Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Спиридонова Валентина Александровна

Программа состоит из объяснительной записки, тематического планирования, национально- регионального компонента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     РАССМОТРЕНО                    ПРИНЯТО                                    УТВЕРЖДАЮ

     на заседании МО                    на заседании ШМС                     директор школы-интерната

     протокол № __                        протокол № __                             И.В.Резвина

     от__________                          от __________                              приказ №____                      

     руководитель МО                   председатель ШМС                     от ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

КЛАССЫ: 2

УРОВЕНЬ: базовый

УЧИТЕЛЬ:

Спиридонова

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2012-2013

                                                      Пояснительная записка                                              

                                             рабочей программе по русскому языку

                                                                         1 класс

 Данная рабочая программа по русскому языку разработана на основе:

1.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373 «Об утверждении введении в действие Федерального Образовательного стандарта начального общего образования»

2. Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.  «Просвещение», 2011. -400 с-(Стандарты второго поколения)

3.Закона «Об образовании»

Тип образовательного учреждения: общеобразовательная школа

Целевые ориентиры деятельности ОУ: формирование информационной коммуникативной компетенции учащихся школы: осознание учащимися себя гражданином Российской Федерации, Республики Бурятия.

                                                   Цели и задачи обучения:

Целями изучения предмета «Русский язык» в 1  классе начальной школы являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: 

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  • формирование элементарной лингвистической компетенции.

                • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

                                                     

                                                            Характеристика предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям –6-7 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

Обучение русскому языку основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение  реальными  речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т. п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство  учащихся  с  различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

                                                      Ведущие принципы

       Ведущие принципы    на основе следующих дидактических принципов:

Принцип гуманизации заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися  качеством знаний и умений  для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных и физических качеств, которые  обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.  

Принцип  педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

 Дидактические принципы. Совокупность известных принципов, авторы   разбивают на три группы:

      общие, включающие в себя принципы гуманизации обучения, научности, систематичности, доступности.

      принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения, (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам; генерализация; историзма; целостности и комплектности).

      принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к учению; проблемности; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения).

  • валеологический метопринцип.

Речь идет о здоровье. Очевидно, что знания и умения, получаемые в начальной школе,  должны быть у психически и физически здорового человека.

Учет возрастных и психологических особенностей

             Учитывая возрастные и  психологические особенности детей  6-7 лет это время в жизни человека, когда созданы наиболее благоприятные условия,  чтобы начать целенаправленно формировать у ребёнка принципиально новое отношение к  окружающему миру, ведь оно рядом – только остановись, задумайся, вслушайся. Ведь познавать, видеть, владеть, наблюдать,  сравнивать, делать выводы - нужно через дидактическую игру. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников . включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, сближает новую деятельность первоклассника с привычной и делает менее заметным переход к серьёзной учебной работе. Дидактические игры способствуют созданию положительных эмоций, делают уроки яркими, занимательными и запоминающими.

       Учитывая анатомо – физические изменения  в организме младшего школьного возраста , быструю утомляемость  во время урока проводить 2 – 3 физминутки.

       Следить за осанкой во время урока.  Укреплять здоровье детей, при этом  учитывать

  • индивидуально-психологические свойства личности младшего возраста.
  • Типы высшей нервной деятельности, темперамент, характер, способности.
  • Анатомо- физические изменения в организме младшего школьника и их отражение в его психике.

Методическое и материально – техническое сопровождение программы

. Русский язык: учебник для 1класса  /В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012.

2 Русский язык: рабочая тетрадь для 1 класса/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012                                                                                                                    3.Прописи В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013г                                                                                                                  

Дополнительная литература.

Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс – М.:ВАКО, 2006

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий: Методическое пособие по русскому языку: 1 класс: - М.: Издательство «Просвещение». 2010.

Канакина В. П.,  Щёголева Г. С.. Русский язык: сборник диктантов и самостоятельных работ: 1-4 классы

Васильева Л.С. Русский язык. Грамматическией разбор. Справочник. Нач. шк. - Саратов: Лицей,2008.

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидакт. Игры и занимат. Упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Кн. для учителя.- М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.»,1995.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Диктанты и изложения по русскому языку 1-3 классы./ Пособие для нач. шк. -К. ГИППВ, 1998.

