Изменение имён существительных по числам. Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок составлен в  игровой форме. Подходит к любой программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_imyon_sushchestvitelnyh_po_chislam.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение имён существительных по числам  (3 класс, «Школы 2100»)

 Цели: формирование понятия «единственное и множественное число» имён существительных; развитие умений определять число и изменять существительные по числам.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Орг. момент

Звучит песня «Где водятся волшебники».

 Приветствие гостей кивком головы. Дети садятся. (На столах: ручка, книга юного волшебника,  учебник Русского языка,  три цветных карандаша (красный, зелёный, желтый), «волшебная палочка», дневник)

- Я рада снова видеть вас в «Школе волшебников». Сегодня мы должны составить книгу заклинаний. (Слайд 1. «Книга заклинаний») 

Составить её грамотно нам поможет урок русского языка.

II. Актуализация знаний.

 

-Итак, мои юные волшебники, начнём открывать секретные ингридиенты.

Есть много интересных слов,                                                        Слайд 2

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

-Что объединяет эти слова? (это имена существительные).      Слайд 3

-Что такое имя существительное?                                                Слайд 4

-Главный ингридиент нашей книги – имя существительное.  

-По какому признаку слова разделены в два столбика?         Слайд 5

-Как вы понимаете: одушевленные или неодушевленные предметы? Приведите примеры                                                                   Слайд 6

-Посмотрите, столбиков стало три. Почему?                         Слайд 7

-Как определить род имени существительного?                     Слайд 8 

-Итак, мы уже много знаем об имени сущ. Расскажите.  

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам

III. Открытие новых знаний.

- Какой же четвёртый ингридиент? Кто предположит?    

-Не будем гадать, ведь мы серьёзные волшебники. Посмотрим на подсказки  ( на слайде 9  изображения предметов по парам: в едч. и мн.ч.)

Конфета                конфеты

Ковёр                     ковры

Лошадь                 лошади

Девочка                девочки

- По какому признаку эти слова разделены в два столбика ? (один – много)

-Теперь при обозначении количества предметов мы будем пользоваться особыми, «волшебными « словами. О словах, которые называют один предмет, мы скажем, что они стоят в ед. ч., о словах, которые называют несколько предметов – во мн.ч.                                        Слайд 10

-Назовите тему сегодняшнего урока.                              Слайд 11

-Это новый для нас ингридиент. Нам сегодня нужно научиться определять число имён сущ. и изменять сущ. по числам.  

 -С ним нужно поработать, чтобы решить, как его использовать. Все исследования будем записывать в книгу заклинаний. Откройте её. Что нужно записать сначала? Запишите дату. Классная работа.

IV. Развитие умений.

- В книгу заклинаний вы будете записывать рецепты, которые будете составлять.

1 рецепт. «Слова рассыпались» (напечатано в тетрадке)

- Определите, какие буквы пропущены, прочитайте.              Слайд 12.

- Что общего у всех слов? Какая орфограмма пропущена?

- На какие две группы разделите слова?

-Запишите слова в два столбика: в первый слова во мн.ч, во второй в ед. ч.

-обменяйтесь работами, проверьте друг друга.                          Слайд13.

2 рецепт. «Третий лишний»

- Среди слов, которые я буду называть, найдите лишнее и запишите его.

Поездка, дороги, города. (?)

-Почему? Запишите рядом пару во мн.ч.

Колокольчик,  подсказки,  ученик. (?)

-Почему? Запишите рядом пару в ед.ч.

-Разберите слова по составу.

-Кто расскажет?  

-Что изменилось у каждой пары?

                                                                                                   Слайд 14.

3 рецепт «Найди пару»

У вас в записаны слова в два столбика. Найдите каждому слову пару и соедините их линией.                                    Слайд 15

  свеча                         рассветы

озеро                         жилища

кукла                         свечи

жилище                   взгляды

кроссворд                озёра

рассвет                      куклы

взгляд                       кроссворды

                                                         

-Проверим.

-какие слова записали в первый столбик? Во второй? Как определили?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с заданиями.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Физкультминутка

- Для приготовления следующего зелья, нам потребуются силы.

Много ль надо нам, ребята?

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них – огромный круг.

А потом ещё кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый чудачок.

4 рецепт «Волшебное зелье»

У вас записан текст с попущенными словами. Внизу для справок  картинки. Прочитайте текст. Определите, какие слова нужно вставить.

Слайд 16.

Сегодня  у  серенького  …    день рождения.   Косолапый  …  несёт ему …  с мёдом.  Рыжие   …  собрали  для  …    …   с   …  .

-Прочитайте. Запишите. Что у вас получилось? Проверьте.      Слайд 17

-назовите сущ., которые вы записали в ед.ч. и во мн.ч.

5 рецепт.    «Выбираем»

- Я читаю слова. Мальчики пишут слова в ед.ч., девочки – во мн.ч.

Малыш, артисты, девочки, улица, плечи, волна, море, берега, картины, учитель.

-Прочитайте.

-Что обозначают сущ. в ед.ч./ мн.ч.?

 -Мы сегодня много узнали о новом волшебном ингридиенте.  Теперь нужно вывести главное заклинание нашего урока. У вас на столах  розовые листочки. Прочитайте утверждения, заполните пропуски. Работаете  в паре.

-Прочитайте .        

Давайте сверим наш вывод с авторским на стр. 34

V. Итог урока.

-Сегодня,  мои юные волшебники, лучше всего колдовали ….  Они получают пятёрки. Остальные получат отметки, когда я посмотрю ваши книги заклинаний.

-Мы с вами вместе составили свою первую книгу заклинаний.

-Теперь книгу  нужно оживить с помощью волшебных палочек. (Взмах палочек под звук колокольчиков).

-Добавьте  щепотку вашего настроения  в свои книги. На обратной стороне –волшебная  вазочка. Налейте в неё зелье того цвета, которое соответствует вашему состоянию: (на слайде 18:  зелёный – отлично, жёлтый - остались вопросы, красный - было трудно)

-Теперь мы можем пользоваться книгой. Спасибо за  отличную работу на уроке.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 40.

 © ООО «Баласс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе Тема: Изменение имён существительных по числам»

Урок – основное звено в процессе обучения. Поэтому готовясь к уроку, следует определить его изначальное место в системе других учебных занятий. Тема моего урока  «Изменение имён существител...

« Склонение имён прилагательных женского рода» урок русского языка 4 класс

Урок русского языка  начинается с разгадывания ребусов, с помощью  слов- отгадок пришли к теме урока. По ходу урока выясняется , что такое склонение, учащиеся учатся склонять имена прилагате...

Изменение имён прилагательных по падежам-урок русского языка.

Продолжать работу по развитию у детей умения находить связь между частями речи и способность решать поставленную проблему , основываясь на приобретенные знания  и самостоятельно делать выводы.....

Технологическая карта урока «Изменение имён существительных по числам».УМК "Школа России" 2 класс

Тема: «Изменение имён существительных по числам».Цели: создать условия для знакомства с понятием об изменении имён существительных по числам,  способствовать развитию умения определять число суще...

Имя существительное. Тест к уроку русского языка (2 класс)

Имя существительное. Тест к уроку русского языка (2 класс)...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...