Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Летунова Екатерина Николаевна

Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_letunova_e.n.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

2 класс

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

УМК «Школа России»

Учитель

Летунова Екатерина Николаевна                

 Тема урока

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?»

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Обобщающий урок

УМК

 «Школа России»  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Русский язык. Учебник.2 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Цель урока

  умений ставить вопросы кто? или что? и разграничивать слова-названия людей, животных и предметов.

создание условий для ознакомления учащихся с одушевленными и неодушевленными предметами, применения имеющихся знаний в практической деятельности;

развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи;

побуждение учащихся к активности, самостоятельности; воспитание умения сотрудничать на уроке.

Задачи урока

Задачи обучения:

обобщить полученные знания, применить их на практике;

формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

формировать умения различать предмет и слово как его название;

учить детей соотносить вопросы кто? что? и слово – название предмета.

Развивающие задачи:

учить ребят получать удовольствие от процесса творчества, от собственных маленьких открытий;

развивать у учащихся желание больше узнать по предмету.

Задачи воспитания:

воспитывать у учащихся радость от процесса творчества;

воспитывать бережное отношение к обитателям леса, растениям.

Воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

  1. Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

  1. Словарно-орфографическая работа

IV. Изучение нового материала

V. Первичное закрепление

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

М.: Слово учителя

Громко прозвенел звонок – 
Начинается урок. 
Ваши ушки на макушке, 
Глазки широко раскрыты. 
Слушайте, запоминайте, 
Ни минуты не теряйте! 

Ребята сегодня наш урок русского языка будет необычным, мы отправимся путешествовать в осенний лес. Нас ждет много приключений и интересных заданий, но справится,  с этими заданиями нам помогут знания, которые мы с вами приобрели на уроках русского языка.

М.: Беседа

А какие правила поведения в лесу вы знаете?

Именно эти правила нам и помогут сегодня на уроке. Надеюсь,  никто не будет отставать, чтобы не заблудиться в лесу.

М.: Слово учителя

Входя в лес нужно быть очень внимательным.

Посмотрите внимательно, здесь какое то дерево, а под  ним лежит какое то письмо, на нем написано,

для ребят второго класса, значит оно для Вас. (один из учеников распечатывает конверт , на экране текст письма)

Уважаемые второклассники!

Сегодня в осеннем лесу Вам помогут сказочные герои  Лисёнок и Медвежонок. Они  очень любопытные  и непоседливые зверята Вот и сейчас они сбежали от своих мам и отправились изучать лес.  Возьмите пожалуйста маленьких зверят с собой в путешествие.

Ну что ребята возьмем зверят?

А давайте вспомним с вами материал прошлого урока русского языка?

М.: Индивидуальный опрос

Что вы знаете про текст?

Посмотрим внимательно на письмо. Можно ли это письмо, назвать текстом?

Докажите?

Молодец. Какое упражнение вы выполняли дома? Что нужно было в нем сделать?

- Давайте проверим правильность расстановки предложений и послушаем какие заголовки вы придумали.

Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с домашним заданием.

М.: Слово учителя

А мы продолжим   с вами путешествие  по лесу.

Давайте мы с вами откроем тетрадь по русскому языку и запишем дату нашего путешествия.

А куда подевались наши герои. Чего же они испугались?

М.: анализ наблюдения языкового наблюдения.

Словарный диктант

- Ой, кто это? – спросил Лисёнок.

Боится зверь ветвей моих,

Гнёзд не построит птица в них.

В ветвях – краса и мощь моя.

Скажите быстро: кто же я?

- Кто это, ребята? /олень/

Записываем отгадки и выделяем орфограммы.

- Ой, что это? – спросил Медвежонок.

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

- Что это, ребята? /рябина/

- Ой, кто это? – спросил Лисёнок.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

- Кто это, ребята? /дятел/

- А это, что? – спросил Медвежонок.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

- Что это? /малина/

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык.  

Кто это? Заяц

На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки.
Что это? Земляника

Языковой материал: Олень, рябина, дятел, малина, заяц, земляника.

М.: Слово учителя

Слова пишутся все с комментариями детей и на доске появляются карточки с данными словами, но только с ошибками.

Олень, рибина, дятил, молина, заиц, землиника.

М.: анализ наблюдения языкового наблюдения.

