Урок письма во 2 классе "Правописание имен собственных и употребление их в предложении".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Фрихерт Галина Ивановна

Урок закрепеления знаний по теме "Имена собственные" в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma_vo_2_klasse.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект урока

письма и развития речи во  2 классе

 «Правописание имён собственных

 и употребление их в предложении»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Фрихерт  Галина  Ивановна

с. Большие Уки – 2015 г.

Тема.

Правописание имён собственных и употребление их в предложении.

Цель.

Закрепить  правило правописания имен собственных.

Задачи.

Обучающая: учить применять навык написания заглавной буквы в именах, фамилиях, кличках.

Развивающая: развивать аналитическое мышление, формирование орфографического навыка.

Коррекционная: коррекция устойчивости и переключаемости внимания.

Воспитательная: воспитывать правильность поведения в процессе совместной работы, развивать умение оценивания и самооценивания учащихся.

Тип урока.

Урок закрепления знаний.

Оборудование.

Мультимедийный комплекс; презентация;  карточки с этапами урока; интерактивное упражнение «Определи правильно»; электронная гимнастика для глаз «Лето»; карточки с предложениями для работы в парах; письмо в конверте.

План урока

  1. Организационный  этап

  1. Этап проверки выполнения домашнего задания

  1. Подготовка учащихся к работе  

  1. Разминка для рук «Пальчики»

 2. Запись числа в тетради

  1. Чистописание 
  2. Сообщение темы и цели урока

IV. Этап применения знаний и способов действий

  1. Интерактивное упражнение         
  2. Словарная работа
  3. Гимнастика для глаз
  4. Дифференциация имён собственных и нарицательных
  5. Физминутка  «Расправляем плечики»
  6. Самостоятельная работа  с  текстом

  1. Этап информации о домашнем задании

  1. Этап подведения итогов урока

  1. Рефлексивный этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный  этап

Задача этапа: организация начала урока, активизация внимания учащихся.

Громко прозвенел звонок,  

начинаем наш урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Пожелайте друг другу удачи и успешности.

Настроились на серьёзную и интересную работу.

Дети касаются друг друга ладошками и произносят: «Желаю успеха тебе и мне».

II. Этап проверки выполнения домашнего задания

Задача этапа: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания.

- Какое задание выполняли дома?

(Списывание последнего предложения,  подчеркивание имени и отчества, стр.139 упр. 12)

- Прочитайте последнее предложение.

- Назовите имя и отчество учительницы.

- Какие правила использовали при написании предложения?

ИТОГ этапа.

Анализ выполнения домашнего задания учителем.

Ответы детей:

Они подарили розы своей учительнице С.П.

Светлана Петровна.

Большая буква в именах и отчествах, в начале предложения.

III. Подготовка учащихся к работе  

Задача этапа: подготовка к восприятию содержания урока, обеспечение мотивации учения учащимися, принятие ими цели урока.

  1. Разминка для рук «Пальчики»

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.

1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять.

2. Запись числа в тетради

- Чтение, проговаривание по слогам, запись.

- Напоминаю правила письма:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

3. Чистописание 

На доске записаны 2 строки для чистописания:

А  Н  Л  У  П  Р  Ш

Оля   Петя   Васильевна   Тузик   Поручиков

- Почему буквы первой строки объединены в одну группу?

- Почему слова второй строки записаны с большой буквы?

*Запись в тетради

1 группа – 1 и 2 строки

2 группа (Даша) – 1 строка и имя девочки

3 группа (Денис) – 1 строка и имя мальчика

- Сколько букв записали? Слов?

Самопроверка

ИТОГ

Анализ выполнения задания.

  1. Сообщение темы и цели урока 

- Как назвать все слова второй строки одним словом?

Используя  слова чистописания  сформулируйте тему нашего урока:

Правописание….. (Правописание имен собственных и употребление их в предложении)

Сформулируйте цель урока:

Закрепим умение……..

