Открытый урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Босова Валентина Николаевна

Урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_sushchestvitelnyh.docx93.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: « Три склонения имен существительных.

УПРАЖНЕНИЕ В РАСПОЗНАВАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВСЕХ ТРЕХ ТИПОВ СКЛОНЕНИЙ».

ФИО (полностью)

Босова Валентина Николаевна

Место работы

МКОУ «ООШ № 2 ст.Кардоникской»

Должность

Учитель

Предмет

Начальные классы

Класс

4

Базовый учебник

Русский язык, 4 класс, авт. В.П.Канакина, образовательная программа «Школа России»

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения распознавать имена существительных всех трех типов склонения; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах; способствовать развитию навыка определения падежа имени существительного в единственном числе по алгоритму; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с памяткой «Как определить склонение имени существительного»; научатся распознавать имена су-

ществительных всех трех типов склонения; правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го

склонения в родительном, дательном и предложном падежах; определять падеж имени существительного в единственном числе по алгоритму; выполнять звуко-буквенный разбор слова

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Основные понятия

склонение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В.П.Канакина. Русский язык, рабочая тетрадь,  4 класс, 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки

Методы и формы
обучения

Формы:фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Методы: словесный, наглядный, практический.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний, необходимых

для изучения

и понимания нового материала.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте считалку в задании 128. Найдите имена существительные 1-го и 2-го склонения. Укажите над ними склонение.

– Прочитайте стихотворение А. Усачева в упражнении 164. Объясните, что обозначают выделенные слова.

– Назовите имена существительные единственного числа.

– Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

– Прочитайте предложение с однородными членами, составленное по рисунку.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Определяют склонение имен существительных.

Объясняют значения слов.

Называют склонение имен существительных

в единственном числе.

Читают предложение с однородными членами, составленное по рисунку. (См. РМ, Приложение 2.)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

– Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания.

Выполняют чистописание.

На лужайке растет красный мак, а рядом покачивает головкой колокольчик.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Составление кластера.

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

(См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

– Отгадайте загадку Юрия Чистякова.

Вот сижу, смотрю в окно:

Вдаль дорога вьется,

За холмом ручей журчит,

«Песнь» кукушки льется.

На лугу табун коней,

Рядом две коровы.

Угадать, что вижу я,

Вы, друзья, готовы?

(Пейзаж.)

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

Составьте  кластер по теме «Имя существительное»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Б

Б

Е

Р

Е

З

А

Л

Ы

Й

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения.

Составляют кластер по теме «Имя существительное»

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы

– Сегодня на уроке будем упражняться в распознавании имен существительных  2–го склонения

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 166)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Делают вывод: ударные и безударные окончания имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково. По ударным окончаниям имен существительных 2-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имен существительных этого же склонения: о слоне – о крокодиле

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Первичное закрепление знаний.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 167)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Склоняют имена существительные.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Обобщение изученного
по теме «Второе склонение

имен существительных».

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

остров на пираты клад закопали

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Читают и расшифровывают телеграмму.

Пираты закопали на острове клад.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою позицию, точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использо-

Задание 1.

– Соедините стрелками существительное 2-го склонения с нужным падежом.

в доме

Р. п.

на коня

Т. п.

с другом

П. п.

из дыма

В. п.

Выполняют задание 1.

Задание 2.

– Подберите к данным словам однокоренные имена существительные второго склонения.

Дедушка, яблоня, картошка, коза, роза.

Выполняют задание 2.

Дедушка – дед, яблоня – яблоко, картошка – картофель, коза – козел, роза – розарий.

вать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы.

Планировать свое действие

в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Задание 3.

– Спишите. Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.

Бурый м..две..ь любит (малина, мед). Барсук с удовольствием с..ест (мы..ка, лягу..ка, в..н..гра..). Мы..ка с ап..етитом грызет (крупа, з..рно, хле.. , сыр).

– Укажите падежи имен существительных второго склонения. Выделите окончания.

Выполняют задание 3.

Бурый медведь любит малину, мед (В. п.). Барсук
с удовольствием съест мышку, лягушку, виноград
 (В. п.). Мышка с аппетитом грызет крупу,  (В. п.), хлеб (В. п.), сыр (В. п.).

Задание 4.

Подберите к выделенным словам противоположные по значению имена существительные второго склонения.

В конце лета, живем в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусости товарища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падежи и склонения всех имен существительных. Выделите окончания.

Выполняют задание 4.

В начале (П. п.) лета, живем в городе (П. п.), в шуме (П. п.) леса, рассказ о друге (П. п.), идти в начале (П. п.), о подвиге (П. п.) товарища, жить в мире (П. п.), на юге (П. п.) страны, в ответе (П. п.) ученика, песня о мире (П. п.).

Задание 5.

– Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи имен существительных первого и второго склонения.

Не суди об арбуз.. по корк.. , а о человек.. по платью.

Вежливость не купишь на базар.. .

Не в сил.. сила, а в правд.. .

Выполняют задание 5.

При солнышк.. тепло, а при матери д..бро.

Не покажись слов.., а покажись дел.. .

Ястреб с голуб.. не друзья.

Красна птица пени.. , а человек – умени.. .

Мир красен солнц.. , а человек образовани.. .

Обозначают падежи имен существительных 1-го

и 2-го склонения.

Задание 6

Составление синквейна на тему «Осень»

– Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падеж имен существительных.

Прим..рили (брат, сестра).

Прим..рили (кофта, костюм).

Сп..шу на (фабрика, завод.

Сп..шу (задача, пример)

Составьте синквейн на тему «Осень», «Мама».

Выполняют задание 6.

Примирили брата (2 скл., В. п.) с сестрой (1 скл.,

Т. п.).

Примерили кофту (1 скл., В. п.) с костюмом (2 скл.,

Т. п.).

Спешу на фабрику (1 скл., В. п.), на завод (2 скл.,

В. п.).

Спишу задачу (1 скл., В. п.) и пример (2 скл., В. п.)

Составляют синквейны.

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Выполните тест. Отметьте существительные 2-го

склонения и прочитайте слово.

А

липа

К

тень

М

сено

Б

вода

О

дуб

Ж

кора

Л

пень

Е

дочь

Ц

рыбка

О

клещ

М

верба

Д

дикарь

Н

печь

Е

ельник

Ц

болото

– Какое слово получилось? (Молодец.)

– Достигли ли вы целей урока?

– Что помогло и что помешало вашей работе на уроке?

– Какое задание вам особенно понравилось?

– В каком задании вы встретили затруднения?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 129 в рабочей тетради, упражнение 168 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга

Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во  классе,  по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме: « Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных.»

Конспект урока русского языка "Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных " 4 класс  УМК "Школа России" Учебник : Канакина В. П, 4 класс...

Конспект открытого урока русского языка "Склонение имен прилагательных. Именительный падеж.", 4 класс, УМК "Школа России"

Интересный подход к раскрытию темы урока. Много нестандартных приемов для урока русского языка....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе :"Падежные окончания имён существительных 3 склонения".

Цель:создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных;  для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных 3 скл...

Занимательный русский язык. Склонения. 4 класс.

Знакомство ребя со склонениями имён существительных в занимательной форме. Срифмовала . Надеюсь, что детям это поравится....