Интересное на урок
материал по русскому языку на тему

Зиновьева Татьяна Владимировна

Интересное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интересное27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Задания повышенной сложности

  • Пшено и пшеница – слова с одинаковым корнем?

Ответ. Нет. В словах пшеница и пшено выделяются корни -пшен- и -пшениц-(Пшено получают не из пшеницы, а из проса.)

 

  • Назовите слова, образованные от фразеологических оборотов.

Ответ. Лежебока (лежать на боку), горемыка (горе мыкать), злободневный (на злобу дня), вековечный (на веки вечные).

  • Поэт Василий Каменский написал стихотворение из одного слова:Рекачкачайка. Как образован этот неологизм?

 

Ответ. Слово рекачкачайка представляет собой наложение друг на друга нескольких слов: река, качка, чайка.

 

  • Исконно русским или заимствованным является слово самбо (борьба)? Как оно образовано?

Ответ. Слово самбо образовалось в русском языке путем сокращения слов:самооборона без оружия (сам + б + о).

 

  • Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?

Ответ. Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши > беруши.

Упражнение 2. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним проверочные слова.

Зализать рану. – Залезать на дерево. Умолять о помощи. – Умалять роль. Завила кудри. – Завела разговор. Увядать без воды. – Увидать чудо. Укротить зверя. – Прекратить разговоры.

Упражнение 3. Найдите третье лишнее слово.

1. Лес, лестница, лесничий.
2. Честный, чеснок, чесночный.
3. Целина, цель, прицел.
4. Пот, потолок, потливый.
5. Море, морщины, морской.
6. Боль, большой, больница.
7. Дивный, диван, удивительный.
8. Левый, лев, налево.
9. Густой, густеть, гусыня.
10. Гроза, гроздь, грозовой.
11. Лень, лента, ленивец.

Упражнение 4. Составьте и запишите словосочетания, выбирая при этом нужное написание главного слова.

Зап(е,и)вать (песню, лекарство); разр(е,я)дить (ружье, посадки); пол(е,и)жи (на солнце, конфетку); м(я,е)чи (футбольные, стальные), об(е,и)жать (стадион, малыша); прим(е,и)рять (товарищей, обновку); пол(а,о)скать (собачку, белье), сп(е,и)шите (на поезд, упражнение); разв(е,и)вается (флаг, ребенок); прож(е,и)вать (в доме, булку); сл(е,и)зать (с дерева, варенье), пос(е,и)деть (на скамейке, от переживаний), ч(а,и)стота (в доме, удара); посв(е,я)тить (фонарем, стихотворение).

СРАВНЕНИЯ (ИЗ РАЗДЕЛА  «АССОТИАТИВНЫЕ ИГРЫ»)

Игра подходит средним и старшим школьникам. Количество играющих должно быть достаточным, чтобы составить команды по нескольку человек. Ведущий необязателен.

Ход игры. Играющие делятся на команды. Игрок (или два-три) одной из команд подходит к команде соперников, и те загадывают ему какое-либо слово. Затем он подходит к своей команде и называет ей сравнения загаданного предмета, явления, действия. Например, загадано слово дождь. Игрок может приводить такие сравнения: Это может быть как водопад. Это может быть как колыбельная песня. Это как душ. Команда пытается угадать загаданное слово. Затем команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая смогла найти ответ, воспользовавшись наименьшим количеством сравнений.
Естественно, команды стараются задать друг другу слова посложнее, выбирая или очень абстрактные, которые трудно сравнивать (например, 
преобладание), или, напротив, очень конкретные, которые сложно угадать (вроде отвертки или застежки-молнии). Стоит оговорить, позволительно ли загадывать глаголы и прилагательные, а иногда ребята пытаются пустить в дело даже имена собственные и служебные слова. В принципе это возможно, но в тех границах, в которых интересность игры не приносится в жертву сложности.

Цели. Игра является как бы обратной к предыдущей, и ее развивающее действие примерно такое же. Но эта игра, конечно, сложнее и активизирует различные способности, поскольку требуется не только найти сравнение, но и оценить его информативность для отгадывающих, а загадывающей команде нужно заранее оценить потенциально возможные варианты сравнений. Ребята, которые постепенно перешли от игры «Сравнения» к «Сравнениям-2», становятся настоящими асами, и с ними очень сложно играть даже взрослым.

АВТОПОРТРЕТ (ИЗ РАЗДЕЛА  «КОНТЕКСТНЫЕ ИГРЫ»)

Игра подходит ребятам от 11–12 лет и старше, для школьников средних классов обязательным является условие, чтобы играющие хорошо знали друг друга, старшие справляются с игрой и в новой компании. Количество играющих – не менее 8–10 человек. Игру ведет ведущий, лучше взрослый. Игрокам понадобятся по два листочка бумаги и ручки.

