Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Васильева Вероника Валерьевна

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание" к УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_umk.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в словах, учить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Необходимое оборудование и материалы:

  • учебник для 3 класса “Русский язык”
  • мультимедийный проектор, презентация в слайдах  
  • карточки с заданием для самостоятельной работы, карточки со словами различных частей речи.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • формулировать определение окончания
  • определять значимость окончания в слове
  • понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя;
  • наблюдать за изменением формы слова, делать выводы;
  • анализировать информацию представленную в учебнике
  • проявлять интерес к русскому языку, культуре речи;
  • уметь взаимодействовать с товарищами при работе в группе

Ход урока

Этапы и содержание урока

Перечень УУД, выполняемых учащимися на этапах урока

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

– Прочитайте девиз урока (на доске)

  • Делу время, потехе час.

– Как  понимаете слова?
– Вы готовы к работе на уроке?
– Тогда за работу!

 

 

 

- самоопределение (Л);

- планирование учебного сотрудничества вместе с учителем и сверстниками (К).

Актуализация знаний

Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; активизировать мыслительные операции;

  1. Минутка чистописания

Работа по таблице. Слайд 1.

- Я называю числа, вы находите их в таблице и записываете те буквы, которые им соответствуют.

25-р, 33-е, 5-б, 16-з, 4-ё, 3-а.

- Вспомните гигиенические правила письма. - Запишите эти буквы, повторяя до конца строки

  1. Словарная работа.

- Составьте из данных букв слово. (БЕРЕЗА)  - Объясните написание этого слова. Запишите.

- Попробуем отгадать второе словарное слово с помощью вопросов. (ОСИНА)

- Как запишете слово осина?

- Можно ли проверить написание?

- Назовите орфограммы?

- Определите корень слова.

- Что знаете о корне?

- Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова).

- Как правильно подобрать однокоренные слова?

- Подберите. (Варианты детей).

  3.  Составьте простое распространенное предложение со словарными словами.

Запись и разбор у доски.

- Что мы повторили? Для чего мы это делали?

- Оцените как вы поработали на этом этапе урока с помощью светофора.

Самоопределение к деятельности

  1. Постановка проблемы

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения, согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания

  • Возникновение проблемной ситуации

БЕЛЫЕ   БЕРЕЗУ   УКРЫЛАСЬ   СНЕГА

- Что за запись на доске? – Получилось ли предложение? Почему?

  • Постановка проблемы

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? ( Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в группах.

( Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить конец некоторых слов).

- Какое получилось предложение?

БЕЛАЯ БЕРЕЗА УКРЫЛАСЬ СНЕГОМ.

Письмо с комментированием.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова? (Окончание)

  • Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание надо было выполнить?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться…).

- Сформулируйте тему урока.

- Какая часть слов не изменяется? (Корень)

- В какой части слова происходят изменения? (В окончании).

- Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

2.  Работа с текстом

- Вставьте слово, подходящее по смыслу. Прочтите, что получилось. Слайд 2.

…….называют символом России.  

Русь моя, люблю твои …… !

……… воспета в произведениях русских поэтов.

 О …………  слагали песни.

На …….  распустились почки.

Под ……… нашли грибок.

- Спишите, обозначая орфограммы. Выделите корень.

- Можно ли сказать, что это однокоренные слова? (нет, это изменение одного и того же слова.

Вывод: Меняется только форма слова, лексическое значение остается прежним.

- Выделите корень. Отметьте изменяемую часть слова графически

Подчеркните оставшуюся часть слова.  Самопроверка.

Слайд 3.

- Как называется новая часть слова?

- Для чего она служит?

- Как обозначается? Почему так называется? Где стоит в слове?

Сделайте вывод. (Изменяемая часть слова – это окончание)

Прочтите этот текст не меняя окончаний в слове береза. – Сделайте вывод. (Окончание служит для связи слов в предложении). Обобщим.

(Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Физминутка для глаз

Проследите глазами

Слайд 4.

Работа по теме урока.

  • Работа в группах

 Задание:    1) Вставьте слово в словосочетание;

                     2) Выделите корень;

                     3) Обозначьте окончания.

Карточки:

Лиса                                                 Белка

Пушистый хвост у …..                     дупло ……………..

Долго выслеживал …                      увидел……………..

Любовался……                                грустил о ………………..

Много сказок о ……..                       любовался ………………

Олень                                                    Волк

Накормил………………                   охотился на ……………..    

Ждал       ……………                      дал еду …………………..

Гордился……………                      любовался ……………….

Читали об ………………                 говорили о ………………

Медведь

Увидел ………………

Берлога ………………

Любовался……………….

