Главные вкладки

    Темы урока: Большая буква в именах собственных/ (1 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Клюкина Виктория Викторовна

    Данный конспект урока может быть полезен учителям первых классов, работающих по программе "Школа России" , по ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bolshaya_bukva_v_imenah_sobstvennyh.docx22.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Темы урока: Большая буква в именах собственных.

    (Первый класс, УМК «Школа России»)

    Задачи урока:

    • Познакомить с правописанием слов, обозначающих клички животных.
    • Повторить правила правописания слов, обозначающих клички животных.
    • Познакомить со словами, которые могут быть именами собственными, а могут ими и не быть.
    • Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, переключать и распределять внимание.
    • Развивать орфографическую зоркость.
    • Воспитывать любовь к животным.

    Ход урока:

    1. Орг. момент:

    Учитель: Сегодня я шла на работу и у меня было такое настроение, что даже вспомнились такие строчки:

    Предположите, пожалуйста, какое у меня могло быть настроение, когда я шла в школу?

    Ученики: Веселое, солнечное, радостное

    Учитель: Сегодня солнышко будет согревать нас весь урок и помогать нам красиво писать, рассуждать, сочинять, рассказывать… Солнышко – символ нашего сегодняшнего урока. (учитель на доску вешает игрушечное солныщко)

    1. Минутка чистописания:

    Учитель: Настроение – веселое. Подберите, пожалуйста, антонимы к слову веселый

    Ученики: печальный, грустный

    Учитель: Что делает солнышко, когда тучки хотят его закрыть?

    Ученики: хмурится (Слайд №1)

    Учитель: Дайте мне характеристику первого звука в слове хмурится.

    Ученики: согласный, твердый, непарный, глухой.

    Слайд №2

    Учитель: Что говорят о погоде, когда сильно печет солнышко? (Слайд №3) Какая погода?

    Ученики: Жаркая.

    Учитель: Дайте характеристику первого звука.

    Ученики: согласный, твердый, парный, звонкий.

    Слайд №4.

    Учитель: А какими буквами эти звуки обозначаются на письме?

    Ученики: Буквами Х, Ж.

    Учитель: Предположите, почему мы сегодня выбрали именно эти буквы?

    Ученики: Будем их писать в минутке чистописания.

    Учитель: Откройте учебник стр. 53. Как Вы думаете, а почему буквы Х и Ж – заглавные? Предположите!

    Ученики: Мы продолжаем на уроке работу с именами собственными.

    Учитель: Да, работа с именами собственными – одна из задач нашего урока. Запишите, пожалуйста, эту строчку так же красиво, как и в учебнике, помня о трех наших правилах. Каких?

    Ученики: Буквы должны не выходить за пределы строчки, наклон букв, правильные соединения букв.

    Учитель: Проверьте свою работу, сравните с образцом. Оцените свою работу, помня о наших критериях оценивания. (ребята берут «Солнечный листочек», который лежит у них на партах, рисуя себе «улыбающееся», «хмурое» или «спокойное солнышко»)

    Слайд № 5.

    Учитель: Что является словом из того, что Вы записали?

    Ученики: Женя

    Учитель: Дайте характеристику этого слова. Что про него Вы можете сказать?

    Ученики: Два слога, ударение падает на первый слог, это имя собственное, может быть именем девочки и мальчика.

    Учитель: Как вы думаете, что больше всего нас будет сегодня интересовать на уроке?

    Ученики: Имя собственное

    1. Самоопределение к деятельности:

    Слайд №6.

    Появляются два предложения.

    Собака Жук лаяла и не пускала в дом.

    Майский жук сидел на травинке.

    Учитель: Какое слово в этих предложениях произносится одинаково, а написано по-разному? Почему?

    Ученики: Жук – кличка собаки, имя собственное, майский жук – нарицательное, предмет.

    Учитель: Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

    Ученики: О словах, которые могут быть именами собственными. А могут ими и не быть.

