Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Пошелюжная Галина Ивановна

    Цель:Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pristavki_i_predlogi.doc97 КБ

    Предварительный просмотр:

     

      Тема урока:   Правописание приставок и предлогов

      Предметная область: русский язык                                                                                                                                                                                                                                                                        Класс: 3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Учебник: Русский язык, В.П. Канакина , Москва «Просвещение» 2013г.                                                                                                                                                                                                Тип урока: урок открытия нового знания

    Цель

    Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления.

    Задачи

    Образовательные:  Формирование умения  различать приставки и предлоги на письме . Расширение словарного запаса. Совершенствовать умение разбирать  слова по составу. Развивать умение анализировать и выделять главное.

    Воспитательные: Воспитывать культуру поведения в учебном диалоге.

    Развивать связную речь, орфографическую зоркость. Развивать мышление, память, внимание.

    Формировать УУД:                                                                                                                                                                                                                        -  Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать свою работу.                                      - Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в парах, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.                                                                                                                                                                                                        - Познавательные УУД: формулировка проблемы, гипотезы; моделирование;  анализ объектов; поиск и анализ информации в разных источниках, составление устных и письменных высказываний, обобщать свои знания по теме.                                  -  Личностные: способность к оценке своих учебных достижений.

    Технология обучения

    Технология системно - деятельностного подхода.

    Методы обучения

    Проблемное изложение, частично - поисковый метод, исследовательский метод, самостоятельная работа, письменное упражнение, творческая работа.

    Оборудование                                              Для учителя

    Для учащихся

                                                                                                                                                                                                                                                              Доска, экран или интерактивная доска. Презентация к уроку. Карточки со словами, письмо, толковый словарь, колокольчики для схемы правила, листочки с лестницей для рефлексии.

     

    Информационные источники

    Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

    Технологическая карта урока

    Этапы урока, цели

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся

    Деятельность

    учеников

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    I. Мотивация к учебной деятельности                   (2 мин)          

    Цель:                       организовать начало урока,  мотивировать детей на работу.

    Проверяет готовность класса к уроку, организует начало работы в тетрадях. Читает письмо.

    - Здравствуйте, ребята!

    Внимательно слушайте – и всё услышите!

    Внимательно смотрите- всё увидите!

    Думайте- и всё обязательно поймёте!

    - Садитесь. Запишите в тетрадях число, "Классная работа".

    - Ребята, нам пришло необычное письмо.     Слайд 3                                                                                                                                                    -Приветствую вас, друзья! Я – Профессор Грамотных наук, прошу вас мне помочь. Никак не могу разобраться что это за слоги: под, по ,за ,по; откуда они. В конце урока встретимся. Может вы мне поможете?

    - Ребята, поможем Профессору Грамотных наук ?

    Проверяют свою готовность к уроку, записывают число, "Классная работа". Слушают текст письма. Вступают в диалог с учителем.  

    Умение ориентироваться в тетради. Графический навык.

    Умение организовать рабочее место. Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД)

     

    II. Постановка цели урока. (1 мин)

    Цель:                       организовать постановку цели урока.

    Организует постановку цели и планирование работы.

    - В каком случае мы сможем ему помочь? (Если скажем что это за слоги ).

    А где могут встречаться эти слоги и чем они являются? (Предлогами и приставками)

    - Какова же цель  нашего урока? (Изучить новый материал)  Чему мы будем учиться на уроке?

    ( Правильно писать предлоги и приставки)                                                          

      - Что еще нужно будет сделать на уроке? (Научиться применять эти новые знания).

    Формулируют цель урока.

    Умение воспринимать  и строить устное высказывание (Познавательные УУД).

    Умение определять и формулировать цель урока. (Регулятивные УУД).

    III. Актуализация знаний. (5 мин)

    Цель:   актуализировать знания по теме.

    Показываю на карточках словарные слова с пропущенными орфограммами .Организует работу в парах. Организует самопроверку и самооценку работы.

     Предлагаю поработать со словарными словами. Сев..р,бер..г,чу..ств..,инт..ресный,вос..мь,праз..н..к,ч..тверг,ч..тыре, ж..лать.

    б)Угадайте словарные слова по толкованию, объяснению значения:

    *Старательный, тщательно соблюдающий порядок.( аккуратный)

    *Систематизированное собрание однородных предметов. (коллекция)

    *Сооружение в виде ряда ступеней или перекладин для подъёма и спуска.(лестница)

    -Найдите в толковых словарях толкование слова желать. Проверяем словарные слова, поменялись тетрадями, проверяем и ставим оценку на полях.

    -К слову желать подберите однокоренные слова.(пожелать, желание, по желанию, пожелание)

    Давайте посмотрим слова. Карточка на доске.

    пожелать

    по  желанию

    -Что мы здесь видим?(В первом слове по написано слитно, а во втором случае раздельно )

    -Мы можем сказать правильно ли написано? (нет)

    Объясняют правописание словарных слов. Работают в парах. Один учащийся класса читает . Остальные проверяют  работу своего соседа и оценивают.