Ковалько   В.И.   Школа   физкультминуток   (1   -   4):   Практические   разработки   физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007.

                             

               

                   

Организация  образовательного процесса

( методики и пед.технологии).

В процессе реализации программы предполагается использовать традиционные методики и педтехнологии

  • Сочетание  продуктивных и репродуктивных методов и приёмов обучения.

Условие реализации требований непрерывного развития каждого ребёнка, психологической комфортности, прочности.

  • Сочетание  коллективных, групповых и индивидуальных форм работы: работа  в парах – педагогика сотрудничества, игровые технологии,.
  • проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации и индивидуализации, компьютерные технологии.

Условие реализации требования обучения каждого школьника в зоне ближайшего развития

  • .Создание условий для психологической комфортности

.                                  Обоснование целесообразности изменений

Данная  программа не имеет отличительных особенностей по сравнению с примерной Государственной программой.

1. Структурная перестановка порядка изучения тем не планируется.

2.Количество часов не изменилось

3. Расширение учебного материала не планируется.

.

Сроки и этапы реализации.

Программа рассчитана на 1 год: 5 часов в неделю   (165 часов)

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой.

                               Формы текущего и итогового контроля

  • Контрольно – измерительные материалы по итогам основных разделов и тем
  • Мониторинг по итогам четверти
  • Итоговый контроль – комплексная работа

                                      Ожидаемые    результаты

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

                            Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

                                       Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

                                           Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

      В результате изучения русского языка ученики 1 класса  получат возможность

узнать / понять:


предложение как единицу речи;
термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);
предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);
признаки текста и типы текстов (повествование описание);
 главные члены предложения;
связь слов в предложении;
различие словосочетания и предложения;

термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
 основные гласные звуки;
 назначение букв
е, ё, ю, я обозначают два звука;
 различие деления слов на слоги и для переноса;
влияние ударения на смысл слова;
различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;
парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;
роль разделительного мягкого знака
(ь) в слове;
алфавит, название букв русского алфавита;
употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;

выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
составления предложений на заданную тему;
использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
орфографической правильности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой
й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком
(ь);
использования прописной буквы в именах собственных;
использования алфавита в работе со словарем;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами

  Основное содержание программы

 Добуквенный период

Задачи побуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (дед, дедушка, старик, старичок), рисовать схему слова, составлять предложения по картинкам, изображать предложения в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму( рисование, штриховка, написание элементов букв).

Букварный период

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов.

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность заниматься пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся  с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е,ё,ю,я,и); ь и ъ разделительные. Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения(буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает, в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе, об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова.

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? что делает как?;  наблюдают за ролью  в речи местоимений он, она, оно, они; за словами  в единственном и множественном числе; знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении; об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточии в конце предложения.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах собственных; буквосочетаниях жи-ши, ча-ща,чу-щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

                                   

Работа с текстом

На материале текстов «Азбуки" и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности. В работе с текстом выделяются три этапа:

  1. Работа с текстом до чтения.
  1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске.
  2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. Высказывание предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
  1. Работа с текстом во время чтения.

                1. Первичное чтение.

 2.Выявление первичного восприятия.

                3.Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения.

  1. Работа с текстом после чтения.

                1.Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.

                2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

               3. Творческие задания.

Русский язык    (50 ч)

  • Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в ходе обучения грамоте.

Слово. (35 ч)

  • Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твердые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
  • Обозначение мягкости согласных на письме.
  • Алфавит.
  • Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
  • Однокоренные слова. Корень слова.
  • Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст.(15 ч)

  • Признаки предложения, оформление предложения на письме.
  • Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
  • Отличие текста от набора предложений.
  • Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.


                                                                                             Учебно -  тематическое планирование

Раздел, количество часов

Количество часов

1

Наша речь

3

Виды речи (2ч)  

 Диалог и монолог (1ч)

2

Текст.

4

Текст (2ч)  

 Части текста (2ч)

3

Предложение

12

Предложение (3ч)  

Члены предложения  (9ч)

4

Слова, слова, слова…..

