открытый урок русского языка в 4 классе "Что такое склонение?"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс)

Рачия Закировна Ишмухаметова

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4.docx40.77 КБ
Файл tri_skloneniya.pptx911.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Что такое склонение?

Три склонения имен существительных"

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Цели и задачи:

Познавательные:

1. Ввести понятие склонения имён существительных

2. Разработать алгоритм для определения склонения существительных

3. Развитие умения определять падеж имён существительных, изменять существительные по падежам.

Развивающие:

1.Научить осуществлять основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.

2. Развивать готовность к речевому взаимодействию в паре, в группе.

3. Развивать умения оценивать учебные действия;

 Воспитательные

1. Воспитывать уважение и внимание к говорящему.

2. Воспитывать интерес к языку;

Познавательные УУД

1.Развиваем умения извлекать информацию  текстов.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.На основе анализа объектов делать выводы.

4.Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре, в группе.

Личностные УУД

1.Развиваем умения выказывать своё отношение, свои эмоции.

2.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Психологический настрой детей.

На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.

– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится? Нарисуйте.

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.

2. Мозговая гимнастика.

- Вспомните, над какой темой мы работаем. Закройте глаза и вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.

- Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.

II. Планирование учебной деятельности.

  - Определите последовательность этапов урока. [на доске:]

                                    План урока.

•        Применяем новые знания.                                                     (3)

•        Повторяем, что мы знаем об имени существительном.      (1)

•        Подводим итог.                                                                       (4)

•        Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.         (2)

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

 - Работаем  по плану:

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

-  Cейчас я предлагаю поработать в парах.

1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

- У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

  • Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
  • Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
  • Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
  • Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
  • Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
  • Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
  • Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
  • Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор, сомнение? Почему?

Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.

К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.

  • Значение  какого слова вам не совсем понятно?
  • Попробуйте подобрать однокоренные слова.
  • Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?

- Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

Сформулируйте тему урока.

2. Постановка проблемы

- Прочитайте предложение, записанное на доске.

Книги учат нас смелости  и дружбе.

  • Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род и падеж.
  • Что можно сказать об окончаниях? Какие они?
  • Что заметили?
  • Какие вопросы возникают?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

-Что же нового хотим узнать? Давайте сформулируем проблемный вопрос:

Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

-Попробуем ответить на этот вопрос. Проведём исследование.

IV.  Решение проблемы

Идет работа в группах.

Каждая группа ученых получает конверт с заданием.

1. Работаем по плану. (План на слайде)

  1. Просклонять предложенные существительные.
  2. Для проверки взять любое существительное того же рода и изменить по падежам.
  3. Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.
  4. Сделать вывод.

Задание группы выполняют на демонстрационных листах.

После выполнения идет коллективная проверка итогов работы. Представитель от каждой группы представляет свои наблюдения и выводы.

– Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные  окончания?    

Вывод:  Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ-е ж. р. и м. р.в нач. форме  окончания –а, -я).

              Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ-е ср. р. в нач. форме окончания  –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание).

              Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ-е ж. р. в нач. форме с ь

              на конце.  

-  Как называются в русском языке эти группы существительных?

 Вывод: Что нового мы узнали об именах сущ-х?

(В русском языке все сущ-е делятся на три группы:)

1 склонение            2 склонение           3 склонение

             

ж. р.    м. р.                   ср. р.    м. р.                      ж. р.

  в нач. ф.                        в нач. ф.                        в нач. ф.

   -а,  -я                             -о,  -е                          ь на конце

2. Чтение правила в учебнике.

Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 141

Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы после правила.

V. Физминутка. Игра «Слушай, думай, хлопай»

(Учитель называет слова и показывает их на карточках (для визуалов), уч-ся хлопками обозначают склонение сущ-х: 1 скл. – 1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка)

Слова для игры: ремонт, облако, тетрадь, газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода.

- Ребята, скажите, играя в эту игру, мы перешли к следующему этапу урока по плану:

      3. Применяем новые знания.?

VI. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

1. Вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе с предложением.

Проблемный вопрос:

    Почему у слов о смелости и о дружбе  разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

   - Как будем действовать, чтобы определить склонение сущ-х?

Прием ТРКМ «Составление кластера»

  • Сколько склонений у имен существительных?
  • Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?

http://festival.1september.ru/articles/583332/1.gif

  • С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

а) Практическая работа № 159

Упражнение выполняется коллективно

Задание: определить склонение существительных и записать в з столбика.

б) Игра «Третье лишнее»

Идет работа в парах.

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.

Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.

в) Отгадывание загадок.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.