Слушал рассказ о …………………..

- Что происходило с окончанием?

- Запишите начальные формы слов, которые встретились на карточках:  

ЛИСА, БЕЛКА, ВОЛК, ОЛЕНЬ, МЕДВЕДЬ.

- Выделите окончания. Подчеркните основу слова.

- Что вы заметили?

- Где можно найти необходимую информацию? ( В учебнике).

Откройте учебник с.82

  • Работа с правилом
  • Выделение нулевого окончания

  • Работа в группах

-Нам нужно понаблюдать у слов каких частей речи изменяются окончания.

- У вас на парте лежат слова разных частей речи. А позади нашего класса есть 4 пункта.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

- Кто уже определился, может тихо подойти к своему пункту с ручкой. Прочитайте и выполните задание.

  • Измени слова, используя предлоги про, к, со, о
  • Употреби глаголы со словами ДУБ, СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ
  • Сделайте вывод: Как найти окончание в словах?

(Нужно изменить форму слова.)

Выберите человека, который у вас проверит. Кто будет отвечать?

  • Вывод: У имени существительного (прилагательного, глагола, числительного) изменяется форма слова, значит, изменяется и окончание.

         Закрепление изученного материала

  1. Работа с учебником

С.83.упр. 152

Самостоятельная работа по вариантам

1 вариант – формы слова

2 вариант – однокоренные слова

- Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка.

2. Фронтальная работа с текстом

(Разно уровневые задания)

Пришла осень. Старые (дерево) уже облетели. Медведь нашел себе (яма) под (дерево). Там много сухих (листья). Медведь сделал себе (берлога) и лег там. Запушил снег (дерево), покрыл (земля) и (берлога).

-Употребите слова в скобках правильно и выделите окончания.

Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления;

организовать самооценку собственной учебной деятельности нам уроке; согласовать домашнее задание.

  1. Ответьте на вопросы:
  • Окончание – часть слова?
  • Окончание – изменяемая часть слова?
  • Окончание – часть основы?
  • Окончание служит для связи слов в предложении?
  • У одного и того же слова могут быть разные окончания?
  • С помощью окончания образуются новые слова?
  • Что такое основа слова?
  1. Итог урока

- Какую цель мы ставили?

- Достигли цели?

- К какому выводу пришли?

- Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

- Над чем еще надо поработать?

- У кого не было затруднений по новой теме?

3. –Осталось нам совсем немного:

Оцените свою работу на уроке.

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.
  • Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.
  • Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

(Дети показывают смайлики-оценки).

- Прикрепите свои жетончики в ту область, которая соответствует тому, как вы оцениваете свою работу

- Я вижу, что на уроке вы были: Очень…….

                                                       Достаточно …….

                                                       Но и ……….

Домашнее задание: с. 80. Упр. 145, правило

-Всем спасибо за работу! Урок закончен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- извлечение необходимой информации из ответов учителя (П);

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учёт разных мнений (К).

 

 

 

 

 - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - постановка и формулирование проблемы (П);

 

 самоопределение (Л);

 

 - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

 

 

 

-самоопределение (Л);

 

 

 

 

- выполнение пробного учебного действия (Р);

 

 

 

 

 

 

 

 

 - анализ, обобщение (П);

 

 

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 

 

- учёт разных мнений, координирование разных позиций (К).

 

 

 

 

 

- самоопределение (Л);

- учёт разных мнений (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

 

 

 

 

 

- поиск необходимой информации (П);

- анализ, классификация (П);

- подведение под понятие (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- извлечение из текстов необходимой информации (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- волевая саморегуляция (Р);

- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);

 

 

 

- выполнение действий по алгоритму (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

 

 

 

 

 - контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

 

 

 

 

 

- анализ, обобщение (П).

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

 

 

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

Дополнительная необходимая информация.

УУД- универсальные учебные действия.

Л – личностные;

К – коммуникативные;

Р – регулятивные;

П – предметные.

Обоснование, почему именно данную тему необходимо (наиболее оптимально) изучать с использованием медиа-, мультимедиа.

Наглядность позволяет детям понять что такое окончание и основа слова, меньше времени уходит на проверку и взаимопроверку, есть возможность вывести выводы на слайдах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока русского языка 3 класс "Мягкий знак в окончаниях существительных после шипящих"

В методической разработке представлен урок , на котором учащиеся знакомятся с ещё одной работой мягкого знака - обозначением имён существительных женского рода....

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Урок русского языка 3 класс ПНШ "Правописание безударных окончаний имен существительных 1 и 2 склоннений"

Данный конспект урока может использоваться в учебном процессе по программе ПНШ в 3 классе...

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...