Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Пономарева Елена Васильевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rus_yaz_4.docx84.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 города Тюмени

РАССМОТРЕНА

На заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ______

от « _______» 2015 г.

______________

Пономарева Е.В.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 13

___________________

Александрова Н.Н.

ПРИНЯТА

на заседании Педагогического Совета

Протокол № ___

от « _______» 2015 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МАОУ СОШ №13               № ___

от « _______» 2015 г

_______________

Пуртова С.Н.

Рабочая программа по предмету «Русский язык»

 4 класс

Учитель начальных классов высшей категории

Пономарева Елена Васильевна

2015/2016 учебный год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  •  развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

         

Рабочая программа рассчитана на 170часов в год (из них 5 часов резервных).

Количество часов в неделю             5.
Количество часов в 1 четверти  -   45;
Количество часов во 2 четверти  - 35;
Количество часов в 3 четверти    - 50;

Количество часов в 4 четверти   -  40.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуациионно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово».Содержание работы

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьем к особенностям словообразования и словоизменения.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический.  Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Ведущая идея курса русского языка – изучение русского языка с позиций духовной и культурно-исторической ценности.

        Данная программа направлена:

       На личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;  

       на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; на познание окружающего мира и самого себя.

Ценность общения –  признание возможности общения, как величайшей ценности.

Ценность языка – признание литературного русского языка, как эталона общения, направленное на расширение активного словаря учащихся, неприятие  ненормативной лексики.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, языку, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность         речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.  

   Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проведение уроков в технологии деятельностного метода. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

          Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология урока, построенная в деятельностном подходе и технология оценивания образовательных  достижений (учебных успехов).

             Познавательные УУД:

– вычитывать все         виды         текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать         информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать         и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;          

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

        Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология проблемного диалога.    

               

           Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку  зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности;

– задавать вопросы.

Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык»  является сформированность следующих умений:

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные и прилагательные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- производить разбор слова как части речи:

- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.

- находить местоимения в предложениях;

- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;

- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы.

VI.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение (17 часов)

Предложение. Текст (36 часов)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Имя существительное (45 часов)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное (20 часов)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол (36 часов)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); тся –ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания –о – -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

Наречие (4 часа)

Наречие – неизменяемая часть речи. Употребление  наречий в речи. Правописание суффиксов  наречий.

Повторение (12часов)

Работа по обогащению словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение  грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие  связной устной и письменной речи в ходе работы с языковым материалом, чтение текстов и т.д. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.

Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Название разделов и тем

Общее кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Повторение

17

Знакомиться с новым учебником. Толковать значение слов. Проводить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырех позиций (лексическое значение; состав слова и однородные слова; звуковой и буквенный состав; на какой вопрос отвечает).

Предложение. Текст.

36

- Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.

- Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов.

- Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

- Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но.

- Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

- Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью

- Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.

- Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).

- Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану.

- Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов.

- Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).

- Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления.

- Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью.

- Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью.

- Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах).

- Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

В том числе:

Простое предложение. Предложение с однородными членами.

13

Сложные предложения с союзами и, а, но.

11

Предложения с прямой речью

12

Имя существительное

45

- Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.

- Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

- Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж.

- Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

- Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.

- Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи.

- Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор).

- Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи.

- Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

- Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

- Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

- Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

В том числе:

Что мы знаем об имени существительном.

5

Изменение имен существительных по падежам

12

Три склонения имен существительных

7

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

8

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

13

Имя прилагательное

20

- Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания.

- Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи.

- Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.

- Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

- Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

- Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных.

- Выделять в тексте и конструировать словосочетания «прил. + сущ».

В том числе:

Что мы знаем об имени прилагательном

5

Словоизменение прилагательных

4

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

11

Глагол

36

- Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

- Определять грамматические признаки глагола.

- Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

- Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

- Составлять задания в группе по изученному материалу.

- Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий.

- Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов.

- Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов.

- Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

- Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

В том числе:

Что мы знаем о глаголе

4

Словоизменение глаголов

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Разбор глагола по составу

Наречие

2

17

13

4

Повторение

12

- Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста.

- Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу.

- Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о

себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами).

- Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

Итого

170

VIII.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебники. 2, 3, 4-й классы.
  • Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 2, 3, 4-го классов.
  • Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2, 3, 4-го классов.
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов.

Список литературы для  учителя

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального образования – «Начальная школа»
  • Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе.
  • Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. Программа – в кн.: Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.(1-4).–М., Просвещение, 2007.
  • Баранов М.Т. Изучение орфографии в 48-х классах. – М.,Просвещение, 2008
  • Светловская Н Н.Основы науки о читателе. – М., Магистр, 2002

В календарно-тематическом планировании введены следующие обозначения:

- личностные УУД – (Л);

-  регулятивные УУД – (Р);

- познавательные УУД – (П);

- коммуникативные УУД – (К).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

№ п\п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

№  задания

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке

ЗНАТЬ: задачи и значение  уроков русского языка, основных поэтов и писателей о русском языке.

УМЕТЬ: ориентироваться в новом учебнике.

- интерес к чтению, интерес к изучению языка (Л);

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);

-высказывать и обосновывать свою точку зрения (К).

- устный опрос;

- работа с информационными источниками (учебник);

- коллективная работа.

1

РАЗДЕЛ 1. ПОВТОРЕНИЕ (16 ч)

2

Повторение  фонетики и графики.

ЗНАТЬ: понятия «фонетика» и «графика» как разделы языкознания.

УМЕТЬ: составлять схемы-опоры.

- определять степень успешности своей работы (Р);

-устанавливать причинно-следственные связи (П);

-осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л).

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чте- ния.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и  букв  в слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограмма- ми,  графически объяснять выбор  написания.

Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

1

3

Повторение фонетики. Слог и ударение

ЗНАТЬ: особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы»; свободное и подвижное ударение.

УМЕТЬ: ставить ударение в словах  правильно.

- строить рассуждения (П);

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);

 - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К).

1

4

Что такое графика.

Письмо под диктовку

ЗНАТЬ: что такое орфограмма, закон русского языка, понятия «каллиграфия», «монография».

УМЕТЬ: определять в словах орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, пользоваться правилами проверки орфограмм.

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);

 - стремиться к совершенствованию собственной речи (Л);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К).

1

5

Фонетический разбор слова.

ЗНАТЬ: понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками).

УМЕТЬ: выполнять фонетический разбор слов.

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П);

-составлять план решения учебной проблемы (Р).

1

6

Повторение орфографии.

ЗНАТЬ: основные правила орфографии русского языка.

УМЕТЬ: применять на практике эти правила.

- мотивация (Л);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- строить рассуждения (П)

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р).

1

7-8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения.

ЗНАТЬ:  основные правила орфографии русского языка; антонимы.

УМЕТЬ: применять правила на практике.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л);

- устанавливать причинно-следственные связи (П).

2

9

Входной контрольный диктант

Проверка знаний учащихся

- определять степень успешности своей работы (Р);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

10

Работа над ошибками

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

1

11

Повторение состава слова. Чередование гласных и согласных в корне слова.

ЗНАТЬ:  словообразование как раздел языкознания, слова с двумя приставками, сложные слова.

УМЕТЬ: проводить разбор по составу слов разных частей речи, изменять слова для определения окончаний.

- мотивация (Л);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П);

- составлять план решения учебной проблемы (Р).

1

12

Повторение изученного  о частях речи.

ЗНАТЬ: о морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи.

УМЕТЬ: отличать в тексте слова разных частей речи, приводить свои примеры.

- извлекать информацию, представленную в разных формах (П);

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

1

13

Повторение изученного по синтаксису.

ЗНАТЬ: о синтаксисе как радел языкознания, история лексического значения слова «предложение».

УМЕТЬ: составлять текст из группы разрозненных слов или текст  из ответов на вопросы.