    Учитель: Давайте проверим свое предположение, открыв учебник на стр. 53 . ( дети читают, подтверждая свое предположение)

    1. Словарная работа:

    Учитель: читает загадки

    С хозяином дружит,                                 Выгоняли рога

    Дом сторожит,                                          Погулять на луга.

    Живет под крылечком,                             И рога вечерком

    А хвост колечком.                                    Прибрели с молочком.

    У кого нет берлоги,                                   Летом бродит без дороги

    Не нужна ему нора.                                   Между сосен и берез,

    От врагов спасают ноги,                           А зимой он спит в берлоге,

    А от голода – кора.                                    От мороза прячет нос.

    Ученики: Собака, корова, заяц, медведь

    Учитель: Какие это слова?

    Ученики: словарные.

    Слайд № 7.

    с бака, к  р ва, за ц, м дведь

    Учитель: Запишите эти слова, вставляя нужную букву. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение. Оцените свою работу, возьмите солнечный листочек.

    Слайд № 8 , по которому идет проверка правильности написания словарных слов.

    Учитель: Посмотрите на доску. Подберите каждому животному – кличку.

    Слайд № 9

    собака           Шарик

    корова           Михаил

    заяц                Звездочка

    медведь         Пушок

    Учитель: Какие из этих слов-кличек могут и не являться именами собственными?

    Ученики: звездочка, шарик, пушок

    Учитель: Теперь работаем в паре ( по рядам). Один в паре придумывает предложение с именем собственным, другой – нарицательным. (звездочка – Звездочка, Пушок – пушок, Звездочка-звездочка)

    Оценивание своей работы в солнечном листочке.

    Ребята опять делают вывод о том, что слова могут являться именами собственными, а могут ими и не быть.

    Учитель: Работаем по учебнику.  Стр. 53 упр. 49. Учимся самостоятельно применять наши знания. (ребята читают предложения, добавляют слово, отвечают на вопрос) Затем происходит взаимопроверка. Один ученик читает, выделяя орфограммы. Другие исправляют ошибки. Работа оценивается в «солнечном листочке»

    Физкультминутка:

    Физкультминутка проводится с помощью интерактивной доски. Дети поют, выполняют движения под музыку. Стихи в физкультминутке тоже связаны с символом урока – солнышком.

    Слайд № 10

    1. Применение новых знаний:

    Учитель: Солнышко очень любит себя, любят, когда о нем говорят, пишут, вспоминают. И вот оно написало несколько предложений, в которых есть слово, называющее его.

    Летом Ваня отдыхал в деревне солнышко.

    Каждый день ласково светило солнышко.

    Корова солнышко давала очень вкусное молоко.

    Учитель: Исправьте, пожалуйста, ошибки. Сделайте опять вывод.

    Ребята опять оценивают свою работу в «солнечном листочке».

    1. Рефлексия:

    На доске появляется солнышко без лучиков. Лучики – отдельно. На каждом луче – надписи – «я узнал», «я запомнил», «я удивился», «я себя хвалю за».

    Ученик выходит к доске. Дарит солнышку лучик и продолжает предложение, записанное на этом луче.

    Учитель: Кому-то из Вас солнышко улыбалось сегодня много раз, некоторым – не так часто. Но ничего страшного. Я думаю, что в следующий раз оно обязательно Вам улыбнется!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс

    Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...

    Большая буква в именах собственных. 1 класс

    Презентация подходит к любому УМК...

    конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

    Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

    Открытый урок русского языка "Большая буква в именах собственных" 2 класс.

    Знакомство учащихся с новой орфограммой – заглавной буквой в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названий улиц, деревень, городов. Учить распознавать имена собственные, прививать любовь к с...

    Урок по русскому языку по теме "Большая буква в именах собственных" 1 класс

    ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных именсуществительных. "      ЗАДАЧИ:-формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать и...

    Конспект урока "Большая буква в именах собственных" 3 класс VIII вид

    Конспект урока "Большая буква в именах собственных"...

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

    Методическая разработка урока русского языка по теме         «Большая буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»...