помогайка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку на тему

Блинова Екатерина Валерьевна

Содержание

 

  1. Лента букв
  2.  Алфавит
  3. Гласные звуки
  4. Транскрипция
  5. Звукобуквенный анализ слов
  6. Части речи (самостоятельные и служебные)
  7. Имя существительное
  8. Имя прилагательное
  9. Глагол
  10. Предложение и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Помогайки»

cборник памяток по русскому языку для начальной школы

подготовила

учитель начальных классов

Блинова Екатерина Валерьевна

Пгт. Кильмезь 2015 год

Содержание

  1. Лента букв
  2.  Алфавит
  3. Гласные звуки
  4. Транскрипция
  5. Звукобуквенный анализ слов
  6. Части речи (самостоятельные и служебные)
  7. Имя существительное
  8. Имя прилагательное
  9. Глагол
  10. Предложение
  11. Грамматическая основа предложения
  12. Второстепенные члены предложения
  13. Способы проверки безударных гласных в корне слова
  14. Безударная гласная в корне слова. Алгоритм проверки
  15. Порядок действий при списывании
  16. План фонетического разбора слов
  17. Образец фонетического разбора слов
  18. Морфологический разбор имени существительного (образец устного и письменного разбора)
  19. Морфологический разбор имени прилагательного (образец устного и письменного разбора)
  20.  Правописание суффиксов
  21. Правописание приставок
  22. Чередование согласных
  23. Безударные окончания имён существительных
  24. Родовые окончания прилагательных в начальной форме 
  25. Типы текстов Разряды  имён  прилагательных
  26. Титульный лист
  27. Орфограммы корня
  28. Состав слова
  29. Синтаксический анализ предложения
  30. Местоимение. Личные местоимения. Морфологический разбор личных местоимений
  31. Разделительный Ъ и Ь знаки
  32. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
  33. Алгоритм работы по время взаимодиктанта и при работе в ПСС и ППС
  34. Склонение имён существительных
  35. Падежи имён существительных
  36. Правописание безударных окончаний имён существительных

ЛЕНТА БУКВ

ГЛАСНЫЕ

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Э

О

У

А

Ы

Б

В

Г

Д

З

Ж

М

Л

Р

Н

Й

ЗВОНКИЕ

Ъ

Е

Ё

Ю

Я

И

П

Ф

К

Т

С

Ш

Х

Ц

Ч

Щ

ГЛУХИЕ

Ь

АЛФАВИТ

        В русском алфавите 33 буквы:   10 гласных,    21 согласная,

 2 буквы – ъ и ь – не обозначают звуков.

А                Б                В                Г                Д                Е                Ё        

а                бэ                вэ                гэ                дэ                е                ё

Ж                З                И                Й                К                Л                М                жэ                зэ                и                и                ка                эль                эм                                                           краткое

Н                О                П                Р                С                Т                У        

эн                о                пэ                эр                эс                тэ                у

Ф                Х                Ц                Ч                Ш                Щ                Ъ

эф                ха                цэ                че                ша                ща          твёрдый

                                                                                              знак

Ы                Ь                Э                Ю                Я

        ы            мягкий                э                ю                я

                     знак

                                               Гласные звуки

  1. их 6:                   2) только из голоса,     3) ударный или        4) образуют слоги

[а], [о], [э],            шума нет                        безударный

[и], [ы], [у]

                                                     ВЫВОД:

                                           

                           сколько гласных звуков, столько и слогов:

                                у – гол (2 гласных – 2 слога)

В ударной позиции гласные произносятся чётко и ясно, а в безударной позиции подвергаются изменениям:

  • безударная гласная о обозначает звук, близкий к [а]: молоко - [малако];
  • безударные гласные е, я обозначают звук, близкий к [и]: пятак - [п΄итак];
  • после шипящих ж, ш мы произносим и слышим [ы], а не [и]: ширина - [шыр΄ина]

   Гласные                                         «Хитрые»

буквы – звуки                                           гласные буквы      

а    –    [а]                                      е –  [й΄ ]       я –   [й ΄]                                                      

я    –    [а]                                            [э]                  [а]                                           

э    –    [э]                                 ё –  [й ΄]        ю – [й΄ ]                                   

е    –    [э]                                             [о]                  [у]

о    –    [о]                              1. в начале слова – якорь                           

ё    –    [о]                          2. в середине слова после                  

у    –    [у]                                      разделительных ъ и ь знаков – подъём, семью                               

ю    –   [у]                          3. в середине слова после гласной буквы – весёлая, 

и    –    [и]                                                                                                     поём

ы    –   [ы]                                   

10  –   [6] 

Транскрипция – запись звучания речи.