-     осуществлять анализ и синтез (П);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

14

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

ЗНАТЬ: о пунктуации как раздел языкознания, правило о предложении, тексте, словосочетании.

УМЕТЬ: применять эти правила.

- мотивация (Л);

- вычитывать все виды текстовой информации (П);

- самостоятельно формулировать тему и цель урока (Р);

- осуществлять анализ и синтез (П).

1

15

Р\р  Обучающее изложение «Золотой рубль».

Проверка орфографических и речевых знаний учащихся.

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

1

16

Работа над ошибками.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- устанавливать причинно-следственные связи (П).

1

17

Контрольное списывание

ЗНАТЬ: изученные правила.

УМЕТЬ: правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами.

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

РАЗДЕЛ 2. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (11 ч)

18

Как отличить простое предложение от сложного.

ЗНАТЬ: алгоритм работы.

УМЕТЬ: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм.

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

 - устанавливать причинно-следственные связи (П);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти  параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с одно- родными членами и союзами и, а, но. (П)

Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но. (П)

 Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»)

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму

1

19

Однородные члены без союзов и с союзом  и . Стилистическая роль в худ. тексте предложений с однородными членами

ЗНАТЬ: виды связи однородных членов предложения.

УМЕТЬ: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения.

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- интерес к ведению диалога, потребность в общении (Л).

1

20

Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и,а,но

ЗНАТЬ: виды связи однородных членов предложения.

УМЕТЬ: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения.

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации (К).

1

21-22

Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами

ЗНАТЬ: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения.

УМЕТЬ:  оформлять на письме предложения с однородными членами предложения.

- осуществлять анализ и синтез (П);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

2

23

Р\р  Обучающее изложение «Что я люблю».

Проверка орфографических и речевых знаний учащихся.

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

1

24

Работа над ошибками

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- устанавливать причинно-следственные связи (П).

1

25

Упражнения на повторение.

Проверочная работа №1

Проверка знаний учащихся.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

26

Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами предложения.

ЗНАТЬ: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения.

УМЕТЬ:  оформлять на письме предложения с однородными членами предложения.

- осуществлять анализ и синтез (П);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

1

27

Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

Проверка знаний учащихся

- определять степень успешности своей работы (Р);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

28

Работа над ошибками

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

1

РАЗДЕЛ 3. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗАМИ и, а, но (11 ч)

29

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

ЗНАТЬ:  правила

алгоритма работы.

УМЕТЬ: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью.

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л);

 - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П);

- составлять план решения учебной проблемы (Р).

Приобретать  опыт    разграничения  сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П)

Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану.

Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими конструкциями

.

Продуцировать текст  с  использованием  слож- ных  предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»).

1

30

Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

ЗНАТЬ: правила

алгоритма работы.

УМЕТЬ:  ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью.

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации (К).

1

31-32

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

ЗНАТЬ: правила

алгоритма работы.

УМЕТЬ:  ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но.

- мотивация (Л);

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);

- устанавливать причинно-следственные связи (П).

2

33

Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант.

ЗНАТЬ: стили текстов.

УМЕТЬ: составлять научный рассказ на грамматическую тему по плану.

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

1

34

Работа над ошибками.

Запятая в сложном предложении с союзами и,а,но.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но.

- определять степень успешности своей работы (Р);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

1

35

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Проверка знаний учащихся

- определять степень успешности своей работы (Р);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

36

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

1

37

Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

УМЕТЬ: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме.

- пользоваться словарями, справочниками (П);

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л).

1

38

Редактирование сочинения.  Контрольный словарный диктант.

ЗНАТЬ: изученные правила и словарные слова.

УМЕТЬ: находить и исправлять стилистические ошибки.

- определять степень успешности своей работы (Р);

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л).

1

39

Упражнения на повторение. Проверочная работа №3

Проверка знаний и умений учащихся.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

РАЗДЕЛ 4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ (9 ч)

40

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью.

ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании.

