рабочая программа по русскому языку 3 класс умк "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Муртазина Люция Фоатовна

           Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программы: Л.Ф.Климанова «Русский язык», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_russk_yaz.docx107.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к типовой программе по русскому языку

для средней общеобразовательной школы (3класс)

           Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования,  авторской программы: Л.Ф.Климанова «Русский язык», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цели изучения предмета «Русский язык» в начальной школе:

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета 

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в

стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

        Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

        Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

        Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

        Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

        Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

        Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

        Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

        Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год.

По базисному учебному плану РФ на уроки русского языка отведено 5 часов в неделю. Согласно базисному учебному плану РТ отведено 3 часа. Из школьного компонента на изучение русского языка отведен 1 час, итого 4 часа в неделю, т.е. 136 часов в год. В связи с этим рабочая программа по русскому языку была пересмотрена и составлена следующим образом.

№ темы

Тема раздела

Отведено на изучение

Запланировано

Сокращено

1раздел

Мир общения. Повторяем — узнаём новое

16

11

5

2раздел

Язык — главный помощник в общении

40

35

5

3раздел

Состав слова

18

14

4

4раздел

«Части речи»

5

3

2

5раздел

Имя существительное

30

25

5

6раздел

Местоимение

3

2

1

7раздел

Глагол

28

23

5

8раздел

Имя прилагательное

18

14

4

9раздел

Повторение

12

9

3

Итого

170

136

34

В том числе:

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Диктант

2

2

4

2

8

Словарный диктант

1

1

1

1

4

Контрольное списывание

-

1

-

1

2

Контрольная работа

1

1

3

2

7

Изложение

-

-

1

1

2

Сочинение

1

-

1

2

4

Тестирование

2

2

4

2

10

– на написание контрольных диктантов –11 ч;

– проведение контрольных списываний – 2 ч;

– написание проверочных работ – 7ч;

– словарных диктантов – 4 ч

- изложение- 2ч;

- сочинение- 4ч;

- тестирование- 10ч

 Уплотнение учебного материала произошло за счет сокращения количества часов на изучаемые разделы и не повлияло на содержание авторской программы.

Результаты изучения курса

Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина)

Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» (авт. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина) по годам обучения, представленные в разделе Приложение, разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями учащихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.

3 класс

Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • испытывать  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • относиться с уважением к представителям других народов;
  • уважительно относиться к иному мнению;
  • понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
  • соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
  • конструктивно разрешать проблемные ситуации;
  • оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность:

  • сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
  • эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
  • сформировать  и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
  • осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
  • стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
  •  сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
  • понимать цели и задачи учебной деятельности;
  • находить ответы на  проблемные вопросы;  
  • пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
  • самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
  • пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
  • пользоваться справочной литературой (словарями);
  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
  • развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать самостоятельные выводы;
  • находить выход из проблемных ситуаций;
  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
  • выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
  • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
  •  понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
  • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
  • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
  • правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
  • различать диалогическую и монологическую речь;
  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
  •  пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
  • писать изложения по составленному плану;
  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
  • делать полный и краткий пересказ текста;
  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
  • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
  • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • проводить звукобуквенный анализ слов;
  • определять ударение в словах;
  • делить слова на слоги и на части для переноса;
  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
  • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
  • правильно писать «не» с глаголами;
  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
  • писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;
  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
  • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
  • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
  • различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
  • выделять в слове основу и окончание;
  • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
  • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
  • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
  • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
  • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
  • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

Имя существительное

Обучающийся научится:

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
  • определять число имён существительных;
  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
  • изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
  • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
  • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
  • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

Местоимение

Обучающийся научится:

  • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
  • употреблять личные местоимения в речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

Глагол

Обучающийся научится:

  • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять времена глаголов;
  • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • определять число глаголов;
  • верно писать частицу «не» с глаголами;
  • писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;
  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
  • объяснять роль имён прилагательных в речи;
  • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

Синтаксис

Словосочетание

Обучающийся научится:

  • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
  • составлять словосочетания по заданным моделям;
  • находить словосочетания в предложении.

Предложение

Обучающийся научится:

  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
  • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
  • находить в предложении однородные члены.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Обучающийся научится:

  • отличать текст от простого набора предложений;
  • устанавливать связь между предложениями в тексте;
  • определять тему и основную мысль текста;
  •  озаглавливать текст;
  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
  • составлять план текста;
  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать художественные и научные тексты;
  • составлять тексты разных типов.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

—  состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;

— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); - части речи: имя существительное, имя прилагательное,

глагол, предлог.