Для чего нам необходимо  это умение?

Для достижения цели урока мы будем работать по плану. Нам помогут герои одного мультфильма. О них мы узнаем по ходу урока.

Сегодня на уроке мы будем работать индивидуально,  в парах и все вместе. будем помогать друг другу в затруднительных ситуациях.

Напоминаю, если вы самостоятельно выполняете задание – получаете оценку «5» (магнит красного цвета); если выполняете с помощью учителя или одноклассников – получаете оценку «4» (магнит синего цвета), если не проявляете самостоятельности – оценка «3» (магнит зеленого цвета).

В конце урока подведем итоги и выставим оценку за урок.

Проводит ребенок.

Дети сопровождают слова движения: пальцы поочередно выпрямляем из кулачка, шевелим пальцами, сгибаем поочередно к середине ладони в кулачок.

Запись числа и классной работы в тетради.

Ответы детей:

Заглавные буквы.

Имена, фамилии, отчества, клички пишем с большой буквы.

Самостоятельное списывание.

Самопроверка: подчеркивание наиболее правильного и аккуратного списывания.

Имена собственные.

Дети формулируют тему урока «Правописание имен собственных».

Дети формулируют цель урока: Закрепить правило написания имен собственных с большой буквы.

Умение необходимо для грамотного письма, подписывания тетрадей .открыток, написание письма и т.п.

IV. Этап применения знаний и способов действий

Задача этапа: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях, обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

  1. Интерактивное упражнение         

- Начнем с повторения

- Какие слова мы относим к именам собственным?

- Кто работал с толковым словарем, напомните значение слов имя, фамилия, клички.

Задание «Определи правильно»

- Герои какого мультфильма у нас в гостях?

Вы должны назвать каждого героя и определить в нужный столбик: имя, фамилия или кличка.

(Курсором переводим картинку с изображением в нужный столбик.

Изображения: Фёдор, Печкин, Шарик, Дима, Римма, Гаврюша.)

ИТОГ

Анализ выполнения упражнения.

- Мы распределили слова на 3 группы: имна, фамилии, клички.

- Скажите, как вы хотите, чтобы вас называли?

- Подумайте, всегда ли вы называете друг друга по имени.

- Помните, чтобы общение было приятным, одно правило вежливости - называть друг друга по имени.

Оценивание.

  1. Словарная работа

- Поможет провести  герой м/Ф, которого чаще всего называли по фамилии.

(Переворачиваю карточку  в плане – Печкин).

- Он все знает и поэтому хочет проверить, внимательно ли вы смотрите м/ф?

1. Кого кот Матроскин назвал Муркой?

2. Где жил дядя Федор и родители?

3. Чем отблагодарили бобра, когда он вытащил Шарика из реки?

4. На чем приезжали в Простоквашино Родители дяди Фёдора?

5. За кем полдня бегал Шарик, чтобы сфотографировать?

- Записываем за 2 минуты.

Взаимопроверка.

- Что оцениваем?

ИТОГ

Анализ выполнения упражнения.

Оценивание.

  1. Гимнастика для глаз

Электронная гимнастика «Лето».

  1.  Дифференциация  

имён собственных и нарицательных

- Работу с предложением нам предлагают герои м/ф, если их произнести, то мы услышим рифму (Дима, Римма – переворачиваю карточку в плане)

  1. Чтение предложений на доске

Маленький  (картинка василька) сорвал синий (картинка василька).

- Какие слова звучат одинаково?

- Как вы будете действовать, чтобы написать эти слова правильно?

  1. Работа в парах по карточкам.

1 группа ( 2 парта):

 Собирала  __аргаритка

 __аргаритки на горе.

Растеряла __аргаритка

__аргаритки во дворе.

- Что такое маргаритки?

2 группа (1 парта):  

Возвращаясь под вечер с __оля,

Потеряла серёжку __оля.