УМЕТЬ: ставить знаки препинания в предложении с прямой  речью.

- мотивация  (Л);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П);

- составлять план решения учебной проблемы (Р).

Выделять на слух  и в тексте предложения с пря- мой речью  (слова  автора плюс  прямая речь). (П)

Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления. (П)

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с пря- мой речью  (после  предварительной подготовки).

 Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения  (сочинения), приме- нять их  при  самоанализе и  взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

1

41

Контрольный диктант за I четверть

Проверка знаний и умений учащихся.

- определять степень успешности своей работы (Р);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

42

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

1

43 -44

Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора)

ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании.

УМЕТЬ: ставить знаки препинания в предложении с прямой  речью после слов автора.

- осуществлять анализ и синтез (П);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л);

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме  с учетом речевой ситуации (К).

2

45-46

Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора)

ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании.

УМЕТЬ: ставить знаки препинания в предложении с прямой  речью перед  словами автора.

2

47

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании.

УМЕТЬ: оформления на письме предложений с прямой речью.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К);

- интерес к ведению диалога, потребность в общении (Л);

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р).

1

48

Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью)

ЗНАТЬ: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании.

УМЕТЬ:

выполнять письменную творческую работу (с языковым заданием) на основе рекомендаций по подготовке к сочинению.

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л).

1

СЛОВО

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ 5. ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ (4 ч)

49 -50

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

ЗНАТЬ: грамматические признаки имени существительного.

УМЕТЬ: выполнять морфологический разбор имен существительных

- мотивация (Л);

- извлекать информацию, представленную в разных формах (П);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К).

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж.

2

51

Роль имен существительных в речи.

Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна»

ЗНАТЬ: однозначные и многозначные имена существительные, прямое и переносное значение слов.

УМЕТЬ: составлять устный рассказ на тему имена существительные,

составлять научный текст

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л);

- определять степень успешности своей работы (Р);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П).

1

52

Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1

РАЗДЕЛ 6. ИЗМЕНЕНИЕ МЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (14 ч)

53

Наблюдение за словоизменением имен существительных

ЗНАТЬ: понятие «падеж»

УМЕТЬ: изменять имена существительные по падежам.

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л).

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять само- контроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Накапливать  опыт   употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять  грамматические   признаки   имён существительных (морфологический разбор).

Находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

1

54

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

ЗНАТЬ: изменение имен существительные по падежам.

УМЕТЬ: изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы, определять падеж.

1

55

Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. числе

ЗНАТЬ: изменение имен существительные по падежам, заимствованные слова.

УМЕТЬ: изменять имена существительные по падежам в ед. и во мн. числе

- извлекать информацию, представленную в разных формах (П);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К);

 - осуществлять анализ и синтез (П);

- определять степень успешности своей работы (Р).

1

56-57

Именительный и винительный падежи.

ЗНАТЬ: вопросы и предлоги именительного и винительного падежа.

УМЕТЬ: определять именительный и винительный падежи существительных

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

 - извлекать информацию, представленную в разных формах (П).

2

58

Родительный падеж

ЗНАТЬ: вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей.

УМЕТЬ: определять падеж имен сущ.  по вопросам, предлогам, вспомогательным совам, синтаксической роли в предложении

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П);

- составлять план решения учебной проблемы (Р);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

- вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других (Р);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- интерес к изучению языка (Л);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К).

1

59

Дательный падеж

1

60

Творительный падеж

1

61

Предложный падеж

1

62

Обобщение знаний о падежах.

2

63

Проверочная работа № 3 «Изменение имен существительных по падежам»

Проверка знаний и умений учащихся.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

64

Контрольный диктант по теме  «Изменение имен существительных по падежам»

Проверка знаний и умений учащихся.

- определять степень успешности своей работы (Р);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

65

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

1

66

Урок – обобщение по теме «Имя существительное»

Р\р Обучающее  мини - изложение

ЗНАТЬ: все об именах существительных.

УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; изменять имена существительные по падежам.

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л).

