рабочая программа по русскому языку 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_rus_yaz_zankov_novoe.doc436 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

«Согласовано»

Руководитель  МО

_________ /Е.Р. Иващенко/

Протокол  №1    

от   «28» августа  2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ЭМР

____________    /Н.В. Николаева/

«02»  сентября    2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9» ЭМР

____________  /С.Ф. Родионова/

Приказ  № ______

от  «___» сентября 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                

по учебному предмету «русский язык»

для учащихся 3 класса «А»

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Ольшанская Ирина Викторовна ,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

             Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому языку и авторской программы Н.В.Нечаевой.

              Программа предназначена для учащихся 3 класса образовательной школы.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

• познавательной — ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• социокультурной — формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основные задачи:

•развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

• обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;

• воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

           Учебный предмет «Русский язык» является составляющей обязательной части учебного плана начального  общего образования МБОУ «СОШ № 9» ЭМР на 2015-2016 учебный год.

      Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» рассчитана на 5 часов в неделю.

      Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и  мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

1. Принцип языкового чутья или чувства языка представляет собой умение безошибочно следовать нормам лексики, словообразования, синтаксиса и даже стилистики, принятые в языке. Формирование чувства языка идет параллельно с умственным и языковым развитием человека.

2. Принцип развития речи. Необходимо повышать культуру как устной, так и письменной речи: то и другое важно для успешной работы в процессе усвоения знаний по всем предметам.

3. Принцип опережающего овладения устной речью по отношению к письменной лежит в основе ведущих приемов и форм организации обучения языку. Прежде что-либо записать ребёнок обязательно проговаривает это вслух. Предварительное устное рассказывание используется в обучении сочинению и изложению.

4. Принцип предупреждения ошибок (особенно орфографических) на начальной ступени обучения. Учитель должен стремиться к тому, чтобы предупреждать появление ошибок, а не только исправлять их.

5. Принцип разностороннего изучения родного языка. Взаимная связь различных сторон языка должна быть в центре внимания учителя и учащихся: грамматика и правописание изучаются на фоне лексики и словообразования.

             В основу содержания учебного предмета заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

 Система языка проявляет себя в речевой деятельности, которая невозможна для человека без знания законов языка. Таким образом, задача состоит не только в том, чтобы дать знания о языковых средствах, надо создать условия для повседневного приобретения опыта пользования ими во внешней (устной, письменной) и внутренней речи, оттачивания своей индивидуальной, отличной от других манеры. Курс характеризует его практическая направленность на пользование системой языка, что, в свою очередь, возможно только при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.

             Образовательные и воспитательные задачи обучения русскому языку решаются

комплексно.  Ведущим направлением курса русского языка в 3 классе является начальное овладение навыками письменной речи и языковые явления в новых условиях.

              В  организации  учебно-воспитательного  процесса  важную  роль  играет

сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование

технических средств.

             В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

 •система языка: фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

 •орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

            Широкий спектр педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

1.Технология личностно-ориентированного обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология проектной деятельности.

4.Технология исследовательской деятельности.

5.Игровая технология.

6.Технология дифференцированного обучения.

7.Здоровьесберегающие технологии.

8.Информационные технологии.

Формы организации учебного процесса

 Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

  1. уроки:  комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний, экскурсия, путешествие, викторина, исследование, интегрированные;
  2. проекты: информационные, исследовательские, социальные.

Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

  К учебнику разработаны рабочие тетради с печатной основой (Полякова А.В.. Рабочие тетради по русскому языку), в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС

Личностными результатами обучения учащихся  являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения учащихся являются:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами обучения учащихся являются:

  • начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение применять орфоэпические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного);
  • умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризировать  такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  • способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

          В основе реализации образовательной программы по русскому языку лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.

                 

Содержание учебного предмета «Русский язык»

(5часов в неделю)

УМК Н.В. Нечаева «Русский язык»

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Что нужно для общения.

14 ч

2.

Секреты появления слов в русском языке    

33 ч

3.

Как из слов образуются предложения

109

4.

Как из предложений образуется текст

8

5.

Резерв

5

Всего:

169ч

Практическая часть

Контрольный диктант

9

Контрольное списывание

2

Проверочная работа

4

Тестирование

3

Контрольный словарный диктант

3

Проверочный словарный диктант

5

Обучающее сочинение

4

Обучающее изложение

4

Количество уроков с использованием ИКТ

30 %

Количество проектов

3

Количество исследовательских работ

1

Темы проектов,  исследовательских работ учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ

Сроки реализации

1.

Социальный проект «Что нужно для общения» по теме «Роль общения в жизни человека»

02.09-16.09.2015

2.

Исследовательская работа «Секреты появления слов в русском языке» по  теме «Происхождение слов в русском языке»

21.09.2015

3.

Прикладной проект «Создание текста рекламы» по  теме «Словосочетание»

26.01-12.02.2016

4.

Информационный проект «Банк заданий по орфографии» по теме «Орфография»

22.03-25.04.2016

Тематическое планирование

по русскому языку (5ч в неделю)

УМК Н.В.Нечаева «Русский язык»

урока

Наименование тем  уроков

Вид учебной деятельности учащихся

    Дата проведения

План

Коррек

тировка

I триместр

Роль общения в жизни человека. Проект «Что нужно для общения»

Анализ речевых ситуаций. Упражнение в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения.

Инсценирование речевых ситуаций. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых средств в различных ситуациях общения. Нахождение в тексте форм слов, определение их грамматических признаков, работа с учебником как источником справочного материала.

Различение звуков и букв, звуков в сильной и слабой позиции. Подбор слов к данному по заданным лексическим и грамматическим критериям.

Маркировка орфограмм, объяснение известных. Словарная работа

02.09

Окончание как способ образования форм имен существительных.

Наблюдение стилистических особенностей текста, связности и законченности как его существенных признаков. Звукобуквенный анализ слов.

Различение в предложении имен существительных, определение начальной формы, маркировка окончания.

Наблюдение роли интонации в передаче смысла текста. Решение орфографических задач. Анализ средств художественной выразительности.

Определение стилистической принадлежности текста.

Работа со словарной статьей, подбор синонимичных эпитетов; синонимов к данному слову, определение значения выражения.

Наблюдение подбора языковых средств автором для выражения своей позиции, анализ грамматических особенностей текста. Разбор по составу глагольных форм.

Определение начальной формы существительных, способов ее выражения. Нахождение слова по его звукобуквенной характеристике

03.09

Однокоренные слова и формы слова.

Различение форм слов и однокоренных слов, разбор по составу, определение частей речи.

Звукобуквенный анализ слов, составление заданий к данному языковому материалу, их обсуждение и выполнение. Обсуждение проекта «Банк заданий» и подготовка к его выполнению.

Восстановление текста.

Работа со схемой предложения, однокоренными словами и формами слова, разбор слов по составу.

Теоретическое обобщение изученного о формах слова, однокоренных словах и роли окончания в них

04.09

Средства устного и письменного общения. Лексическое значение слов.

Классификация и сравнение средств устного и письменного общения. Определение цели текста. Упражнение в различении предлогов и приставок.

Нахождение и подбор слов по заданным грамматическим признакам, маркировка орфограмм в них.

Лексическая работа: классификация слов по значению, различение синонимов, антонимов, многозначных слов.

Инсценирование, объяснение значения слов с помощью внеязыковых средств

07.09

Работа с текстом.

Определение цели текста как признака стилистической принадлежности текста, придумывание заголовка, определение грамматических признаков слова. Характеристика предложения.

Решение лингвистических задач.

Группировка слов по лексическому значению, определение частей речи, маркировка корня, звукобуквенный разбор.

Моделирование речевых ситуаций с использованием различных средств устного и письменного общения, обсуждение выполненной работы

08.09

Виды чередований. Однокоренные слова

Решение орфографических задач, проверка выполненной работы. Определение предложений по цели высказывания. Выделение грамматической основы, наблюдение основ сложного предложения. Маркировка окончаний существительных.

Анализ и классификация слов по звукобуквенному составу, дополнение своими примерами.

Чередования.

09.09

Оформление диалога. Значение частицы не. Словарный диктант.

Характеристика предложения, наблюдение смысловых различий предложений повествовательных восклицательных и вопросительных невосклицательных с  частицей не.. Обсуждение речевой ситуации, наблюдение смыслового значения частиц, роли приставок в образовании родственных слов Решение лингвистических зада, оформление диалога.