Учащиеся должны уметь:

—  проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения,  устанавливать  связь между ними по вопросам;

—  обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;

—  отличать текст от набора предложений;

—  определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;

—  устанавливать связи между предложениями в тексте;

—  делить текст на части, устанавливать связи между ними;

—  писать предложения в  60—70 слов  по коллективно и самостоятельно составленному плану;

—  распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;

—  писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;

—  писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);

—  писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);

— правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);

- грамотно,   каллиграфически   правильно   списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;

—  распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);

—  писать слова с непроверяемыми буквами;

—  распознавать в тексте синонимы и антонимы;

—  различать в слове его лексическое значение и звукобуквенную форму; проводить звукобуквенный анализ слов;

- самостоятельно ставить ударение в словах.

Основное содержание учебного предмета

1 раздел «Мир общения. Повторяем — узнаём новое»

Собеседники. Диалог. Культура устной и письменной речи. Текст

2 раздел «Язык — главный помощник в общении»

Звуки и буквы. Слог, ударение. Девять правил орфографии. Слово и его значение. Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения. Предложения с однородными членами предложения.

3 раздел «Состав слова»

Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Как образуются слова.

4 раздел «Части речи»

Систематизация знаний по разделу «Части речи»

5 раздел «Имя существительное»

Повторяем, что знаем.  Число имён существительных. Род имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Изменение имён существительных по падежам (склонение). Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Как разобрать имя существительное.

6 раздел  «Местоимение»

7 раздел «Глагол»

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Глаголы настоящего времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по числам. Изменение породам глаголов прошедшего времени. «Не» с глаголами. Разбор глагола как часть речи

8 раздел «Имя прилагательное»

Изменение имён прилагательных по родам , числам и падежам.

9 раздел  «Повторение»

Повторение изученного за год

В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматические заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает  достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения,

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Контрольное списывание, как и диктант, способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная не установление уровня сформированности умения использовать свои знания е нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска,

-перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

-неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых

-очерчен   программой   каждого   класса   (слова   с   непроверяемыми написаниями);

-отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

-наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

-существенные  отступления  от  авторского  текста   при     написании

-изложения, искажающие смысл произведения;

-отсутствие    главной    части    изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

-употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

-отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее

-предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;

-неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;

-незначительные  нарушения логики  событий  авторского  текста  при написании изложения.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» ( «отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

                «4» (хорошо) – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.  Наличие 2 - 3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2»     («плохо»)  уровень    выполнения    требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по русскому языку.

Диктант

  • «5» - за работу, в которой нет ошибок.
  • «4» - за работу, в которой допущено 1 - 2 ошибки.
  • «3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
  • «2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание: Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

  • «5» - без ошибок.
  • «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
    •«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
    •«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

-         «5»      за безукоризненно  выполненную работу,  в которой  нет исправлений.

-       «4» - за работу, в которой допущена 1  ошибка, 1-2 ошибки.

-       «3» - за работу, в которой допущено 2-3 ошибки.

-       «2» - за работу, в которой допущены больше 4 ошибок.

Словарный диктант

- «5» - без ошибок.

- «4»- 1 ошибка и 1 исправление.

-«3» - 2 ошибки  и 1 исправление.

-«2»- 3-5 ошибок.

Тест

  • «5» — верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» - верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» - верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
    Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются се содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Учебно-методическое обеспечение

для педагога:

1. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.

2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2012 год.

3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1»  по русскому  языку, 3 класс  М., «Просвещение», 2013 год.

4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2»  по русскому  языку, 3 класс.  М., «Просвещение», 2013 год.

для учащихся

 

1. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013.

2.   Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс /сост. Т.Н. Ситникова. М., «Вако», 2011

   


Учебно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Целевая установка

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

Раздел 1 «Мир общения. Повторяем — узнаём новое» 11ч

1-2.

Собеседники.

Диалог

2

Урок повторения. Комплексное применение знаний, выработка умения самостоятельно применять знания.

Закреплять основные функции общения.

Умение строить диалог, используя вежливые слова; составлять и писать диалог, писать новые словарные слова.

Умение различать дискуссию и ссору; вести диалог; планировать свое действие в соответствии с целью; слушать мнение партнера.

Творческое отношение к составлению и оформлению диалога в соответствии с этическими нормами.

3-4

Культура устной

и письменной

речи

2

Урок повторения.

