Хлеб всему голова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тереникова Юлия Андреевна

Разработка урока русского языка по теме "Слово. Обобщение знаний о составе слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_vsemu_golova.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 3 классе.

Тема. Хлеб – всему голова.

Цели: закрепить полученные знания по теме «Слово», развивать умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу; повторить сведения о слове, о родственных словах; учить выделять окончания слов; развивать  монологическую речь;

учить детей пользоваться интонацией при выразительном чтении текста; обогащать словарный запас; воспитать уважение к хлебу, умение бережно относиться к нему,  ценить труд человека, творящего хлеб.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.
  1. 1.    Вступительное слово учителя

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

  1. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы повторим, что уже знаем о составе слова, как выделять части слова.  А тема урока будет связана с хлебом.

Народная мудрость гласит: «Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба»

  1.         Основная часть урока.

3.1.       Минутка каллиграфии.

Х х хлеб

- Дайте характеристику букве Х.(согласная, глухая, парная)

3.3.       Словарная работа

Запишите в тетрадь слова: пирог, батон, салют.
Какие слова соответствую нашей теме урока? Составьте устно с ними предложения. К какой части речи они относятся?

3.2.       Составление пословиц о хлебе.

Составление пословиц из частей.

Без хлеба – нет обеда

Хлеб – батюшка, вода – матушка

У кого хлебушко, у того и счастье.

Много свету – много хлеба

Не нужно хвалиться, коли не знаешь как хлеб родится.

-   Запишите пословицы в тетрадь.

- Обратите внимание на последнюю пословицу, написанную на доске, и скажите: А вы знаете, как хлеб родится?

3.3.       Разбор слов по составу.

- Измените слово хлеб по вопросам (хлеба, хлебу, о хлебе, хлебом), выделите в этих словах окончания.

- Подберите однокоренные слова к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебороб, хлебница, хлебопекарня), разберите эти слова по составу.

3.4.       Как хлеб попал к нам на стол.

Обсуждение иллюстраций о приготовлении хлеба.

Прежде чем хлеб попадёт к нам на стол, он проделает длинный путь.

Задумывался ли кто из вас, сколько людей вложили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба? Каким временем измеряется многотрудный путь от зерна в земле до ароматного каравая. Посмотришь на зернышко желто – золотистого цвета и не вериться, что оно может жить, что из него что-то вырастет. Но зерно живое! Жизнь в нем только на время замерла, притаилась.

Презентация по стихотворению Светланы Богдан «Как колосок хлебом на стол пришел»

Вырос в поле колосок.
Как же хлебом стать он смог?
В колоске домов полно!
В каждом  вызрело зерно.

А из зёрнышка в свой срок
Будет новый колосок!...
Всё сначала, по порядку -
Разгадаем мы загадку.

Вышли в поле трактора,
Землю им пахать пора,
Чтоб посеять рожь, пшеницу…
Ведь на поле Хлеб родится!

К севу всё уже готово!
И кипит работа снова…
В сеялки полным-полно
Насыпается зерно.
С ранней зорьки до темна
В землю сеется оно!

Солнце землю согревает,
Дождик щедро поливает.
К концу лета вышел срок -
Вырос в поле колосок!

Поле солнцем залитое,
Говорят, что золотое…
Колоски росли, трудились,
Светом солнечным налились,
Силу взяли от Земли -
Золотыми стать смогли!

Дни промчались… Наступает
Время сбора урожая…

Вышел в поле агроном -
Близко он с землёй знаком.
Знает, что растить и как –
В этом деле он - мастак!
Колосочки в руки взял…
«Урожай готов!» – сказал.

Дружно взялись все за дело
И работа закипела!
С ранней зорьки и до ночи
Комбайна двигатель клокочет…
Он колосья жнёт умело,
Зерно ссыпает в грузовик!
Как благородно это дело!
И хлебороб к труду привык!

Машины едут на поля,
Чтоб урожай успеть убрать,
Пока тепла, суха земля,
Комбайн спешит колосья жать.
А небо уже в тучах серых…
Успеть бы до дождя… За дело!

Везут зерно на элеватор.
А там трудяга-экскаватор…
Перемешает он зерно,
Чтобы проветрилось оно,
Чтобы под солнцем просушилось,
И лучше в зиму сохранилось.

Лишь зерно проветрится –
Его везут на мельницу.
Ветер жернова вращает,
В муку зёрна превращает…
Вы готовьте лишь мешки –
Хватит здесь для всех муки!