18

Слово и его значение (4ч)

Синонимы и антонимы (4ч)

Однокоренные слова (4ч)

Слог. Ударение. Перенос слова (6ч)

5

Звуки и буквы

59

Звуки и буквы (1 ч)

Русский Алфавит или Азбука (3ч)

Гласные звуки (2ч)

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (15ч)

Согласные звуки (1ч)

Согласный звук [й] и буква й (1ч)

Слова с удвоенными согласными (2ч)

Проект «И в шутку и всерьез»

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2ч)

Мягкий знак (3ч)

Проект «Пишем письмо»

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8ч)

Проект «Рифма»

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (4ч)

Звонкие и глухие согласные звуки (1ч)

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14ч)

Обобщение знаний об изученных правилах письма (2ч)

Разделительный мягкий знак (4ч)

6

           Части речи                                                                                

58

Части речи (2ч)

Имя существительное (19ч)

Глагол (12ч)

Имя прилагательное (13ч)

Местоимение (4ч)

Предлоги (6ч)

Проект «В словари – за частями речи!»

7

Повторение

16

                                                                                                                                                                                     Итого

170

                                                             Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

1

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

           

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка. Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов.  Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог

2.

Виды речевой деятельности человека.                                                                       

Речь устная, письменная.                                   

3

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.План текста 

Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст.

4

Обучающее изложение

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту

5

Анализ изложения

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной  коммуникативной задачей.

6

Предложение, часть текста.

Типы текста

Предложение как единица речи.                                                         

Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения.

7

Виды предложения по цели высказывания

Выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно

8

Речь диалогическая и монологическая. Обращения

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

9

Изложение текста по вопросам

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в  деформированном тексте выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно

10

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

13

Распространенные и нераспространенные предложения

Находить главные члены (основу) предложения.. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

14

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. 

Стр. 32-34                                                                  

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах

предложения.

15

Обобщение. Распространённые и нераспространённые предложения. 

Стр. 35-36                                                                       

Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения.

16

Связь слов в предложении

Стр. 37-38

.                     

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

17

Развитие речи.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова  «Золотая осень». 

Стр. 39

               

Рассматривать   репродукцию   картины   И. С. Остроухова   «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

18

Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»

Стр.40

19

Контрольное списывание текста с дополнительным заданием

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

20

Слово и его значение.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

21

Слово как общее название многих одно-    родных предметов.                                                                                                                 

Распознавать многозначные слова,

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.

22

Однозначные и многозначные слова

Контрольный диктант

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю

23

Прямое и    переносное значения слов.                               

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.                                                           

24

Синонимы

Работа со словарём синонимов

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слова синоним

Работать со словарями синонимов  учебника.

25

Антонимы  Работа со словарём антонимов               

Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слова антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.

26

Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным  к нему вопросам     

         

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста

27

Диктант по теме»Однозначные и многозначные слова»

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

28

Обучающее сочинение по картине «Осень» 

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова».

29

Родственные слова           

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника  Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

30

Различение однокоренных слов   и синонимов, родственных слов     

и слов с омонимичными корнями.

различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

31-33

Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

34

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение.

Делить сова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Ударение. Определять ударение в слове.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

35

Словообразующая  функция ударения.   Разноместность и подвижность русского ударения. 

Словесное и логическое (смысловое) удаарение  Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять  простейшие слогоударные модели слов,

34

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского  языка.                                                                                             

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов

35- 37

Перенос слов. Правила переноса     

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую  (якорь,     (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам.

36

Диктант по итогам 1 четверти

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

37

Развитие речи. Составление рассказа по серии   сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам,

38

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме.                                       

Различать звуки и буквы. Осознавать смыс-лоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

39

Проверочная работа

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

40

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит».Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями.

41

Употребление   прописной   (заглавной)     буквы.   

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом»

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.»

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Излагать письменно содержание текста

42

Гласные звуки  и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.  Правильно  произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять  качественную характеристику гласного  звука:  гласный ударный или безударный.

43

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

Излагать письменно содержание текста

44

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме

Стр.93-94

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

45

Особенности проверяемых и проверочных слов

Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

46

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава травы, травка).

47

Способы проверки безударных гласных в корне

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным»гласным в корне.

48

Упражнения в написании слов с безударными гласными

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

49

Упражнения в написании слов с безударными гласными

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

50

Упражнения в написании слов с безударными гласными

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

51

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непро-веряемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

52

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

53

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

54

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

55

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов

Представление об орфограмме

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

56

Контрольный  диктант № 3 по теме «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

57

Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

58

Развитие речи 

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Составлять текст из предложений.

