Урок "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. "
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Ерастова Галина Анатольевна

Урок    "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_myagkogo_znaka_v_kontse_i_v_seredine_slova.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

  Открытый урок русского языка

Тема:  Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. 

 2 класс

Разработала и провела

учитель начальных классов

Ерастова Г.А.

11  декабря  2015 г.

Тема

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Цель:

Задачи:

Создать условия для осознания и осмысления информации о правописании слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Образовательные:

- уточнить особенности буквы «ь»;

- повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

- учить правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;

-упражнять в каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

-способствовать усвоению написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным звуком.

Развивающие:

Развивать  орфографическую зоркость учащихся, речь, память, произвольное внимание, наблюдательность, воображение, умение анализировать, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, нравственно-этические качества личности, культуру поведения.

Планируемые результаты

    Личностные:

осознавать социальную роль обучающегося, важность получаемых знаний и приобретаемых умений, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентироваться  на здоровый образ жизни, на нравственно-этические нормы поведения;   формировать положительную мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по  коллективно составленному алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить; высказывать свои предположения.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний, в пространстве учебника, работать со словарём,   опираться на свой жизненный опыт, отличать новое от уже известного, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности; формулировать свои проблемы.

Коммуникативные УУД:  уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь  доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе,  развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы; контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра.

Предметные:

учащиеся вспомнят особенности буквы «ь»;

повторят способы обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

будут учиться правильно писать слова с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным; 

Основные понятия

«Буква», «звук», «орфограмма», «предложение», обозначения мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь.

Ресурсы:

-основные-дополнительные

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть-1, рабочая тетрадь;

-смайлики для самопроверки; конверты  и таблицы с заданиями; компьютер,  интерактивная доска.

Формы организации работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организацион-

ный момент

II. Мотивация к учебной деятельности        

1.  Проверят готовность к уроку.

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

- Заливается звонок.

Приглашает на урок.

Мы у парты дружно встали,

С выражением сказали:

- Сколько любви к русскому языку в словах А. Шибаева!

А какой он - русский язык?

- Вы сказали, что красивый.

 А народная мудрость гласит: «Красиво писать - красоту творить».

3. Подводит к минутке чистописания

- Откройте тетради. Мы напишем мягкий знак, нежно, капелькой , вот так  ……(показ написания ь)

2.Целеполагание

- С какими буквами в соединении вы записали букву мягкий знак?  Что у них  общего?

- А какая буква лишняя? А может он и не нужен вовсе?

- Я хочу вас ребята познакомить с сказкой. Вы послушайте её, а потом попробуем ответить на вопрос для чего нужен мягкий знак?

В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:

Любо-дорого взглянуть

Птичка – красненькая грудь!

Дом родной мой – Сибирь.

А зовут меня? (снегирь)

Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло: СНЕГИР. Решили помочь гласные. Пришла И получилось слово СНЕГИРИ, пришла Я- получилось СНЕГИРЯ. Решили позвать Ь получилось СНЕГИРЬ. С тех пор не обходятся буквы без Ь.

- Кто может сказать, для чего в русском языке мягкий знак?  А где можно  встретить Ь в словах? ( в конце и в середине слова)

- Сформулируйте тему урока.Итак, тема нашего урока:

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

-дети, мы знакомы с этой темой, или она для нас совсем новая?

- А что мы знаем о Ь

- Так какая же цель нашего урока?

Приветствуют учителя.

Проговаривают:

«И в радости, и в грусти-

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной».

Отвечают:

-. Певучий, красивый, нежный, мудрый, богатый, интересный…

Открывают тетради, пишут букву «ь»

Ответы детей. Буквы   я, и, ю, ё, е,

Эти буквы обозначают мягкость согласного звука.

Ответы детей. Ь обозначает мягкость согласного звука. Ь может быть с конце и в середине слова перед согласной.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным

-знакома, о мягком знаке мы узнали в 1 классе.

