Конспект урока по русскому языку на тему "Заглавная буква в именах собственных". 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Белоусова Виктория Евгеньевна

"Заглавная буква в именах собственных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку 1-й класс

Тема: « Заглавная буква в именах собственных».

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

  • образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;
  • развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы
  • воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
  • метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
  • коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
  • регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
  • личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Ход урока

Этапы урока

Действие учителя

Действие учащихся

1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, оформление записей в тетради.

Что дети любят делать больше всего на свете? Конечно, играть. Давайте поиграем. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать». Вот меня в детстве звали Светочка, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Света. А вас?

 СЛАЙД 1Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать наши имена.

- Но прежде чем начать письмо, давайте разогреем наши пальчики. Становимся в круг: пальчиковая гимнастика, упражнение «Готовим салат». СЛАЙД 2

Бегать, прыгать, играть.

Ребята поворачиваются друг к другу и называют свои имена. Работа в парах.

Ребята становятся в круг и выполняют за учителем упражнения пальчиковой гимнастики.

Учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?

Я тоже запишу рядом имя своей подруги. 

Несколько учеников записывают имена на доске. (Анализируем записанное).

3. Актуализация и пробное учебное действие.

- Так почему же я написала с большой буквы, Анна с маленькой, а Лиза тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на вопрос нам поможет наш урок.

Понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.

Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

 Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

4. Выявление места и причины затруднения.

- В связи с чем у нас возникли трудности?

- Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. (Стр. 122 учебника).

-Так вот в конце урока мы увидим, кто же правильно написал имя своего друга.

СЛАЙД 3: дублирование вопроса учебника.

Не знаем точно, как правильно писать.

Работают по учебнику.

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

- Как вы думаете, какой будет его тема? А зачем нужно это знать?

СЛАЙД 4: тема, цель, задачи.

- Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы?

- Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. (к теме: «Заглавная буква в именах собственных», сюжет «анимация»).

Вопросы после просмотра частей: СЛАЙД 5

  1. Какие буквы выделены? Что они обозначают?
  2. А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?
  3. Так как же пишутся фамилии, имена и отчества?
  4. Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?

- Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. работаем в малых группах по 3 человека: по две группы слов каждой группе.

Каждая группа делает вывод по своим словам.

-Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова?

-Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов. СЛАЙД 6: группы слов на слайде.

- А теперь давайте обратим внимание на слово Москва, записанное на с. 123.

 -Что это за слово?

Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва.

- Кто может сказать, как пишется это слово? Почему нужно запомнить его правописание? Запишем слово в тетрадь. Составим предложение.

-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так?

 СЛАЙД 7: вопрос о названии городов.

- Давайте попросим группу экспертов рассказать, почему именно так названы города.

- Слушаем экспертов: ребята сами выбирают, кто о каком городе рассказывает.

- Никита, как ты понял, почему именно так названы города?

Ребята пытаются сформулировать тему, цель урока. Варианты детей.

Ответы детей.

Заглавные.

Название города, имя, фамилия.

С заглавной буквы.

Дети записывают по одному словосочетанию из любой группы слов, один ученик записывает на доске.

Словарное.

С заглавной буквы.

Составляют предложение, запись в тетрадях и на доске.

Группа ребят из работает с материалами странички для любознательных. Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради упр. 76. Взаимопроверка, выявление причин затруднения.

Физминутка для глаз

СЛАЙД 8

6. Реализация построенного проекта.

- А теперь давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Света, а теперь называют Светлана. Это что – разные имена?

- О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123.

Разбиваем столбики между парами учащихся. Работа в парах: упр. 2

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как будем выполнять задание?

-А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена и написать своё полное и сокращённое имя.

Ответы ребят.

Ребята пытаются самостоятельно написать свои имена.

Физминутка:

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательным и средним пальцами встают в них «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной зимы!

Ребенок комкает, начиная с уголка предмет прямоугольной формы (носовой платок, кусок полиэтилена, тетрадный лист бумаги) так, чтобы он весь уместился в его кулачок.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Выполняем упр. 75 из рабочей тетради.

-Кто допустил ошибку. Как думаете, почему?

- А теперь давайте выполним тестовые задания с. 44 з. №2, с. 45 з. 6, 7.

Выяснение, почему

допущены ошибки. Коррекция знаний.

СЛАЙД 9: правильные ответы на тестовые задания.

Самопроверка.

Самопроверка (правильные ответы на доске).

9. Включение в систему знаний и повторение.

-Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?

- Давайте прочтём заметку, с. 124.

Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.

- И последнее задание на сегодня. Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы. СЛАЙД 10: У Марины живет собака по кличке Жучка.

По имени мы называем сверстников, а по имени отчеству людей, которые старше нас.

Самопроверка, анализ написанного, обоснование орфограмм.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

- Вот и подходит к концу наш урок? Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?

- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?

Давайте продолжим фразу: СЛАЙД 11:

На уроке я узнал, что…

Я выполнял задания… (Как?)

Лучше всего у меня получилось….

Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)….

Лучше всего у меня получилось….

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Список использованной литературы:

  1. В. П. Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  2. В. П. Канакина. Русский язык. 1 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Е. М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  4. О. И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.
  5. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:"Заглавная буква в именах собственных", 2 класс

УМК : самостоятельно составленный комплектПредмет: русский языкУчебник: Т.Г. Рамзаева "Русский язык", в 2 - ух частях. Москва ,"Дрофа" , 2008 г....

Открытый урок во 2 классе. Провела учитель начальных классов Севастьянова О. В. Предмет: Русский язык Тема: «Заглавная буква в именах собственных

Урок закрепления новых знаний. Дети закрепляют знания о правописании имен собственных. Урок построен в игровой форме с использованием заданий поискового, творческого  характера, способствующих ра...

урок русского языка "Правописание большой буквы в именах собственных"

Предлагаю вниманию коллег урок русского во втором классе по программе «Школа -2100» по теме «Алфавит. Большая буква в именах собственных». Работаю по учебнику русского языка для 2-го класса (1-4) авто...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Способ образования имени существительного" 3 класс УМК " Начальная школа 21 века"...

конспект урока по русскому языку 1 кл. по теме "Имя собственное"

Технологическая карта урока по русскому языку "Имя собственное " 1 кл  УМК "Перспектива"...