Урок русского языка во 2 классе по теме: "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

        В современном обществе все говорят о здоровье наших детей. Экологические проблемы, малоподвижный образ жизни, увлечение компьютерными играми, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, перегрузки учебного процесса,- всё это ведёт к росту числа хронических детских заболеваний. В связи с этим проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий является актуальным. Данная методическая разработка урока русского языка разработана с учётом здоровьесбережения в учебном процессе. Для развития мелкой моторики очень полезно использовать перед каллиграфической минуткой пальчиковую гимнастику, которую проводить могут сами ученики. Такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. Применение зрительных и двигательных физкультминуток повышает работоспособность учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx57.55 КБ

Предварительный просмотр:

      В современном обществе все говорят о здоровье наших  детей. Экологические проблемы, малоподвижный образ жизни, увлечение компьютерными играми, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, перегрузки учебного процесса,- всё это ведёт к  росту  числа хронических детских заболеваний. В связи с этим проведение уроков с использованием здоровьесберегающих  технологий является актуальным. Данная методическая разработка урока русского языка разработана с учётом здоровьесбережения в учебном процессе.

 Для развития мелкой моторики очень полезно использовать перед каллиграфической минуткой пальчиковую гимнастику, которую проводить могут сами ученики. Такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. Применение зрительных и двигательных физкультминуток повышает работоспособность учащихся на уроке.

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: «Учимся писать слова с непроизносимыми

согласными в корне слова».

Цель урока: создать условия для совершенствования умения проверять и писать слова с непроизносимыми согласными в корне, для отработки алгоритма правописания слов с непроизносимыми согласными; содействовать развитию речи, фонематического слуха, орфографической зоркости, наблюдательности, навыков самоконтроля; способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи  и формированию умения общаться.

Формирование УУД:

Личностные: положительная мотивация к учению, проявление учебно-познавательного интереса  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление своих мыслей в устной и письменной речи.

Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция, постановка  учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, самооценка.

Учебно-методическое обеспечение: учебник, рабочие тетради, маршрутные листы, карточки для парной работы со сменным составом, памятка правописания непроизносимых согласных, карточки для дифференцированной работы, презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1.Мотивационный момент. Психологический настрой.

Учитель

-Прозвенел звонок весёлый

 Все готовы?  

Дети

-Все готовы!

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Учитель

-Пожелайте друг другу успеха.

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. Желаю (соприкасаются большими пальцами);
  2. Успеха (указательными);
  3. Большого (средними);
  4. Во всём (безымянными);
  5. И везде (мизинцами);
  6. Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)

Учитель

-Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

2.Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Учитель

-Предлагаю определить тему урока, наметить цель.   Послушайте стихотворение:

          Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

- О каких согласных идёт речь?

Дети

-Речь идёт о непроизносимых согласных.

Учитель

-Предложите тему урока.

Дети

-Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. (Перевернуть лист с темой урока на доске).

Учитель

-Какая цель урока?

Дети

-Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Учитель

-На уроке вы будете вести маршрутные листы – это план урока, в нём нужно после  каждого этапа работы, раскрасить один из трёх кругов: красный цвет – «Не получилось»,  жёлтый – «Были сомнения», зелёный – «Отлично».

 -Ребята, а где в повседневной жизни нам встречаются эти цвета?

Дети

- Это сигналы светофора.

Учитель

- О чём нам говорит каждый цвет?

Дети

-Красный – стой, дороги нет. Жёлтый – внимание скоро смена сигнала. Зелёный – путь открыт.

Учитель :   Молодцы!

3.Каллиграфическая минутка.

Пальчиковая гимнастика.

Прочитайте первый пункт плана в маршрутных листах.

Дети

Каллиграфическая минутка.

Учитель

- Для чего мы проводим каллиграфическую минутку?

Дети

-Тренируемся писать правильно, разборчиво, красиво.

Учитель

-Подготовим наши пальчики к работе, выполним пальчиковую гимнастику «Паучок». Кто желает её провести?

Паучок

(Пальцы каждой руки "бегут" по столу – 2 раза.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

(Руки в замок, поработали пальчиками – дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Выполняем стряхивающие движения.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы в стороны, качаем руками – солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Пальцы каждой руки "бегут" по столу – 3 раза.)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Учитель

-Перед вами буквы (на доске учитель показывает указкой)

О, с, и, т, н, у, з, д, а,

- На какие группы можно разделить эти буквы?

Дети

Эти буквы можно разделить на гласные и согласные.

Учитель

- Каких букв больше?

Дети

 -Больше согласных букв.

Учитель

-Назовите согласные буквы.

Дети

-Эс, тэ, эн, зэ, дэ.

Учитель

-Эти согласные мы сегодня пропишем.