     Правописание словарных слов, подбор однокоренных слов .

    Умение вести учебный диалог с одноклассниками. (Коммуникативные УУД)

    Умение оценивать свои учебные достижения. (Личностные УУД)

    Умение составлять письменное высказывание (Познавательные УУД).

    IV. Изучение нового материала.                    (12 мин)

    Цель: организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила.

    С помощью проблемной ситуации  и частично - поискового метода подводит учащихся  к формулировке  правила.

     

    -А теперь посмотрите на экран. Слайд 4

      С какой трудностью вы столкнулись в задании? (Не знаем когда маленькие слова в скобках нужно писать раздельно, а когда слитно.).

     Почему? (Не знаем правило как правильно писать).

    -Прочитайте слова. Как вы думаете какие слова написаны в 1 столбике, во втором столбике?

    -Какой заголовок дадим словам 1 столбика?(Приставки) А словам 2 столбика?(Предлоги)

    *(по)желать                                    (по)желанию

      (до)бежал                                      (до)леса

      (за)шёл                                           (за)другом

      (с)катился                                       (с)горки

      (на)клеил                                       (на)бумагу

    -1отличие.Как вы думаете чем является приставка (частью слова)

    -Чем является предлог? (частью речи)Слайд 5

    - 2 отличие. Для чего служит предлог?(Служит для связи слов в предложении)

    -Что образует приставка?(образует новые слова)

    -3отличие.Как пишется приставка?(слитно)

    Перед корнем есть приставка. Слайд6

    Слитно пишется она.

    И при помощи приставки

    Образуются слова.

    -Как пишется предлог?( раздельно)

    Нет ниточки связать слова?

    Предлог поможет нам всегда!

    С глаголом рядом не стоит ,

    Писать с пробелом нам велит!

    -Напишите в тетради правильно слова 1 столбика и 2 столбика. Как будете писать 1 столбик? Как назовёте этот столбик? Аналогичная работа со  словами из 2 столбика.  Слайд 4.

    Слайд 7.

    -4отличие.Прочитайте предложение .Что вы заметили в предложении? Ест ли предлог? А как вы считаете между предлогом и словом можно поставить вопрос или какое нибудь слово?(Да можно, доказывают)

    -Есть ли слова с приставкой? Можно поставить слово между приставкой и корнем?(нет, доказывают)

    -Напишите в тетради преобразованное предложение. Назовите и подчеркните орфограммы в этом предложении, подчеркните главные члены и подпишите части речи. Выпишите словосочетания.

    5 отличие.

    -Предлог может встречаться перед глаголом?(Нет. Перед глаголом встречаются только приставки. Приставка –с разными частями речи. Предлог – не может быть перед глаголом)

    -Вывод. Назовите все отличия. Слайд 8  Что вы теперь можете сказать о правописании предлогов и приставок?(приставки пишутся слитно, предлоги – раздельно)

    Комментируют выполнение задания. Обнаруживают незнание правила правописания предлогов и приставок.   С помощью учителя  находят отличия. выводят правило . Формулируют правило.

    Правописание  предлогов и приставок.

    Разбор предложения по членам предложения и частям речи. Правильно выписывать словосочетания из предложения.

    Умение вести учебный диалог с учителем и одноклассниками. (Коммуникативные УУД)

    Умение строить устное высказывание (Коммуникативные УУД).

    Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

    Умение формулировать проблему, доказывать свою точку зрения (Познавательные УУД)

    Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД)

    V. Закрепление  нового материала.                       (5 мин)

    Цель: организовать работу по применению правила на письме.

    Организует работу над упражнениями.  

    Упражнение в правописании приставок и предлогов.

    Слайд9 Правильно записываем слова с приставками и слова с предлогами. Выделяем приставки и предлоги.

    -Проверяем .1 вариант записывает слова с приставками. 2 вариант- с предлогами.

    -Помогите правильно записать предложения.

    Слайд 10.

     Физкультминутка.  Приложение 1.

    Выполняют упражнения письменно. По цепочке комментируют написание слов. Обозначают орфограмму.

    Правописание предлогов и приставок.  

    Умение определять и формулировать учебную задачу (Регулятивные УУД)

    Умение строить устное высказывание.   (Познавательные УУД).

    Умение  проверять свою работу  и корректировать её (Регулятивные УУД).

    VI. Моделирование.  (5 мин)

    Цель:                       составить модель, схему к  правилу.

    Организует работу в парах, коллективный анализ работ, выбор лучшей схемы.

    Работа по учебнику.

    -Сравниваем наше правило и правило по учебнику.

    Попробуйте вместе с соседом по парте составить свою схему правописания предлогов и приставок.

    Вывод. Слайд 11

     

     

    В  парах составляют схему для правила записывают на колокольчике.

    Правописание предлогов и приставок         (схема).

    Моделирование (Познавательные УУД)

    Умение осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД) 

    Умение оценивать свою и чужую работу (Регулятивные УУД)

    VII. Рассказы учащихся. Самостоятельная работа.          

    (10 мин)

    Цель:

    Учить  составлять рассказы , тренировать в правописании предлогов и приставок.