Дать понятие необходимости  умения правильно пользоваться речью, важность культуры речи

Понимать речевые задачи; составлять устные тексты различных типов.

Анализировать речевую модель общения; совершенствовать культуру речевого общения.

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать свои мыс ли и чувства.

5.

Текст. Тема и главная мысль текста.

1

Урок усвоения новых знаний

Учить  делить текст на части и оформлять на письме

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения.

Совершенствовать культуру речевого общения. Работа в парах.

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать свои мыс ли и чувства.

6

Заголовок текста.

1

Учить определять главную мысль текста.

Различать диалогическую и монологическую речь.

Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения.

Формировать любовь к родному языку.

7

Типы текстов.

1

Урок закрепления

Закреплять типы текстов

Пересказывать текст с помощью опорных слов.

Анализировать речь партнера.

Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию народа.

8

Составные части текста.

1

Урок усвоения новых знаний

Учить делить текст на смысловые части; составлять план текста.

Пересказывать текст с ориентировкой на главную мысль высказывания.

Анализировать теме, цель общения и его результат.

Любовь к Родине.

9

Виды текстов

1

Урок закрепления

Закреплять виды текстов

Составлять рассказы по серии картинок; по предложенной теме; по личным впечатлениям.

Правильно использовать в общении вспомогательные средства(жесты, мимика).

Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать свои мыс ли и чувства.

10

Текст. Сочинение по картине.

1

Урок повторения. Комплексное применение знаний, выработка умения самостоятельно применять знания.

Учить  записывать сочинение по картине

Писать сочинение по картине; устранять в текстах шаблонные выражения; передавать свое отношение к увиденному.

Соблюдать культуру письменного общения.

Формировать любовь к родному языку.

11

Административная входная контрольная работа

1

Урок контроля

Контроль и оценка знаний.

Умение писать под диктовку, применяя изученные правила, выполнять фонетический разбор.

Выполнять самооценку.

Любовь и уважение к матери.

Раздел 2 « Язык — главный помощник в общении» 35ч

12

Работа над ошибками. Язык — главный

помощник в общении

1

Урок изучения нового.

Дать представление о том, что главное средство общения — это язык.

Умение находить главную мысль в тексте.

Распределительный диктант.

Самопроверка и самостоятельное выставление оценки.

Любовь к слову.

13

Звуки и буквы

1

Урок закрепления

Учить  различать звук и букву, правильно произносить звук и правильно называть букву.

Умение выявлять  соответствие (соотношения) звуков и букв в словах.

Контроль и

коррекция своих действий.

Осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

14

Слог, ударение

1

Урок закрепления знаний.

Учить различать в слове количество слогов по количеству гласных; переносить слова с одной строки на другую.

Умения выделять открытые и закрытые слоги.

Умение в постановке ударения в словах и словоформах.

Потребность в сотрудничестве.

15

Девять правил

орфографии. Имена собственные

1

Урок закрепления знаний.

Повторять основные орфографические правила ; учить различать собственные и нарицательные имена существительные, употребляя заглавную букву.

Умение применять правила русской орфографии на письме.

Работа со словарем. Коллективное составление заявления любого содержания.

Стремление совершенствовать свою речь.

16

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

Комбинированный урок

Учить  применять на письме правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением

Самоконтроль выполнения, корректировка задания на основе рефлексии.

Стремление совершенствовать свою культуру.

17

Проверяемые парные согласных в конце слова и в середине слова.

1

Комбинированный урок  

Учить  проверять парные согласные по звонкости-глухости.

Умение в написании слов  с проверяемыми парными согласными в конце слова и в середине слова.

Работа в группе.

Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Потребность в соблюдении правил поведения.

18

Слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными

1

Комбинированный урок

Учить  писать слова с непроверяемым написанием.

Умение в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми согласными

Умение составлять алгоритм деятельности и работать по нему.

Самостоятельная работа.

Умение работать в группе.

19

Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

1

Комбинированный урок

Закреплять  правила написания слов с буквосочетаниями  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

Умение в написании слов буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

20

Непроизносимые согласные.

1

Комбинированный урок

Закреплять правила написания непроизносимых согласных в корне слова; развивать речь.

Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами.

Осознанное и произвольное речевых высказываний.

Уважительно относиться к иному мнению.

21

Удвоенные согласные.

1

Комбинированный урок

Учить алгоритму написания удвоенных согласных в корне слова.

Умение писать слова с удвоенными согласными.

Развитие речи учащихся при составлении словосочетаний, предложений, устных рассказов по личным впечатлениям.