Транскрипция записывается в квадратных скобках с использованием дополнительных знаков:

[й΄] – звук йот, на письме записывается буквами й или «хитрыми» е, ё, ю, я: ёж - [й΄ош];

[΄] – обозначение мягкости согласного : пел - [п΄эл];

[־] – обозначение долгого согласного: ссора – [сора].

        Способы обозначения звука [щ΄]:

  • щавель - [щ΄ив΄эл΄];                                  щ

счёты - [щ΄оты];                                          сч                [щ΄]

возчик - [вощ΄ик΄];                                         зч

мужчина - [мущ΄ина].                                    жч

        Способы обозначения звука [ц]:

  • цирк - [цырк];                                         ц

купаться - [купаца];                                 тьс                [ц]        

дерётся - [д΄ир΄оца].                                 тс

Возьмите на заметку!

1. Звонкие согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: гриб -  [гр΄ип], сказка - [скаска].

2. Глухие согласные перед звонкими озванчиваются: сбить - [зб΄ит΄].

        

3. Мягкость согласных обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь: сельский - [с΄эл΄ск΄ий΄].

        

4. По нормам произношения при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся: чувство - [ч΄уства], сердце - [с΄эрцэ], солнце - [сонцэ], властный - [власный΄].

  1. Запомните! Все глухие согласные есть во фразе:

Стёпка, хочешь щец? – Факт, хочу!

Звукобуквенный анализ слова

  1. Запиши слово.
  2. Возьми красный карандаш, подчеркни все гласные буквы в слове.
  3. Вертикальной чертой подели слово на слоги. 

Вспомни правило!!!  «Сколько в слове гласных букв, столько и слогов»

  1. Позови слово, выделяя голосом ударный слог. Поставь ударение. Помни, ударение ставится над гласной буквой слога.
  2. Нарисуй схему слова.
  3. Дай характеристику каждого звука и раскрась схему.

Не забудь в схеме  колокольчиком указать звонкие звуки!

Например,         Я Б Л О Н Ь К А                                Ж И Р А Ф        

БУКВА

[ ЗВУК ]

                      ГЛАСНЫЙ                     СОГЛАСНЫЙ

УДАРНЫЙ — БЕЗУДАРНЫЙ                ЗВОНКИЙ — ГЛУХОЙ

МЯГКИЙ —  ТВЁРДЫЙ

Части речи

              Самостоятельные                           

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Местоимение

Наречие

предмет

признак предмета        

действие предмета

число, количество и порядок предметов при счёте

не называет, а указывает

признак действия, состояния

кто? что?        

какой? какая? какое?        какие?

что делать?

что сделать?

сколько? который?

кто? что?

чей?

как ? когда? где? откуда? почему?

тетрадь, клён. метель, туман, кролик, Трезор

умный, умная, умное, умные

читал, читаю, прочту

пять, трое, седьмой

я       мы

ты      вы

он      она                                                            оно    они

радостно вчера

вверху издалека

поневоле

                                                     

Служебные

Предлоги

Союзы

Частицы

о  об  до  по  под  от  перед   с   около за   над  из на   без  к   в          

и, да (и), или, а, но,

вот, даже, только, бы, ли,

не, ни

Служебные части речи употребляются только вместе с самостоятельными и не являются членами предложения.

                               

                       

Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? и что?   и называет

  • конкретные предметы (парта, ветка)
  • явления природы (иней, дождь)
  • живые существа (воробей, малыши)
  • события (митинг, праздник)
  • процесс, действие (выращивание, падение)        
  • абстрактные понятия (любовь, радость)        

           

одушевлённые сущ.                         неодушевлённые сущ.

