Конспект урока "Большая буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку

Кондратенко Наталья Владимировна

Конспект урока "Большая буква в именах собственных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_bolshaya_bukva_v_imenah_sobstvennyh.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок во 2 «Г» классе

провела учитель начальных классов Кондратенко Н. В.

Тема: «Заглавная буква в именах собственных»

(именах, фамилиях, отчествах людей)

Цель урока:

  • обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы

      в именах собственных,

  •  узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах.
  • развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
  • Задачи:

предметные

  • Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных.

метапредметные

  • развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений;
  • учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.

Основные понятия имя собственное,  имя, полное имя, тёзки, фамилия, отчество.

Тип урока:  Урок закрепления знаний  

  • Дети закрепляют знания о правописании имён собственных.  Урок построен в игровой форме, с использованием  заданий поискового, творческого характера, способствующих  развитию логического мышления.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты: учащиеся обобщат знания об  именах собственных; закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных; научатся

применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Оборудование: дневники наблюдений (рабочие тетради), карточки, компьютер

Форма урока: урок-путешествие.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята!

Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Начнем наш урок.

К нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними  и  подарим им свои улыбки. ( Дети поворачиваются).

Ну а теперь, тихонечко садитесь

И в работающих учеников обратитесь.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Актуализация знаний.

Определение темы урока и целей.

- Сегодня у нас необычный урок.

На уроке мы отправимся в путешествие в одну страну. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы.

У вас на парте лежат конверты с буквами, поработайте в паре. 

- Кто догадался, как называется эта страна?

Дети: Страна заглавных букв.

Послушайте, какое замечательное стихотворение о заглавной букве написал Е. Измайлов.

Читает ученица.

Буква обычная выросла вдруг,

 Выросла выше всех букв – подруг.

 Смотрят с почтеньем на букву подруги,

 Но почему? За какие заслуги?

 Буква расти не сама захотела,

 Букве поручено важное дело.

 Ставится буква у строчки в начале,

 Чтобы начало все замечали.

 Имя, фамилия пишутся с нею,

 Чтобы заметней им быть и виднее.

 Чтобы звучали громко и гордо

 Имя твоё, имя улицы, города.

 Буква большая – совсем не пустяк!

 В букве большой уважения знак!

- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?

Дети: «Заглавная буква в именах собственных»  

- Какие цели ставите перед собой?

Дети: Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач учащимися)

- Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем:

  • закрепить знания о правописании заглавной  буквы в именах собственных;
  • узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
  • развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

- Ребята, каждый путешественник  ведет дневник наблюдений, куда записывает  все важные события, которые происходят во время путешествия.

У каждого из вас, свой дневник наблюдений – это ваша тетрадь, откройте  ее и запишите дату нашего путешествия, а так же слова "Классная работа".

Я тетрадочку открою и как надо положу

Я друзья мои не скрою ручку я, вот так держу.

Сяду прямо не согнусь, за работу я примусь.

Не забудьте - писать надо красиво, аккуратно и разборчиво.

Минутка чистописания. 

Поедем мы на поезде, а чтобы получить билет  и занять свои места, нам необходимо выполнить одно задание.

- Посмотрите на экран. Найдите одинаковый звук в этих словах:

Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета.

Дети: Звук [г]

- Дайте характеристику этому звуку?

Дети: Согласный, твердый, звонкий, парный.
- Какой буквой этот звук обозначается на письме?

Дети: Буквой «гэ»

- Давайте, разомнем наши пальчики.

ФИЗМИНУТКА

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.                                        (Сжимать и разжимать кулачки)

 - Напишите красиво и правильно заглавную букву Г столько раз, сколько хлопну в ладоши (4 раза), пропишите рядом строчную букву «гэ» столько же раз.

Молодцы! С заданием справились.

Все по местам, Скорее в путь, мои друзья.

Повторение изученного.

- А вот и первая остановка.

Посмотрите, перед нами волшебный лес, он полон сказок и чудес. На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это?

Дети: это слова.

- По какому признаку можем объединить эти слова? Или (К какой части речи относятся эти слова?)