-Откройте тетради. Положите их с наклоном. Правильно возьмите ручку. Проверьте осанку.

Записываем число

25 ноября

Классная работа

(Открыть лист на доске, показать указкой сочетания букв)

Запишите на первой строке согласные, продолжив закономерность.

СТН ЗДН

Молодцы!

Прочитайте слова на второй строке:

Место, местность, местный

-Какое слово является проверочным для двух других?

Дети

-Место.

Учитель

- Почему? ( Чётко слышится непроизносимый согласный ) Молодцы! Вспомним правило написания непроизносимых согласных в корне слова.

Дети

-Если я слышу в корне опасное сочетание согласных [сн], [зн], то подбираю родственное слово, в котором после непроизносимого согласного стоит гласный или опасное сочетание находится в конце.

Учитель

-Запишите на второй строке один раз эти слова.

Учитель

 -Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Подчеркните простым карандашом самое красивое, правильное написание.

Учитель

Оцените свою работу в маршрутных листах по первому пункту «Каллиграфическая минутка».

4. Словарная

работа.

Учитель

-Прочитайте второй пункт в маршрутных листах

Дети : Словарная работа

Учитель

-Для чего мы проводим словарную работу?

Дети

-Чтобы запомнить и научиться правильно писать слова, которые нельзя проверить.

Учитель

-Мы будем работать с веером букв.

(Учитель читает слова, показывая на них поочерёдно указкой)

Ф_милия,  с_бака,  уч_ник,  к_но, м_дведь.

-Молодцы!   ( А если бы у нас возникли разногласия?

Дети: Мы бы заглянули в орфографический словарик в конце учебника)

Учитель

-Откройте учебник на с.116 упр.2

Запишите в тетрадь  новое словарное слово.

Словарь:  праздник.

(У доски записывает ученик)

Учитель

-Составьте  с этим словом устно предложения.

(Ответы детей)

-Молодцы! Оцените свою работу по второму пунк-ту «Словарная работа» в маршрутных листах.

5. Физминутка (для глаз).

Учитель

-Прочитайте третий пункт плана.

Дети

–Физминутка

Презентация электронной физминутки для глаз.

Учитель-Оцените свою работу по третьему пункту в маршрутных листах.

6. Актуализация знаний о непроизно-симых согласных. Работа в парах.

Учитель-Прочитайте четвёртый пункт  плана

Дети -Работа в парах

Учитель

-Откройте тетради  на печатной основе  с. 66 упр.2 Прочитайте задание.

Что нужно использовать, чтобы быстро и правильно выполнить задание?

Дети: Нужно использовать памятку.

Учитель Откройте папки –копилки, повторите памятку.

ПАМЯТКА

1.Есть ли в слове «опасное место» - сочетание согласных?
2.Нет: проверять нечего.

3.Есть: [сн], [зн].

4.Подбери родственные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо.

5. Сравни проверяемое и проверочные слова. Сделай вывод. Напиши правильно.

Учитель        

-Первый ряд работает с первым столбиком,

второй – со вторым столбиком, третий – с третьим столбиком. Так как это задание вы выполняете в парах, то помните, что важно не только самому выполнить задание, но и помочь своему товарищу. Работаем.

-Самопроверка по образцу на экране.

У кого были ошибки? В каких словах? (подбор проверочных слов)

Оцените свою работу в маршрутных листах.

7. Физминутка (двигательная)

Учитель

-Прочитайте пятый пункт плана.

Дети

- Физминутка.

Учитель

- Займите свои места. Кто желает её провести?

-Оцените свою работу в маршрутных листах.

8. Работа в парах сменного состава

Учитель

- Прочитайте шестой пункт плана

Дети

-Ручеёк

Учитель

- Ребята, у каждого из вас на голубой карточке записано слово. Ваша задача: подобрать к нему проверочное слово, записать в тетрадь сначала проверочное, а затем проверяемое. Кто будет готов – просигнализирует. И по команде «Ручеёк побежал» нужно перемещаться по  своему ряду.

1 вариант остаётся на месте, а 2  вариант перемещается. Работаем.

Учитель

- Самопроверка. Проверьте самостоятельно свои работы по карточкам-помощницам в папках - сиреневого цвета.

Учитель

Всё понятно?

Оцените свою работу в маршрутных листах.  

9. Самостоятельная работа.

Учитель

-Прочитайте седьмой пункт плана.

Дети

-Самостоятельная работа

Учитель

Откройте тетрадь «Учусь писать без ошибок» на странице 39-40 упр.53, прочитайте задание.

1 вариант работает на   странице 39,

2 вариант работает на   странице 40.

Учитель

-Отложите тетради на край стола. В конце урока вы их  сдадите на проверку.