10.09

Работа над ошибками. Описание героя. Синонимы, антонимы. Удвоенные согласные в корне.

Составление характеристики героя, лексический анализ данных слов, орфографическая работа с омонимами.

11.09

Изложение по коллективно составленному плану «Золотой дождь».

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения.

14.09

Анализ и редактирование изложения. Различные виды разбора.

Разбор слов по составу, фонетический и морфологический анализ слов.

Наблюдение лексической сочетаемости слов, явления синонимии, использование слов в прямом и переносном значении. Решение лингвистических задач

15.09

Определение в поэтическом тексте. Защита проекта «Что нужно для общения» 

Анализ языковых средств, использованных автором для создания художественного образа. Написание стихотворного текста по памяти. Анализ односоставного предложения, фонетический разбор. Обсуждение данных в учебнике теоретических вопросов и обобщение знаний о средствах устного и письменного общения, работа с научным текстом – правилом.

Анализ речевых ситуаций, оценка и взаимооценка правильности выбора речевых средств. Наблюдение пунктуационного оформления диалогов.

Решение лингвистических задач. Объяснение смысла пословицы, выделение грамматической основы предложения

16.09

Входной мониторинг предметных результатов (диктант с грамматическими заданиями)

Письмо под диктовку на изученные орфограммы во 2 классе

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

17.09

Работа над ошибками. Происхождение слов в русском языке. Исконная и заимствованная лексика.

Работа с научным текстом о происхождении лексического фонда русского языка. Образование родственных слов от данных, наблюдение способов их образования. Чтение рисунка-схемы.

Определение цели и темы текста, подбор заголовка. Составление плана текста, пересказ текста по плану.

Упражнение в использовании иноязычных имен существительных,

знакомство с особенностями морфемного состава несклоняемых слов, работа с этимологическим словарем.

Орфографическая работа с заимствованными словами

18.09

Заимствованные слова, их значение, произношение, написание. Исследовательская работа «Секреты появления слов в русском языке»

Знакомство с лексическим значением и происхождением  частотных

иноязычных компонентов слов (аква, бол).

Наблюдение озвончения парных согласных в середине слова в иноязычных словах. Лексико-фонетико-орфографическая работа с заимствованными словами тематической группы «спорт». Подбор однокоренных слов.

Составление текста-описания (участники и необходимые предметы для игры). Самопроверка. Обсуждение содержания готовой работы.

Орфоэпическая работа с заимствованиями. Составление карточки и заданий на эту тему

21.09

Лингвистические задачи. Полногласие и неполногласие.

Работа с научно-популярным текстом: определение его типа, темы, структуры. Звукобуквенный и морфемный разборы слов.

Знакомство со старославянским языком, неполногласием как одним из основных признаков заимствований из этого языка.

Лексическое и орфографическое сопоставление пар слов с полногласием и неполногласием.

Наблюдение зависимости смысла слова и высказывания от употребления полногласного или неполногласного сочетания

22.09

Способы образования слов. Основа слова.

Знакомство с основой слова, анализ основ родственных слов, определение их лексического и грамматического значения.

Орфографическая работа, составление таблицы орфограмм, упражнение в подборе подходящих по смыслу приставок и суффиксов, установлении грамматических связей слов в предложении

23.09

Порядок разбора слова по составу. Языковые особенности скороговорки.

Анализ алгоритма и предложенного в учебнике разбора слов по составу, нахождение орфограмм в суффиксах, оформление справочника суффиксов.

Образование существительных мужского и женского рода со значением лица, определение значения суффиксов, с помощью которых образованы эти слова.

Морфемный разбор слов, составляющих скороговорки, анализ механизма их образования. Выделение грамматической основы, определение способов ее выражения.

Формулирование определения суффикса и приставки как частей слова

24.09

Правила переноса слов. Приставки и суффиксы как средства выразительности.

Наблюдение роли приставок и суффиксов в тексте народной песни через сопоставление характерных для фольклора слов с теми, от которых они образованы. Морфологический разбор омонимов. Разделение слов для переноса. Решение фонетических задач.

Анализ морфемного состава однокоренных слов и определение слов, от которых образовалось данное, и слов, которые  образовались от данных, проверка правильности результатов по словарю, упражнение в определении значения суффикса.

Морфологический и орфографический разбор заданных слов.

Классификация лингвистического материала по данным критериям, выявление закономерности, формулировка правила написания суффиксов _оньк_, _еньк_.

Лингвистический анализ колыбельной, наблюдение роли суффиксов в создании распевного характера текста.

Самостоятельный подбор лингвистического материала для работы по заданному основанию, наблюдение различных значений суффикса _к_.

Знакомство с информацией о морфемном многообразии русского языка

25.09

 Языковые особенности колыбельной.

Правописание суффиксов –оньк, -еньк.

Работа с однокоренными словами, маркировка частей речи, основы и окончания. Определение значений суффикса -ат(-ят), подбор своих примеров. Наблюдение языковых особенностей небылицы, роли каждой морфемы для понимания слова и предложения, ее значение.

Определение происхождения и значения слов в опоре на состав слова и значение морфем. Подбор слова под данную схему. Упражнение в подборе подходящих к слову и контексту приставок и суффиксов.

Анализ значения слов с омонимичными суффиксами.

Обобщение наблюдений над уменьшительно- ласкательными суффиксами, подбор примеров

28.09

Языковые особенности небылицы. Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Анализ значения слов с омонимичными суффиксами.

Обобщение наблюдений над уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбор примеров

29.09

Правописание букв парных согласных в корне и суффиксе.

Упражнение в правописании предлогов и парных согласных. Маркировка форм слова, разбор по составу. Решение ребусов. Словообразовательный анализ отгаданных слов.

Обсуждение значения понятий «формоизменение» и «словообразование».

Морфологический анализ слов, образование от них слов других частей речи.

Орфографическая работа, определение принципов группировки слов.

Формулировка правила и алгоритма действий для проверки буквы парного согласного в корне и суффиксе, оформление карточки на это правило

30.09

Выбор буквы безударного гласного. Разбор слов по составу.

Работа с текстом правила. Пересказ правила правописания буквы парного согласного в корне.

Различение фонетических омонимов, наблюдение зависимости орфографии от смысла высказывания и отдельного слова.

Использование средств устной речи при выразительном чтении. Решение орфографических задач, работа с морфемным составом существительных, маркировка слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Решение орфографических задач, разбор слов по составу

01.10

Суффикс как средство художественной выразительности.

Анализ образа, возникающего при чтении стихотворения, и языковых средств – суффиксов, которые его создают, определение их значения.

Разбор слов по составу, определение грамматических признаков слов. Наблюдение способов обособления обращений в устной речи и письменной, использование средств устной речи при выразительном чтении стихотворения.

Упражнение в различении паронимов: стилистическая правка предложений, морфемный разбор, составление предложений.

Упражнение в использовании однокоренных слов, составление карточки с подобным заданием

02.10

Правописание суффиксов. Проверочная работа по теме «Суффикс».

Уметь выполнять проверочную работу, применяя полученные знания.

05.10

Работа над ошибками. Текст-описание животного.

Исследование речевой характеристики персонажей басни, выявление ее стилистических особенностей, подбор необходимых средств устной речи для воспроизведения реплик Лисицы, обсуждение инсценировки, маркировка архаизмов. Выделение в словах текста  суффиксов-синонимов.  Объяснять смысл пословиц, подбирать подходящую к тексту. Установление связи существительного и прилагательного, обозначение окончания.

Анализ значения определений синонимов, образование от них существительных с суффиксом - ост(ь).

Объяснение значения устойчивых выражений.

Маркировка суффиксов с уменьшительно - ласкательным значением, определение частей речи. Работа с текстом: определение цели, составление плана. Сравнение текстов по стилю и типу.

06.10

Сочинение «Лисица» (описание животного по картинке)

Орфографическая подготовка. Признаки  текста.

Особенности текста-описания. Редактирование текста. Уметь составлять предложения на заданную тему. Создание собственного текста – описания животного Составление плана.

07.10

Анализ и редактирование сочинения. Значение суффикса в создании художественного образа

Анализ образа, возникающего при чтении стихотворения, и языковых средств – суффиксов, которые его создают, определение их значения.