Дети: К имени существительному.

- Докажите?

Дети: все слова обозначают предмет и отвечают на вопрос: КТО? И ЧТО?

- На какие 2 группы можно разделить данные слова?

Дети: одушевленные и неодушевленные.

- Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Дети: есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.

 - Какие слова относят к именам собственным?

Дети: К именам собственным относятся имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.

- Как нужно писать имена собственные?

Дети: с заглавной буквы.

Физ. минутка. Релаксационная пауза.

– А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру

«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!» Встали.

Собака, Дружок, корова, Буренка, село, река, Свирь, Иванов, Олег, фамилия, зяц, медведь, город, Подпорожье.

- Молодцы, тихонько сели.

Словарная работа. Картинный диктант.

- Продолжаем наше путешествие.

Станция  «Грамотейкино».

- Отгадайте загадки, запишите словарные слова в дневнике наблюдений в столбик. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

  1. Эту птицу каждый знает,
    В теплый край не улетает.
    Эта птица - круглый год,
    Во дворе у нас живет.
    И чирикает она,
    Громко с самого утра:
    - Просыпайтесь поскорей. -
    Всех торопит 
    (Воробей)
  2. Летом ходит без дороги
    Возле сосен и берёз,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза прячет нос.  
    (Медведь.)
  3. Вертится, стрекочет,
    Весь день хлопочет.
    (Сорока)
  4. У косого нет берлоги,
    Не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода – кора. 
    (Заяц.)

Слова: воробей, медведь, сорока, заяц.

- Подчеркните опасные места и поставьте ударение. (Самопроверка по образцу)

Работа по теме урока. Упражнения в написании заглавной буквы в фамилиях людей.

- Образуйте от этих словарных слов фамилии и запишите их в свой дневник наблюдений. (Один ученик работает «за доской».)

Воробьёв, Медведев, Сорокин, Зайцев. (Самопроверка)

- Как записали фамилии?

Дети: с заглавной буквы.

- Подчеркните заглавную букву в словах.

Фамилии на Руси появились сравнительно недавно.

И об этом нам расскажет……..

Аня Шмагина

Слово «фамилия» на латинском языке означает «семья». Фамилия даётся человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали по месту, где жил человек.

Наприме: Рязанов, Донской, Болотин.

Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например: Столяров, Плотников.

Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Носов.

С красной строки запишите каждый свою фамилию. Подчеркните заглавную букву.

Запомните, что фамилии пишутся с большой буквы.

- Внимательно вчитайтесь каждый в свою фамилию. Попробуйте угадать, кем были ваши предки. Расскажите об этом соседу по парте.

Упражнения в написании заглавной буквы в именах людей.

- Ребята, а вот и вторая остановка.

    Наш паровозик приехал на сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же,  ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд.

- Давайте поможем им вспомнить свои имена, но для этого заглянем в далекое прошлое.

Выступление учащегося об имени.

Кирилл Мартышев

Имя – отличительное название, которое дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает.

Например: Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям.

У каждого из вас есть ИМЯ.  А вот, что значат ваши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку№1, найдите свое имя, прочитайте, что оно обозначает.

- Запишите свое имя в дневник наблюдений, рядом с вашей фамилией.

- Как записали свое имя?

Дети: с заглавной буквы.

Ольга  (скандинавс.) — «святая»

Алина (фр.-герм) - благодарная

Данил (др. евр.) – «бог – мой судья»

Андрей (греч.)  — «мужественный» «храбрый»

Егор (греч.) – «земледелец»

Дмитрий «принадлежащий Деметре, богине земледелия»

Виталий (лат.) – «жизненный»

Виктория (лат.)  -  победа

Владислав - “владеющий славой”

Милена (слав.) - «милая»

Максим (лат.) - превеликий

Артем(греческое) -  «безупречное здоровье»

Милана (итальян.) - «модница»

Анна - «Божья милость, благодать»

Никита (греч.) – победитель

Руслан (тат.) – лев

Кирилл (др.гр.) – «господин» «владыка»

Мария (др.евр.) – любимая, упрямая

Александр (греч.) – мужественный защитник

Юлия (лат.) – кудрявая, пушистая

Елена (древнегреч.) – солнечная, светлая, сияющая

Светлана – светлая.