1

РАЗДЕЛ 7. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (8  ч)

67

Три склонения имен существительных.

ЗНАТЬ: склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные.

УМЕТЬ: определять склонения имен существительных.

- извлекать информацию, представленную в разных формах (П);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения(К);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- определять степень успешности своей работы (Р).

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять само- контроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Накапливать  опыт   употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании).

1

68

Склонение имен существительных

1

69-71

Морфологический разбор имени существительного.

ЗНАТЬ: порядок морфологического разбора имени существительного.

УМЕТЬ: выполнять морфологического разбора имени существительного.

- строить рассуждения (П);

- составлять план решения учебной проблемы (Р);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К).

2

72-73

Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления

ЗНАТЬ: несклоняемые имена существительные, отсутствие окончаний таких имен существительных.

УМЕТЬ: правильно употреблять их в устной и письменной речи.

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П);

- составлять план решения учебной проблемы (Р);

 - извлекать информацию, представленную в разных формах (П);

- интерес к изучению языка (Л).

2

74

Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!»

УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л).

1

РАЗДЕЛ 8. ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (7 ч)

75

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода.

ЗНАТЬ: орфографическое правило.

УМЕТЬ: использовать правило на практике.

- осуществлять анализ и синтез (П)

- самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р)

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К).

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных

1

76-77

 Правописание слов с орфограммой «ь на конце имен существительного женского рода»

ЗНАТЬ: орфографическое правило.

УМЕТЬ: писать слова с данной орфограммой.

- работать по плану, сверяя свои действия с целью (Р)

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П)

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

2

78

Упражнения на повторение.

Проверочная работа № 4

Проверка знаний учащихся.

- определение степени успешности совей работы (Л);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К).

1

79

Правописание слов с орфограммой «ь на конце имен существительных женского рода»

ЗНАТЬ: орфографическое правило.

УМЕТЬ: писать слова с данной орфограммой; умение находить и корректировать свои ошибки.

- строить рассуждения (П);

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К).

1

80

Контрольный диктант за II четверть.

Проверка знаний и умений учащихся.

- определять степень успешности своей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

81

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

1

РАЗДЕЛ 9. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (10 ч)

82

Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

УМЕТЬ: применять правила на практике.

- работать по плану, корректировать свои действия (Р);

- строить рассуждения (П);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- уметь корректировать свою точку зрения (К);

- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово (Л).

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

1

83-85

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

УМЕТЬ: писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания.

3

86

Р\р Обучающее изложение  «Первая газета»

УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л).

1

87

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Работа над ошибками.

ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

УМЕТЬ: находить и корректировать свои ошибки.

- самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р);

 - строить рассуждения (П);

- интерес к изучению языка (Л);

- уметь корректировать свою точку зрения (К).

1

88

Упражнения на повторение. Проверочная работа №5

Проверка знаний учащихся.

- определение степени успешности совей работы (Л);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К).

1

89

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Работа над ошибками.

ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

УМЕТЬ: применять правила на практике; находить и корректировать свои ошибки.

- работать по плану, корректировать свои действия (Р);

- строить рассуждения (П);

- интерес к изучению языка (Л).

90

Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных»

Проверка знаний и умений учащихся.

- определять степень успешности своей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

91

 Работа над ошибками.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Л).

1

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

РАЗДЕЛ 10. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (3 ч)

92

Роль имен прилагательных в речи.

Повествование и описание – два типа речи.

ЗНАТЬ: типы текстов,их признаки. понятие «антонимы»

УМЕТЬ: определять  признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи.

- мотивация (Л);

- составлять план решения учебной проблемы (Р);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- строить рассуждения (П).

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания (П). Наблюдать роль  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

1

93

Роль прилагательных – антонимов в речи.

1

94

Морфологический разбор имен прилагательных.

ЗНАТЬ: грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного.

УМЕТЬ: выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму.

- строить рассуждения (П);

- составлять план решения учебной проблемы (Р);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К).

