Состав слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Борисенко Елена Анатольевна

Русский язык "состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sosta_slova_3_klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Урок

русского языка в 3 классе

по программе перспективная начальная школа

по теме

Состав слова

                    Подготовила:

                    учитель начальных классов

                        Борисенко Е. А.

Цели деятельности учителя: учить выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа; формировать умение пользоваться обратным словарем; закреплять умение объяснять значение слова с разными приставками.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно выполнять словообразовательный анализ; определять значение новых слов, образованных с помощью приставок.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Организация проверки рабочего места учащихся.

Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Игровой диалог (учитель-ученики)

Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.

 Учитель:

Вы хороший дружный класс.
Всё получится у нас.

Чтение эпиграфа: (слайд 2)

 «Великий, могучий, свободный,  

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык!»

(Запись даты в тетради.)

2. Этап мотивации. Вывод темы и целеполагания урока. 

 - Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, будем исследовать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения.

Вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний?

2.Словарный диктант.

Объясните, пожалуйста правописание словарных слов. (запись на доске)

Ст..лица,  ..бед, с..бака, т..л..фон, адр..с,  в..рона,  п..ртфель, Рос..ия.

(запись словарных слов в тетради).

 Сложите первые буквы 6 словарных слов и выскажите предположение,  что мы будем исследовать на уроке?

(разбирать слова по составу, повторять знания о частях слова)

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах образования новых слов; логические – осуществляют анализ струкуры слова. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)

  1. Подготовка к восприятию (проблемная ситуация)

Откройте учебник на стр. 74

– Рассмотрите картинку в учебнике. Прочитайте разговор Маши, Миши и Волшебницы. Чтение 1абзаца - выяснение связи темы урока

со словосочетанием  «состав поезда»

  1. Блиц-турнир

Итак, прежде чем начать исследовать состав слов я предлагаю Вам ответить на вопросы блиц-турнира.(слайд3)

  1. Из каких частей состоит слово?
  2. Какая часть самая главная?
  3. Что такое корень слова?
  4. Что такое окончание?
  5. В каждом ли слове есть окончание?
  6. Что такое основа слова?
  7. Что такое приставка?
  8. Что такое суффикс?

Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, послушайте следующее.

 3.   Погружение в тему

- А как называется профессия людей, которые проверяют билеты при посадке, помогают нам комфортно чувствовать себя в поезде? (проводник)

Соберите это слово из частей, обозначьте знаками части слова.

(Разрезные части слова «проводник» на доске). Сколько частей в этом слове?

Миша тоже считает, что 3, а Маша говорит, что в этом слове 4 части.  А вы как считаете?

  1. Работа со словарём (Упр. 79)

– Откройте обратный словарь на букву -а. Найдите группу слов на -иха. Что вы можете сказать о составе этих слов?

– Как называются части, из которых состоит каждое слово? (Корень, суффикс, окончание.)

– Есть ли в этих словах одинаковые части? Какие именно? (Суффикс -их-, окончание -а.)

– То, что в этих словах один и тот же суффикс, придает им что-то общее? Что именно? (Значение: все люди и животные женского пола.)

– А то, что в этих словах одинаковые окончания, делает их чем-то похожими? Чем именно? (Все слова – женского рода.)

– Разберите по составу три любых слова из этого списка.  

– Откройте обратный словарь на букву к (упражнение 80). Найдите слова на -ик. Что вы можете сказать о составе этих слов? (Эти слова состоят из трех частей: корня, суффикса, окончания.)

– Как называются такие окончания? (Нулевые окончания.)

– Какой общий оттенок смысла сообщает всем этим словам суффикс? (Уменьшительно-ласкательный оттенок.)

– Выпишите и разберите по составу три слова из списка.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте выполненные задания.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)  

– Откройте обратный словарь на букву ь, на -ть (упражнение 81).

– Найдите слово «читать» и все родственные ему слова. Объясните смысл каждого слова.

– Что значит «зачитать книгу до дыр»? (Истрепать, затаскать в процессе чтения.)

