Правописание безударных гласных.
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3 класс) по теме

Елена Владимировна Чеботарь

Проблема усвоения безударных гласных корня находится в самой тесной связи с возрастными и познавательными возможностями детей , с развитием их словарного запаса и мышления, с расширением и углублением грамматических знаний . В начальных классах надо формировать орфографическую зоркость. Начинать это надо в период обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_glasny1.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

                Правописание безударных гласных ( из опыта работы ).

   

        Правописание безударных гласных – одна из труднейших тем в работе в начальных классах.

         Большое количество ошибок в словах с проверяемыми безударными гласными объясняется частым употреблением таких слов, а также труднос-

тями, связанными с применением на практике правила их правописания.

          Работа даст результат тогда, когда она будет проводиться в систмеме.

1) Развитие речевого слуха – это выработка условного рефлекса на безудар-

ную гласную ( безударная гласная – остановка – проверка – письмо).

Этот компонет должен действовать до тех пор, пока учащиеся не приобре-

тут механического навыка письма определенной группы слов с этой орфо-

граммой, графический образ корня, который они запомнят и научатся писать

без предварительной проверки.

2) Развитие навыка морфемного анализа. Навык морфемного анализа имеет

первостепенное значение.

          Нахождение корня в слове во многих случаях больше помогает учащим-

ся, чем проверка ударением.  Но выделить корень можно только сопоставив

данное слово с другими словами и ясно понимая его основное значение,

сближающее все слова этого корня.

           Первым шагом к изучению состава слова, к развитию навыка обнаруживать корень, будет знакомство с родственными словами и их общей частью. Отсутствие представления о родственном слове является

серьезным пробелом в подготовке к самостоятельному восприятию пра-

вила правописания безударной гласной корня, которая опирается как раз

на понимание «родства» слова.

3) Развитие словарного запаса учащихся.

Безударные гласные неоднородны.  «Опорная форма» одних написаний подыскивается легко, другие требуют больших знаний по словообразованию

и развитию умения составлять слова.Если слова вода,земля и др. легко усваиваются учащимися 1 класса, то такие сллова как  опровержение, расхищение на правописание корней которых допускается много ошибок и в средней школе, не могут быть усвоены во 2 – 4 классах. Поэтому необходимо

систематизировать словесный материал с проверяемыми безударными гласными в корне и распределить слова по группам с целью использования их по годам обучения.

             Проблема усвоения безударных гласных корня находится в самой тесной с возрастными и познавательными возможностями детей, с разви-

тием их словаря и мышления, с расширеним и углублением грамматичес-

ких знаний. А, так как обогащение словаря, накопление знаний, выработка

умений, необходимых для применения правил, происходит постепенно, то

и овладение безударными гласными происходит постепенно.

            В 1 классе создается основа для выработки навыков правописания

безударных гласных: проводится работа над развитием речевого слуха

детей, организуются наблюдения над словами, написание которых расходит-

ся с произношением.

            Отрабатываются умения находить ударные и безударные слова с пра-

вильным ударением проверять безударные  гласные в двухсложных словах

путем перестановки ударения.

             Изучение и закрепление самого правила предусматривается в 3 клас-

се. Чтобы правильно организовать работу над безударными гласными надо

изучить процесс усвоения этой орфограммы во всех его звеньях и компонентах.

               Для этого необходимо выяснить:

1. Сколько времени требуется для выработки навыка различения безударных

и обнаружения безударных гласных?

2. Как идет процесс формирования навыка морфемного анализа и навыка

правописания проверяемых безударных гласных? Какая связь существует

между ними?

3. Написание каких групп слов вызывает наибольшие трудности и почему?

4. Какое влияние на правописание безударных гласных оказывает расширя-

ющийся с нодами объем чтения и грамматических знаний учащихся.

                Навык различения ударных и безударных гласных звуков  выраба-

тывается в течение первого года обучения .При систематической попутной

работе по развитию речевого слуха уже после первого полугодия занятий

по обучению грамоте многие учащиеся справляются с заданием обозначить

ударение, а к концу года этим навыком овладевают большинство школьни-

ков.

                 Выработка навыка обнаруживания проверяемой безударной глас-

ной дается значительно труднее, происходит медленнее и требует больше-

го количества времени и разнообразия тренировочных упражнений.

                  При этом средние показатели навыка обнаруживания  проверяе-

мых безударных гласных в 3 – 4 классах по сравнению с концом 1 класса

обучения ниже.

                Это закономерно и объясняется усложнением задачи, стоящей

перед учащимися 3-4 классов, предлагаются слова с более сложным  мор-

фемным составом.

                 О навыке морфемного анализа имеются две стороны: знакомство

с родственными словами и разбор слов по составу.

                  Понятие о родственных словах формируется в 1 классе в объеме

 словаря доступного для понимания детей данного возраста .Далее слова

усложняются чередованием нескольких суффиксов или приставок, не осмыс-

ливаются как родственные даже учащимися средних и старших классов.

                  Выработка навыка правописания проверяемых безударных глас-

ных  идет одновременно по двум направлениям:

а) в направлении овладениями различными способами проверки на основе

выработанного навыка формо- и словообразования и запоминания  графи-

ческого образа корней, написание которых становится автоматическим.

                   В 1 классе учащиеся проверяют безударные гласные путем пере-

мещения ударения: гора – горы. Этим способом они овладевают быстро.

Но у многих учащихся это носит механический характер. Это обнаруживается

при непроверяемых безударных гласных (лесных-лесники).

                    Проверка способом замены одной части речи другой, или образа-

ванием нового слова с помощью суффикса дается многим учащимся труднее.

В 3-4 классах появляются способы проверки изменением времени глагола, рода, отбрасыванием приставки и др. Но наиболее свободно для проверки

Написание безударных гласных учащиеся  пользуются способом перемеще-

ния ударения.

4) Показатель выработки навыка правописания безударных гласных также

как и показатель навыка морфемного анализа зависит от того, какие слова

встречаются в диктанте. В начальной школе усваиваются бесприставочные

 2-3-х морфемные слова с ясным значением корня и знакомыми суффиксами,

А также наиболее часто употребляющие 4-х, 5-ти морфемные слова (посади-

ла, подходил, …) хотя, на первых порах, усложнение состава слова ведет

к увеличению ошибок. Например, искал  в первом классе писали правильно,

а поиски в 3 классе допустили ошибку.

            Соответственно написание одной группы слов становится автоматичес-

ким, другие еще требуют закрепления, как в выработке навыка проверки,

так и автоматизированном навыке.

             В начальных классах отрабатывается навык написания слов с легкими

корнями и простым и простым морфемным составом, и их учащиеся пишут

правильно .Слова же более сложные по морфемному составу, не совсем понятные по значению выпадают из поля зрения и учащиеся дают многочисленные ошибки, которые не могут быть ликвидированы без спе-

циально организованного целенаправленного повторения безударных

гласных в 5-11 классах.

              В начальных классах надо формировать орфографическую зоркость.

Начинать это надо в период обучения грамоте. Одним из надежных приемов

умения слышать звучащее слово является звуковой анализ.

               

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными.

Цели урока: содержательная: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых словдеятельностная:  овладеть способами проверки безударной гласной в словеразвивающая: развивать навык самостояте...