Любовь к Родине.

22

Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

1

Комбинированный урок

Закреплять правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Умение сравнивать разделительные знаки.

Групповая работа.

Достижение договорённости и согласования общего решения.

Любовь к семье.

23

Правила переноса слов.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Закреплять правила правильного переноса

Умение правильно переносить слова на письме.

Самостоятельное создание алгоритма деятельности.

Уважение к учителю.

24

Контрольная работа по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое».

1

Урок контроля

Контроль  знаний

Умение самостоятельно выполнять предложенные задания.

Контроль. Коррекция. Оценка.

Уважение к истории своего народа.

25

Слово

и его значение.

Роль слова и жеста в речевом общении

1

Урок изучения нового.

Учить пользоваться выразительными средствами языка

Умение знакомиться с людьми с помощью жестов.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Любовь к природе.

26

Основные функции слова.

1

Комбинированный урок

Дать понятие, что значение слова нематериально, ни звуки, ни буквы напрямую не изображают предмет

Умение называть функции слова и видеть их в текстах различных типов.

Учёт разных мнений.

Расширение знаний детей об окружающем мире.

(игровые формы работы)

Уважение  к чужому мнению.

27

Звукобуквенная форма слова и его значение

1

Комбинированный урок

Учить понимать условную связь между значением слова и его звукобуквенной формой.

Умение применять свои знания на практике.

Извлечение необходимой информации из текста.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

28

Как «устроено» слово.

Откуда слово пришло.

1

Комбинированный урок

Учить контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации.

Умение применять свои знания на практике.

Работа со словарем.

Формировать любовь к родному языку.

29

Как возникают слова.

1

Урок комплексного применения знаний.

Учить объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

Умение работать с этимологическим словарем.

 Выдвижение гипотез и их обоснование.

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

30

Откуда слово пришло.

1

Урок закрепления знаний.

Учить объяснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи.

Умение применять свои знания на практике.

 Выдвижение гипотез и их обоснование.

Интерес к предмету, к слову.

31

Синонимы.

1

Урок закрепления знаний.

Закреплять понятие «синонимы»; учить  различать синонимы по употреблению.

Умение распознавать синонимы.

Работа в группе. Интерес к окружающему миру (игровые формы работы)

Интерес к предмету, к слову.

32

Антонимы.

1

Урок закрепления знаний.

Закреплять понятие «антонимы»; учить различать антонимы; употреблять их в своей речи.

Умение распознавать антонимы.

Работа в группе.  Интерес к окружающему миру (игровые формы работы)

Формировать любовь к родному языку.

33

Омонимы.

1

Урок усвоения новых знаний

Учить  использовать словарь омонимов для определения значения слов-омонимов.

Умение распознавать омонимы.

Работа в группе.  Интерес к окружающему миру (игровые формы работы)

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

34

Многозначные слова.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Учить  определять значения многозначных слов в контексте;  различия между омонимами и многозначными словами

Умение распознавать многозначные слова.

Работа в группе.  Интерес к окружающему миру (игровые формы работы)

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

35

Контрольный диктант по теме «Слово и его значение»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контроль знаний

Умение пользоваться изученными правилами.

Самооценка.

Любовь к природе.

36

Работа над ошибками. Словосочетание

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Учить составлять словосочетание по заданным моделям.

Умение находить словосочетания в предложении

Редактирование текста

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

37

Словосочетание

1

Урок изучения нового.

Учить находить словосочетание в предложении.

Умение находить словосочетания в предложении

Редактирование текста

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

38-39

Предложение

2

Урок закрепления изученного материала.

Учить  определять тип предложения по интонации и по цели высказывания.

Умение применять изученные орфограммы.

Умение определять вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова

Интерес к предмету, к слову.

40-42

Главные члены

предложения

3

Урок комплексного применения знаний.

Уметь выделять главные члены в предложении, устанавливать связь между ними по вопросам.

Умение находить в тексте главные члены предложения

Умение выделять главные и второстепенные

Члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

43-44

Предложения

с однородными

членами

2

Урок изучения нового.

Познакомить с однородными членами предложения, учить обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Умение находить в тексте однородные члены предложения и их обозначение

Умение обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

Любовь к природе.

45

Контрольная работа.

1

Урок контроля

Контроль знаний

Умение пользоваться полученными знаниями.

Умение работать самостоятельно.

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

46

Работа над ошибками. Контрольное списывание.

1

Урок повторения.

Работа над ошибками.