кто?                                                       что?

     птица                                                            ветер

     ребёнок                                                       зелёнка

     

        нарицательные                                 собственные                                 

(обобщённое название однородные        (индивидуальное название живых существ и предметов

 предметов, явлений)                                      для отличия их от других)

        соловей                                        Россия

        очарование                                        Обь

        победа                                        Толстой

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой?   любознательный – мужской род  (м.р.)

какая?   здоровая – женский род (ж.р.)                           единственное число (ед.ч.)

какое?   прозрачное – средний род (ср. р.)

какие?   чистые        --                    множественное число (мн.ч.)                

чей?       Светин, папин

Глагол  это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы          что делать?   мечтать

   что сделать?  смастерить

1. Начальная форма глагола – неопределённая форма 

что делать? писать, нести                             

что сделать? написать, принести

2. Бывают совершенного и несовершенного вида.

    Совершенный вид (действие уже сделано, закончено или будет закончено) – что сделает? –  поработает, нарисует.

    Несовершенный вид (действие не закончено) – что делает? – работает, рисует.

3. Глаголы изменяются по временам:

    Настоящее время – действие происходит в момент речи.

                     что делаю? – читаю, вижу;

    Будущее время – действие будет происходить после момента речи.

                     что сделаю? – почитаю, увижу, буду говорить;

    Прошедшее время – действие происходило до момента речи.

                     что делал? – читал, что сделал? – увидел.

     4. Изменяются по числам – ед.ч. – держу, мн. ч. – держат.

     5. В единственном числе прошедшего времени изменяются по родам:

                Мужской род (м.р) – он блестел

                Женский род (ж.р) – она блестела

                Средний род (ср.р) – оно блестело

Предложение

Знак в конце предложения

по цели высказывания

по интонации

Повествовательное

(рассказ, повествование)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Вопросительное

 (вопрос)

Невосклицательное

?

Восклицательное

? !

Побудительное 

(приказ, просьба)

Невосклицательное

Восклицательное

!

Грамматическая основа предложения

(главные члены предложения)

Подлежащее

(лежащее в основе предложения)

Сказуемое

(что сказано о подлежащем)

это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении.

это главный  член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства.

отвечает на вопросы кто? или что?

отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?

– подчёркивается одной чертой

подчёркивается двумя чертами

– может быть выражено:

существительным

Послышалась тихая музыка.

местоимением

Все собрались в зале.

сочетанием слов

Недавно у мамы было день рождения.

может быть выражено:

глаголом

Весело запели петухи.

существительным

Моя сестра художница.

прилагательным

Ночь звёздная.

кратким прилагательным

Наша Катя аккуратна.

 – может быть одно подлежащее

Ночь. Поздняя осень.

– может быть одно сказуемое

Морозит. Запиши в тетрадь.

Второстепенные члены предложения

- служат для пояснения, уточнения, дополнения главных и других второстепенных членов и грамматически подчинены им.

Обстоятельство

Определение

Дополнение

второстепенный член предложения, который обозначает обстоятельства совершения действий; поясняет сказуемое.

второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на какой предмет или явление направлено действие.

обстоятельства образа действия

Маша читает выразительно.

обстоятельства времени

Проливной дождь шёл ночью.

обстоятельства места

На тополях набухли почки.

обстоятельства причины

Земля сырая от дождя.

обстоятельства цели

Я пошёл в магазин за хлебом.

Зелёная листва шелестит на ветках.

Листва (какая?) зелёная.

Оля взяла мамин зонт.

Зонт (чей?) мамин.

На прошлом уроке мы узнали об определении.

Узнали (о чём?) об определении.

Ученики слушают учителя.

Слушают (кого?) учителя.

подчёркивается – точка тире

подчёркивается волнистой линией

подчёркивается – тире, тире

СПОСОБЫ ПОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Измени форму слова

Подбери однокоренное слово

1. Один – много

 Трава –травы
Зв
езда – звёзды

2. Много – один

Шаги – шаг
Гр
ачи – грач

3. Что делал? Что делать? - Что делает?