Ребята лисенок тоже постарался и тоже написал все словарные слова вместе с нами, проверьте, справился ли он с этим заданием?

(Ученики находят ошибки и исправляют)

Молодцы! Ведь это словарные  слова,  написание которых надо запомнить.

М.: Наблюдение над языковым материалом с целью выделения существенных признаков.

Ребята , какой частью речи являются все  эти слова?

На полянке два грибочка, на одном вопрос КТО?

А на другом вопрос ЧТО?

Какие из наших слов отвечают на вопрос КТО?

 ЧТО?

А как вы определили?

М.: Слово учителя

Вывод: слова которые называют людей и животных отвечают на вопрос – кто? Одушевленные имена существительные. А те что называют предметы, отвечают на вопрос- что? Неодушевленные имена существительные.

Прием: работа над правилом

-Прочитайте правило на стр. 30 и сравните тот вывод,  к которому пришли мы, с правилом.

Повторение правила

Ребята посмотрите на дереве сидит мудрая сова и она хочет рассказать нам какую-то очень интересную сказку послушайте внимательно и скажите о каких существительных  эта сказка?

М.: Слово учителя

В одном волшебном царстве, которое называется Русский Язык, жили существительные  одушевлённые и неодушевлённые. И однажды они стали спорить: кто главнее? Одушевлённые так раскричались, что не заметили, как неодушевлённые существительные ушли из царства. Обрадовались одушевлённые существительные и решили, что они теперь главные. Но не долго длилась их радость. Захотели они поесть, поспать, поиграть, но неодушевлённых существительных не оказалось. Тут-то они поняли, что каждый из них является важным. Пошли они к неодушевлённым прощения просить. С тех пор живут они дружно.

О каких существительных рассказал мудрая сова?

М.: Классификация

-А теперь ребята первого ряда приведут примеры слов,  которые отвечают на вопрос - кто? (одушевленных существительных)

-А ребята, которые сидят на втором ряду приведут примеры слова, отвечающие на вопрос – что? (неодушевленных )

Молодцы!

Мы идем с вами по лесной тропинке дальше , посмотрите сколько в осеннем лесу листьев кружатся, а на них написаны слова, которые есть у вас в рабочей тетрадке.

Языковой материал: Рабочая тетрадь С. 41

Работа по Рабочей тетрадке. стр. 41, №61

М.: Классификация

Упражнение выполняется по заданию;

Кудряшки, козлята, телята, песенки, клены, барашек, дубы, грибы, зонтик.

Давайте соберем осенний букет, один букет слова с вопросом – кто?

А другой вопрос – что?

Молодцы красивые букеты у нас получились , давайте мы подарим эти букеты лисенку и медвежонку отпустим их скорей домой, а букеты они подарят своим мамам.

  Вот выходим на полянку, и смотрите снова для нас задание

М.: Классификация

Прочитайте стихотворение ( на экране)

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Котёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

 Писать, читать, произносить.

Напишите вопросы

-Подчеркните в словах опасные места.

 - Найдите и запишите слова, отвечающие на вопрос кто?

(Котёнок, собака)

 - Слова, отвечающие на вопрос что?

 (Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь)

 - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто?

 - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что?

(Работа выполняется с комментариями детей)

Физминутка

Ну а теперь немного отдохнем  присядем на нашей полянке, расслабимся, закроем глазки.

– Я буду называть слова, если, слово отвечает на вопрос  Кто? – хлопают,  отвечает на вопрос Что? – топают.  (Артист ,город, девочка, карандаш, народ, собака ,ранец, ребята, человек).

Открыли глазки и нам пора, ведь надо успеть скорей вернуться.

А здесь две тропинки, возле одной табличка (1 вариант), а на другой (2 вариант), нам нужно с Вами разделиться на варианты, чтобы пройти по ним.

Для каждого варианта карточка с заданием.

М.: Конструирования

Составить предложения по схемам:

1 вариант - В лесу живут (кто?), (кто?) и (кто?).

2 вариант – В лесу растут (что?), (что?) и что?

М.: Слово учителя

Тропинки наши пересеклись и снова все вместе.

А здесь задание для всего класса.

Прочитайте задание.

М.: Конструирования

Вставь пропущенные слова, задай к ним вопросы Кто? или Что?.

