открытый урок русского языка по теме "Что такое родственные слова?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Граф Анна Валерьевна

Конспект русского языка по теме "Что такое родственные слова?". УМК "Школа России", 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chto_takoe_rodstvennye_slova.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Что такое родственные слова?

Цель урока: формирование представления о родственных словах, ввести в лексику термин «родственные слова».

Оборудование:

Ход урока.

1.Организационный этап.

Мы начинаем наш урок. Я хочу, чтобы у вас было хорошее и рабочее настроение. Для этого надо улыбнуться друг другу. Начнем урок.

2. Минутка чистописания.

-Запишите дату, классная работа.

Пропишите строку:    ___________________________

3.Актуализация знаний.

- Найдите пары ( соединить линиями).

Лиса               котенок

Лось               тигренок

Заяц                лисенок

Кот                  лосенок

Тигр                зайчонок

- Сравните написание каждой пары. Что вы заметили?

4. Целеполагание.

- Прочитайте тему нашего урока на с.58.

- Прочитаем вопрос урока.

- Какая цель нашего урока? (узнать, что такое родственные слова, их признаки, учиться находить родственные слова)

5. Словарная работа.

-Я читаю лексическое значение слова, вы должны отгадать его и записать в тетрадь.

1. Путь по другому.

2. Орудие труда,  с помощью которого копают.

3. Маленький сочный плод, обычно растет на кустарниках.

4. Дерево с сердцевидными листьями и белым стволом.

5. Дерево с яблоками.

6. Место, где родился и вырос человек.  

- Чем похожи эти слова? (3 слога)

- Проверьте себя по образцу.

6. Работа над предложением.

С последним словом составьте предложение.

Каждый человек любит свою родину.

7. Работа по теме урока.

- Ребята, как вы думаете, от какого слова образовалось слово Родина? (род)

- Что такое род? ( родственники)

Чтение текста у. 77.

-Назовите выделенные слова.

-Чем они похожи? ( имеют общую часть)

- Сравните их по смыслу? (они близки по смыслу)

-Прочитайте в учебнике Обратите внимание!

- Что вы поняли?

-Какие слова называются родственными? (1.Имеют общую часть; 2. Близки по смыслу.)

Брат                                 барабан                                    рыба

Братик                            барабанщик                            рыбёшка

Братишка                       барабанный                            рыбак

- Можно ли слова в группах назвать родственными?

-Запишите любую группу, выделите общую часть дугой.

Проверка по образцу.

8. Физминутка.

9. Слова с омономичным корнем.

Послушайте звуковую сказку «Вода». (слова появляются одновременно с картинкой):

Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила, велела ему прочь идти в свою семью.

- А вы сможете найти чужака? (водитель)

10. Первичное закрепление.

Работа в паре.

- Прочитайте слова в группах. Найдите «лишнее» слово. Объясните почему.

Лёд, ледок, следить, ледяной.

Поле, полочка, полевой, полюшко.

Дело, поделка, делать, делить.

Рисунок, рисовать, рис, рисование.

- Объясните результаты вашей работы.

-Как вы определяли родственные слова?

- А сейчас давайте вернемся к началу урока. Посмотрите на слова на доске. Как бы вы назвали слова в каждой паре? ( родственными)

- Почему?

- Вы хотите проверить себя, как вы поняли тему?

1. Прочитать текст. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них общую часть.

У воробья очень большая семья. Весь  день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

Проверка по образцу.

12. Итог.

-С какими словами мы сегодня познакомились?

-Какие слова мы называем родственными?

13. Рефлексия.

- Оцените свою работу на этом уроке.

Встаньте и подойдите к доске, кто усвоил тему, может объяснить товарищу, маме.

Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить.

Останьтесь сидя на месте, у кого остались вопросы и сомнения.

  14. Д/з.

  1. Лёд, ледок, следить, ледяной.
  2. Поле, полочка, полевой, полюшко.
  3. Дело, поделка, делать, делить.
  4. Рисунок, рисовать, рис, рисование.

  1. Лёд, ледок, следить, ледяной.
  2. Поле, полочка, полевой, полюшко.
  3. Дело, поделка, делать, делить.
  4. Рисунок, рисовать, рис, рисование.

  1. Лёд, ледок, следить, ледяной.
  2. Поле, полочка, полевой, полюшко.
  3. Дело, поделка, делать, делить.
  4. Рисунок, рисовать, рис, рисование.

  1. Лёд, ледок, следить, ледяной.
  2. Поле, полочка, полевой, полюшко.
  3. Дело, поделка, делать, делить.
  4. Рисунок, рисовать, рис, рисование.

  1. Лёд, ледок, следить, ледяной.
  2. Поле, полочка, полевой, полюшко.
  3. Дело, поделка, делать, делить.
  4. Рисунок, рисовать, рис, рисование.

  1. Лёд, ледок, следить, ледяной.
  2. Поле, полочка, полевой, полюшко.
  3. Дело, поделка, делать, делить.
  4. Рисунок, рисовать, рис, рисование.

1. Прочитать текст. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них общую часть.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

1. Прочитать текст. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них общую часть.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

1. Прочитать текст. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них общую часть.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

1. Прочитать текст. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них общую часть.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

1. Прочитать текст. Подчеркнуть однокоренные слова, выделить в них общую часть.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»

Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения....

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание"

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание" к УМК "Школа России"...

Урок русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова". Конспект урока составлен по технологии деятельностного метода. Для проведения урока использует...

Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»

Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...

Открытый урок русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формировать представления о частях речи; учить распознавать имя прилагательное в тексте и словосочетаниях....

Открытый урок русского языка во 2 классе: «Родственные слова»

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.Планируемые результаты:Предметные: знают понят...