Упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости младших школьников
учебно-методический материал по русскому языку
Упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости младших школьников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
- Какографические упражнения - предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
На каждую орфограмму даётся отдельный текст с ошибками. Он состоит из простых предложений, например: «У меня жывёт щенок Чуча. У мишы есть тоже щенок. Чюча дружыт с щенком мишы.»
Как вариант – в первом круге в течение нескольких минут каждый на своей карточке исправляет ошибки, помечая их цветной ручкой. На втором круге дети объединяются в пары и вместе проверяют тексты. Важно, чтобы ошибки, которые они найдут на этом этапе, они помечали другим цветом. Это будет сигнализировать, что во время индивидуальной работы они их пропустили.
Это задание можно давать, начиная с 1 класса, а чем старше дети, тем больше усложнять текст разнообразием орфограмм. Во время обсуждения задания ребята повторяют правила, рассказывая их друг другу.
- Ассоциации. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает алгоритм ассоциативного запоминания, способствующий прочному усвоению правильного написания – словарь.
- Филворды. Это один из способов работы со словарными словами. Задания в таких филвордах направлены на запоминание написания словарных слов, обогащение словарного запаса, повышение техники чтения. Кроме того, они тренируют сосредоточенность и концентрацию внимания, зрительно-пространственное восприятие, память.
- Орфографическое домино. На уроке русского языка, начиная со 2-го класса, по мере изучения орфограмм, успешно используется орфографическое домино. Карточки разрезать по жирным линиям (слева на каждой карточке помещён ответ на один из вопросов игры). Первым начинает игру тот ученик, кому достается карточка с одним вопросом без ответа. Он задаёт вопрос, а остальные слушают и ищут ответ в своих карточках. Тот, кто найдёт правильный ответ, закрывает левую сторону своей карточкой и задаёт вопрос, записанный на правой стороне карточки, и т.д. Ученику, не знающему правильный ответ, можно помогать наводящими вопросами. Орфографическое домино формирует у школьников умение обнаруживать орфограммы на слух.
- «Орфографическая зарядка». Вводится в несколько этапов.
А) Подготовительно-ознакомительный. Чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.
Зуб, вершина, Дуся, зверёк, альбом.
??? Какую букву надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву?
Б) Тренировочный этап. На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы.
Луж.., ч..гунок, лос.., (Ж, ж)учка, сн..пы, с..рока, гри.. .
??? Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
В) Закрепительный этап. На доске записаны слова и словосочетания без выделения орфограмм. Это упражнение направлено на формирование умения выделять орфограммы.
Грибочки, трость, солнце, очки, ключ, Эля, арбуз, дружина, трава.
??? Найдите «опасные места». Объясните их правописание.
Г) Контрольный - этап. 2 варианта
1- запись слов под диктовку: Прачка, окуньки, моржи, Надя, наши, пищу, слоны, смешить, шкаф.
2 – исправление ошибок в словах: ночька, бирёза, зуп, кричят, гарох.
На этом этапе дети самостоятельно проверяют свои знания. Один ученик работает у доски, учитель проверяет его работу, остальные сверяют свои записи и исправляют орфографические ошибки. Затем каждый ученик оценивает правильность своего выполнения задания.
- Работа с тренажёрами. Достаточно прочной базой для формирования орфографической зоркости у детей является работа с тренажёрами. Эти пособия являются обучающими, развивают у детей самостоятельность и уверенность в своих силах.
- «Запоминалки». Для выделения орфограммы в работе применяю запоминалки в стихах. Многократное повторение позволяет легче усваивать правила.
- Упражнения, помогающие в подборе проверочных слов.
А) Подчеркни проверочное слово. Вставь пропущенную букву.
Уд_вительно (диво, дева), м_нять (мина, обмен), л_пить (липко, лепка), расч_щать (честь, чисто), л_нивый (линька, лень), скр_пучий (скрип, скрепка), м_стерить (мастер, мост).
Б) Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова, которые отвечают на заданный вопрос.
И пот_кли (что сдела? – потёк) сосульки, затр_щал ( что?) лёд, расп_лзлись (что делал?) сн_га (что?). Вот-вот заз_л_неет ( что? какой?) лес, зас_неют (какой?) воды, задымятся пашни. Прил_летят (что?) гр_чи (кто?).
- Работа над ошибками. Одним из приёмов развития орфографической зоркости является системная работа над ошибками. Цель этой работы – объяснение орфограмм, на которые допущены ошибки; закрепление навыка правильного написания слов; установка на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Работу над ошибками осуществляем при помощи памятки, начиная со 2 класса.
- Использование зелёной ручки.
Для чего мы используем зелёную ручку?
- Для выделения изучаемых орфограмм.
Прежде всего, это осознанное письмо. Начиная писать слово, ребёнок задумывается, ищет орфограмму.
Ну и конечно это наглядно.
Да и ошибок становится значительно меньше!
Выделяя ЧА-ЩА зелёной пастой, ученик не напишет букву Я.
- Для написания над словом его признаков.
Например, зелёной ручкой мы указываем падеж, число, род, часть речи, склонение, спряжение и т.д. Мне так значительно легче проверять! Потому что в 3-4 классах мы, учителя, тонем в тетрадях, а когда ещё нужно проверить, что написал, как подчеркнул, что сверху указал.
Не слишком ли много времени на это уходит?
- Нет. С 1 класса ребята приучены. Сначала мы выделяем заглавную букву в начале предложения, именах собственных, ставим знаки препинания.
- Естественно, что в 3 классе мы уже заглавные буквы и точки пишем синей ручкой. Больше акцент идёт на изучаемые орфограммы.
- Дидактические игры.
Цель дидактических игр для развития орфографической зоркости — создать оптимальные условия для формирования умения быстро обнаруживать орфограммы у младших школьников. Они направлены на формирование устойчивого интереса к русскому языку и умения находить в словах орфограммы на изученные правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

Статья "Формирование орфографической зоркости младших школьников".
Характеристика понятия орфограмм. Виды орфограмм....

проект по самообразованию "Формирование орфографической зоркости младших школьников"
Цель: представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.Задачи:1)проанализировать лингвистическ...
Формирование орфографической зоркости младших школьников (курсовая работа)
Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической зоркости на начальном этап...

Система упражнений, направленная на формирование орфографической зоркости
Система упражнений, направленная на формирование орфографической зоркости, даёт возможность учителю работать с отстающими обучающимися....

Система упражнений по формированию орфографической зоркости младшего школьника
С помощью системы специальных упражнений у обучающихся формируются навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека....