Совершенствовать умение писать орфографически правильно, самостоятельно списывать текст

Умение списывать без ошибок.

Умение работать самостоятельно.

Формировать любовь к родному языку.

Раздел 3 «Состав слова» 14ч

47

Повторение значимых частей слова.  Основа слова.

1

Урок закрепления знаний.

Учить разбирать слово по составу.

Умение находить в слове различные морфемы: корень, приставку, суффикс, окончание.

Понимать значение термина «основа».

Структурирование знаний.

Создание наглядно-образного представления о составе слова.

Диалог в паре.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

48

Корень.

1

Урок изучения нового.

Учить образовывать однокоренные слова.

Умение определять из каких частей состоит слово, уметь дать им определение; выделять корень слова.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Формировать любовь к родному языку.

49-50

Корень. Однокоренные слова.

2

Урок закрепления

Учить образовывать слова по заданным словообразовательным моделям.

Умение  подбирать к словам однокоренные слова; разбирать слово по составу, объяснять значение морфем.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

51

Написание корня слова с изученными орфограммами.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закреплять правило написания букв согласных звуков в корне слова.

Умение в написании корня слова с изученными орфограммами.

Волевая саморегуляция  в ситуации затруднения.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

52

Приставка Написание приставок и предлогов

1

Урок изучения нового.

Учить объяснять значение, которое привносит в слово приставка.

Умение  объяснять написание основных приставок русского языка; различать приставку и предлог.

Подведение под понятие.

Выражать свое отношение к предмету речи, давать его характеристику.

Любовь к природе.

53

Суффикс

1

Урок изучения нового

Учить объяснять значение, которое привносит в слово суффикс.

Умение подбирать слова с указанными суффиксами; уметь составлять слова с использованием суффиксов.

 Выполнение пробного учебного действия.

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

54

Окончание

1

Комбинированный урок

Дать понятие о роли окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Умение находить окончание в изменяемых словах; объяснять значение, которое привносит окончание в слово.

 Выполнение пробного учебного действия.

Интерес к предмету, к слову.

55

Административная контрольная работа за 1 полугодие по теме «Состав слова»

1

Урок коррекции знаний.

Учить проверять изученные орфограммы.

Умение пользоваться

самостоятельно изученными правилами.

Рефлексия.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

56

Работа над ошибками

Как образуются

слова

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Учить видеть особенности словообразования и правописания сложных слов.

Умение разбирать сложные слова по составу.

Самооценка.

Любовь к природе.

57-58

Как образуются

слова

2

Урок комплексного применения знаний.

Учить видеть особенности словообразования и правописания сложных слов.

Умение разбирать сложные слова по составу.

Использование знаково-символических средств.

Формировать любовь к родному языку.

59

Контрольная работа по теме «Состав слова»

1

Урок контроля и оценки знаний.

Контроль знаний

Умение пользоваться

самостоятельно изученными правилами.

Умение самостоятельно работать по заданиям, делать самопроверку.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

60

Работа над

Ошибками. Тестирование по теме «Состав слова»

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Учить применять изученные орфограммы на практике.

Умение пользоваться

самостоятельно изученными правилами.

Умение работать с контрольно – измерительными материалами.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

4 раздел « Части речи» 3ч

61

Части речи.

1

Комбинированный урок

Дать понятие «части речи» и по каким признакам  их выделяют.

Умение правильно использовать части речи.

Использование знаково-символических средств.

Интерес к предмету, к слову.

62

Определение частей речи с помощью вопросов.

1

Урок комплексного применения знаний.

Познакомить с принципами определения частей речи.

Умение правильно определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам .

Работа в группе.

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Любовь к природе.

63

Роль слов разных частей речи в тексте.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Дать представление о роли слов различных частей речи.

Умение правильно использовать части речи.

Коммуникативные умения.

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

Раздел 5 «Имя существительное (25 ч)

64

Повторяем, что

знаем

1

Комбинированный урок

Дать понятие, что бытовое понятие предмета (то, что можно увидеть, потрогать, посчитать) не всегда совпадает с понятием грамматическим.

Умение определять принадлежность слова.

Познавательная инициатива.

Работа в паре.

Учёт мнения собеседника.

Формировать любовь к родному языку.

65

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Урок закрепления

Учить различать собственные и нарицательные имена существительные (без терминов), употребляя заглавную букву

Умение составлять план текста.

Установление причинно-следственной связи.

Любовь к природе.

66-67

Число имени существительного

2

Урок изучения нового.

Учить делать разбор имени существительного.