– Посмотрите еще раз список слов, родственных слову «читать». В чем особенность их состава? Из каких частей состоит каждое из этих слов? (Из четырех частей: приставки, корня, суффикса  (глагольный) и суффикса начальной формы -ть.)

– Какая часть в них является общей? (Корень, суффикс -а- и суффикс -ть.)

– Можно ли сказать, что приставки придают этим родственным словам что-то общее? (Нет. Приставки сообщают каждому из этих слов свой смысл.)

– А что общего придает всем этим словам суффикс -ть? (Он указывает на начальную форму слов-действий.)

– Можно ли по этой форме узнать, когда именно происходило действие: давно, сейчас или только еще будет происходить?

– Можно ли по этой форме узнать, кто именно производил действие: я, ты, мы, он, они?

– Глаголы в начальной форме называются глаголами в неопределенной форме. (По ней нельзя ничего определить: ни кто действует, ни когда действует. Это неизменяемая форма.) А как мы поступаем со словами, которые не изменяются? Мы ставим рядом
с ними значок нулевого окончания?
(Нет! Не ставим.) И ещё одна особенность: надо знать, что суффикс –ть в основу не входит.

Выделите суффикс глаголов н.ф. –ть и основу в словах на доске: сидеть, постоять, сосчитать, удивить, рисовать.

IV. Физкультминутка

V. Этап встраивания нового материала в систему знаний

1)Составление алгоритма разбора слова

Перед вами исследовательский лист. В столбике слева записаны номера, в столбике справа перечислены части слова. Наша задача – определить последовательность выделения частей в слове и показать это стрелочками. Выскажите свои предположения.

1. Окончание

2. Основа

3. Корень

4. Приставка (Если есть)

5. Суффикс (Если есть)

Мы с вами составили алгоритм разбора слов по составу (Слайд)

VI. Закрепление 

Работа в группах

 - Разделитесь на группы. Определитесь, кто в вашей группе будет главным. Послушайте задание.

Подобрать к словам подходящую приставку,  собрать слова и выделить в них части (по алгоритму). Командир группы, выполнившей задание, читает составленные слова и 1 слово (на выбор) разбирает по составу: вязать, варить, резать копать,

Проверяем!

Итог урока. (Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)

                                        Тест

– Что ты знаешь о составе слова? Отметьте  правильный ответ.

1. В составе слова есть значимые части:

 приставка, корень, суффикс, конец;

 приставка, суффикс, примечание;

 приставка, корень, суффикс, окончание.

2. Основное значение слова передает:  приставка,  суффикс,

 корень,  окончание.

3. Окончание:

 служит для образования новых слов;

 служит для связи слов в предложении;

 изменяет форму слова.

4. Во всех родственных словах обязательно сохраняется:

 корень,  приставка,  суффикс.

5. Допишите:

Приставка – это часть слова, которая __________________________

Суффикс – это часть слова, которая ___________________________

Проверьте свои работы (на слайде)

А на исследовательском листе на ступенях прикрепите смайлик на той  ступени знаний, на которой вы хотели бы находиться.

(1ступень: мне не всё понятно было на уроке,

2 ступень: мне всё было понятно, я доволен своей работой

3ступень: я доволен своей работой и хочу раскрыть новые тайны.

Поднимите листочки те ребята, кто оказался на самой высокой ступеньке знаний (оценка учителя)

VII. Домашнее задание задание 52, стр.39

Рефлексия.

Под руководством учителя дети встают, на правую ладонь мысленно кладут знания, с    которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Состав слова. Приставка-часть слова.

Урок русского языка в 3 классе,система Л.В.Занкова с презентацией....

Русский язык "Слово. Состав слова. Окончание", 3 класс

-         формирование представления об окончании как части слова, основе;-         формирование коммуникативных к...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Состав слова. Роль каждой части слова.

Урок-закрепление по теме "Состав слова. Роль каждой части слова"....

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100

Русский язык Состав слова. Роль каждой части слова.2 класс. Школа 2100...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...