1

РАЗДЕЛ 11. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (2 ч)

95

Изменение имен прилагательных по падежам.

ЗНАТЬ:  как изменяются имена прилагательные.

УМЕТЬ: изменять имена прилагательные по падежам

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л);

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

Называть грамматические признаки имён  при- лагательных  (морфологический разбор), опреде- лять начальную форму.

1

96

Главное и зависимое слово в словосочетании.

ЗНАТЬ: понятие «словосочетание», именное словосочетание.

УМЕТЬ: определять главное и зависимое слова в словосочетаниях.

1

РАЗДЕЛ 12. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (11 Ч)

97-98

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

УМЕТЬ:  по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний.

- мотивация (Л);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К);

- вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями (Р).

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных        (обучающее

изложение        и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

2

99

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных

Свободный диктант.

1

100

Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие»

УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л).

1

101

Редактирование творческих работ.

УМЕТЬ: находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

- определять степень успешности своей работы (Л).

1

102-104

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

ЗНАТЬ: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

УМЕТЬ: грамотно писать слова, используя изученные орфограммы.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К);

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

 - осуществлять анализ и синтез (П);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К).

3

105

Проверочная работа №6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных».

Проверка знаний и умений по данной теме.

- определение степени успешности совей работы (Л);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К).

1

106

Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное»

Проверка знаний и умений учащихся.

- определять степень успешности своей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

107

Работа над ошибками.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Л).

1

ГЛАГОЛ

РАЗДЕЛ 13. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (5 ч)

108

Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ.

ЗНАТЬ:  употребление слова «глагол» в старом значении 18-19 веков; роль глаголов в нашей речи;   постоянные и непостоянные признаки глаголов.

УМЕТЬ: правильно писать глаголы с частицей НЕ.

- мотивация (Л);

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К).

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

1

109-110

Значение и грамматические признаки глаголов.

ЗНАТЬ: понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив».

УМЕТЬ: определять время, число и род глаголов.  

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

- извлекать информацию, представленную разными видами текста (П);

-высказывать и обосновывать свою точку зрения(К).

1

111-112

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.

ЗНАТЬ:  постоянные и непостоянные признаки глаголов.

УМЕТЬ: составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов.

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

 - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

2

РАЗДЕЛ 14. СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ (25 ч)

113

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов1и 2 спряжения.

ЗНАТЬ: понятие «спряжение глаголов».

УМЕТЬ: определять спряжение глаголов.

- составлять план решения учебной проблемы (Р);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- строить рассуждения (П).

Сотрудничать в группе, распределять роли, слу- шать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само-  и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимуще- ственным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окон- чаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

1

114-115

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

ЗНАТЬ: понятие «спряжение глаголов».

УМЕТЬ:  определение спряжение глаголов с ударным окончанием.

- осуществлять анализ и синтез (П);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К).

2

116

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

ЗНАТЬ: алгоритм определения спряжения глаголов; глаголы исключения.

УМЕТЬ: выводить алгоритм действий и выбирать способ определения спряжения глаголов.

- извлекать информацию, представленную в разных формах (П);

- интерес к изучению языка (Л);

- самостоятельно формулировать тему и цели урока (Р);

- устанавливать причинно-следственные связи (П).

1

117

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола.

1

118-119

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

ЗНАТЬ: алгоритм  определения спряжения глаголов.

УМЕТЬ:   определять спряжения глагола, используя алгоритм действий.

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П);

- составлять план решения учебной проблемы (Р);

 - строить рассуждения (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К).

2

120

Контрольное списывание

УМЕТЬ: правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами.

- определение степени успешности совей работы (Л);

1

121-122

Морфологический разбор глагола.

ЗНАТЬ:  постоянные и непостоянные признаки глаголов.

УМЕТЬ: выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм.

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

 - работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

2

123

Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны)

УМЕТЬ: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л).

1

124

Работа над ошибками, допущенными в сочинении

УМЕТЬ: находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

- определять степень успешности своей работы (Л).