Умение определять число имени существительного

Познавательная инициатива.

Работа в паре.

Учёт мнения собеседника.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

68

Изменение имён существительных по числам

1

Комбинированный урок

Учить определять число имён существительных

Умение определять число имени существительного

Коммуникативные умения

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

69

Контрольная работа по теме «Число имён существительных»

1

Урок контроля знаний

Контроль знаний

Умение применять полученные знания на практике.

Коммуникативные умения

Уважение  к чужому мнению.

70

Работа над ошибками .Род имён существительных

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Учить определять род имен существительных

Умение определять род имени существительного

Установление причинно-следственной связи.

Формировать любовь к родному языку.

71

Род имён существительных

1

Комбинированный урок

Учить употреблять в речи употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода.

Умение определять род имени существительного

Коммуникативные умения

Любовь к природе.

72

Мягкий знак (ь)

на конце имён

существительных

после шипящих

1

Урок изучения нового.

Учить сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую.

Умение разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него.

Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных.

Интерес к предмету, к слову.

73

Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.

1

Урок изучения нового.

Учить разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него.

Умение разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него.

Обязательное объяснение принятых решений.

Формировать любовь к родному языку.

74

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение)

1

Урок изучения нового.

Познакомить с алгоритмом определения падежей

Умение изменять существительное по падежам

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Любовь к природе.

75

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение)

1

Урок закрепления знаний.

Учить изменять существительные по падежам

Умение определять падеж существительного в предложении

Расширение знаний детей об окружающем мире.

Формировать любовь к родному языку.

76

Диктант с грамматическим заданием по теме «Определение падежа имён существительных»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контроль знаний

Умение применять полученные знания на письме

Коммуникативные умения

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

77

Работа над ошибками. Именительный

падеж

1

Урок изучения нового.

Учить находить в предложении имена существительные в именительном падеже.

Умение  находить в предложении имена существительные в именительном падеже.

Расширение знаний детей об окружающем мире.

Любовь к природе.

78

Родительный падеж имён существительных.

1

Урок изучения нового.

Учить находить в предложении имена существительные в родительном падеже.

Умение  находить в предложении имена существительные в родительном падеже.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

79

Дательный падеж

1

Урок изучения нового.

Учить находить в предложении имена существительные в дательном падеже.

Умение  находить в предложении имена существительные в дательном падеже.

Расширение знаний детей об окружающем мире.

Формировать любовь к родному языку.

80

Винительный падеж имён существительных.

1

Учить находить в предложении имена существительные в винительном падеже.

Умение  находить в предложении имена существительные в винительном падеже.

Коммуникативные умения

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

81

Контрольный

диктант по теме « Падеж имён существительных»

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контроль знаний

Самооценка, рефлексия

Интерес к предмету, к слову.

82

Работа над ошибками.

Творительный

падеж

1

Комбинированный урок

Учить находить в предложении имена существительные в винительном падеже.

Умение  находить в предложении имена существительные в творительном падеже.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Любовь к природе.

83

Предложный

падеж

1

Урок изучения нового.

Учить находить в предложении имена существительные в винительном падеже.

Умение  находить в предложении имена существительные в предложном падеже.

Коммуникативные умения

Уважение  к чужому мнению.

84

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение)

1

Урок закрепления полученных знаний.

Учить определять падеж имени существительного и его окончание. Соблюдать культуру речи при образовании падежных форм имен существительных, выборе нужных предлогов и верных вариантов окончаний.

Умение склонять имена существительные

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Формировать любовь к родному языку.

85

Изменение имён

существительных

по падежам (склонение)

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Закреплять умение изменять имена существительные по падежам.

Умение склонять имена существительные

Расширение знаний детей об окружающем мире.

Интерес к предмету, к слову.

86

Как разобрать имя

существительное

1

Урок закрепления полученных знаний.

Учить делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи.

Умение проводить

морфологический разбор имени существительного

Расширение знаний детей об окружающем мире.

Формировать любовь к родному языку.

87

Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных»

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

Контроль знаний

Умение применять полученные знания самостоятельно на практике

Самооценка, рефлексия

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

88

Диктант по теме «Имя существительное».

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Контроль знаний

Умение применять полученные знания самостоятельно на практике

Самооценка, рефлексия

Раздел 6 «Местоимение» (2 ч)

89

Работа над ошибками. Местоимение. Роль местоимений в тексте

1

Урок изучения нового.

Учить редактировать тексты, используя личные местоимения.

Умение находить местоимения в речи.