Смотрел, смотреть - смотрит
П
исал, писать - пишет

1. Слово – предмет (имя существительное)

Трещит – треск
цв
еток – цвет

2. Слово – признак (имя прилагательное)

Темнота – тёмный
Л
аскает – ласковый

3. Слово – действие (глагол)

Кормушка -кормит
х
одьба – ходит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

Ковёр – коврик
гн
ездо - гнёздышко

БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Алгоритм проверки

1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

3. Для проверки гласного корня измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

4. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

5. Обозначь орфограмму.

Порядок действий при списывании, 1 класс:

1. Прочитай предложение. Пойми его.

2. Прочитай чётко первое слово предложения так, как оно написано.

3. Повтори слово, сверь с напечатанным. Запомни, как пишется слово.

4. Запиши слово, чётко диктуя его себе.

5. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.

6. Так же списывай остальные слова предложения.

План фонетического разбора

1. Разделить слово на слоги.

2. Показать место ударения.

3. Указать количество слогов, гласных и согласных букв.

4. Дать характеристику звуков:

        Если звук согласный определяете:

  • парный или непарный по звонкости-глухости
  • звонкий или глухой
  • парный или непарный по твёрдости-мягкости
  • твёрдый или мягкий

        Если звук гласный определяете:

  • ударный или безударный

5. Определить количество букв и звуков.

Образец

фонетического разбора

Площадка – 3 слога, 5 согл., 3 гласн.

п - [ п ] - согл., парн. глух., парн. тв.

л - [ л ] - согл., непарн. звонк., парн. тв.

о - [ а ] - гласн., безуд.

щ -[ щ′] - согл., непарн. глух., непарн. мягк.

а - [ а ] - гласн., уд.

д - [ т ] - согл., парн. глух., парн. тв.

к - [ к ] - согл., парн. глух., парн. тв.

а - [ а ] - гласн., безуд.

8 б. 8 зв.

Якорь – 2 сл., 2 гласн., 2 согл

я – [й΄] – согл., непарн. звонк., непарн. мягк.

       [а] – гласн., уд.

к – [к] –  согл., парн. глух., парн. тв.

о – [а] – гласн., безуд.

р – [р΄] – согл., непарн. звонк., парн. мягк.

ь – []_________

5 б., 5 зв.

Морфологический разбор

имени существительного

Образец устного разбора

1. Часть речи, вопрос, общее значение (конкретные предметы; явления природы; живые существа; события; процесс, действие; абстрактные понятия)

2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное
  • одушевлённое или неодушевлённое
  • род
  • склонение

4. Непостоянные признаки:

  • число
  • падеж

5. Синтаксическая роль в предложении.

Образец письменного разбора

Чему научишься в молодости3, пригодится в старости.

1. В молодости – сущ., (в чём?), абстрактное понятие

2. Нач. форма – молодость

3. Пост. признаки: нариц., неодуш., ж.р.,3 скл.

4. Непост. признаки: ед.ч., П.п.

5. Дополнение

Морфологический разбор

имени прилагательного

Образец устного разбора

1. Часть речи, вопрос, общее грамматическое значение.

2. Начальная форма ((И.п., ед.ч., м.р.)

3. Постоянный признак:

  • разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).

4. Непостоянные признаки:

  • число
  • род (в единственном числе)
  • падеж.

       5. Синтаксическая роль в предложении.

Образец письменного разбора

        Он рощи полюбил густые3… (А. С. Пушкин.)

1.  Густые (рощи) – прил. (какие?), признак.

  1. Нач. форма – густой.
  2. Пост. признаки: качеств..
  3. Непост. признаки: мн. ч., В. п.
  4. Определение.