1

125

Контрольный диктант за III четверть.

Проверка знаний и умений учащихся.

- определять степень успешности своей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

126

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

1

127-128

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с

 -тся, -ться.

ЗНАТЬ: понятие «постфикс».

УМЕТЬ: использовать в устной и письменной речи глаголы  с изученными орфограммами.

- осуществлять анализ и синтез (П)

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

2

129-132

Правописание глаголов 2-го лица ед. числа

ЗНАТЬ: правописание глаголов 2-го лица ед. числа.

УМЕТЬ: писать букву ь в глаголах 2-го лица ед. числа.

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

- извлекать информацию, представленную разными видами текста (П);

 -устанавливать причинно-следственные связи (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л).

4

133-137

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний)

ЗНАТЬ: правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями.

УМЕТЬ: определять спряжения глагола, используя алгоритм действий.

5

РАЗДЕЛ 15. РАЗБОР ГЛАГОЛОВ ПО СОСТАВУ (17 Ч)

138-141

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

ЗНАТЬ: алгоритм разбора глагола по составу

УМЕТЬ:  выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов  с изученными орфограммами.

- мотивация (Л);

- строить рассуждения (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

- коллективная работа;  

- работа с информационными источниками (учебник);

- тестовые задания;

-работа в парах;

-самостоятельная работа.

4

142

Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием.

ЗНАТЬ: изученные орфограммы.

УМЕТЬ: использовать в письменной речи глаголы в форме настоящего времени с изученными орфограммами  в творческой работе; самостоятельно составлять план сочинения.

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л).

-коллективная работа;

-творческая работа.

1

143

Работа над ошибками.

УМЕТЬ: находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

- определять степень успешности своей работы (Л).

- коллективная работа;

- выполнение индивидуальных заданий.

1

144-148

Правописание глаголов с изученными орфограммами

ЗНАТЬ: изученные орфограммы правописания глаголов.

УМЕТЬ: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; Использовать в устной и письменной речи глаголы  с изученными орфограммами.

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (П);

- стремиться к совершенствованию собственной речи (Л);

 - устанавливать причинно-следственные связи (П);

- составлять план решения учебной проблемы (Р);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К).

- дидактические игры;

-устный опрос;

-коллективная работа;

-работа в группах;

- работа с информационными источниками (учебник);

-словарный диктант.

5

149

Упражнения на повторение. Проверочная работа №7

 по теме: «Глагол»

Проверка знаний учащихся.

- определение степени успешности совей работы (Л);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К).

- устный опрос;

- самостоятельная работа.

1

150

Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант.

ЗНАТЬ: правила по данной теме; правописание  словарных слов.

УМЕТЬ: правильно писать словарные слова.

- определение степени успешности совей работы (Л);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К).

- пользоваться словарями, справочниками (П).

- коллективная работа;

-индивидуальная работа по карточкам.

-словарный диктант.

1

151-152

Повторение по теме: «Глагол»

ЗНАТЬ:  правила по теме «глагол».

УМЕТЬ: применять, полученные орфографические, языковые, пунктационные знания в устной и письменной речи.

- строить рассуждения (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- определение степени успешности совей работы (Л).

-коллективная работа;

- работа в парах;

-устный опрос;

- работа с информационными источниками (учебник);

- тестовые

задания.

2

153

Контрольный диктант № 9 

по теме: «Глагол»

Проверка знаний и умений учащихся.

- определять степень успешности своей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

- самостоятельная работа.

1

154

Работа над ошибками.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

- коллективная работа;

- выполнение индивидуальных заданий.

1

РАЗДЕЛ 16. ПОВТОРЕНИЕ (16 ч)

155

Повторение по теме: «Слово».

ЗНАТЬ: понятие «фонетика», «ударение», состав слова, фонетический разбор.

УМЕТЬ: уметь выполнять фонетический разбор слов.