Разбор слов по составу, определение грамматических признаков слов. Наблюдение способов обособления обращений в устной речи и письменной, использование средств устной речи при выразительном чтении стихотворения.

Упражнение в различении паронимов: стилистическая правка предложений, морфемный разбор, составление предложений.

Упражнение в использовании однокоренных слов, составление карточки с подобным заданием

08.10

Предлог  и приставка. Орфограммы в приставках

Восстановление предложения, установление грамматической основы и связей между словами.

Орфографическая работа, определение роли предлога в предложении.

Нахождение в тексте приставок, маркировка орфограмм, фонетический разбор.

Выполнение взаимопроверки

09.10

Предлог и приставка. Время глагола

Упражнение в определении времени и других грамматических признаков глагола, маркировать приставки.

Различение предлогов и приставок, решение орфографических задач.

Составление предложений со словарными словами, объяснение их значений.

Работа со статьями этимологического словаря

12.10

Орфограммы в корне и приставке. Приставочный способ словообразования

Наблюдение приставок-антонимов, маркировка орфограмм в приставках.

Упражнение в слитном/раздельном написании приставок/предлогов.

Решение ребусов, подбор прилагательных характеристик к отгаданным словам, нахождение синонимов, фонетический разбор. Разбор слов по составу.

Анализ образования слов, придуманных автором.

13.10

Многообразие приставок с орфограммами. Приставки-синонимы .

Орфографическая работа с приставками, обобщение знаний о наборе приставок с орфограммами, правилах написания приставок. Фонетический разбор согласных звуков слов-рифм. Взаимопроверка сделанных заданий.

Анализ лингвистического материала, поиск общего в парах слов, орфографическая работа с синонимическими приставками, подбор слов, сочетающихся с данными глаголами

14.10

 Текст-рассуждение. Правописание приставок

Анализ текста рассуждения. Составление задания на данную орфограмму. Правописание приставок.

15.10

Приставки-антонимы. Правописание приставок  -з, -с

Упражнение в слитном/раздельном написании приставок/предлогов. Сопоставление приставок и предлогов

на _з/_с.

16.10

Правописание букв парных согласных в приставке, корне, суффиксе. Словарный диктант.

Решение ребусов, подбор прилагательных характеристик к отгаданным словам, нахождение синонимов, фонетический разбор. Разбор слов по составу.

Анализ образования слов, придуманных автором.

Обобщение наблюдений написания приставок на _з/_с, орфограмм букв парных согласных в корне, приставке, суффиксе

19.10

Работа над ошибками. Текст-повествование

Анализ текста с точки зрения его типа: элементы повествования и описания. Орфографическая работа с приставками, стилистический разбор слов. Написание изложения.

Составление задания на данную орфограмму.

Подбор заголовка к тексту, создание словесного образа персонажа текста –животного

20.10

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» «Осень»

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

21.10

Работа над ошибками. Сложные слова

Разбор слова по составу, определение способа словообразования, соотнесение слова с его схемой.

Знакомство со сложением основ как способом словообразования. Звукобуквенный разбор слов, работа над произношением скороговорок.

Изменение слов по падежам, маркировка окончания и соединительной буквы, сопоставление изменения сложного слова и слов, от которых оно образовалось.

Группировка слов по способу образования. Наблюдение принципов использования соединительных букв о/е

22.10

Образование сложных слов

Подбор сложных слов, маркировка соединительной буквы, формулировка правила ее выбора.

Орфографическая работа со сложными словами. Взаимопроверка выполненной работы, редактирование.

Образование сложных слов от данных, определение частей речи исходных слов и получившихся в результате сложения, наблюдение чередований звуков.

Составление карточки на правописание сложных слов

23.10

Лексическое значение сложных слов

Описание животного с помощью сложных слов.

Работа с текстом сказки: оценка соответствия заглавия содержанию. Словообразовательный и орфографический анализ сложных слов. Моделирование речевой ситуации на основании прочитанного текста, инсценировка.

Характеристика предложения, выделение главных членов, установление связей слов в предложении.

Решение орфографических задач.

Определение лексического значения сложных слов

26.10

Несклоняемые существительные

Склонение иноязычных слов, наблюдение отсутствия изменения, вывод об отсутствии окончания у несклоняемых существительных и соединительной буквы у сложного слова, образованного от них. Наблюдение таких слов в тексте, их лексический и морфологический разбор.Звуко-буквенный разбор слов

27.10

Повторение орфограмм корня, суффикса и приставки.

Составление сочетаний слов (грамматических основ) из сложного слова и глаголов движения со значением начала, продолжения и окончания действия. Объяснение написания безударных гласных в корне.

Разделение слов на группы по значению, разбор по составу, соотнесение со схемой.

Знакомство со словарной статьей словаря иностранных слов.

Работа со справочником слов с удвоенными согласными.

Выписывание из текста сложных слов – существительных и прилагательных – в начальной форме, их орфографический разбор. Формулировка и объяснение своего мнения по содержанию текста.

Сравнение текстов по теме, стилю, языку

28.10

Стилистические и языковые особенности текста

Оценка данных слов по принадлежности научному и художественному стилю, разбор по составу, самопроверка с помощью словаря, знакомство с термином «общеупотребительные слова». Орфографическая работа. Морфологический разбор.

29.10

Общеупотребительные слова

Лексический и морфемный анализ общеупотребительных слов.

Произнесение скороговорок, нахождение в них наиболее часто повторяющихся звуков, сложных слов.

Решение лингвистических задач

30.10

Правописание сложных слов. Тестирование по теме «Способы образования слов» .

Образование и правописание сложных слов от данных, определение частей речи исходных слов и получившихся в результате сложения, наблюдение чередований звуков.

09.11.

 Связь слов в предложении.

Составление сочетаний слов (грамматических основ) и установление  связи слов в предложении. Объяснение написания безударных гласных в корне.

10.11

Признаки предложения

Решение орфографических задач, составление таблицы. Нахождение грамматической основы по заданному подлежащему, установление связей слов в предложении, наблюдение координации подлежащего и сказуемого. Составление карточки с заданием, аналогичным данному.

Нахождение предложений, выделение грамматической основы, восстановление предложений.

Анализ средств языка, влияющих на смысл предложения.

Использование средств устной речи для передачи разных смыслов одного и того же высказывания. Лексическая работа с прилагательными. Самопроверка.

Составление карточки на заданную

11.11

Самостоятельные и служебные части речи. Роль предлогов в предложении

Работа с научно-популярным стилем –лингвистическим текстом. Наблюдение свойств самостоятельных частей речи, сравнение со служебными. Составление на основе прочитанного своего научного текста – правила.

Составление предложений с использованием пространственных предлогов (без употребления термина), наблюдение их роли в предложении.

Работа со словарными статьями.

Упражнение в правильном употреблении предлогов с пространственным значением

12.11

Анализ текста. Составление плана

Подбор необходимых по контексту предлогов, наблюдение их грамматических связей. Определение описательных и повествовательных элементов в тексте, составление плана,

участие в его редактировании.

Синтаксическая работа по тексту: определение главных членов, установление связей, обозначение способов выражения подлежащего и сказуемого, их грамматических признаков.

Словарная работа.

Составление по плану собственного текста – описания. Анализ текстов.

13.11

Сочинение  «Моё путешествие».

Орфографическая подготовка. Признаки  текста. Редактирование текста. Уметь составлять предложения на заданную тему. Создание собственного текста.

16.11

Анализ и редактирование сочинения. Правописание предлога и приставки. Время глагола

Упражнение в различении и правописании предлога и приставки, нахождение словосочетания по указанной схеме, выполнение различных видов разбора слова.

Наблюдение смыслоразличительной функции предлогов, временных значений глагольных форм.

Анализ речевой ситуации.

Составление определения предлога в опоре на вопросы

17.11

Правописание предлогов. Оформление реплик. Контрольный словарный диктант.

Наблюдение изменения значения формы слова в зависимости от используемого предлога, синонимии и антонимии предлогов, маркировка окончания.

Упражнение в образовании предложно-падежных форм существительных и заменяющих их личных местоимений.

Участие в инсценировке, анализ средств устной и письменной речи для выделения обращения. Определение роли лексических повторов в художественном тексте. Орфографическая работа. Нахождение в тексте отрывка по схеме оформления реплик. Наблюдение роли частицы не в предложении.

