Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Грабовая Марина Николаевна

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".

Задачи. Обучающие:

  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию.

Технология деятельностного подхода.

Метод: проблемно- диалогический.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, «светофоры»,

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С. Пушкина

г.Белореченска Краснодарский край

Конспект урока во 2 классе

по теме

«Учимся писать слова

с непроизносимыми согласными в корне слова»

УМК «Школа XXI века»

                                                        Автор: учитель начальных классов

                                                                                    Грабовая Марина Николаевна

Тема: Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  1. развивающие:
  • развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

  1. воспитательные:
  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
  • воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.

   Тип урока: открытие нового знания.

   Технология деятельностного подхода.

   Метод: проблемно- диалогический.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, «светофоры»,

Структура урока:

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой
  2. Минутка чистописания.
  3. Словарная работа.
  4. Постановка учебной проблемы.
  1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
  2. Выход из проблемы путем побуждающего диалога.
  1. Постановка цели.
  2. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.
  1. Поиск решения учебной проблемы.
  2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
  3. Динамическая физминутка.
  4. Подводящая беседа к формулированию правила.
  5. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.
  1. Закрепление изученного.
  1. Устная работа .
  2. Работа по учебнику. Выполнение упражнения.
  3. Самостоятельная работа. (РЕЗЕРВ)
  1. Подведение итогов.
  1. Выводы и обобщения.
  2. Рефлексия.
  3. Самооценка детей.
  4. Пожелание ребятам Осени.
  1. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

Слайд 2 ( по щелчку)

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты сможешь, ты в силах друзьям подарить.

По щелчку тут же появляется пожелание хорошего настроения.

      - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

      - Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке. (щелчок)

- Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!

  1. Минутка чистописания.

   - Какое сейчас время года? Нравиться ли вам осень? (ответы детей)

Переход по щелчку на слайд 3

Осень. Природа тихая и утомленная.  

То мы видим ее сквозь прозрачную сетку дождя, с погасшими тусклыми красками,  

 (щелчок)

 то она вспыхнет в лучах недолгого осеннего солнца.

Осенняя пора- очей очарованье.

Нашей гостьей сегодня будет Осень. ( по щелчку на слайде 4 появляется объект- гостья Осень)

- Как вы думаете, какую букву будем прописывать на минутке чистописания? (ответы детей)

Переход по щелчку на слайд 5

Давайте пропишем букву о в соединении с другими буквами.

Ооолоеооо

Осенняя пора – очей очарованье.

- Почему так говорят?

Обозначьте ударение, подчеркните орфограммы- безударные гласные.

  1. Словарная работа.

- Осенью люди собирают богатый урожай овощей и фруктов. Сейчас мы тоже соберем урожай в свои тетрадки.

Прочитайте загадки, запишите отгадки. Один человек у доски записывает отгадки- словарные слова. Остальные работают в тетради.

Переход по щелчку на слайд 6.

  1. Он круглый и красный

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет вкусней….(помидор) (отгадка по щелчку)

Переход по щелчку на Слайд 7

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я….(капуста) (отгадка по щелчку)

Переход по щелчку на Слайд 8   

  1. В темном тереме девица,

Наверху ее косица.

Дернешь за косу плутовку

И увидишь ты ….(морковку) (отгадка по щелчку)

Переход по щелчку на Слайд 9   

  1. Длинный, зеленый,

Вкусен свежий и соленый.  (огурец) (отгадка по щелчку)

Переход по щелчку на Слайд 10   

  1. В темноте живу все лето,

Как солдат ,в мундир одета.

Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире.   (картофель) (отгадка по щелчку)

(Переход по щелчку на слайд 11)

Выполняется взаимопроверка. «Светофоры» (красный цвет – есть ошибки, зеленый – без ошибок)

Переход по щелчку на Слайд 12.  

Молодцы! В подарок Осень дарит вам вот такие овощи и фрукты

 

Без спорта - нет силы,

Без овощей и фруктов- здоровья.

- Ребята, а почему так необходимо чтобы в рационе питания у каждого человека было как можно больше овощей и фруктов? (ответы детей). Больше всего витаминов как раз и находится в овощах и фруктах.

По щелчку появляется предложение.  

Овощи и фрукты- полезные продукты. Запишите это предложение в тетрадь.

  1. Постановка учебной проблемы.

1.Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника для  работы на обратной стороне доски. Все остальные работают в тетради.  Записываем отгадки.

               Ну-ка, кто из вас ответит

               Не огонь, а больно жжет

              Летом светит очень ярко

               Осенью- наоборот.  (Солнце)

       

               Когда я сосульку ел,

               Было очень вкусно.

               А когда я заболел

              Стало очень …..(грустно)

              Мишка был большой проказник

              У него сегодня ….(праздник)

    - Помощники готовы?  Проверяем написанное на доске. Смотрим, сравниваем. (Видят несоответствия в написании. Если нет, то спрашиваю у детей кто написал иначе)

Посмотрите в свои тетрадки и тетрадку соседа. Сравните записи. – Почему написали по- разному, ведь я диктовала для всех одинаково.