Ход игры. Ведущий объясняет условия. Сейчас каждый из вас получит десять минут для того, чтобы составить собственный словесный портрет. Вы запишете его на листочках. При составлении портрета вы не должны нарушать такое правило: нельзя называть никакие конкретные факты. Вы не можете указать свое имя, пол, возраст, цвет волос, домашний адрес, не должны вспоминать и описывать никакие конкретные факты своей биографии, вы можете написать: «Я люблю собак», но нельзя писать: «У меня есть собака», можно писать: «У меня веселый характер», но нельзя: «На мне красный свитер». Автопортреты, составленные с нарушением этого условия, будут сниматься с игры. Постарайтесь описать себя как можно лучше, скажите о себе самое главное. Теперь начинайте работать. 
Когда отведенное время истекает и автопортреты написаны, ведущий собирает листки, перетасовывает их и нумерует. После этого он просит играющих приготовить второй листок бумаги и начинает по очереди читать самоописания, снимая с игры те, в которых было нарушено оговоренное условие. После каждого автопортрета он внятно называет номер текста, а каждый играющий, подумав, записывает у себя на листке этот номер и имя того, кому, по его мнению, автопортрет принадлежит.
Когда все тексты будут прочитаны, производится подсчет правильных ответов. Победителями становятся те играющие, которых многие узнали, и те, кто сам точно распознал авторов описаний. 
Конечно, играть в эту игру с теми же ребятами можно только одни раз: ведь если во время написания автопортрета они будут знать, что товарищи должны их угадать, в ход пойдут намеки, подсказки и прочие ухищрения, а это сведет на нет цели игры. Хочется оговорить, что проводить игру в форме соревнования, в атмосфере азарта и соперничества крайне нежелательно.

Цели. Основная цель игры – помочь ребятам увидеть разницу между тем, как видит себя человек и как воспринимают его окружающие, заставить задуматься о том, как мало мы знаем о людях, с которыми годами видимся ежедневно. 
Скорее всего трудность вызовет и сам процесс написания своего портрета с соблюдением таких жестких ограничений. Это хороший повод подумать о том, как мало мы размышляем о самих себе, о своих особенностях, о том, что в нас самое главное. Для многих ребят мысль о том, что они как индивидуальность не сводятся к своему имени, внешности и истории жизни, оказывается абсолютно новой.

TopList

Применение

Выбирается какой-нибудь предмет, например, стакан. Игроки по очереди отвечают на вопрос, как его можно применить. Повторяться нельзя. Тот, кто не смог ответить или повторился, выходит из игры, побеждает оставшийся последним. Разумеется, в первом же кругу используются варианты «можно пить», «можно поставить цветы», и приходится изобретать что-то вроде «ловить тараканов» или «сбивать с деревьев яблоки». Применение не обязательно должно быть хорошим с точки зрения здравого смысла, важно, чтобы действие было теоретически возможным. 
Повторами считаются также однотипные варианты вроде «налить воду» и «налить чай». Такие метаварианты, как «о стакане можно поговорить», «про стакан можно поиграть в игру “Применение”», говорят о довольно высоком уровне критичности мышления, способности целостно, объемно воспринимать ситуацию. 
Можно усложнить игру, задавая не один, а два предмета, которые обязательно нужно использовать вместе, в одном действии, причем, естественно, предметы придумывать максимально несходные. Как, например, применить вместе лужу во дворе и калькулятор, ботинок и табачный дым?
Игра развивает воображение, смекалку, раскрепощает мысль, заставляет посмотреть на вещи свежим взглядом. Она наглядно демонстрирует разницу между противопоставлениями «это возможно сделать – это невозможно сделать» и «так обычно делают – так обычно не делают». Игра производит огромное впечатление на ребят и дает много для опыта нахождения неожиданных решений. Вы будете наблюдать, как дети, которые месяц назад не представляли себе, что можно делать с телевизором, кроме как смотреть или продать, будут с азартом предлагать вытащить из него внутренности и устроить будку для собаки, использовать экран как стенку при тренировке по настольному теннису (плюс в том, что в качестве спарринг-партнера может выступить хоть президент, хоть Бэтман, хоть кот Матроскин), учить маленьких детей счету до десяти с помощью переключения каналов (боюсь, что это уже пророчество) и даже сделать телевизор грузилом при ловле на удочку акул!

 

СОЧИНЕНИЕ

ЛОГИКА ДОБРА

Стараясь о счастье других, 
мы находим свое собственное.