59

Согласные   звуки  их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».

60

Согласный звук [и'] и буква «и краткое»

оставлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.

Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и].  Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й]. Использо-вать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка).

61

Слова с удвоенными согласными

Произношение и написание слов с удвоенными согласными

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

62

Развитие речи.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси»  и опорным словам. 

Проект «И в шутку и всерьез»

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми ин-формацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания  

Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку

63

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Стр. 120-121

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки

64

Обозначение   мягкости   согласных   звуков   на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Стр. 122-123

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти.

65

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

Стр.124-125

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

66

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным..

Стр.126

Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). 

67

Подробное изложение по коллективно составленному плану

Стр.127-128 Проект «Пишем письмо»

Стр.129

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

68

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические   нормы   произношения   слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).

Стр. 4-5

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём

69

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

Стр. 6-7   КСД

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

70

Развитие речи. Работа с текстом

Стр.7

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

71

Проект  «Рифма».  

Стр. 8-9

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу

Различать непарные твёрдые и мягкие ши-пящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу,

Контрольный  диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

74

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание буквосочетаний жи—ши,  чаща, чу—щу.

Стр.12-13

Оценивать свои достижения при выполнении заданий диктанта

75

Обобщение изученного материала.

Стр.14-15

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

76

Звонкие и глухие согласные звуки

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Стр.16-18

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

77

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Стр. 18-19

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

78

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

Стр.20-21

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

79

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Стр.22   КСД

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

80

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

Стр.23

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне.

81

Развитие речи.

Составление поздравительной открытки.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

82

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

83

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Стр. 24

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

84

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Стр. 25

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы

85

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Стр. 26

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

86

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов

Стр. 27

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

87

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

Стр. 28

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

88

Развитие речи.

Изложение текста по вопросам

Стр.29

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы

89

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова    КСД

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

90

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание  гласных  и  согласных  в  корне слова.

«Проверь себя»

Стр.30

Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

91

Контрольный  диктант № 5

 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

92

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

93

Разделительный мягкий знак (ь)

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

Стр.31-32

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

94

Использование на письме разделительного мягкого знака.

Стр.33-34

Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь).

95

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Стр.37

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя); излагать письменно текст по вопросам.

96

Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя»

Стр.38

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

97

Общее представление о частях речи

Стр. 40-41

соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

98

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Работа с графической информацией.

Стр. 42-43  КСД

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

99

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

Стр.44-45

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

100

Общее представление об имени существительном как части речи

Стр.46

Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.

101

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи

Стр. 47

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-темати-ческих групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

102

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Стр.48

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

103

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Стр. 49

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

104

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

Стр.50

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

105

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту

Стр. 51

Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы.

106

Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.

Стр.51-53

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

107

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

Стр.54

Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

108

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Стр.59    КСД

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

109

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

Стр.60

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

110

Проверочная работа  по теме «Правописание имен собственных»

Писать с заглавной буквы имена собственные.

111

Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные,    употребляющиеся    только в одном числе (ножницы, молоко).

Стр.61-62

Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга книги). Работать с орфоэпическим словарём.

112

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе

Стр.63-64

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни).

113

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

Стр.65

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существит. с определённым признаком.

114

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста

Стр.66

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять текст.

115

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

 Обобщение изученного.

Стр.67

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

116

Контрольный диктант № 6  по теме «Имя существительное»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

117

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

118

Глагол  как  часть   речи   и   его употребление в речи (общее представление)

Стр.68-69   КСД

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.  Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.                                            

119

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи

Стр.70-71

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

120

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста

Стр.72-73

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

121

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам

Стр.73

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

122

Число глагола. Изменение глагола по числам

Стр. 74-75

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.                                                                                            Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

123

Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи

Стр.76-77

124

Правописание частицы не с глаголом

Стр.78-79

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).

125

Обобщение знаний о глаголе

Стр.80

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола.

126

Развитие речи.

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

Стр.81

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.

127

Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» за 3 четверть

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

128

Работа над ошибками.

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

Стр.82-84    КСД

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

129

Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

Стр.83

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

130

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

Стр.86

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилага-тельное и лексическим значением имён прилагательных.