    Организует самостоятельную работу над упражнением.  Организует прослушивание рассказов .

    Выполняем упражнение 259 на стр. 132. Задание упражнения ученики выполняют самостоятельно.

     -Составьте небольшой рассказ о зимнем лесе , используя опорные слова. Слайд 12

     

      

      Слушают рассказы одноклассников. Объясняют написание слов. Выполняют самостоятельно упражнение. Объясняют написание слов с приставками и предлогами.  Проверяют  свою работу .

     Правописание предлогов и приставок .

    Умение составлять рассказ.

    Умение воспринимать устную информацию. (Познавательные УУД) 

    Умение выступать перед аудиторией (Коммуникативные УУД). 

    Умение составлять высказывание. (Познавательные УУД).

    Умение искать и анализировать информацию. (Познавательные УУД)

    * VIII. Дополнительное задание (если осталось время урока)                                    (5 мин)                 

    Цель:                       создать условия для применения знаний в  выполнении упражнений по разбору слов по составу.

    Организует устное или письменное выполнение задания (если осталось время урока)

    Слайд 13.                                                                                              – Разберите слова по составу  и объясните орфограмму.   Встречаются ли в упражнении слова с приставками?( Да)

    Прочитайте эти слова. Как напишете приставки?(Слитно)                                                                                  

     Разбирают слова по составу. Выделяют орфограммы.

     Орфограмма. Правила разбора слов по составу.

    Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

    Умение анализировать объекты. (Познавательные УУД)

    Умение вести учебный диалог (Коммуникативные УУД)

    IX. Итог урока.       (2 мин)

    Цель:                      обобщить знания, полученные на уроке.

    Организует обобщение знаний.

      - Давайте расскажем  Профессору Грамотных наук  какое правило мы сегодня узнали.                                            

    Составляют устные высказывания о том, что узнали на уроке.  

    Правописание предлогов и приставок.  

    Умение обобщать свои знания по теме (Познавательные УУД)

    Умение составлять устное высказывание. (Познавательные УУД).

    X. Рефлексия. Домашнее задание.                  (3 мин)

    Цель:                        создать условия для рефлексии, выбора домашнего задания.

    Организует самоконтроль и самооценку по опорной карточке.

    -Понравился ли вам урок. Как будем писать предлоги и приставки?

    -Что вы усвоили после изучения новой темы? На листочке нарисуйте себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой нарисуйте солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.

    Приложение 2

    На листочке:

    1. испытываю затруднения;
    2. усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
    3. усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

                                                                               

                                                                                       3

                                                   2

                       1

    -Спасибо за работу на уроке. Дом.зад. правило , упр. 262.Слайд 14

    Заполняют  лесенки Записывают домашнее задание.  

    Умение оценивать и корректировать свою работу.                    (Регулятивные УУД)

    Умение оценивать свои учебные достижения (Личностные УУД)

    Приложение 1

    Физкультминутка  

    Если слышите предлоги, выполняете повороты; если приставки – тянемся вверх.

     Дети по лесу гуляли, 
    За природой наблюдали! 
    Вверх на солнце посмотрели, 
    И их лучики погрели. 
    Бабочки летали, 
    Крылышками махали. 
    Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, 
    Нам пора букет собрать. 
    Раз присели, два присели, 
    В руках ландыши запели.

    .

    Приложение 2

    На листочке:

    1. испытываю затруднения;
    2. усвоил новые знания, но мне нужна помощь;
    3. усвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике.

                                                                               

                                                                                       3

                                                   2

                       1

    На листочке учащиеся рисуют себя на одной из ступенек лестницы. Рядом с собой рисуют солнышко, если урок понравился, если нет – тучку.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку 2 класс, "Предлоги со словами" ( по Л.В.Занкову, на основе сказки "Книга мастеров")

    Урок по русскому языку, на этап получения новых знаний по теме предлоги. Урок построен по программе развивающего обучения Занкова. В процессе урока дети вместе с героями сказки и учителем получают алг...

    План-конспект урока по теме "Правописание приставок и предлогов"УМК "Школа России"

    На этапе актуализации  знаний использован приём интерактивного обучения "Ручеёк".   ...

    Конспект урока 3 класс "Правописание приставок и предлогов" Канакина

    Конспект к уроку русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов" Канакина УМК "Школа России"...

    Конспект урока по русскому языку на тему: "Предлоги и приставки" 2 класс УМК "Перспектива"

    Конспект урока по русскому языку на тему: "Предлоги и приставки" 2 класс...

    Конспект урока по теме: "Правописание приставок и предлогов"

    Предлагаю вашему вниманию конспект урока  русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"....

    Урок по теме: «Правописание приставок и предлогов»

    : фФормировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи,За: учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.РРРазвивать...

    Разработка урока по русскому языку "Приставка и предлог "

    УМК " Школа РОссии"  Урок с применением  ИКТ , проблемного метода, деятельностного  метода  при изучении нового, игровой технологии, работа в парах....