 - у неё нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

- повторение знаний, развитие умений обозначать мягкость согласного звука с помощью Ь

Уметь соотносить звуки  и буквы. Знать буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Уметь правильно писать изученные буквы и соединять их с другими буквами.

Вырабатывать каллиграфический почерк.

Умение фиксировать свои знания

Регулятивные:

-контролируют свои действия. Коммуникативные:

-устанавливают отношения сотрудничества между учителем и учеником; 

- слушают и понимают речь других;

-учатся самоорганизации.

Личностные:

-самоопределение;

-осознание социальной  роли обучающегося.

Познавательные

Общеучебные: построение речевого высказывания в устной форме.

Логические УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков..

Познавательные:

Логические УУД:

-умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать

Регулятивные:

- определение и формулирование темы и познавательной цели на уроке с помощью учителя.

Работа по теме урока

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

1.Словарная работа

1.Словарная работа

Учитель предлагает задание для словарной работы.

Учит?л?, т?трад?, п?л?то, м?двед?, м?рков?, дев?ч?ка, мал?чик.

-  Прочтите слова.

- Какое слово оказалось лишним?

- Почему?

- Давайте вспомним это правило полностью.

- Запишите только слова с «Ь» . Не забудьте подчеркнуть орфограмму

- И конечно, у нас сегодня новое слово.

Есть, ребята у меня два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих, вот так кони у меня!

- Что это за кони?(коньки)

-  Как напишем слово коньки?

- Где мы можем узнать как пишется то или иное слово? ( словарь, спросить у взрослых)

- Реализуем все возможности и сравним результат.

( находим слово в словаре, спрашиваем у взрослых)

- Какую функцию выполняет здесь Ь?

( обозначение мягкости согласного на конце и в середине слова)

Самопроверка по эталону. Самооценка

- Сравним свой ответ с правилом учебника.

  - Прочтите как нам формулирует это правило Мудрая сова на с.125 учебника.

- Правильно ли мы вспомнили правило?

2.  Упражнение в обозначении мягкости согласного звука.

- Предлагаю поупражняться в обозначении мягкости согласного звука.

Выполнение заданий на интерактивной доске.

- Назовите слова с Ь в середине слова.

-  Назовите слова с Ь на конце  слова.

- Какие трудности испытали?

 

Называют лишнее слово, подтверждая свой ответ правилом.

Запись слов в соответствии с заданием.

Пытаются подобрать проверочные слова, приходят к выводу, что это словарное слово.

Находят слово в словаре, спрашивают у взрослых.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализируют и оценивают свою работу.

Читают правило на с. 125 в учебнике и  запоминают его.

Сравнивают, делают вывод.

Выполняют задание на интерактивной доске.

 Фиксируют свои трудности.

Знать  правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным.

Уметь правильно  писать слова  с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным.

Знать особенности буквы «ь».

Коммуникативные:

-формирование умения объяснять свой выбор. умение налаживать контакт с др. людьми

Познавательные:

общеучебные:

-осмысление лексического значения слов.

Личностные:

-осознание и оценивание алгоритма своего действия;

-перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные:

логические:

-развитие наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать;

-достаточно точно выражать свои мысли;

-умение объяснять свои действия;

- способ написания.

Регулятивные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

- оценивать свою деятельность.

III. Локализация индивидуальных затруднений.

 

1. Работа в парах.

- Ребята буква Ь не только обозначает мягкость согласных, но и творит настоящие чудеса. Он  умеет превращать одни слова в другие.

- Хотите узнать как?

- Я вам дам волшебный карандаш, а вы допишите в словах Ь.

ХОР-   ХОРЬ

УГОЛ-УГОЛЬ

 

МЕЛ- МЕЛЬ

- Так в чём волшебство?  (Мягкий знак поменял лексическое значение слов.)

-У кого возникли затруднения?

- Оцените не только свои знания, но и умение работать с другом. Самооценка.

Слушают объяснение учителя.