        

             Суффиксы

Суффиксы

Значение суффиксов

Правило применения

Примеры

-анан-, -янин-,

-ан-,  -ян-

Житель (жители) какой-либо страны, города, края

Запомнить

парижанин, россиянин

парижане, россияне

-ушк-, -юшк-,

- к-, -ок-, -ёк-,

-чик-, -еньк-,

-ечк-, -очк-

Уменьшительно-ласкательное значение

Запомнить

бабушка, Васюшка, берёзка, городок, деревенька, Ванечка, Ирочка

-ник-, -ниц, -чик-, -щик-,

-ик-, -ист-, -арь-,

-а-тель, -и-тель

Профессия или род занятий

Запомнить

дворник,  учительница, лётчик, сварщик, химик, таксист, пекарь, писатель, строитель 

-евн-, -евич-,

-ич-, -иничн-,

-овн-, -ович-

Отчества людей

Запомнить

Сергеевна, Сергеевич, Ильич, Ильинична, Петровна, Петрович 

-оват, -еват-

Оттенок какого-либо цвета

Запомнить

красноватый, синеватый

-иц-, -их-

Названия животных-мам

Запомнить

волчица, зайчиха

-ёнок-

-онок-

Детёныши животных

  • После мягких согласных, кроме [ ч' ], пишется суффикс  -ёнок-.
  • После твёрдых согласных и

[ ч' ] пишется суффикс -онок-.

лисёнок, тигрёнок

зайчонок, волчонок

-ик-

-ек-

Уменьшительно-ласкательное значение

  • Суффикс  -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется, «не убегает»
  • Суффикс  -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук из суффикса «убегает».

ключик  – нет ключика

замочек  –  нет замочка

-ость-

В суффиксе -ость- всегда пишется буква о.

глупость, вежливость

-ив-

-ев-

  • Под ударением пишется суффикс -ив-.
  • Без ударения пишется суффикс

-ев-.

красивый, игривый

волевой, боевой

-лив-, -чив-

В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и.

пугливый, доверчивый

ПРИСТАВКИ

Виды и правописание приставок

Состоят из одного звука (буквы)

с-, в-, у-, о-

Неизменяемые приставки

вы-

Пишутся с гласной -о-

во-, до-, от-, ото-, по-, под-, подо-, об-, о-, обо-, про-, со-

 

Исключения: приставки па-, пра-. 

паводок, прабабушка, прадедушка

Пишутся с гласной -а-

за-, на-, над-, раз-//рас-

Пишутся с согласной -д-

под-, над-, перед-, пред-

Пишутся с согласной -т-

от-

Приставки, оканчивающиеся на  з//с

раз-//рас-,      из-//ис-,     без-//бес-

Приставка оканчивается на -з-, если корень начинается на звонкий согласный звук.

Приставка оканчивается на -с-, если корень начинается на глухой согласный звук.

Чередование согласных в корне слова

[ г // ж ]

книга – книжный

[ с // ш ]

носить – ноша

[ к // ч' ]

жук – жучок

[ щ' // ск]

тащу – таскать

[ х // ш ]

пух – пушок

[ м // мл']

кормить – кормлю

[ з // ж ]

мазать – мажет

[ б // бл' ]

любить – люблю

[ д // ж ]

обида – обижать

[ в // вл']

ловить – ловлю

[ ц // ч' ]

заяц – зайчонок

[ п // пл' ]

купить – куплю

Безударные окончания имён существительных

Слова- помощники с ударными окончаниям-и

единственное число

множественное число

1-ое склонение

2-ое склонение

3-е склонение

весна, земля

слон, колесо

      рожь

И. п.

-а, -я

-       , -о, -е

-      

-и, -ы, -а, -я

Р. п.

-ы, -и

-а, -я

-      , -ов, -ев, -ей

Д. п.

-у, ю

-ам, -ям

В. п.

-у, -ю

-       , -а, -я, -о, -е

-      

-      , -и, -ы, -а, -я, -ей

Т. п.

-ой, -ей, -ёй

-ом, -ем, -ём

-ами, -ями, -ми

П. п.

-ах, -ях

Правописание безударных окончаний

 имён существительных

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, -и

Д.п.

П.п.

Родовые окончания прилагательных

в начальной форме

род

окончания прилагательных

примеры

единственное число

м. р.

-ой,  -ый,   -ий

высокий столб

ж. р.

-ая,   -яя

высокая башня

ср. р.