Подбор к предложно-падежным формам личных местоимений, соответствующих контексту форм существительных, маркировка раздельного написания предлогов с другими частями речи

18.11

Работа над ошибками. Правописание предлогов, оканчивающихся на парные согласные

Использование средств устной речи при инсценировании. Определение грамматических связей предлогов с другими частями речи.

Анализ группировки данных предлогов. Орфографическая работа с предлогами, оканчивающимися на буквы парных согласных.

Составление задания, аналогичного данному.

Решение лингвистических задач

19.11

Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» «В лесу».

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания

20.11

Работа над ошибками. Союз как часть речи. Его роль в предложении

Определение стиля и типа текста, обоснование своей точки зрения,

формулировка темы, заголовка, наблюдение способов связи предложений в тексте.

Инсценировка, упражнение в использовании обращений, этикетных выражений приветствия, благодарности.

Нахождение в тексте союзов.

Подбор подходящих по смыслу предлогов и союзов, выделение сказуемых, звукобуквенный разбор, лексическая работа.

Знакомство с этимологией слова «союз».

Наблюдение значений, привносимых союзами, составление окончания предложения по заданному началу.

23.11

Значение союзов

Нахождение в тексте служебных слов, выделение соединительных и противительных союзов.

Наблюдение зависимости смысла предложения от  использованного союза. Маркировка грамматической основы, характеристика предложения, определение членов предложения, соединенных союзами.

Создание лингвистического текста о союзе, обсуждение готовых работ.

Лексическая работа с антонимами, маркировка заданной орфограммы

24.11

Тема, микротема. Тип и стиль текста

Отгадывание загадок, их лексический анализ, выделение в тексте соединительных и противительных союзов, фонетический разбор.

Создание своего текста – информации о животном на основе сведений из текста загадок.

Определение стилистической принадлежности текста, выделение основной и дополнительной информации о животном, сравнение содержания текста в учебнике со своим.

Определение темы текста и микротем.

Объяснение значения слов, разбор по составу сложных слов.

Наблюдение морфологических особенностей текста.

Написание рассуждения на заданную тему. Анализ выполненных работ

25.11

Текст - рассуждение

Определение темы текста и микротем.

Объяснение значения слов, разбор по составу сложных слов.

Наблюдение морфологических особенностей текста.

Написание рассуждения на заданную тему. Анализ выполненных работ

26.11

Частицы и их роль в языке.

Определение стиля текста. Наблюдение смысловой роли частиц в предложении, их стилистической функции.

Работа с лингвистическим текстом –правилом и его содержанием.

Орфографическая работа, фонетический разбор

27.11

II триместр

 Раздельное написание частицы не с глаголами.

Наблюдение значения в предложении частицы не. Знакомство с правилом написания не с глаголами.

Анализ роли частицы не в зависимости от части речи, с которой она употребляется.

Орфографическая работа, маркировка частей слова. Различение подлежащего и обращения, выделение грамматической основы

30.11

Правописание не с глаголами

Маркировка орфограмм в загадках, звукобуквенный разбор.

Лексическая и орфографическая работа с глаголами, которые не употребляются без не-. Нахождение в тексте глаголов прошедшего и настоящего времени.

Упражнение в написании не с глаголами, определение главных членов предложения и способов их выражения

01.12

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам 

Работа над текстом стихотворения: использование средств устной речи при выразительном чтении, разделение текста на части, определение темы и идеи, роли и значения глаголов с приставкой по-.

Наблюдение зависимости использования слов разных частей речи в зависимости от типа текста.

Работа с лингвистическим текстом о глаголе, составление по этому тексту характеристики глагола как части речи.

Решение орфографических и пунктуационных задач, выполнение морфологического разбора, различение прямого и переносного значения слов.

Определение грамматических основ, работа с временем глагола

02.12

Грамматические признаки глагола- время, число, род.

Упражнение в различении глаголов по временам, изменении по родам и лицам.

Составление словосочетаний с главным словом – глаголом.

Определение грамматических признаков глаголов.

Работа с лингвистическим текстом – правилом

03.12

Изменение глаголов по временам, числам, в (п.в.)по родам

Анализ изменения глаголов по временам, смысловых и грамматических различий глаголов совершенного и несовершенного вида.

Выделение среди данных слов глаголов, классификация их по форме времени. Решение орфографических задач.

Наблюдение изменения глаголов по родам и числам в трех временах

04.12

Контрольное списывание «Как в цирке»

Работа с алгоритмом списывания.

Уметь списывать текст с доски.

07.12

Работа над ошибками. Прошедшее время глагола. Формообразующий суффикс

Упражнение в образовании форм прошедшего времени глаголов, знакомство с формообразующим суффиксом _л_.

Различение глаголов и вопросов к ним по виду на уровне значения законченности-незаконченности действия.

Орфографическая работа, определение грамматических признаков глаголов, выделение формообразующих морфем. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Составление таблицы пропущенных орфограмм.

Наблюдение языковых способов создания юмористического характера текста. Нахождение слов по заданным грамматическим и фонетическим признакам

08.12

Морфемный состав глагольных форм

Работа с фонетическими омонимами – объяснение смысла слова, подбор проверочного, составление аналогичного задания на основе данного языкового материала, маркировка глаголов прошедшего времени. Восстановление границ предложений, оформление текста по правилам письменной речи, изменение глаголов по временам, наблюдение различий в смысле предложений в зависимости от формы времени. Нахождение орфограмм в окончаниях. Определение типа текста, подбор синонимов к данному слову. Маркировка подлежащего и сказуемого, их грамматических признаков. Наблюдение связи между главными членами предложения. Анализ группы предложений с точки зрения того, составляют ли они текст. Объяснение значения суждений из текста. Определение времени глаголов. Различение глаголов, обозначающих законченное и незаконченное действие, морфемный разбор глаголов

09.12

Лексическая работа. Формулы вежливости

Разгадывание ребусов, маркировка орфограмм, составление словосочетаний с данными словами. Обсуждение смысла пословиц, нахождение служебных частей речи.

Моделирование речевой ситуации, выбор формул вежливости для вопроса о времени. Лексическая работа с глаголами, обозначающими звуки, издаваемые животными. Создание своего текста о звуках живой и неживой природы, обсуждение

готовых работ, их редактирование

10.12

Грамматические признаки глаголов

Определение границ предложения, грамматических признаков глагола, орфографическая работа. Деление глаголов на группы по форме времени, маркировка формообразующих морфем. Обсуждение грамматических различий глаголов со

вершенного и несовершенного вида.

Выяснение значения непонятных слов, наблюдение функционирования в тексте обращений. Работа с лингвистическими понятиями, выполнение морфологического

и фонетического разбора

11.12

Грамматические признаки глагола. Прямое и переносное значение слов.

Различение прямого и переносного значения слов, обозначение грамматических признаков глаголов. Составление предложения с заданными характеристиками на материале упражнения.

Определение времени глагола, грамматической основы, работа с существительными, имеющими только формы множественного числа. Нахождение орфограмм.

Написание сочинения, анализ количества использованных в нем глаголов в разных формах времени

14.12

Неопределенная форма глагола

Знакомство с неопределенной формой глагола.

Определение начальной формы глаголов, образование от инфинитива форм прошедшего и настоящего времени.

Знакомство с суффиксами неопределенной формы глагола, правописанием и морфемным членением инфинитивов на -чь

15.12

Определение признаков глагола.

Проверочная работа по теме «Служебные части речи, время глагола»

Уметь выполнять проверочную работу, применяя полученные знания

16.12

18.12

Работа над ошибками. Начальная форма как часть сказуемого. Изменение глагола по временам

Наблюдение инфинитива в предложении в функции части сказуемого. Определение грамматических признаков глагола, составление карточки «Употребление ь на конце существительных после шипящих».

Нахождение спрягаемых форм для данных разновидовых однокоренных инфинитивов.

Упражнение в выборе подходящей глагольной формы по данной неопределенной, в проверке вопросом правильности образования формы. Наблюдение обращений в тексте. Моделирование речевой ситуации

17.12

21.12

Промежуточный мониторинг предметных результатов (диктант с грамматическим заданием)

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания

18.12

16.12

Работа над ошибками. Простое и сложное будущее время глагола

Упражнение в правильном употреблении паронимов. Маркировка орфограмм в приставках. Решение фонетических задач.