-Оцените свою самостоятельную работу в маршрутных листах.

10. Творческое задание.

 Учитель

-Прочитайте восьмой пункт плана.

Дети

-Творческое задание

Учитель

-У каждого в папке-копилке по 3 карточки. Задание на розовой карточке -  трудное, на голубой – полегче, а на зелёной самое простое. Вы выбираете любую . На карточках предложения, в которых нужно заменить выделенные слова подходящими по смыслу словами с непроизносимыми согласными, составить новые предложения. Пользуйтесь словами для справок.

 

Позади веселое лето. Пришла красивая золотая осень. Стоят дождливые осенние дни. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.(зелёная)

 Слова для справок: радостное, яростный, чудесная, ненастные.

   Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

(голубая)

Слова для справок: здравствуй, небесный, напрасно, вестники, солнце

Сегодня утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Скоро все вокруг покроет очаровательное снежное покрывало. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

(розовая)

Слова для справок: поздней, праздник, прелестное, гигантские, окрестность, песню

Учитель

-Прочитайте, что у вас получилось. Кто выбрал зелёную карточку?  (Что было, что получилось?) Кто выбрал голубую карточку?  (Прочитай первоначальный текст и свой)

У кого розовая карточка?  (Что было , что получилось)

(Ответы детей)

-Молодцы!

Оцените свою работу в маршрутных листах.

11. Подведение итогов занятия.

Рефлексия учебной деятельности

Учитель

 -Ребята, наш урок подошёл к завершению.

-Посмотрите в маршрутные листы и оцените сою работу на уроке. Каких кругов больше? Закрасьте этим цветом одиночный круг над своей фамилией.

У кого это будет красный круг? Почему? Жёлтый? Почему?   Зелёный? Молодцы!( У кого был в каком-либо пункте красный круг? Почему? Жёлтый? Почему?)

12. Информация о домашнем задании.

Учитель

-Предлагаю вам домашнее задание по выбору: тетрадь- стр.66-67 упр. 4 или упр. 5.

-Урок окончен, спасибо за работу.

Приложение 1

 М а р ш р у т н ы й   л и с т                              

Фамилия, имя____________________________

1.   Каллиграфическая минутка                                                                          

2.   Словарная работа                                                                                          

3.   Физминутка

4.    Работа в парах                                                                                            

5.    Физминутка

6.    Ручеёк

7.   Самостоятельная работа

8.   Творческое задание

Приложение 2

Самопроверка

Карточка-помощница

звезда - звёздный

сердечко - сердце

участие - участник

опоздание - поздно

вкусен - вкусный

ужасен - ужасный

место - местность

грустить - грустный

Приложение 3

ПАМЯТКА

1. Есть ли в слове «опасное место» - сочетание согласных?
2. Нет: проверять нечего.

3. Есть: [сн], [зн].

4. Подбери родственные слова, в которых после [с] или [з] стоит

гласный или эти звуки стоят в конце слова и слышатся отчетливо.

5. Сравни проверяемое и проверочные слова. Сделай вывод.

Напиши правильно.

Приложение 4

Позади веселое лето. Пришла красивая золотая осень. Стоят дождливые осенние дни. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

 Слова для справок: радостное, яростный, чудесная, ненастные

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

Слова для справок: здравствуй, небесный, напрасно, вестники, солнце

Сегодня утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Скоро все вокруг покроет очаровательное снежное покрывало. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

Слова для справок: поздней, праздник, прелестное, гигантские, окрестность, песню

Приложение 5

С неба капельки летели, 
В ручейки попасть хотели,
И захватывая дух,
Капельки упали - бух!


Капельки - прыг-прыг, 
Капельки - хлоп-хлоп, 
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ.
Капельки - прыг-прыг, 
Капельки - хлоп-хлоп, 
 
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ.


С неба капельки упали, 
Ручейками побежали.
Побежали ручейки
И прозрачны, и легки.


Капельки - прыг-прыг, 
Капельки - хлоп-хлоп, 
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ.
Капельки - прыг-прыг, 
Капельки - хлоп-хлоп, 
Капельки - топ-топ-топ-топ-топ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

презентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова

резентация к уроку русского языка 2 класс по теме Учимся писать части слова...

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №42 "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №42 "Учимся писать буквы  гласных и согласных в корне  в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №43 "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне в корне слова"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №43 "Учимся писать буквы  гласных и согласных в корне  в корне слова" по программе "Начальная школа 21 века"...

Русский язык 3 класс (Образовательная программа Л .В. Занкова) Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Цель:  – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне  слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание,- создать ситуацию, помогающую на о...

Разработка урока русского языка в 4 классе Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова4 класс, система учебников "Начальная школа. ХХIвек" Цели: обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] посл...