Белый-белый порошок
Насыпают нам в мешок.
… Вот и есть у нас мука
Из зерна пшеничного.
Как белёшенька, мелка –
Качества отличного!
Как теперь нам дальше быть?
Тесто из чего месить?

Что ж, начнём… Муку просеем.
Горкой насыпаем.
В серединку воду льём, 
Маслом заправляем.
А теперь немного соли -
Лишь щепоточку, не боле…

Яйцо добавим, сахар тоже,
Тесту это всё поможет
Пышным быть и очень вкусным.
Поработаем искусно!

А тем временем опару
Мы для теста ставим:
Дрожжи с молоком, мукой
Взобьём и оставим.
Постоит пускай в тепле,
Чтобы выросло вдвойне!

Вот опара и готова.
Теперь можно всё смешать.
Тщательно и аккуратно,
Чтобы хлебу силу дать!

Есть у пекарей секрет
Терпеливым лишь здесь место!
Чем мы дольше месим тесто –
Тем пышнее будет хлеб!

Тесту нужно дать подняться,
Чтобы сил могло набраться,
Чтоб воздушным было, пышным…
Вкусный хлеб не будет лишним!

В формы тесто помещаем,
Пусть немного постоит.
В печке жару прибавляем -
Веселей огонь горит!
Ещё нужно подождать –
Подрастёт… и в печь сажать.

Время быстро пробежало –
Тесто в формах задышало:
Стало рыхлым, ноздреватым
И воздушным, словно вата.
Пора тесто ставить в печь,
Чтобы хлебушек испечь!

Вот запахло хлебом дома.
Это значит - всё готово!
Достаём мы из печи,
Ватрушки, плюшки, калачи,
Булки ароматные,
Караваи знатные!
Корочки хрустящие,
Румяные, блестящие!

Каравай… Ах, красота!
Хлеб такой для торжества.
Не у всякой мастерицы
Может Хлеб такой родиться!

Хлеб пшеничный и ржаной,
Заварной и отрубной…
Булки, плюшки и ватрушки,
Баранки, бублики и сушки,
Вафли, сухари, печенье,
И пирожное с вареньем,
Пирожки и пироги -
Всё из хлебной из муки!
Макароны все на свете:
Рожки, ракушки и спагетти,
Манты и знатные пельмени…
Муку ничем мы не заменим!

Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог!

Запишем профессии людей, которые трудятся над производством хлеба.

(Тракторист, сеятель, комбайнёр, водитель, мельник, пекарь, продавец)

Это только часть профессий, связанных с хлебом, но ведь собранный хлеб кто-то сушил, молотил, чистил и сортировал и много других людей, которые приложили руки, чтобы у нас с вами был хлеб.

Возьмите  любое слово из записанных и измените его по вопросам, выделите окончания слов. Проверка  у нескольких человек.

3.5.      Физкультминутка «Колоски»

 - Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (дети присаживаются).

 - Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками (дети встают, поднимают руки вверх).

 -Колоски тянутся к солнышку (дети протягивают руки вверх).

 -Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).

 -И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.

3.6.       Хлеб – чудо земли.

         А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?  Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе - 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.

3.7.     Списывание текста.

Спишите текст. Одной чертой подчеркните слова, обозначающие предметы.

«Наш хлеб» Н.Поляков.

«Свежий хлеб! Он пахнет небом, пахнет ранним ветерком, зернами, что стали хлебом, спелым, спелым колоском! А еще, еще работой. Кто-то хлеб тот убирал, на муку молол, а кто-то пек его и продавал. Без него любые блюда кажутся не такими вкусными. На столе стоит, как чудо, свежий хлеб родной страны!»

3.8.      Беседа о бережном отношении к хлебу.

Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Изобилие хлеба – как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире.

Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.

А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень оттого, что он нам сейчас достается легко! Мне становится больно, когда вижу, как много выбрасывается недоеденных, позеленевших от плесени кусочков хлеба. Ведь речь идет о первейшем продукте человечества.

«Хлеб – дар Божий», говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством. Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли мы его, бережно ли мы к нему относимся?».

3.9.       Запись  предложений.

Какие виды хлебобулочных изделий вы знаете?  (Батон, булка, бублик, лепешка, каравай, хала, рогалик, и т.д.)

Придумайте предложение с одним из видов хлеба.

10.        Итог урока.

Что нового узнали?

Чему учились на уроке?

11.Домашнее задание. Написать сочинение о хлебе по пословице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....