Нахождение предложений с заданными глагольными формами, определение грамматических признаков глаголов. Знакомство с формами простого и сложного будущего времени, упражнение в их различении. Характеристика предложения.

Работа с текстом, языковыми средствами создания образа зимы, нахождение подлежащего по выделенному сказуемому, сравнение морфологических признаков главных членов предложения.

Наблюдение грамматической связи подлежащего и сказуемого, маркировка служебных частей речи

21.12

Простое и сложное будущее время глагола

Нахождение предложений с заданными глагольными формами, определение грамматических признаков глаголов. Знакомство с формами простого и сложного будущего времени, упражнение в их различении. Характеристика предложения.

22.12

Время глаголов. Тестирование по теме «Грамматические признаки глагола» .

Выполнение грамматических заданий.

Уметь выполнять тестирование , применяя полученные знания.

23.12

Повторение признаков глагола. 

Различение прямого и переносного значения слов, обозначение грамматических признаков глаголов. Составление предложения с заданными характеристиками на материале упражнения.

Определение времени глагола, грамматической основы, работа с существительными, имеющими только формы множественного числа. Нахождение орфограмм.

24.12

Окончание в начальной форме и род существительных

Работа с многозначными словами. Обсуждение значений слова «предмет», понятия «предмет» как термина науки о языке. Различение существительных по принадлежности к семантическим группам (предметы, лица, явления природы). Определение начальной формы существительного. Работа с планом морфологического разбора, выявление изученного и неизученного, знакомство со справочным материалом

учебника.

Составление таблицы соотношения рода и окончания у имен существительных.

Словообразовательный анализ слов, постоянных и непостоянных признаков существительных. Звукобуквенный разбор слов с ь

25.12

Объявление как жанр текста. Орфограмма в окончании существительных

Работа с текстом объявления, его составными частями, содержанием. Составление словесного портрета героя по прочитанному тексту.

Написание письма в ответ на объявление, определение типа получившегося текста, обсуждение готовых работ.

Разделение для переноса слов с ь, подбор материала и оформление карточки по теме «Разделительные ь

и ъ». Установление связей слов в словосочетании, маркировка орфограмм в окончаниях существительных

28.12

Родственные слова и формы слов.

Словообразовательный анализ  родственных слов и сравнение с формой слова.

29.12

Грамматические признаки существительного

Работа со словарными словами: определение значения, выяснение происхождения, обращение к толковому и этимологическому словарям, образование множественного числа, сравнение написания и произношения, описание грамматических признаков, нахождение родственных слов,

словообразовательный анализ.

Изменение словарных слов по падежам, сравнение окончаний. Восстановление предложений, нахождение грамматической основы, определение значения существительных

11.01

Группы существительных по значению 

Определение роли существительных в предложении, характеристика предложения, определение частей речи. Определение грамматического значения, заключенного в окончании существительного.

Нахождение слов с заданным звуком, по заданным морфологическим характеристикам, выполнение звукобуквенного разбора.

Работа со словами, называющими профессии, их написанием и значением.

Написание своего текста о будущей профессии, определение типа получившегося текста. Запись словарных слов, решение фонетических задач, загадывание слов для кроссворда.

Работа с лингвистическим текстом –правилом, обобщение изученного о существительном – его значении и грамматических признаках, группировка существительных по этим признакам

12.01

 Существительные, имеющие формы только единственного или множественного числа

Подбор однокоренных слов, маркировка орфограмм, определение роли ь. Различение частей речи, обозначение окончания, рода, числа. Наблюдение существительных, имеющих только формы единственного или только множественного числа, зависимости категорий числа и рода, выполнение звукобуквенного разбора. Выстраивание слов в алфавитном порядке, решение орфографических задач, проверка выполненной работы, определение грамматических признаков. Морфемный анализ родственных слов.

Написание названий предметов по картинкам, сравнение их грамматических признаков, образование форм единственного и множественного числа

13.01

Текст-рассуждение. Синонимы и антонимы

Отгадывание загадок, написание текста-рассуждения – обоснования своего мнения.

Работа с синонимами и антонимами.

Подбор однокоренных существительных, обозначение рода.

Определение лексического значения слова в контексте.

Участие в инсценировке.

Фонетический разбор

14.01

Грамматические признаки существительных

Постановка вопросов к зависимым словам в словосочетании, морфологический разбор существительных.

Анализ принципов группировки слов, выделение приставок, их значений, основ и окончаний глаголов, определение их грамматических признаков.

Восстановление предложения из данных в начальной форме слов, выделение грамматической основы. Решение орфографических задач.

Группировка слов по заданным грамматическим признакам, выделение окончаний, самопроверка

15.01

Род и окончание существительных

Использование средств устной речи при выразительном чтении стихотворения, наблюдение обращений и выделения их в устной и письменной речи.

Определение рода имен существительных, сопоставление рода и окончания существительного, вывод о грамматических признаках рода существительных.

Упражнение в написании словарных слов, группировка по родовой принадлежности.

Различение смысловых оттенков однокоренных слов, определение их грамматического выражения. Установление словосочетания, главных слов для данных.

Определение значения многозначного слова в контексте, морфологический разбор

18.01

Род и окончание существительных Твёрдая и мягкая основа.

Определение начальной формы существительных, рода, окончания и основы, пропущенной орфограммы. Наблюдение существительных с твердой и мягкой основой.

Образование разных вариантов форм множественного числа существительных. Нахождение орфограмм в словах, морфемный разбор

19.01

Мягкий знак  после шипящих на конце существительных.

Выбор третьего «лишнего» слова, работа со словами с ь. Характеристика согласных звуков в данных словах.

Знакомство с орфограммой «Ь после шипящих на конце существительных», определение рода и числа существительных, оканчивающихся на шипящий.

Анализ случаев написания ь после шипящих.

Разгадывание ребусов, упражнение в написании слов с ь. Изменение существительных по падежам

20.01

Правописание мягкого знака  после шипящих на конце существительных. Словарный диктант.

Обсуждение содержания диалога, решение орфографических задач.

Составление схемы/таблицы о ролях ь.

Подготовка карточки на правописание ь после шипящих на конце существительных

21.01

Работа над ошибками. Закрепление правописания мягкого знака после шипящих.

Решение орфографических задач  на правописание ь после шипящих на конце существительных

22.01

Контрольный диктант по теме «Грамматические признаки существительного» «Кормушка»

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания

25.01

Работа над ошибками. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Проект «Создание текста рекламы»

Составление словосочетаний прил.+сущ.

Установление связей в данных словосочетаниях.

Определение частей речи главных и зависимых слов.

Установление связей между словами в предложении, выделение словосочетаний, оформление их по образцу.

Сравнение грамматических признаков существительного и прилагательного

26.01

Связь слов в словосочетании

Нахождение слов, придающих тексту юмористический характер, орфографическая работа.

Определение роли в предложении указанного слова, выделение грамматической основы, морфологический разбор подлежащего и сказуемого.

Составление словосочетаний по тексту, установление связей в них. Морфологический разбор.

Составление словосочетаний глаг.+сущ. Определение грамматических признаков зависимого слова.

Решение орфографических задач

27.01

Краткое изложение лингвистического текста. Составление словосочетаний

Определение стилистической принадлежности текста, преобразование научно-популярного текста в словарную статью, обсуждение полученного текста, редактирование. Установление словосочетаний по данной схеме.

Решение орфографических задач

28.01

Стиль текста. Составление словосочетаний

Определение стиля текста, выделение микротем. Составление словосочетаний по схемам.

Редактирование своего текста.

Маркировка главных членов, установление словосочетаний, их оформление. Исследование грамматических форм зависимого

Определение рода у существительных с одинаковыми существительного и прилагательного

29.01

Краткое изложение «Белка.

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения.

01.02

Анализ и редактирование изложения. Правописание гласных И, Ы после Ц

Исследование оснований предложенной группировки слов, нахождение буквосочетаний по данным признакам. Разделение орфограмм на изученные и неизученные. Фонетический разбор.

Анализ слов с гласными ы, и после ц, предварительный вывод о правилах написания таких слов. Морфемный разбор.

Работа с орфографическим словарем

02.02

Закрепление правописания гласных И,Ы после Ц.

Образование начальной формы существительных с орфограммой «Правописание гласных ы, и после ц».

Группировка слов в зависимости от условий написания гласных ы, и после ц. Инсценирование, придумывание заданий к данному языковому материалу.