-ое,   -ее

высокое зеркало

множественное число

-ые,   -ие

высокие горы

            Типы текстов

Текст – повествование:

  1. говорится о действиях предметов, о последовательных событиях;
  2. действия сменяют друг друга, как кадры фильма, их нельзя увидеть все вместе;
  3. можно поставить вопросы: что происходит сначала, потом и в конце?

Текст – описание:

  1. говорится о признаках предмета или явления;
  2. все признаки можно увидеть одновременно;
  3. можно поставить вопрос: какой предмет?

 

Текст – рассуждение:

  1. говорится о причинах явлений;
  2. их нельзя увидеть, но можно понять;
  3. можно поставить вопрос: почему это так?

Разряды  имён  прилагательных

       разряды

признаки

качественные

относительные

притяжательные

значение

Выражают:

  • внутренние качества человека (добрый, умный);
  • физические качества людей   и животных (молодой);
  • форму предметов (круглый);
  • размер (большой);
  • вкусовые качества (сладкий).

Определяют признак предмета через отношение:

  •  материал, из которого сделан предмет (деревянный);
  • к месту нахождения предмета (сельский, пришкольный);
  • ко времени существования предмета (вечерний, весенний);
  • к лицу (студенческий, родительский, детский)

Обозначают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (мамин, дедов, ребячий, заячий, куриный)

вопросы

какой? какая? какое? какие?

чей? чья? чьё? чьи?

изменяются

по родам, числам, падежам

степени сравнения

  • сравнительная степень  

      легче

  • превосходная степень

     самый лёгкий,    

     легчайший

----

----

краткая

форма

лёгок

----

----

антонимы

тяжёлый

----

----


ОРФОГРАММЫ   КОРНЯ

БЕЗУДАРНАЯ   ГЛАСНАЯ   В   КОРНЕ   СЛОВА

Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

снег – снежинка

стороны, сторонка – сторона

ПАРНАЯ   СОГЛАСНАЯ   В   КОРНЕ   СЛОВА

Правило: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

                трава – травка

                медведи – медведь

НЕПРОИЗНОСИМАЯ   СОГЛАСНАЯ   В   КОРНЕ   СЛОВА

Правило: чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы этот согласный звук произносился чётко.

сердечный – сердце

радость – радостный

солнышко – солнце

СОСТАВ СЛОВА

  1. ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова.

Правило: чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова.

друг  – другу, друга, другом, о друге

        умный  – умная, умную, умные, умное

        пришёл  – пришла, пришло, пришли

  1. ОСНОВА СЛОВА -  это всё слово без окончания.

незабудка, прелестный, убегает

  1. КОРЕНЬ – это общая часть однокоренных слов.

Правило: чтобы выделить корень, надо подобрать родственные слова.

опоздать -  поздний, опоздание

книга – книжный, книголюб

  1. ПРИСТАВКА – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова с другой приставкой или без приставки.

выход – вход, уход, приход, ходит

  1. СУФФИКС – это часть слова, которая находится между корнем и окончанием и служит для образования новых слов.

Правило: чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень.

котёнок – окончание нулевое, корень – кот, значит суффикс – ёнок.

 

Синтаксический анализ предложения

  1. Подчеркни грамматическую основу предложения.
  2. Подчеркни второстепенные члены предложения.
  3. Укажи, какой частью речи является каждое слово предложения.
  4. Запиши характеристику предложения.
  • простое или сложное (простое – одна грамматическая основа, сложное – две и более грамматические основы)
  • осложнено ли однородными членами (какими?)
  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
  • по интонации (восклицательное, невосклицательное)
  • по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое)

Вы принесёте домой самые крепкие грибы,

ветку алой рябины, разноцветный букет из

листьев. (простое, осложнено однородными членами (дополнение), побудительное, невосклицательное, распространённое)

Красное солнце упало за дальний сосняк, а в

печке сохнет срезанный нами подсолнух.