Читают задание,  в паре обсуждают, договариваются, создают алгоритм деятельности,  аргументируют своё мнение. Выполняют задание, осуществляют  проверку.

Определяют и называют  места и причины собственных затруднений при выполнении задания.

Уметь составлять новые слова, сопоставлять их лексическое значение, понимать или находить в словаре их лексическое значение, объяснять его. Уметь на письме обозначать мягкость согласных звуков на конце и в середине слов при помощи буквы «ь».

Личностные:

-поиск и оценка способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

-иметь мотивацию к учебной деятельности,

-осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений;

-проявлять самостоятельность, ответственность;

-стремиться к развитию мышления.

Регулятивные:

- стремиться  к преодоле-нию препятствий;

-умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

общеучебные:

-создавать алгоритм деятельности;

-выполнять необходимые преобразования;

-строить  логическую цепочку рассуждений;

-работать со словарём.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать партнёра, контролировать, корректировать, оценивать его действия;

- адекватно воспринимать оценку своей работы.

Физкультминутка

Заинька маленький.

Вышел заинька гулять

Прыгать заинька горазд .

Он подпрыгнул 6 раз.

Выполняют упражнение

Личностные:

-ориентироваться  на здоровый образ жизни.

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

 

;

- Запишите слова с Ь, которые запомнили.

-Какие слова записали?

- Почему в этих словах пишется Ь?

- Разделите для переноса слово  с Ь в середине слова.

- Каким  правилом  воспользовались при переносе?

-Запишите 2 своих слова с ь в середине и разделите для переноса.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, как мы поступаем, если у нас возникают какие-нибудь  затруднения в написании слов?

1.ПОВТОРИ ЗАДАНИЕ

2. ОПРЕДЕЛИ И ПОВТОРИ ПРАВИЛО.

3.ИСПРАВЬ ОШИБКУ, ПРОГОВАРИВАЯ ПРАВИЛО.

4.ПОДБЕРИ И ЗАПИШИ СЛОВА НА ТО ЖЕ ПРАВИЛО.

5. ПРОВЕРЬ ПО ЭТАЛОНУ.

Организует проговаривание плана действий.

Организует определение способов и средств.

Записывают слова с ь.

Делят слово в соответствии с правилом переноса слов с Ь в середине слова.

Формулируют правило. Отвечают на вопросы учителя.

Записывают, делят для переноса.

Уточняют, какие знания необходимо научиться правильно применять.

С помощью учителя  ставят цель коррекционной деятельности.

Вспоминают  и проговаривают план  действий.

Регулятивные:

-умение корректировать и  оценивать собственную деятельность.

Регулятивные:

-формулировать учебную задачу; осознавать, что уже усвоено, а что предстоит усвоить;

-уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

-уметь создавать алгоритм деятельности.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

V. Реализация построенного проекта

Выполнение заданий упражнения 130

 в РТ

2. Проверка работы. Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу друг друга.

-  Почему в словах, что вы выписали, звуков меньше чем букв?

Выполняют задание.

Проверяют работу друг друга.

- Ь  не имеет звука.

Уметь проводить звукобуквенный анализ слов;

соотносить звуки и буквы в слове.

Составлять предложение с заданным словом.

Начало предложения писать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку. Находить и графически обозначать в предложении грамматическую основу.

 

Личностные:

- умение осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений;

-стремление проявлять самостоятельность;

-формирование этических качеств.

Регулятивные:

-умение корректировать и  оценивать собственную деятельность;

-умение работать по составленному алгоритму.

Познавательные:

:логические:

-логически рассуждать;

-строить осознанное речевое высказыва-ние в устной форме.

Коммуникативные:

-умение полно и чётко формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать и понимать речь других

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

1. Самостоятельная работа

Учитель предлагает задания для самопроверки.

- Выполните самостоятельно  упр. 204 (с. 125).

2. Проверка самостоятельной работы по эталону.

- Какие слова записали?

- В чём различие слов каждой пары?

- В каких словах все согласные звуки мягкие?

- Сравните с эталоном на доске.