Образование фамилий от слов с основой на _ц.

Составление правила по одной из предложенных схем

03.02

 Правописание гласных после ц. Проверочная работа  по теме «Словосочетание»

Решение орфографических задач

04.02

Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам

Работа с помещенными в учебнике вариантами правила, самопроверка составленного правила, редактирование текста.

Образование форм единственного и множественного числа существительных на _ц, определение рода и окончания. Наблюдение беглого гласного в суффиксе.

Изменение существительных по падежам.

Решение орфографических задач, характеристика шипящих согласных и ц

05.02

Определение падежа существительных

Решение лингвистической задачи.

Наблюдение орфограмм в окончаниях существительных, постановка существительного в нужную предложно-падежную форму.

Выделение словосочетаний с заданным словом из текста, упражнение в постановке падежных вопросов, оформление словосочетаний.

Знакомство с падежной системой русского языка. Различение начальной формы и форм косвенных падежей

08.02

Склонение существительных. Определение падежей

Определение стиля текста, темы, выделение микротем. Маркировка существительных как членов предложения, определение падежей. Вычленение из текста информации

о функции падежей.

Нахождение подлежащих, определение падежа подлежащего и второстепенных членов предложения, сравнение окончаний существительных в форме одного и того же падежа.

Составление алгоритма действий для определения падежа

09.02

Закрепление изученного о падежах. Словарный диктант.

Определение падежей, частей речи главных слов, упражнение в склонении, маркировка орфограмм в окончаниях.

Сравнение своего алгоритма определения падежа с предложенным в учебнике.

Составление таблицы «Склонение имен существительных». Звукобуквенный разбор

10.02

Работа над ошибками. Создание текста афиши. Определение падежей

Рассказ о театре. Определение падежа, маркировка орфограмм, нахождение словосочетаний по заданным признакам, запись недостающих падежных форм.

Лексическая и орфографическая работа со словарными словами, обозначение рода, окончания.

Знакомство с особенностями текста афиши.

Написание своей афиши, обсуждение готовых работ

11.02

Особенности текста рекламы. Определение падежей. Защита проекта «Создание текста рекламы»

Знакомство с текстом рекламы, сравнение с текстом афиши. Написание определения рекламы на основе прочитанного текста. Установление словосочетаний, определение падежей, маркировка орфограммы в окончаниях.

Составление своего текста рекламы.

Работа с предлогами, которые используются с родительным падежом

12.02

Склонение существительных во множественном числе

Упражнение в установлении словосочетаний, определении падежа, решение орфографической задачи.

Подбор заголовка к тексту, обсуждение вариантов, оценка их стилистических особенностей. Характеристика предложений. Сравнение составленной таблицы с помещенной в учебнике.

Наблюдение изменения по падежам существительных во множественном числе, склонения слов с твердой и мягкой основой

15.02

Работа с пословицами. Определение падежа

Оформление словосочетаний, определение падежей, выделение орфограмм в окончаниях.

Обсуждение смысла пословиц.

Подбор пословиц с заданным словом в разных падежных формах.

Определение стиля текста, подбор заголовка, анализ пропущенных орфограмм.

Определение падежа существительных во множественном числе, сравнение окончаний

16.02

Изложение текста, воспринятого на слух «Карабасик»

Работа с текстом, составление плана, словарная работа.

Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения.

17.02

Анализ и редактирование изложения. Закрепление пройденного о падежах.

Определение падежа существительных во множественном числе, сравнение окончаний

18.02

Второстепенные члены предложений. Дополнение

Выделение грамматической основы, характеристика предложения. Работа с второстепенными членами предложения. Различение словосочетания и набор слов.

Упражнение в постановке существительных в нужной предложно-падежной форме, выделение их как членов предложения и определение падежа. Знакомство с дополнением

как членом предложения.

Написание определения дополнения как члена предложения, обсуждение готовых текстов.

Выделение дополнений

19.02

Определение дополнений. Грамматическая основа

Выделение окончаний, дополнений.

Орфографическая работа с существительными с основой на шипящий.

Нахождение грамматической основы, склонение слов.

Морфологический разбор

22.02

Определение дополнений. Склонение существительных. Контрольный словарный диктант.

Определение членов предложения, падежей. Инсценирование.

Оценка выполненного задания, различение верно и неверно выписанных словосочетаний.

Определение грамматических признаков слов с окончанием -а.

Восстановление в тексте предложно-падежных форм, маркировка дополнений.

Склонение существительных, сравнение окончаний. Решение фонетической задачи

24.02

Работа над ошибками. Дополнение, склонение

Определение стиля и типа текста.

Сравнение грамматических признаков существительных, которые имеют разные окончания в форме одного и того же падежа. Маркировка этих слов как членов предложения. Решение лингвистических задач, фонетический разбор.

Моделирование речевой ситуации.

Орфографическая работа. Нахождение дополнений, определение падежа. Морфологический разбор глагола.

Склонение, определение роли существительных в предложении

25.02

Изменение существительных по падежам

Маркировка орфограмм в падежных окончаниях.

Нахождение оснований данной группировки слов, дополнение своими примерами, выделение окончаний.

Сравнение окончаний и грамматических признаков существительных разных склонений, анализ различий

в окончаниях, выявление закономерности этих различий.

Изменение по падежам слов разных склонений, маркировка орфограмм в окончаниях

26.02

III триместр

Типы склонения существительных. Твёрдое и мягкое различие.

Групповая работа с таблицей, анализ принципов распределения существительных по типам склонения.

Сравнение окончаний слов твердого и мягкого различий.

Наблюдение ударных и безударных окончаний в пределах одного склонения, предварительный вывод о принципах написания безударных падежных окончаний

29.02

 Склонение существительных

Анализ схемы слова и определение типа склонения. Соотнесение слов со схемами. Орфографическая работа. Изменение по падежам слов разных типов склонения.

Восстановление слов по смыслу и грамматическим признакам, определение главных членов предложения, падежей, проверка безударных окончаний по таблице

01.03

Определение склонения и падежа

Нахождение орфограмм в словах, распределение их по группам в зависимости от части слова с орфограммой, определение падежа и склонения.

Работа с лингвистическим текстом –правилом.

Нахождение слов по их грамматическим признакам, анализ постоянных и непостоянных признаков существительных.

Звукобуквенный разбор.

Маркировка орфограмм в окончаниях слов с твердой и мягкой основой.

Сравнение слов с ударными и безударными окончаниями

02.03

1-склонение существительных

Наблюдение использования предлога о_/об_, определение слов 1-го склонения, синонимов, звукобуквенный разбор.

Составление таблицы «Падежные окончания имен существительных в форме единственного числа» на мате_

риале выполненных упражнений.

Нахождение предложения из диалога по схеме. Маркировка грамматической основы, определение склонения и падежа. Составление морфологической задачи

03.03

2-е и 3-е склонение существительных

Изменение по падежам существительных 2_го склонения, маркировка орфограмм в окончаниях, подбор проверочных слов. Дополнение таблицы падежных окончаний.

Подбор антонимов, определение склонения, морфологический разбор, сравнение грамматических признаков.

Склонение существительных 3-го склонения, проверка окончаний по таблице, сравнение букв в проблемных окончаниях слов разных склонений.

Сверка составленной таблицы с данной в учебнике

04.03

Падежные окончания существительных. Типы склонения

Работа над структурой, лексикой и  составом текста, определение стиля и типа текста.

Установление словосочетаний со словами с пропущенными буквами, выбор способа проверки окончаний, определение склонения и падежа.

Сравнение разных окончаний слов в форме одного и того же падежа

07.03

Проверка безударных окончаний существительных

Определение склонения и падежа, различение омонимов. Работа с таблицей падежных окончаний существительных в единственном числе.

Изменение по падежам слов разных склонений, сравнение окончаний, сверка по таблице. Анализ опорной схемы проблемных падежных окончаний.

Подготовка памятки. Наблюдение использования фразеологизмов, синонимии устойчивых словосочетаний

09.03

Склонение существительных

Определение склонения существительных, выбор способа проверки безударного окончания. Морфемный разбор.

Использование средств устной речи в инсценировке. Наблюдение обособления обращений в устной и письменной речи. Анализ своей речи.

Определение частей речи выделенных слов, их грамматических признаков, значения окончаний. Склонение слов, маркировка орфограмм в окончаниях.