Платон

«Жил когда-то на свете Злой человек. Он ненавидел людей, и люди ненавидели его. Когда он выходил на улицу города, то прохожие прятали свои лица. Они избегали ненавидящего взгляда. Но вот однажды повстречал он Чудака. И Чудак улыбнулся ему. От такой наглости Злой человек взбесился и ударил Чудака. А Чудак разбитыми в кровь губами вновь улыбнулся Злому человеку. Улыбнулся приветливо и мило. И от этой улыбки что-то растаяло внутри Злого человека, и он, неумело улыбнувшись в ответ, подал Чудаку руку, чтобы тот смог подняться из грязи. И понял Злой человек, что не так уж он и зол. Он взглянул вверх и увидел голубой небосвод с белыми барашками облаков вместо грязно-серой тряпки неба с белыми дырами туч. А рядом шли прохожие с добрыми лицами. И впервые Злой человек почувствовал себя счастливым. И никто никогда не называл его больше Злым человеком.

Эту детскую наивную и добрую сказочку я придумал сам. Ах, если бы все было так просто, как в этой сказочке. В нашем мире быть счастливым очень непросто.
Ответьте мне: часто ли встречаете на улице улыбающегося, добролицего человека? Нет, не часто. А если и встречаете, то он или пьян, или болен, ненормален. Но почему, почему? Неужели нет в нашем мире счастливых людей? Наверное, нет. А почему? Не потому ли, что мы не знаем, где искать это пресловутое счастье и что оно собой представляет? Да и вообще, нужно ли оно нам?
Счастье в умах многих людей маячит где-то позади плотных рядов бытовых проблем:
– Счастье, счастье, понимаете! А мне еще в магазин нужно до перерыва заскочить, а потом на рынок! Не до счастья тут. Работать нужно! – скажут одни.
Я, конечно, не берусь спорить, но как без счастья-то? Зачем же жить тогда? Другие согласятся:
– Да, без счастья никак! Вот когда денег куча, власть еще чтоб была, вот тогда здорово! Вот тогда счастье!
Гм... Ну, здесь мне вам посоветовать нечего. Решайте сами, что есть для вас счастье. А мне осталось высказать свою гипотезу о счастье.
По моему мнению, за синей птицей далеко ходить не надо: взгляните на своих близких. Разве вы ни разу не испытывали того чувства, которое испытываешь, когда даешь своей маленькой племяннице что-нибудь сладкое, и та, пропев в ответ что-то типа «пасиба», убегает, громко шурша оберткой? Разве это нелепое «пасиба» не делает вас чуточку счастливее?
Или еще. Эпизод из детства. Восьмое марта. Нарядная мама, красивый стол, и вы, хитро перемигиваясь с папой, достаете припрятанные в серванте большую коробку конфет и букет цветов. Мама заливается румянцем и поочередно чмокает нас обоих в щеку, в лоб. И становится так хорошо, так легко и приятно, что хочется бежать и делиться своим счастьем с каждым встречным: оно ведь большое, на всех хватит.
Да много ли было таких моментов в жизни каждого?
Наверное, мало, раз мы такие злые, ожесточенные. Да ведь мы сами виноваты...»
Думается, ни в каком другом жанре ребенок не открылся бы так. Это одна сторона дела. Другая заключается в том, что в сказке ученик утверждает свои способности, познает себя, переживает чувство гордости творца.
Ведь тем и ценен, интересен человек, что не похож на другого. Да и всегда ли мы рады заученным, избитым мыслям? Читаешь сочинение – видно, что тебя внимательно слушали, изучали учебник. Но рука не торопится ставить отличную оценку: собственных-то размышлений нет. А вот другая работа, пусть не такая гладкая, но привлекает больше, потому что видна попытка самовыразиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок. Что, как и зачем? Инструменты для проведения интересных уроков

Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводи...

Урок технологии во 2-м классе. Тема урока: «Оригами – это интересно».

Декорация к сказке. Обобщить и систематизировать знания учащихся по технике оригами....

Интересное начало урока

Считаю, что интересное начало урока мотивирует обучающихся на достижение успеха.  Школьники ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, на...

интересное к урокам

Урок математике 2 клИнтересные стихи для проведения прадника 8 марта во 2 клИнтересные  примеры для создания презентации к празднику мам...

Это интересно( к уроку по литературному чтению) 2 класс

Веселая карусель - советский, а позже российский детский мультипликационный журнал. Каждая серия мультжурнала состоит из двух-четырех кратких сюжетов, основанных большей частью на...

Изучать сказки- это интересно! Интересные факты про сказки

1.Многие русские слова имеющие в составе букву «Ф» позаимствованы из других языков. Александр Сергеевич Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно ...

Техническое задание ЕМД «Приёмы и техники для интересного начала урока».

Начало урока - очень важный этап. Если в первые пять минут у детей не возникло интереса, то остальные сорок пройдут без пользы. Поэтому важно в начале урока мотивировать учеников.Есть разные способы н...