(сложное, повествовательное, невосклицательное, распространённое)

Местоимение

- часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

  1. Местоимение-существительное – указывает на лицо или предмет (я, ты, он, кто, что, никто, ничто, кто-то, нас, вами).
  2. Местоимение-прилагательное – указывает на признак предмета (мой, твой, наш, это, такой, какой, чей, который, ничей, некоторый).
  3. Местоимение-числительное – указывает на количественное значение (сколько, столько, несколько). 

Личные местоимения

лицо

ед. ч.

мн. ч.

1 л.

я

мы

2 л.

ты

вы

3 л.

он, она, оно

они

Какие ещё бывают местоимения

  • себя, мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их, этот, тот, такой, таков, столько, кто, что, какой, каков, чей, сколько, который, о чём, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, сам, самый, все, никто, ничто, ничей, некого, нечего, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-либо, что-либо, кто-нибудь, что-нибудь, кое-кто, кое-что, некий, некоторый, какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь, несколько, некем, нечем

Морфологический разбор личных местоимений

Родители довольны нами.

  1. Нами – мест.
  2. Нач. форма – (Им.п., ед.ч. - кто? что?) мы
  3. Пост. признаки: 1л.
  4. Непост. признаки: Т.п., мн. ч., род определить нельзя
  5. Довольны (кем?) нами, дополнение

Разделительный ь знак

        

                                             Е      (ученье)

                                       Ё     (бельё)

      согласный        Ь               Ю    (вьюга)

                                           Я     (лисья)

                                               И     (воробьи)

Ь знак – показатель мягкости согласного звука

согласный          Ь                                           тетрадь

согласный          Ь          согласный               тьма

Разделительный Ъ знак

                        

                                                Е    (подъезд)

                                          Ё    (съёжился)

       согласный          Ъ                  Я    (объявление)

                                                    Ю  (предъюбилейный)

 (подъез

   

Знаки препинания

в предложениях с однородными членами

  • Запятая не ставится

               и                             или                           да

                                                                   (значение и)

  • Запятая ставится

              ,            ,

             ,  а                                     ,  но

        

    и          , и           , и              

       

     или         , или           , или

           , и          , и

           , или         , или

Склонение имён существительных

1 скл.

2 скл.

3 скл.

м.р.

ж. р.

м.р.

ср. р

ж. р.

-а, -я

-а, -я

-о, -е

с Ь на конце

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

Предлоги

И.п.

есть

кто?

что?

-----

Р.п.

нет

кого? чего?

от, до, из, без, у, около, возле, с подле, вдоль, для

Д.п.

дать

кому? чему?

к, по

В.п.

виню

кого? что?

в, во, на, за, про, через, под

Т.п.

доволен

кем? чем?

с, со, за, перед, над, под, между

П.п.

говорить

о ком?

о чём?

о, об, в, при, на

Правописание безударных окончаний

 имён существительных

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

-ы, -и

Д.п.

П.п.

Алгоритм работы по ВД

  1. Каждый ученик получает индивидуальную карточку.
  2. Познакомься с содержанием карточки, выполни его письменно.
  3. Проверь себя по образцу учителя.
  4. найди партнёра, сядь рядом с ним.

Работа в паре

1 ученик                                                     2 ученик

1. Продиктуй задание.               Запиши, объясняя

правописание,

   подбирай

2. Запиши, объясняя                    проверочные            

правописание,                           слова.

подбирай проверочные            

 слова.                                         Продиктуй задание.

3. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга, исправьте ошибки, поставьте свои инициалы.

  1. Поблагодарите друг друга, обменяйтесь карточками, найдите нового партнёра.

Список использованной литературы


        Для составления памяток были использованы темы из учебников:

1. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях.- М.: Вентана-Граф, 2008 (Начальная школа 21 века)

2. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О., Петленко Л.В., Романова В.Ю.Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях.- М.: Вентана-Граф, 2009 (Начальная школа 21 века)

 3. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: Вентана-Граф, 2007 (Начальная школа 21 века)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

«Помогайки» памятки по русскому языку для начальной школы (из опыта работы)

Содержание Лента букв АлфавитГласные звукиТранскрипцияЗвукобуквенный анализ словЧасти речи (самостоятельные и служебные)Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголПредложениеГрамматическая о...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...