Работа с многозначным словом

10.03

Склонение существительных, определение падежа. Проверочная работа  по теме «Окончания существительных».

Анализ речи героев рассказа, моделирование речевой ситуации, подбор формул вежливости, знакомство с их выделением в устной и письменной речи.

Определение частей речи, склонения и падежа, проверочного слова.

Составление словосочетаний глаг.+сущ.

Определение склонения имен собственных, образование полных имен, нахождение слова по его звукобуквенной характеристике

11.03

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний существительных

Орфографическая работа с существительными,  оканчивающимися на шипящие согласные, указание рода,

числа. Определение склонения, образование форм родительного падежа, наблюдение беглого гласного в корне.

Образование родственных слов от данных, указание склонения, выделение окончания.

Формулировка задания по данному материалу с пропущенными буквами. Составление карточки по теме «Буква безударного гласного в окончаниях имен существительных».

Разгадывание ребусов, склонение слов-отгадок

14.03

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания существительных» «Шаги весны»

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

15.03

Работа над ошибками. Правило написания окончаний после шипящих и Ц

Проверка сделанного вывода, составление алгоритма проверки орфограммы, таблицы или схемы. Обсуждение полученных работ.

Определение задания по предложенному сделанному упражнению. Выполнение этого задания. Маркировка

орфограмм

16.03

О,Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц

Определение цели текста. Установление словосочетаний, выбор буквы в окончаниях. Морфологический разбор глаголов.Образование формы творительного падежа от данных слов с основой на шипящий. Классификация слов по группам

17.03

Сочинение «Мой родной край» 

Орфографическая подготовка. Признаки  текста. Редактирование текста. Уметь составлять предложения на заданную тему. Создание собственного текста.

18.03

Анализ и редактирование сочинения. Закрепление правописания  безударных окончаний существительных.

Определение склонения и падежа существительных.

Орфографическая работа с безударными окончаниями, предварительный вывод о написании окончаний после шипящих и ц

21.03

Правописание суффиксов имён существительных –ик, -ек. Проект «Банк заданий по орфографии»

Разбор слов по составу, определение значения суффиксов, различение родственных слов и форм слов, наблюдение орфографических закономерностей, предположение о написании суффиксов -ек,-ик. Постановка существительного в необходимую  предложно- падежную форму, выделение суффиксов, определение их значения. Склонение существительных с суффиксами -ек,-ик, наблюдение выпадения гласного. Предположение о правиле написания суффиксов

22.03

Правописание суффиксов имён существительных –ик,  ек.

Нахождение грамматической основы, оформление словосочетаний. Анализ предложенных словосочетаний, поиск ошибок в представленном материале.

Выделение суффиксов, определение их значений.

Нахождение орфограммы в суффиксах --ик, составление карточки на эту орфограмму

23.03

Склонение существительных в форме множественного числа.

Нахождение существительных во множественном числе, определение падежа, наблюдение склонения существительных во множественном числе, выделение окончаний. Морфологический разбор существительных во множественном числе.  Классификация слов по окончаниям, наблюдение вариантов окончаний существительных в И.п. мн.ч. Вывод о склонении существительных во множественном числе. Упражнение в склонении, маркировка орфограмм в окончаниях, проверка по таблице. Наблюдение совпадений винительного падежа с родительным или именительным, выделение слов с основой на мягкий согласный

24.03

 Склонение существительных во множественном числе.

Определение принципов группировки слов, образование формы винительного падежа, сравнение окончаний. Морфологический разбор.

Обозначение падежей, орфограмм в окончаниях и в корне.

Определение склонения и падежа существительных, времени и числа глаголов.

Сравнение окончаний существительных разных склонений в творительном падеже множественного числа

25.03

 Склонение существительных во множественном числе. Словарный диктант. Повторение по теме «Способы образования слов».

Разбор по составу сложных слов, работа со словами с полногласием. Подбор средств устной речи при выразительном чтении текста. Заполнение таблицы пропущенных орфограмм, маркировка орфограмм в окончаниях, морфологический разбор. Поиск слов по фонетическим приметам.

04.04

 Работа над ошибками. Склонение существительных во множественном числе. Повторение по теме «Разбор слов по составу»

Подбор однокоренных существительных, образование формы множественного числа. Упражнение в склонении.

Моделирование речевой ситуации.

Определение части слова с пропущенной буквой безударного гласного. Нахождение словосочетания по схеме, определение общих грамматических признаков.

Анализ оснований распределения языкового материала по группам, обозначение числа и падежа существительных

05.04

 Склонение существительных во множественном числе. Повторение по теме «Правила переноса».

Восстановление текста в опоре на ритм и рифму, определение падежа. Нахождение словосочетания по схеме, наблюдение грамматических признаков главного слова – существительного и зависимого – прилагательного. Словарная работа, загадывание слов для кроссворда, обдумывание выполнения задания и оценка сделанной работы. Образование падежных форм от заданных слов, решение орфографической задачи.

Наблюдение вариантов образования Р.п. мн.ч. существительных, выбор верной формы. Определение падежа, членов предложения, фонетический разбор

06.04

Склонение существительных во множественном числе. Словосочетание. Повторение по теме «Правописание суффиксов».

Образование падежных форм от заданных слов, решение орфографической задачи.

Наблюдение вариантов образования Р.п. мн.ч. существительных, выбор верной формы.Определение падежа, членов предложения, фонетический разбор

07.04

 Падеж существительных в словосочетаниях с числительным. Повторение по теме «Правописание приставок и предлогов». Тестирование по теме «Имя существительное»

Определение части слова с пропущенной буквой безударного гласного. Нахождение словосочетания по схеме, определение общих грамматических признаков.

Анализ оснований распределения языкового материала по группам, обозначение числа и падежа существительных

08.04

 Обобщение по теме «Склонение имён существительных». Повторение по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з,с».

Определение части слова с пропущенной буквой согласного. Нахождение словосочетания по схеме, определение общих грамматических признаков.

11.04

Контрольный диктант по теме «Склонение имён существительных» «Весенняя поездка»

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

12.04

 Работа над ошибками. Согласование прилагательного с существительным. Повторение по теме «Правописание сложных слов».

Составление словосочетаний сущ.+ прил. на основе текста, определение грамматических признаков прилагательного, причин выбора такой формы. Знакомство с понятием «согласование», значением слов с приставкой со-. Словообразовательный анализ, нахождение антонимов, составление словосочетаний существительных разного рода и числа и прилагательных. Упражнение в согласовании прилагательных

13.04

Роль прилагательного в предложении. Повторение по теме «Правописание предлогов».

Определение роли существительных и прилагательных в предложении, нахождение главных членов. Маркировка и проверка орфограммы «Буква безударного гласного», выделение части слова с орфограммой. Запись текста по памяти, нахождение служебных слов, исследование грамматических особенностей прилагательного. Наблюдение изменения окончания прилагательного и вопроса к нему при подстановке существительного другого рода

14.04

Склонение прилагательных. Повторение по теме «Написание частицы не».

Исследование изменения прилагательных по падежам, сравнение окончаний прилагательных и вопросов к нему.

Упражнение в склонении прилагательных и существительных, проверка окончаний прилагательных с помощью вопроса к ним. Нахождение существительного по его грамматическим признакам и зависимого прилагательного, морфологический разбор слов, выделение общих и различных признаков. Работа с лингвистическим текстом – правилом.

Звуко-буквенный разбор слов

15.04

Второстепенный член предложения – определение. Повторение по теме « ь после шипящих»

Составление словосочетаний по заданной схеме. Работа с безударными окончаниями прилагательных, определение роли существительных и прилагательных

в предложении. Знакомство с ролью прилагательного в предложении –определением. Выделение грамматических основ, определений, установление частей речи, которыми они выражены

18.04

Схема предложения. Повторение по теме «Грамматические признаки глагола»

Работа с текстом, обсуждение коммуникативной ситуации. Нахождение предложения по схеме членов предложения, определение грамматических признаков существительных и прилагательных. Инсценировка прочитанного текста. Словарная работа.Составление предложения со словами с непроверяемым написанием, их характеристика по цели и интонации

19.04

Члены предложения. Подбор определений. Повторение по теме «Родственные слова и формы слова»

Работа по содержанию текста, подтверждение своего мнения примерами. Выделение грамматической основы, установление связей существительных и прилагательных, определение их как членов предложения, морфологический разбор прилагательного. Подбор определений к данным словам с помощью статьи из словаря эпитетов. Создание своего текста – описания погоды

20.04

Склонение прилагательных во множественном числе. Повторение по теме «Грамматические признаки существительного».

