слова. Запишите в два столбика.

Проверка.

Гимнастика для глаз

- Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за появляющимися предметами на экране.

V. Закрепление изученного.

- Вы такие молодцы, все задания выполнили верно. В начале урока мы с вами договорились написать сказку. И теперь, когда вы познакомились ещё с одним правилом русского языка, вы смело можете приступать к работе.

Проверка.

- На предметном столе лежат слова, из которых каждая группа составит предложение. После того, как группа составит предложение,  выходите к доске  и размещаете своё предложение.

(Обязательно группа хором должна прочесть предложение)

- Ребята, а я тоже придумала несколько предложений. Посмотрите, что у нас получилось.

Жила-была  ёлочка.

Она росла в лесной глуши.

Ёлочке очень хотелось дружить.

Однажды пошёл пушистый снег.

На ёлочку упала красивая снежинка.

Ёлочка предложила ей дружбу.

Так лесная красавица нашла подругу.

- Молодцы! Мы справились с заданием? Решили проблему, которую мы обозначили в начале урока? С каким сочетанием мы сегодня познакомились?

- Ребята, а кто считает, что он справился со всеми заданиями сегодняшнего урока отлично, поднимите ручки, а кто считает, что ещё необходимо немного поработать над этим правилом?

- А теперь давайте снова станем в круг. Если у вас сохранилось хорошее настроение, то протяните ко мне ладошки и улыбнитесь, если ваше настроение испортилось, сомкните руки в замок.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение и вы уходите с урока довольные собой и своей работой!

Группа 1

Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

     Жирафы, шины и моржи,

      Шиповник и карандаши,

      Кружить, служить, дружить и жить,

      Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 1

Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

    Жирафы, шины и моржи,

     Шиповник и карандаши,

     Кружить, служить, дружить и жить,

     Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 1

Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

    Жирафы, шины и моржи,

     Шиповник и карандаши,

     Кружить, служить, дружить и жить,

     Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 1

Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.

     Жирафы, шины и моржи,

     Шиповник и карандаши,

     Кружить, служить, дружить и жить,

     Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2

Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

    Жирафы, шины и моржи,

     Шиповник и карандаши,

     Кружить, служить, дружить и жить,

     Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2

Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

    Жирафы, шины и моржи,

     Шиповник и карандаши,

     Кружить, служить, дружить и жить,

     Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2

Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

    Жирафы, шины и моржи,

     Шиповник и карандаши,

     Кружить, служить, дружить и жить,

     Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 2

Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.

    Жирафы, шины и моржи,

     Шиповник и карандаши,

     Кружить, служить, дружить и жить,

     Спешить, смешить, шипеть и шить.

Группа 3

Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания

            Жирафы, шины и моржи,

               Шиповник и карандаши,

  Жи -     Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

  Ши -     Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.

Группа 3

Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания

            Жирафы, шины и моржи,

               Шиповник и карандаши,

  Жи -     Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

  Ши -     Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.

Группа 3

Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания

            Жирафы, шины и моржи,

               Шиповник и карандаши,

  Жи -     Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

  Ши -     Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.

Группа 3

Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания

            Жирафы, шины и моржи,

               Шиповник и карандаши,

  Жи -     Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,

  Ши -     Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма 1 класс "Письмо изученных букв".

В начале урока дети выразили свое настроение, мотивацию учебной деятельности при помощи знаков «настроения», обосновали свой выбор.     Перед детьми была поставлена проблема: нужны ли школы ...

Конспект урока письма 1 класс "Письмо заглавной буквы К" УМК "Перспектива"

Материал содержит конспект урока письма для учащихся 1 класса (УМК "Перспектива")...

Конспект урока. Письмо. 1 класс.Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: формировать у учащихся умение проверять написание согласных на конце слова.Планируемые результа...

Урок письма 1 класс В гостях на улице Сезам. Письмо заглавной буквы П

Ознакомление с алгоритмом письма заглавной буквы «П»;отрабатывать умение находить сходные элементы с элементами новой буквы; формировать навыки каллиграфического письма;развивать познавательный интере...

Конспект урока письма 1 класс "ПИСЬМО ЭЛЕМЕНТА "КОРОТКАЯ НАКЛОННАЯ ПРЯМАЯ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВВЕРХУ"

Цель деятельности учителя: учить детей правильно писать элементы букв;Планируемые результаты: предметные: развивать навык правильного письма, развитие мелкой моторики, развивать у учащихся навыки звук...

конспект урока письма 1 класс, тема "Письмо ь и ъ знаков"

Цель: Организовать деятельность детей по овладению начертанием Ь и Ъ знакаЗадачи:Образовательная:1.     Учить каллиграфически правильному написанию буквы и ее соединений.Развивающа...