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- высказывать и обосновывать свою точку зрения (К);

 - высказывать и обосновывать свою точку зрения (К);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

- работа с информационными источниками (учебник);

- дидактическая игра;

-устный опрос;

- тестовые задания;

- самостоятельная работа;

 - письменный опрос;

-работа в парах;

- творческая работа.

- работа в группах;

- индивидуальная работа по карточкам;

- словарный диктант.

1

156

Повторение по теме: «Предложение».

ЗНАТЬ: понятие «предложение».

УМЕТЬ: выполнять синтаксический разбор предложения.

- интерес к письму, к созданию собственных текстов (Л);

- строить рассуждения (П);

- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К);

- устанавливать причинно-следственные связи (П).

1

157

Повторение по теме: «Текст».

ЗНАТЬ: типы текстов, части текста.

УМЕТЬ: определять основную мысль текста и озаглавливать текст.

1

158

Повторение по теме: «Имя существительное»

ЗНАТЬ: постоянные и непостоянные признаки имени существительного, многозначные слова, синонимы, антонимы.

УМЕТЬ: проводить морфологический разбор имени существительного.

- устанавливать причинно-следственные связи (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р);

- строить рассуждения (П).

1

159

Повторение по теме: «Имя прилагательное»

ЗНАТЬ: морфологические признаки имени прилагательного,

УМЕТЬ: употреблять в речи прилагательные-синонимы и антонимы; выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

1

160

Повторение по теме: «Глагол».

ЗНАТЬ: морфологические признаки глагола;  правила написания глагольных форм.

УМЕТЬ:  выполнять морфологический разбор глагола.

1

161

Контрольный словарный диктант. Повторение

ЗНАТЬ: словарные слова

УМЕТЬ: правильно их использовать в письменной речи.

- определение степени успешности совей работы (Л);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К).

- пользоваться словарями, справочниками (П).

1

162

Итоговый контрольный диктант.

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу в течение года.

- определять степень успешности своей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

- самостоятельная работа.

1

163

Работа над ошибками.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

- коллективная работа;

- выполнение индивидуальных заданий.

1

164

Повторение по теме: «Фонетический разбор слов»

ЗНАТЬ: алгоритм фонетического разбора слов.

УМЕТЬ: выполнять фонетический разбор слов, в том числе с йотированными гласными.

- строить рассуждения (П);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- определение степени успешности совей работы (Л).

- работа с информационными источниками (учебник);

-коллективная работа;

- самостоятельная работа;

-работа в парах;

- работа в группах;

- индивидуальная работа по карточкам;

- словарный диктант;

 - тестовые задания.

1

165

Повторение по теме: «Разбор слов по составу»

ЗНАТЬ: алгоритм разбора слова по составу.

УМЕТЬ: выполнять разбор слов  разных частей речи по составу.

- определять степень успешности своей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

1

166-167

Повторение по теме: «Морфологический разбор слов разных частей речи»

ЗНАТЬ: алгоритм морфологического разбора разных частей речи.

УМЕТЬ: выполнять морфологический разбор слов  разных частей речи.

- осуществлять анализ и синтез (П);

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К);

- определение степени успешности совей работы (Л);

- работать по плану, корректировать свою деятельность (Р).

2

168

Итоговая проверочная работа № 8.

Проверка знаний и умений учащихся.

- определение степени успешности совей работы (Л);

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации (К).

- самостоятельная работа.

1

169

Работа над ошибками.

ЗНАТЬ: правила по допущенным ошибкам.

УМЕТЬ: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам.

- определять степень успешности своей работы (Р).

- коллективная работа;

- выполнение индивидуальных заданий.

1

170

Повторение по теме: «Синтаксический разбор предложений».

ЗНАТЬ: алгоритм синтаксического разбора предложений.

УМЕТЬ: выполнять синтаксический разбор предложений.

- работа по плану, сверяя свои действия с целью (Р);

- осуществлять анализ и синтез (П);

- интерес к ведению диалога, потребность в общении (Л).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...