Озаглавьте текст.

Стояла поздняя  _______. ______всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный_______  яростно трепал  ____ деревьев. Над полями звучала грустная ______ журавлей. Наступила ненастная ________ .

Слова для справок: осень, солнце, ветер ,ветви, песня, пора.

Прочитаем текст, который у нас получился.

М.: Обобщающая беседа

И снова подул ветер и начался сильный листопад, посмотрите внимательно, у вас под партами спрятаны листочки, а на них вопросы, прочитайте их и продолжите предложения.

Имя существительное это- …., которая обозначает……

Я знаю, какие слова отвечают на вопрос кто? ……, такие предметы называют…………

Я знаю, какие слова отвечают на вопрос что?......., такие предметы  называют ……………..

Ветер стих  и посмотрите с дерева упали яблоки, поднимите эти яблоки. И  если вы легко справлялись со всеми заданиями на уроке, прикрепите свое яблочко на самый верх дерева. Если испытывали небольшие сложности, на нижние веточки, а если совсем было сложно на уроке, допускали много ошибок, то прикрепите свое яблоко под деревом.

Я очень рада, что большая часть яблок, находится на верхних веточках яблони.

Ну и мы с вами возвращаемся в наш класс, мне очень понравилось путешествовать с Вами по лесу. Вы легко справились со всеми заданиями.

Спасибо за урок. Молодцы!

Упр. 34 с.18 («Дидактический материал»)

Здравствуйте

Нельзя шуметь, кричать.

Нельзя отставать, а то можно заблудиться.

мы говорили о тексте, вспоминали, то что мы о нем знаем с 1 класса.

-текст состоит из предложений. Они связаны между собой по смыслу.

предложения письма связаны между собой по смыслу, а значит это текст

 Необходимо было расставить предложения по порядку, чтобы получился текст. Озаглавить его и списать

На берегу реки.

По сторонам узкой тропинки теснятся берёзки. Дорожка ведёт к реке. На берегу лесной реки растёт плакучая ива. Ребята часто прибегают к деревцу весной полюбоваться пушистыми почками.

В тетрадке записывают число.

Классная работа.

/запись словарного слова олень/

/запись словарного слова рябина/

/запись словарного слова дятел/

/запись словарного слова малина/

/запись словарного слова заяц/

/запись словарного слова земляника/

Имя существительное

КТО? Олень, дятел, заяц.

ЧТО? Рябина, малина, земляника.

Одни живые, а другие нет.

-слова которые называют людей и животных отвечают на вопрос – кто? а те что называют предметы, отвечают на вопрос- что?

        

Одушевленных и неодушевленных

Кто? Кошка, птица, улитка, собака и т.д.

Что? Машина, карандаш, гриб, пенал и т.д.

кто? козлята, телята, барашек;

что? кудряшки, песенки, клёны, дубы, грибы, зонтик.

Кто? Котёнок, собака

Что? Утюг, пенал, конфеты, стол, дождь

        

Слова, отвечающие на вопрос (кто?), обозначают -  животных и людей

Слова, отвечающие на вопрос (что?), обозначают -  неживые предметы

        

        

 1 вариант:  В лесу живут белки, зайцы и медведи.

2 вариант: В лесу растут грибы, ягоды и деревья.

Осень.

Стояла поздняя осень . Солнце всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный ветер яростно трепал  ветви  деревьев. Над полями звучала грустная песня журавлей. Наступила ненастная осень .

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

Я знаю, какие слова отвечают на вопрос кто? корова, лиса, кошка , такие предметы  называют одушевленные .

Я знаю, какие слова отвечают на вопрос что? машина, парта, стул, такие предметы называют неодушевленные.

1.Вопросы кто? что?

2.Значение

1.Существенный признак

2.Вопрос

1.Вопрос

2.Значение

1.Вопрос

2.Значение

1.Существенный признак

2.Вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа 2100" по теме: Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Данный урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по УМК "Школа 2100". Урок открытия новых знаний построен в технологии системно - деятельностного метода (проблемный урок). На уроке дети ...

Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс

Открытый урок по русскому языку "Вопросы, которые отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку для 4 класса: «Слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?»

Учебные задачи:· Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?· Повторить понятия «имя существительное», «одушевленные и неодушевленные существительные...