Коммуникативные умения

Формировать любовь к родному языку.

90

Слова с обобщающим значением.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Учить сравнивать по значению и по функции имена существительные и местоимения.

Умение различать имена существительные и местоимения

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

Раздел 7 «Глагол» (23 ч)

91

Глагол как часть

речи

1

Урок изучения нового.

Дать представление об общем значении глаголов, вопросах.

Умение использовать глаголы в речи.

Планирование учебного сотрудничества.

Формировать любовь к родному языку.

92

Роль глаголов в речи.

1

Урок закрепления

Учить распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

Умение использовать глаголы в речи.

Планирование учебного сотрудничества.

Уважение  к чужому мнению.

93

Сочинение по рисункам и опорным словам.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Учить составлять сочинение по опорным словам.

Умение писать сочинение по опорным словам

Рефлексия

Любовь к природе.

94

Изменение глаголов по временам.

1

Урок закрепления

Учить образовывать глагольные формы настоящего, будущего и прошедшего времени.

Умение изменять глаголы по временам

Волевая саморегуляция

Интерес к предмету, к слову.

95

Изменение глаголов по временам

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Познакомить с понятием «время глагола».

Умение изменять глаголы по временам

Волевая саморегуляция

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

96

Глаголы настоящего времени

1

Урок изучения нового.

Учить образовывать глагольные формы настоящего времени.

Умение определять глагол настоящего времени, задавать к нему вопросы

Планирование учебного сотрудничества.

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

97

Глаголы прошедшего времени

1

Урок изучения нового.

Учить образовывать глагольные формы  прошедшего времени.

Умение определять глагол прошедшего времени, задавать к нему вопросы

Планирование учебного сотрудничества.

Формировать любовь к родному языку.

98

Глаголы будущего

времени

1

Урок изучения нового.

Учить образовывать глагольные формы будущего времени.

Умение определять глагол будущего времени, задавать к нему вопросы

Волевая саморегуляция

Уважение  к чужому мнению.

99

Диктант по теме  «Изменение глаголов по временам»

1

Урок проверки, оценки и корректировки знаний

Контроль знаний

Умение применять полученные знания на практике

Самооценка, рефлексия

Любовь к природе.

100

Изложение

1

Урок проверки, оценки и корректировки знаний

Контроль знаний

Умение писать изложение по плану.

Планирование учебного сотрудничества.

Любовь к Родине.

101

Работа над ошибками.

Неопределённая

форма глагола

1

Урок изучения новых знаний

Познакомить с правилом правописания мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы

Умение определять глагол неопределенной формы

Коммуникативные умения

Интерес к предмету, к слову.

102

Контрольная работа по теме «Изменение глаголов по временам »

1

Урок проверки, оценки и корректировки знаний

Контроль знаний

Умение применять полученные знания на практике

Самооценка, рефлексия

Формировать любовь к родному языку.

103

Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Учить писать мягкий знак после ч в глаголах неопределенной формы

Умение в правописании мягкого знака после шипящих в конце глаголов неопределенной формы

Коммуникативные умения

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

104

Изменение глаголов по числам

1

Урок изучения нового

Учить наблюдать за изменением глаголов по числам

Умение определять число глаголов, изменять глаголы по числам

Планирование учебного сотрудничества.

Любовь к природе.

105

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

1

Урок изучения нового

Учить наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина)

Умение определять род глаголов

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Уважение  к чужому мнению.

106

Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

1

Комбинированный урок

Дать представление о том, что изменяться по родам в прошедшем времени могут глаголы только в единственном числе.

Умение определять род глаголов (если это возможно)

Коммуникативные умения

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

107

Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Закреплять умение изменять по родам в прошедшем времени  глаголы  в единственном числе.

Умение определять род глаголов (если это возможно)

Волевая саморегуляция

Формировать любовь к родному языку.

108

Не с глаголами

1

Урок изучения нового

Учить правописанию частицы не  с глаголами

Умение в правописании частицы не с глаголами

Волевая саморегуляция

Интерес к предмету, к слову.

109

Не с глаголами

1

Урок закрепления новых знаний

Учить правописанию частицы не  с глаголами

Умение в правописании частицы не с глаголами

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Уважение  к чужому мнению.

110

Разбор глагола

как части речи

1

Урок новых знаний

Учить определять грамматические признаки глаголов (время и число).

Умение проводить  морфологический разбор глагола

Достижение договорённостей и согласование общего решения.

Любовь к природе.

111

Разбор глагола

как части речи

1

Урок закрепления новых знаний

Учить использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи.