131

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные

Стр.87

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

132

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании

Стр.88

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных

133

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

Стр. 89

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

134

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

Стр. 90

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

135

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов

Стр.91

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

136

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Стр.92-93

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

137

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм,  как кофе, мышь,  фамилия, шампунь и др.

Стр. 94   КСД

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

138

Обобщение знаний об имени прилагательном 

Проверочная работа  «Проверь себя»

Стр.99

Самостоятельная проверочная работа

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

139

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

умения писать слова с изученными орфограммами, подбирать заголовок к тексту, составлять предложение на тему, распознавать изученные части речи

140

Работа над ошибками.

Понятие о тексте-описании.

 Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Стр.95

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

141

Развитие речи.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Стр.98

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

142

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).

Стр.97

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

143

Местоимение  (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)

Стр.100-103

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена сущес.

144

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.

Стр.104

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить  в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях.

145

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно

Стр.105-106

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

146

Проверочная работа  «Проверь себя»

Стр. 107

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя»

147

Предлог как часть речи. Ознакомление  с  наиболее  употребительными предлогами.

Стр. 108  КСД

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

148

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи

Стр.109

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

149

Правописание предлогов с именами существительными.

Стр. 110-111

Правильно употреблять предлоги в речи

Раздельно писать предлоги со словами.

150

Развитие речи.

Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»

Стр. 112

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

151

Контрольный диктант № 9 за 2 класс

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

152

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

153

Проект «В словари за частями речи!»

Стр. 114-115

Уметь находить части речи в различных словарях. Составлять проект и защищать его.

154

Обобщение знаний о частях речи.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

155

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа:

Стр.116-117

Рассматривать репродукцию картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

156

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

Стр.117-118

Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.

157

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении

Стр.119-120    КСД

Понятия «подлежащее», «сказуемое», составление предложений.

Распространённое и нераспространённое предложение

158

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

Стр.120-122

лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

159

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи

Стр.122-123

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

160

Части речи их различение. Разбор слова как части речи

Стр.124

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

162

Контрольное списывание текста

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

163

Работа над ошибками.

Части речи их различение. Разбор слова как части речи

Стр.125

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

164

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов

Стр.126

Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов

165

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов

Стр.127

Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов

166

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

Стр.128

Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь разделительный знак на письме

167

Упражнения в применении изученных правил правописания

Стр.129

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

168

Упражнения в применении  изученных правил правописания изученных правил правописания  

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

168

Упражнения в применении

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

170

Итоговый урок по курсу «Русский язык»

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

Циклограмма тематического контроля

Тема раздела

Контрольные

 диктанты

Контрольное списывание

Проверочные

 работы

Проекты

Сочинение

Работы по развитию речи (изложение)

КСД

Предложение

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе»

Контрольное списывание текста с дополнительным заданием

Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова  «Золотая осень».   

1

Слова, слова, слова….

Проверочная работа по теме «Слово и его значение»

Составление рассказа по серии   сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Изложение текста воспринятого зрительно по данным  к нему вопросам     

2

Звуки и буквы

Диктант № 2 за первую четверть

Проект «И в шутку и всерьез»

Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом»

Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту

2

Контрольный  диктант № 3 по теме «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне»

Проект «Пишем письмо»

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

1

Контрольный  диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Проект «Рифма»

Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси»  и опорным словам.

2

Контрольный  диктант № 5  по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным»

Составление поздравительной открытки.

Изложение текста по вопросам

1

Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком»

Составление устного рассказа по серии рисунков.

Части речи

Контрольный диктант № 6  по теме «Имя существительное»

Проверочная работа  по теме «Правописание имен собственных»

Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста

2

Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» за 3 четверть

Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

2

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»

Обобщение знаний об имени прилагательном

Проверочная работа  «Проверь себя»

Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

1

Проверочная работа  «Проверь себя»

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно

2

Контрольный диктант № 9 за 2 класс

Проект «В словари за частями речи!»

Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»

Повторение

Контрольное списывание текста

1

Итого

9

2

6

4

12

6

17

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;

выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
составления предложений на заданную тему;
использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
орфографической правильности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой
й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком
(ь);
использования прописной буквы в именах собственных;
использования алфавита в работе со словарем;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...