3. Самооценка.

Учитель  организует самооценку.

Выполняют самостоятельную работу.

Отвечают на вопросы  учителя.

Сверяют работу с эталоном на доске.

Уметь различать согласные звуки по твёрдости – мягкости, обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком и гласными буквами: «е, ё, ю, я, и».

Различать множественное и единственное число имён существитель-ных.

Личностные:

-стремление проявлять самостоятельность;

-осознавать важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

Регулятивные:

-умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректировать и  оценивать собственную деятельность.

Познавательные:

логические:

-умение анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы.

Коммуникативные:

-умение доказывать свое мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса.

VII.  Включение в систему знаний и повторение.

 

 

1. Задание в паре

Учитель предлагает ученикам задание для  работы в паре.

-   Возьмите, пожалуйста, конверт  Достаньте слова, составьте из этих слов предложение   . Найдите и  назовите слово на орфограмму, с которой мы сегодня работали.

- Вспомните ранее изученные орфограммы. Объясните их.

2. Проверка задания.

Учитель слушает, корректирует ответы учеников.

Читают задание, разбирают, обсуждают, договариваются.

Доказывают своё мнение.

Выполняют задание.

Осуществляют проверку.

Проговаривают   орфограммы, которые встретились в предложении.

В нашем пруду живёт окунь.

  Ученики читают своё предложение, называет слово с орфограммой, над которой сегодня работали. Ребята вспоминают ранее изученные орфограммы и объясняют их.

Составлять предложение из предоставленных слов.

Начало предложения писать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку.

Уметь доказывать раздельное написание предлогов со словами и применять это правило на письме.

 

Уметь находить безударные гласные в корне  слов и подбирать проверочные слова к ним.

Регулятивные:

-планировать и контролировать свои действия и деятельность одноклассника в соответствии с поставленной задачей;

-оценивать результаты коллективной работы.

Коммуникативные:

-развивать мотивацию к учебной деятельности;

-знать правила  и развивать навыки сотрудничества, применять их на практике.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

 

1.. Фиксация содержания, которое было уточнено и закреплено.

- Прочитайте пословицу. Объясните, что значит «Повторять да учить - ум точить.»

- Что мы повторили о Ь?

- Назовите   слова  с ь.

2. Рефлексия учебной  деятельности

- За что бы вы хотели похвалить себя?

- В чём испытали трудность?

3. Самооценка деятельности на уроке.

- Оцените свою работу на уроке.

4. Домашнее задание

2. Выполнить упр. 205 на с.125.

- Кому не понятно задание? У кого есть вопросы?

- Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за ваше старание. Молодцы! Желаю дальнейших успехов! Урок окончен!

 

Читают пословицу.

Высказывают своё мнение.

Рассказывают, что знают, что смогли, в чём испытывали затруднение.

Выражают своё отношение к уроку.

Личностные:

-стремиться к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, к познанию, к постановке задач для самостоятельной работы.

Регулятивные:

- контролировать

и корректировать собственную деятельность;

-выделять и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

-понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.

Познавательные:

:общеучебные:

- проявлять самостоятельность, ответственность;

-стремиться к развитию мышления.

Коммуникативные:

-уметь полно и грамотно выражать свои мысли;

-проявлять самостоятельность, ответственность; стремиться к развитию мышления.

Личностные:

- стремление к познанию,  к  постановке задач для самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным» 2 класс

Конспект разработан в соответствииис требованиями ФГОС, по образовательной программе "Школа России"...

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным

Урок по русскому языку во 2 классе Школа России по Канакиной...

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....

Презентация к уроку русского языка "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным".

Урок на тему: "Правописание слов с мягким знаком наконце и в середине перед согласным"....

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.Тип урока: закрепление знаний.Оборудование: проектор, компьютер.Раздаточный материал: карточкиЦель:  в со...

Конспект урока по русскому языку 2 класс .Тема «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»

Конспект урока по русскому языку 2 класс .Тема «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным»...