Система упражнений, направленная на формирование орфографической зоркости
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Чулкова Ольга Владимировна

Система упражнений, направленная на формирование орфографической зоркости,  даёт возможность учителю работать с отстающими обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости

1. «Подскажи словечко»

На жарком солнышке подсох,

И рвется из стручков … (горох)

Прошу вас все слова называть,

Где –оро - надо написать.

2. Шуточные вопросы и загадки

а) В каких словах спрятались ноты?

(помидор, ребята, дорога)

б) В каких словах ель «растет»?

(понедельник, учитель)

3. Выписывание из словаря слов на разные темы: «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д.

4. Выписывание слов на определенную букву: п, с, к, н и т.д.

5. Выписывание слов с ь в середине, в конце.

6. Выписывание слов с определенной гласной буквой: о, е, а.

7. Выборочный диктант (из текста записать только слова с непроверяемыми написаниями).

8. Ответы на вопросы.

Кто готовит уроки?

Кто живет в лесу?

9. Составление небольших рассказов по темам: «Школа», «Наш огород», «Мои друзья» и т.д.

10. Сочинение-миниатюра по опорным словам: декабрь, мороз, ребята, коньки, лыжи, весело.

11. Разгадывание разных загадок

В будке спит, дом, сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает (Собака).

Отстегал по щекам,

Шапку с головы сорвал

И … удрал (Ветер) и т.д.

12. Дописать предложения:

В класс вошла …

Весело чирикает …

В берлоге спит…

13. Группировка слов по месту ударения.

Лисица, коньки, мальчик

14. Слог потерялся

 … радь

… нал

… хар

15. Собери слоги

де

ный

жур

ки

ва

лен

16. Угадай слово:

мо…

са…

во…

17. Из каких слов «выпали» гласные?

м.  ш. н.

з.  в.  д.

л. с.  ц.

18. Комментированное письмо или выборочный диктант (можно использовать и стихи и пословицы)

Дама сдавала в багаж:

Картину, корзину, картонку…

И маленькую собачонку.

Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.

Москва – всем городам мать.

19. Дописать пропущенные слова:

Береги нос в большой… (мороз)

…. год начинает, а … заканчивает.

20. Кто как голос подает?

с...бака

п..тух

с..рока

к..рова

стрекочет

поет

мычит

лает

21. Составить предложения с данными словами: огород, овощи, помидор, огурец.

22. Составить предложения с данными словосочетаниями

дружные ребята

березовый сок

новая машина

красивые ботинки

23. Подобрать к данным однокоренные слова

Дорога - ….

Желтый - …

Завтрак - …

24. Поставить словосочетание в нужном падеже.

Весенняя погода

25. Описать свою квартиру, используя слова: ванна, комната, коридор, телевизор, диван, кровать.

26. Подобрать к словам синонимы или антонимы.

Граница – (рубеж, край, менса, предел)

Черный – (белый)

27. Заменить определение из толкового словаря знакомым словом:

- ящичек для ручек, карандашей;

- исполняющий в порядке очереди какие-либо служебные или общественные задания;

- население государства, жители страны.

28. Игра «Кто больше запомнит».

Записано на доске или плакате несколько слов с труднопроверяемыми написаниями. Учащиеся в течение 30-60 секунд читают и запоминают то, что запомнили.

29. Выполнить по образцу:

Явления природы: мороз, …

Профессии: агроном, …

Машины: комбайн, …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку, направленная на формирование орфографической зоркости у обучающихся, 3 класс

Данный материал расчитан на отработку умений писать слова с изученными орфограммами: безударные гласные в корне, проверяемые ударением; парные согласные на конце и в середине слова; непроизносимая сог...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

         Формирование орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка – процесс длительный и требует от учител...

Система упражнений, направленных на формирование выразительности как смысловой стороны техники чтения младших школьников

Для развития у учащихся качественных навыков выразительного чтения в своей практике я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок. Эта работа даёт положительный результат, вносит в...

Реферат на тему: «Система упражнений, направленных на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»

Реферат на тему: «Система упражнений, направленных на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»...

Проектирование системы упражнений, направленных на формирование проектных и исследовательских умений младших школьников

Проектирование системы упражнений, направленных на формирование проектных и исследовательских умений младших школьников...

Система упражнений по формированию орфографической зоркости младшего школьника

С помощью системы специальных упражнений  у обучающихся формируются  навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека....

Виды орфографических упражнений и приёмы работы, способствующие формированию орфографической зоркости

Собраны виды заданий, повышающие орфографическую зоркость учащихся...