- Что такое сережка?

3 группа (Денис): Списывание с доски предложения.

  1. Физминутка  «Расправляем плечики»

Расправляем плечи,

Расправляем спинки,

Руки вверх и потянулись,

 Раз – нагнулись, два – нагнулись,

Друг на дружку оглянулись

 И все дружно улыбнулись.

  1. Самостоятельная работа  с  текстом

- Это задание приготовил дядя Фёдор. Он просит вашей помощи. Он написал письмо своей сестре, но сомневается где писать заглавную букву. (Перевернуть карточку в плане)

 Конверт с письмом:  (для 1 группы)

Здравствуй,  (С/с)оня.

Я  рад.

У меня теперь есть  (Ш/ш)арик.

(Ш/ш)арик звонко лает.

Твой  (Б/б)рат  (Ф/ф)ёдор.

2группа (Даша и Денис) работает с учебником

Стр.139 упр. 11

Самоконтроль для 1 группы (на слайде появились правильные ответы).

ИТОГ

Анализ выполнения упражнения.

Оценивание.

Ответы детей, которые работали на предыдущих уроках с толковым словарем:

Имя – личное название человека, дается при рождении; фамилия – указывает к чьей семье ты относишься; клички – имя животного.

м/ф «Трое из Простоквашино».

Работа с ИКТ, поочередно.

Дети отгадывают слова: заяц, машина, морковь, Москва, корова, комментируют: ударение падает на гласную А в первом слоге, запоминаем букву Я во втором слоге.

Запись словарных слов за 1 минуту.

Ответы детей: Оцениваем правильность, аккуратность. Ставим оценку карандашом.

Движение глазами за предметами.

Дети называют порядок работы (подсказка у доски): прочитай, подумай над значением слова, запиши правильно.

Работа в парах, вставить букву, объяснить по алгоритму.

Проводит ребенок.

Сопровождаем соответствующими движениями.

Самостоятельное выполнение задания «Буквы спорят» для 1 группы.

2 группа работает с учебником.

Самоконтроль.

V. Этап информации о домашнем задании

Задача этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Стр. 140 упр. 13

- Рассмотрите картинку.

- Составьте 2 предложения  по рисунку и запишите в тетрадь.

Дополнительно (по желанию) работа по карточкам «Третий лишний». 

Устное составление предложений по картинке.

VI. Этап подведения итогов урока

Задача этапа: оценка работы учащихся на уроке.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Какую работу выполняли для достижения цели? (по плану урока)

- Выставление отметок за урок.

 (по магнитам, с учетом критериев)

Ответы детей.

VII. Рефлексивный этап

Задача этапа: инициировать детей на самооценку, оценивание работоспособности.и результативность работы.

-  Какое задание для вас было более интересным? Почему?

- Какое задание было трудным? Почему? Кто помог справиться?

- Кого бы вы похвалили за урок и за что?

- За что вы можете похвалить себя?

- Как вы думаете, герои из Простоквашино дружные?

- А наш класс дружный? Поясните.

Герои  Простоквашино благодарят за внимательный просмотр м/ф и оставили вам пожелание

(на слайде «Желаем успехов!»)

Спасибо за урок.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

Презентация к уроку русского языка "Правописание имен собственных"

Презентация к уроку русского языка "Правописание имен собственных" 2 класс...

Русский язык (1 класс) Н. А. Чуракова ,УМК «ПНШ» Казанцева Татьяна Геннадьевна Тема урока. Заглавная буква в именах собственных.

Планируемые   результаты  деятельности:     Личностные   У УД :- формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой ча...

Темы урока: Большая буква в именах собственных/ (1 класс)

Данный конспект урока может быть полезен учителям первых классов, работающих по программе "Школа России" , по ФГОС....

Урок русского языка во 2 классе.Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.

познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих названия городов, сел, деревень, озер, морей.- повторить правило о написании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии, клички животных...