  • Семь одежек,
    Все без застежек. (Капуста)
  • Белая вата
    Поплыла куда-то. (облако)
  • Зимой спит,
    Летом ульи ворошит. (медведь)
  • Что же это за девица –
    Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
    А в иголках круглый год. (ель)
  • И железные рога,
    И железная нога,
    На цепи на дно пойдет-
    Остановит пароход. (Якорь)

Контроль: самопроверка. Учащиеся проверяют по образцу.

VII. Стадия рефлексии.

1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»

А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.

Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы со слайдов.

  • В каких высказываниях у вас возник спор?
  • Узнали ответы на этот вопросы?
  • Что такое склонение?
  • Сколько склонений у имен существительных?
  • Склонение – это постоянный признак?

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

  • Что больше всего понравилось на уроке?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
  • Все ли имена существительные склоняются?

Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.

2. Выставление оценок.

Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».

VIII. Домашняя работа.

Написать эссе по опорным словам

Опорные слова: существительное, склонение, род, падеж, окончание. 

Тест

  1. Ко второму склонению относятся существительные:
    а) мужского рода с окончаниями -а, -я
    б) женского рода с окончаниями -а, -я
    в) мужского рода □
    г) женского рода □
    д) среднего рода с окончаниями -о, -е 
  2. Определите склонение существительного дедушка:
    а) 1 склонение
    б) 2 склонение
    в) 3 склонение
  3. Определите склонение существительного лошадь:
    а) 1 склонение
    б) 2 склонение
    в) 3 склонение
  4. Обведите существительное 3 склонения:
    а) у дверки
    б) у двери
    в) у земли
    г) у моря
  5. Определите склонение существительного в словосочетании
    сидели на ветке:
    а) 1 склонение
    б) 2 склонение

В) 3 склонение

                                    План урока.

•        Применяем новые знания.                                                    

•        Повторяем, что мы знаем об имени существительном.      

•        Подводим итог.                                                                      

•        Что нового хотим узнать? «Открываем» тему урока.        

Игра «Третье лишнее»

Идет работа в парах.

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.

Игра «Третье лишнее»

Идет работа в парах.

Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфологический Разбор существительного Урок русского языка 4 класс

Слайд 2

Ш е с т на д цат ое д е к а бря. Кла сс ная работа.

Слайд 4

План урока. Применяем новые знания. Повторяем то, что знаем. Подводим итог. Открываем новое. 1 2 3 4

Слайд 5

Игра «Верю- неверю » 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 7

Книги учат нас смелости и дружбе. Почему род, падеж, число одинаковый, а окончания разные?

Слайд 8

Работа в группах: Просклонять предложенные существительные. Сравнить окончания этих существительных, что общего и чем отличаются. Для проверки можно взять любое похожее существительное и просклонять его. Сделать вывод.

Слайд 9

1-я группа 2-я группа 3-я группа Ж.р. и м.р. М.р. Ж.р. -а, -я Ср.р. - о , -е -ь

Слайд 10

адрес 1 2 3 4 5 А с су ме не ль Б ще к т ны н В ни ви ло е и Г х ни те ри я

Слайд 11

1 2 3

Слайд 12

Игра «Слушай, думай, хлопай» р емонт о блако т етрадь г азета к арнавал г лушь л иства серебро свобода к апля к ровать к олено цитата р ояль п ечаль к остёр к опейка мелочь

Слайд 13

Книги учат нас смелост и и дружб е . Почему род, падеж, число одинаковый, а окончания разные?

Слайд 14

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Поставить слово в начальную форму - И.п . ед.ч . Определить род и окончание. По роду и по окончанию определить склонение .

Слайд 15

Игра «Третье лишнее» Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, ласточка, рысь. Дочь, конь, ночь.

Слайд 16

Загадки К а пуста – 1 скл . Обл а ко – 2 скл . М е дведь – 2 скл . Ель – 3 скл . Як о рь – 2 скл .

Слайд 17

Игра «Верю- неверю » 2 3 4 5 6 7 8 + - - - + + + +

Слайд 18

Подводим итоги. Что такое склонение ? Сколько склонений у имен существительных? Как определить склонение имени существительного ? Все ли существительные склоняются?

Слайд 20

Опорные слова: Существительное Склонение Род Падеж Окончание

Слайд 21

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание"

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание" к УМК "Школа России"...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

открытый урок русского языка по теме "Что такое родственные слова?"

Конспект русского языка по теме "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России", 2 класс....

Открытый урок русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формировать представления о частях речи; учить распознавать имя прилагательное в тексте и словосочетаниях....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...