Давайте, узнаем имена наших потерявшихся пассажиров, если известно, что имя нашего пассажира имеет значение «победитель», а имя его сестры означает «светлая»

(Дети находят в карточках имена)

Дети: Никита и Светлана.

- Как напишите имена людей?

Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы.

Физкультминутка. Проводят дежурные.

 Упражнения в написании заглавной буквы в отчествах людей.

         

Вот мы и подъехали к сказочной школе.  Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло.

- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?

 - А как следует обращаться к взрослым?

Дети: По имени и отчеству.

 - Откуда же появились отчества? Об этом нам расскажет………..

Оля Петрова

 Слово «отчество» означает имя по «отцу». Человек получает отчество от отца. Давным-давно так говорили: Дарья, Александрова дочь или Максим, Русланов сын. Так и появились отчества. Отчество всегда даётся по полному имени.

- Давайте узнаем, а какое отчество у наших героев Никиты и Светы, если их папу зовут Юра?

Поработаем в парах. Выполните задание по карточке № 2

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор                                   Игоревич

Василий                                Алексеевич

Алексей                                Юрьевич

Ирина                                   Викторович

Юрий                                    Васильевич

 Проверка.

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

- Какой вывод вы можем сделать?

Дети: отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы.

Запишите рядом со своей фамилией и именем свое отчество. Как записали? Подчеркните заглавную букву в отчестве.

Запомните: Отчества людей пишутся с заглавной буквы.

Вот и заканчивается наше путешествие. Мы проезжаем село Составляйкино.

 - Предположите, что нужно сделать, чтобы вернуться домой?

Дети: составить из слов предложения.

Составьте предложения, запишите его в свои дневники наблюдений, подчеркните в словах  заглавную букву.

Выполните взаимопроверку.

Работа над предложением.

на сосне сидит пушистая белка

собака белка сторожит дом

–Какие правила написания предложения вы знаете?

Дети: начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.

–Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково?

Дети: в 1 предложении слово «белка» нарицательное, а во  2 предложении это слово собственное.

– Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи являются главные члены в предложении?

Итог урока.

Наше путешествие  подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы  учились на уроке?

- Какова была цель нашего урока?

Дети:

  • обобщить и закрепить знания о правописании заглавной  буквы

      в именах собственных;

  • узнать об истории возникновения фамилий, имён, отчествах;
  • развивать свою речь, грамотно и красиво писать.

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах, которые относятся к собственным именам – имена, фамилии, отчества людей. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. Вы очень хорошо поработали.

Домашнее задание (творческое, дифференцированное)

Задание по выбору:

  • Записать названия улиц нашего города.
  • Придумать сказку о большой букве.

Рефлексия.

Все вы были внимательными, активными, Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

- Посмотрите у вас на парте лежат конфеты, (Конфета нарисована на бумаге) на  них написаны  ваши  имена без первой буквы, запишите  ее.

Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям положите конфету в желтую вазу.

Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать –положите конфету в красную вазу.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка №1

 Внимательно прочитай текст, добавь недостающие имена собственные, спиши текст, подчеркни орфограммы.

Рыбалка.

 Братья _______ и _______  живут в селе _______. Днём мальчики пошли на речку ________. Ребята стали рыбачить. Рядом сидел кот _______. ________ поймал окунька. Эту рыбку дали ________.  Вторую рыбку  поймал _______.

Карточка № 2

Составь и запиши предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в кличках животных»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языку в 1 классе по теме: «Заглавная буква в именах собственных.                  З...

конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

Конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ "Большая буква в именах собственных"

Конспект урока по русскому языку 1 класс ПНШ "Большая буква в именах собственных"...

конспект урока (1 класс) по русскому языкупо теме заглавная буква в именах собственных

конспект урока (1 класс) по русскому языкупо теме заглавная буква в именах собственных...

Конспект урока "Большая буква в именах собственных" 3 класс VIII вид

Конспект урока "Большая буква в именах собственных"...