Наблюдение изменения по падежам прилагательных во множественном числе, сравнение окончаний и вопросов к прилагательному. Определение падежа прилагательных во множественном числе.

Отгадывание загадок, маркировка служебных частей речи, составление своей подобной загадки. Наблюдение обращений, нахождение словосочетаний по схеме, определение грамматических признаков. Орфографическая работа, подбор своего материала, составление карточки. Упражнение в склонении существительного и прилагательного, маркировка окончаний слова и вопроса к нему. Взаимопроверка. Подбор определений, разбор по членам предложения. Проверка изученных орфограмм. Распределение слов по группам, составление предложений, указание членов предложения, составление карточки

21.04

Сочинение «Наш класс»

Работа с текстом, написание своего текста на тему «Наш класс», обсуждение готовых работ

22.04

Анализ и редактирование сочинения. Повторение по теме «Связь слов в словосочетаниях». Защита проекта «Банк заданий  по орфографии»

Редактирование предложений с повторами слов, обсуждение выполненной работы, определение роли однородных членов в предложении.

25.04

Знакомство с однородными членами предложения. Повторение по теме «Правописание гласных ы, и после ц».

Участие в учебном исследовании, разбор предложения по членам, наблюдение в тексте слов с одинаковой падежной формой и ролью в предложении, произнесение их с перечислительной интонацией, маркировка запятых и союзов. Знакомство с однородными членами предложения, разбор слова «однородные» по составу, понимание и трактовка значения этого слова. Наблюдение средств устной и письменной речи для обособления однородных членов. Нахождение предложения по схеме. Наблюдение способов устранения повторов. Распознавание предложений с однородными членами, определение частей речи, вопроса, интонации

26.04

Однородные члены, их роль в предложении. Повторение по теме « Падежи существительных».

Соотнесение фразеологизма с его значением, подбор недостающего к дан_

ному значению. Грамматическая работа с однородными членами        

27.04

Итоговый  мониторинг предметных результатов (диктант с грамматическими заданиями)

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

28..04

 Работа над ошибками. Однородные члены предложения. Повторение по теме «Склонение существительного».

Маркировка однородных членов, нахождение предложения по схеме однородных членов. Определение способов выражения однородных членов.

Сравнение средств устной и письменной речи, используемых для обособления обращения. Определение склонения и падежа, морфологический разбор.

Анализ языковых средств художественной выразительности, выделение грамматической основы, определение способов выражения однородных членов. Звукобуквенный разбор.

29.04

Знаки препинания при однородных членах предложения. Повторение  по теме «Правописание окончаний существительного».

Грамматическая работа с однородными членами предложения, определение главного слова. Наблюдение использования средств письменной речи, используемых для выделения однородных членов. Упражнение в чтении схемы предложения. Работа с лингвистическим текстом, знакомство с запятой как знаком

препинания, происхождением названия, правилом постановки запятой при однородных членах предложения.

Дополнение предложения необходимыми однородными членами предложения. Разбор предложения по членам

03.05

Знаки препинания при однородных членах предложения. Рецепт как жанр текста. Повторение по теме «Определение».

Редактирование предложений, упражнение в использовании однородных членов, постановке знаков препинания.

Нахождение однородных главных членов предложения. Орфографическая работа.

Наблюдение изменения смысла предложения при перестановке запятой. Выполнение различных видов разбора

04.05

Знаки препинания при однородных членах предложении. Повторение по теме «Дополнение» Контрольный  словарный диктант.  

Запись текста по памяти, выделение однородных сказуемых и связанных с ними дополнений, объяснение постановки знаков препинания, маркировка союзов.

Расстановка знаков препинания, определение склонения и падежа. Редактирование текста рецепта, соотнесение текста и рисунка. Обоснование данного в учебнике вывода об однородности выделенных членов предложения. Обсуждение значений, которые вносят сочинительные союзы, знакомство с новыми аспектами постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

05.05

Работа над ошибками. Обобщение изученного об однородных членах предложения. Повторение по теме «Обстоятельство».

Постановка и объяснение знаков препинания, самопроверка с помощью данной в учебнике схемы. Решение орфографических задач. Разгадывание загадок

06.05

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» «Береза»

Письмо под диктовку с выполнением грамматических заданий.

Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания.

10.05

Работа над ошибками. Признаки текста. Способы связи предложений по смыслу и грамматически. Повторение по теме «Правописание о,е после шипящих и ц».

Работа с научно-популярным текстом на лингвистическую тему, выделение признаков текста, подтверждение их материалами самого текста упражнения, определение темы, типа, рассмотрение структуры, подбор заголовка. Исследование способов связи предложений по смыслу и грамматически

11.05

Стиль текста. Краткое изложение «Кошки»

Сравнение текстов разных стилей, анализ различий. Нахождение суффиксов, создающих стилистические особенности текста, разбор слов по составу, орфографическая работа, разбор по членам.Выделение микротем в тексте, составление краткого изложения

12.05

Анализ и редактирование изложения. Текст-рассуждение. Повторение по теме «Однородные члены предложения»

Работа по содержанию текста, анализ текста-рассуждения, признаков текста.

Определение частей слова, в которых пропущены орфограммы, маркировка запятых, союзов, определение падежей.

Моделирование речевой ситуации, формулирование своего мнения

13.05

Контрольное списывание «Лекарство лося».

Умение списывать и выполнять грамматические задания.

16.05

Работа над ошибками. Решение орфографических задач. Повторение по теме «Знаки препинания при однородных членах»

Работа с однокоренными словами, антонимами и синонимами, разбор по составу сложных слов. Объяснение значения схожих по составу, звучанию, значению слов. Решение орфографических задач. Редактирование предложений

17.05

Работа с текстом. Решение лингвистических задач. Повторение по теме «Признаки текста».

Использование средств устного общения при выразительном чтении, наблюдение функционирования в тексте многозначных слов. Составление схемы предложения с прямой речью.Работа с художественным текстом, наблюдение его признаков. Морфологический разбор главных членов, звукобуквенный анализ однокоренных слов

18.05

Повторение по теме «Части речи».

Составление предложений с синонимами, многозначными словами, омонимами. Синтаксический разбор слов. Решение лингвистических задач

19.05

Повторение по теме «Члены предложения»

Определение значения слова, частей слова с пропущенными буквами, склонений существительных. Грамматическая работа со словосочетаниями. Решение орфографических задач по определению членов предложения.

20.05

167

Повторение по теме «Виды разбора».

Решение орфографических задач. Выполнение всех видов разбора.

23.05

168.

Конкурс знатоков русского языка.

Обсуждение высказывания о языке, подбор иллюстраций к нему – текстов разных стилей, решение орфографических задач.

24.05

169.

Викторина «Грамотей»

Решение орфографических задач.

25.05

                     

Информационно-методическое обеспечение

УМК Н.В. Нечаева «Русский язык»

Литература для учителя:

1.Нечаева Н.В.  Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 3 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.  

2.Нечаева Н.В. Русский язык. – Учебник для  3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.  

3.Нечаева Н.В. Сборник программ для начальной школы. Система  Л.В.Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 320с.  

4.Правило В.И. Словарная работа на уроках русского языка в  3 классе: Методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 80с.

5.Яковлева С.Г. Контрольные и проверочные работы. Система Л.В.Занкова/Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Литература для учащихся:

1.Полякова А.В.. Рабочие тетради по русскому языку. 3 класс: В 2 ч. – Москва: Издательство «МТО ИНФО»: Издательский дом «Федоров», 2012.

2. Нечаева Н.В. Русский язык. – Учебник для 3 класса, в 2 частях - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.  

Адреса электронных ресурсов:

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http[//school-collection. edu.ru

2.Михеева А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). - Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

3.Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

4.Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа:http://www.gramota.ru

5.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

6.http://www.openworld.ru/school/m.cgi

7.http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

8.http://nsc.1september.ru/

9.http://dic.academic.ru

10.http://www.km.ru

11.http://www.kinder.ru

12.http://www.ug.ru

13.http://www.solnyshko.ru

Техническое обеспечение

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
  2. Интерактивная доска.
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор.
  5. Многофункциональное устройство (МФУ). 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...