Умение проводить  морфологический разбор глагола

Самооценка, рефлексия

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

112

Изложение

1

Урок контроля знаний

Контроль знаний

Умение писать изложение по самостоятельно составленному плану

Самооценка, рефлексия

Любовь к Родине.

113

Контрольная работа

1

Урок контроля знаний

Контроль знаний

Умение применять полученные знания на практике

Самооценка, рефлексия

Формировать любовь к родному языку.

Раздел 7  «Имя прилагательное» (14 ч)

114

Имя прилагательное как часть

речи

1

Урок закрепления

Дать понятие об имени прилагательном как части речи, познакомить с признаками имени прилагательного.

Умение образовывать имена прилагательные от существительных с помощью данных суффиксов.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Уважение  к чужому мнению.

115

Роль имён прилагательных в речи.

1

Комбинированный урок

Учить ставить вопрос от имени прилагательного к имени существительному.

Умение правильно пользоваться именами прилагательными в речи.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Любовь к природе.

116

Диктант по теме

 «Глагол»

1

Урок контроля

Контроль знаний

Умение применять полученные знания на практике

Самооценка

Интерес к предмету, к слову.

117

Работа над ошибками. Изменение имён

прилагательных

по родам

1

Урок новых знаний

 Учить находить в предложении имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, и верно ставить вопрос от существительного к прилагательному.

Умение изменять имена прилагательные по родам

Рефлексия

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

118

Изменение имён прилагательных по числам.

1

Урок комбинированный

Дать представление о том, как имена прилагательные изменяются по числам

Умение изменять имена прилагательные по числам

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Формировать любовь к родному языку.

119-121

Проверка безударных окончаний имён прилагательных

3

Комбинированный урок

Дать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса.

Умение пользоваться алгоритмом проверки безударных окончаний имен прилагательных

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

122

Изменение имён прилагательных по падежам

1

Урок новых знаний

Познакомить с алгоритмом проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса.

Умение изменять имена прилагательные по падежам

Выполнение действий по алгоритму.

Уважение  к чужому мнению.

123

Сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний

1

Урок контроля

Контроль знаний

Умение в написании сочинений по опорным словосочетаниям

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Любовь к природе.

124

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Комбинированный урок

Составить алгоритм разбора имени прилагательного как части речи.

Умение проводить морфологический разбор имени прилагательного

Выполнение действий по алгоритму.

Интерес к предмету, к слову.

125

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Урок закрепления

Закреплять  алгоритм разбора имени прилагательного как части речи.

Умение проводить морфологический разбор имени прилагательного

Выполнение действий по алгоритму.

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

126

Сочинение по картине

1

Урок контроля

Контроль знаний

Умение писать сочинение по картине

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Формировать любовь к родному языку.

127

Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Учить самостоятельно работать над ошибками

 Умение отвечать на вопросы, устно и письменно объяснять правописание орфограмм.

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Любовь к природе.

Раздел 9 «Повторение» 9 ч

128

Повторение по теме «Текст»

1

Урок закрепления

Закреплять основные единицы языка и речи.

Умение определять основные особенности текста и предложения, отличия текста от предложения.

Волевая саморегуляция

Потребность эффективно общаться с окружающим миром.

129

Административный контрольный диктант за год

1

Урок контроля

Контроль знаний

Умение применять полученные знания на практике

Рефлексия

Уважение  к чужому мнению.

130

Работа над ошибками. Повторение по теме «Состав слова»

1

Работа над ошибками. Повторение по теме «Состав слова»

Учить самостоятельно работать над ошибками.

Умение  отвечать на вопросы, устно и письменно объяснять правописание орфограмм.

Коррекция

Любовь к семье, к близким, уважение к старикам.

131-132

Повторение по теме «Части речи»

2

Урок обобщения и систематизации

Закреплять алгоритм морфологического разбора

Умение определять части речи, написание орфограмм

Планирование учебного сотрудничества.

Формировать любовь к родному языку.

133-135

Повторение по теме « Предложение.

Главные члены предложения»

3

Урок обобщения и систематизации

Учить устно и письменно объяснять правописание орфограмм.

Умение определять часть речи, вид текста

Планирование учебного сотрудничества.

Интерес к предмету, к слову.

136

Урок викторина «Чему я научился»

1

Урок обобщения и систематизации

Учить выполнять объективную самооценку.

Умение  отвечать на вопросы, устно и письменно объяснять правописание орфограмм.

Самооценка

Любовь к природе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...