2.Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

- Сколько мнений в нашем классе? (два)

- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать)

- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? ( Мы этого еще не знаем)

Выясняем, кто не написал согласную. Почему не написал? ( Не слышим ее при произношении)

- А кто написал согласную? Почему написал? (Я могу ее произнести, значит, ее надо писать).

  1. Постановка цели урока.

- Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

- Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Учимся грамотно писать слова)

Переход по щелчку на слайд 13

На слайде цель урока

                            Учимся грамотно писать слов

  1. Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
  1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Переход по щелчку на слайд 14 .

- Прочитайте слова «про себя», вслух.

- Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

- В каких словах при произношении согласный мы не слышим?

- Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? ( Корни пишутся одинаково)

- Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

- Молодцы! Интересные названия придумали.

2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

Переход по щелчку на слайд 15.

Откройте учебники на стр.114 и давайте прочтем как правильно называются такие согласные. (Один ученик читает вслух, другие про себя)

- Так как называются такие согласные? (непроизносимые)

- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова)

Переход по щелчку на слайд 16.

     Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

- Зная тему урока, давайте дополним цель урока

Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Осень напоминает нам что необходимо отдохнуть .

         3.  Динамическая физминутка.

Переход по щелчку на слайд 17.

Учитель читает стихотворение, дети выполняют те движения, что описаны в физминутке.

   4. Подводящая беседа к формулированию правила. 

- Вернемся к нашим словам. – у кого из моих помощников есть ошибки?

- Ребята, давайте составим алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными.

Переход по щелчку на слайд 18

 - Как по-вашему, что нужно сделать, чтобы слово правильно написать?  

 - Как подобрать проверочное слово?

  - А любое однокоренное слово подойдет?  (Нет) – А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится)

Переход по щелчку на слайд 19

 (Устная работа) - Найдите пары однокоренных слов и ответьте какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным . (по щелчку образуются пары слов).

Звездный        солнышко

Солнце        сердечный

Грустный        здравствуй

Здравие        звезда

грусть        сердце

Переход по щелчку на слайд 20

Иногда согласные  

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать , неясно нам…

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить? 

5. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

-Кто поможет мне сформулировать правило? (Дети формулируют  правило)

Переход по щелчку на слайд 21

Способ проверки.

Чтобы знать , как написать ,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать. ( через три секунды текст исчезает и появляется запись как проверять непроизносимые согл)

Непроизносимые согласные проверяй так:

          грустный- грусть

Звездный- звезда 

- Исправьте ошибки (у кого есть они ) в тех словах что писали помощники на доске , а вы в тетради.

  1. Закрепление изученного.

1.Устная работа

Переход по щелчку на слайд 22

- Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет. Показать букву ,которую вставляете и назвать проверочное слово. (по щелчку появляется сначала проверочное слово, затем по щелчку буква, которую необходимо вставить.)

гиган…ский         гигант

грус…ный         грусть

извес…ный         известие

мес…ный         место

наез…ник        езда

радос…ный         радость

ярос…ный         ярость

чес…ный         честь

2.Работа по учебнику. Выполнение упражнения 3 стр. 115

Переход по щелчку на слайд  23   

Коллективная проверка написанного.

  (РЕЗЕРВ. ЕСЛИ ЕСТЬ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ)

 3.Самостоятельная работа.

Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник,

 косточка, лесник, тростник,

 участник, зарядка, земля, зависть,

соседка, яростный, устный

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Оцените своих товарищей.

  1. Подведение итогов урока.

Переход по щелчку на  слайд 24. ( Каждый вопрос  по щелчку)

1.Выводы и обобщения.

Что нового узнали на уроке?

Какую задачу ставили?

Удалось ее решить?

Довольны вы тем, как сегодня работали на уроке? (Да, нет, не совсем)

Довольны ли вы тем, как работал ваш сосед? (Да, нет, не совсем)

Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.

                   2.Рефлексия.

3.Самооценка детей.

Переход по щелчку на слайд 25.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Фамилия Имя

  - На осенних листьях, а их вам принесла наша гостья Осень, у вас таблица самооценки. Поставьте « плюс» или «минус»  напротив каждой строчки.

Переход по щелчку на слайд 26.

4.Пожелание ребятам Осени.

Будьте ребята красивыми!

Будьте прелестными, милыми!

Между собою честными!

Будьте всегда счастливыми!

 

Молодцы!

- Ребята, а есть ли в этом пожелании слова на наше правило?

  1. Домашнее задание. 

Переход по щелчку на слайд 27.

Выучить правило стр.115, упр.79

Переход по щелчку на слайд 28.

Спасибо за урок!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Урок русского языка во 2 классе на тему "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"

Методическая разработка урока с применением современных образовательных технологий. Тип урока: повторения и закрепления изученного материала. Форма: урок - путешествие. Использовано оборудование: прое...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне"

Презентация является сопровождением урока №51 русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Материал содержит упражнения на сопоставление звуковой и буквенной записи слов....

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова"

В современном обществе все говорят о здоровье наших детей. Экологические проблемы, малоподвижный образ жизни, увлечение компьютерными играми, отсутствие здор...