открытый урок русского языка в 4 классе "Что такое склонение?"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.77 КБ |
![]() | 911.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Что такое склонение?
Три склонения имен существительных"
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Цели и задачи:
Познавательные:
1. Ввести понятие склонения имён существительных
2. Разработать алгоритм для определения склонения существительных
3. Развитие умения определять падеж имён существительных, изменять существительные по падежам.
Развивающие:
1.Научить осуществлять основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
2. Развивать готовность к речевому взаимодействию в паре, в группе.
3. Развивать умения оценивать учебные действия;
Воспитательные
1. Воспитывать уважение и внимание к говорящему.
2. Воспитывать интерес к языку;
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию текстов.
2.Представлять информацию в виде схемы.
3.На основе анализа объектов делать выводы.
4.Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре, в группе.
Личностные УУД
1.Развиваем умения выказывать своё отношение, свои эмоции.
2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Психологический настрой детей.
На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.
– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится? Нарисуйте.
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
2. Мозговая гимнастика.
- Вспомните, над какой темой мы работаем. Закройте глаза и вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.
- Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.
II. Планирование учебной деятельности.
- Определите последовательность этапов урока. [на доске:]
План урока.
• Применяем новые знания. (3)
• Повторяем, что мы знаем об имени существительном. (1)
• Подводим итог. (4)
• Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока. (2)
III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса
- Работаем по плану:
1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.
- Cейчас я предлагаю поработать в парах.
1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
- У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
- Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
- Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
- Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
- Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
- Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
- Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
- Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
- Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?
– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор, сомнение? Почему?
Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.
К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.
- Значение какого слова вам не совсем понятно?
- Попробуйте подобрать однокоренные слова.
- Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?
- Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
Сформулируйте тему урока.
2. Постановка проблемы
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
Книги учат нас смелости и дружбе.
- Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.
- Что можно сказать об окончаниях? Какие они?
- Что заметили?
- Какие вопросы возникают?
(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)
-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:
Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?
-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.
IV. Решение проблемы
Идет работа в группах.
Каждая группа ученых получает конверт с заданием.
1. Работаем по плану. (План на слайде)
- Просклонять предложенные существительные.
- Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.
- Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.
- Сделать вывод.
Задание группы выполняют на демонстрационных листах.
После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы.
– Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?
Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме окончания –а, -я).
Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание).
Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь
на конце.
- Как называются в русском языке эти группы существительных?
Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?
(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)
1 склонение 2 склонение 3 склонение
ж. р. м. р. ср. р. м. р. ж. р.
в нач. ф. в нач. ф. в нач. ф.
-а, -я -о, -е ь на конце
2. Чтение правила в учебнике.
Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 141
Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила.
V. Физминутка. Игра «Слушай, думай, хлопай»
(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)
Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.
- Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:
3. Применяем новые знания.?
VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.
1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.
Проблемный вопрос:
Почему у слов о смелости и о дружбе разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)
- Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?
Прием ТРКМ «Составление кластера»
- Сколько склонений у имен существительных?
- Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
- С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
а) Практическая работа № 159
Упражнение выполняется коллективно
Задание: определить склонение существительных и записать в з столбика.
б) Игра «Третье лишнее»
Идет работа в парах.
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.
Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.
Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.
в) Отгадывание загадок.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.
- Семь одежек,
Все без застежек. (Капуста) - Белая вата
Поплыла куда-то. (облако) - Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь) - Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель) - И железные рога,
И железная нога,
На цепи на дно пойдет-
Остановит пароход. (Якорь)
Контроль: самопроверка. Учащиеся проверяют по образцу.
VII. Стадия рефлексии.
1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.
Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы со слайдов.
- В каких высказываниях у вас возник спор?
- Узнали ответы на этот вопросы?
- Что такое склонение?
- Сколько склонений у имен существительных?
- Склонение – это постоянный признак?
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
- Все ли имена существительные склоняются?
Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.
2. Выставление оценок.
Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».
VIII. Домашняя работа.
Написать эссе по опорным словам
Опорные слова: существительное, склонение, род, падеж, окончание.
Тест
- Ко второму склонению относятся существительные:
а) мужского рода с окончаниями -а, -я
б) женского рода с окончаниями -а, -я
в) мужского рода □
г) женского рода □
д) среднего рода с окончаниями -о, -е - Определите склонение существительного дедушка:
а) 1 склонение
б) 2 склонение
в) 3 склонение - Определите склонение существительного лошадь:
а) 1 склонение
б) 2 склонение
в) 3 склонение - Обведите существительное 3 склонения:
а) у дверки
б) у двери
в) у земли
г) у моря - Определите склонение существительного в словосочетании
сидели на ветке:
а) 1 склонение
б) 2 склонение
В) 3 склонение
План урока.
• Применяем новые знания.
• Повторяем, что мы знаем об имени существительном.
• Подводим итог.
• Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.
Игра «Третье лишнее»
Идет работа в парах.
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.
Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.
Игра «Третье лишнее»
Идет работа в парах.
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.
Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ш е с т на д цат ое д е к а бря. Кла сс ная работа.
План урока. Применяем новые знания. Повторяем то, что знаем. Подводим итог. Открываем новое. 1 2 3 4
Игра «Верю- неверю » 1 2 3 4 5 6 7 8
Книги учат нас смелости и дружбе. Почему род, падеж, число одинаковый, а окончания разные?
Работа в группах: Просклонять предложенные существительные. Сравнить окончания этих существительных, что общего и чем отличаются. Для проверки можно взять любое похожее существительное и просклонять его. Сделать вывод.
1-я группа 2-я группа 3-я группа Ж.р. и м.р. М.р. Ж.р. -а, -я Ср.р. - о , -е -ь
адрес 1 2 3 4 5 А с су ме не ль Б ще к т ны н В ни ви ло е и Г х ни те ри я
1 2 3
Игра «Слушай, думай, хлопай» р емонт о блако т етрадь г азета к арнавал г лушь л иства серебро свобода к апля к ровать к олено цитата р ояль п ечаль к остёр к опейка мелочь
Книги учат нас смелост и и дружб е . Почему род, падеж, число одинаковый, а окончания разные?
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Поставить слово в начальную форму - И.п . ед.ч . Определить род и окончание. По роду и по окончанию определить склонение .
Игра «Третье лишнее» Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, ласточка, рысь. Дочь, конь, ночь.
Загадки К а пуста – 1 скл . Обл а ко – 2 скл . М е дведь – 2 скл . Ель – 3 скл . Як о рь – 2 скл .
Игра «Верю- неверю » 2 3 4 5 6 7 8 + - - - + + + +
Подводим итоги. Что такое склонение ? Сколько склонений у имен существительных? Как определить склонение имени существительного ? Все ли существительные склоняются?
Опорные слова: Существительное Склонение Род Падеж Окончание
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/03/picture-29529.jpg)
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание"
Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание" к УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362075-1386326746.jpg)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/17/picture-448876-1400340874.jpg)
Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»
Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...
Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"
Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/23/picture-1079562-1695454506.jpg)
открытый урок русского языка по теме "Что такое родственные слова?"
Конспект русского языка по теме "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России", 2 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/13/picture-749274-1455341306.jpg)
Открытый урок русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формировать представления о частях речи; учить распознавать имя прилагательное в тексте и словосочетаниях....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569511-1421829848.jpg)
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...