Уроки развития речи в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

Конспекты уроков по развитию речи: сочинения, изложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Уроки развития речи в 3 классе243.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗЛОЖЕНИЕ- ОПИСАНИЕ «БЕЛЬЧОНОК».

Цели: Учить выбирать описание объекта из текста.

           Развивать умение передавать текст, дополняя его своим мнением.

           Формировать чувство бережного отношения к животным.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ:

-С ветки на ветку, быстрый, как мяч, скачет по лесу рыжий циркач.

 Вот на лету он шишку сорвал. Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

-Что вы знаете о белках?

Прочитайте текст:

«Бельчонок спустился по стволу сосны, сковырнул сыроежку и начал её есть. Гриб держал в передних лапках. На землю сыпались крошки гриба. Бельчонок съел шляпку и перешёл на другое место.

 Бельчонок был маленький, с ладошку. Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенёк. Шляпка гриба была большой для бельчонка. Скоро он спрыгнул с пенька, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие семена.

Скоро бельчонок ушёл на верхушку сосны. Там он покачался на ветке. Потом помчался с ветки  на ветку. Так бельчонок спешил к своему дому».

 -Что вы можете о нём сказать?

-Какой это текст – описание или повествование? Докажите своё мнение.

-Как изменить текст, чтобы получилось описание?

АНАЛИЗ ТЕКСТА:

-Что нового вы узнали о бельчонке?

-Каким его представил автор? Как вы его представляете?

-Дополните своё описание зверька.

-Чем питается белка?

-Какое чувство вызывает у вас знакомство с бельчонком?

-Почему автор называет его бельчонком, а не белкой?

-Как ещё можно его назвать?

Выслушать 2 – 3 текста. Уточнить приёмы описания.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Бельчонок, с ладошку, начал, нашёл, сыроежку, съел, стал доставать, из неё, помчался, покачался, стволу, сосны, отгрыз, спешил, спрыгнул.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЛАНУ:

  1. Бельчонок на пеньке.
  2. Рыжий малыш.
  3. Зверёк спешит домой.

АНАЛИЗ РАБОТ:

СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ

 

«ПОЧЕМУ ОСЕНЬ НАЗЫВАЮТ ЗОЛОТОЙ?»

Цели: Учить строить текст рассуждение.

           Развивать орфографическую зоркость.

           Формировать наблюдательность, умение подмечать необычное в природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

-Вот художник, так художник!

Все леса позолотил, даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот? (осень.)

-Как в народе называют осень? Что значит золотая осень?

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

-Рассмотрите работы русских художников Василия Дмитриевича Поленова,

 Ильи Семёновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана.

-Все три картины, названы одинаково. Как?

-Почему художники пришли к одинаковому мнению?

-Докажите, что они смогли подтвердить название своих картин.

Выслушать описание картин.

-Какие стихи об осени вы знаете?

«Осинку окрасила осень,                 «Наступила осень, пожелтел наш сад,

Осинка мне нравится очень,            Листья на берёзе золотом горят».

Она позолотой блестит,                   «Правда, наша осень золотая? Как её иначе назову?

Одно только жаль облетит».            Листья, помаленьку облетая, устилают золотом траву».

-А кто знает, почему осенью листья желтеют или краснеют?

 «Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали, как солнышко – багряными и золотистыми. Налились, отяжелели и полились».

                                                                        Н. Сладков.

         

           «Почему осенью листья желтеют. А потому, что в листочке есть зелёное вещество –

            хлорофилл. Оно разрушается, потому что не хватает солнечного света, и жёлтые

            красящие вещества листа заменяют зелёные».  

                                                                        М. Гумилёвская.

-А кто знает, почему листья, пожелтев, облетают?

«Лист, сменив цвет, теряет нужные вещества и стареет, засыхает, тем самым спасает растение от зимних морозов. Хоть листья и упали, на их месте осталась маленькая почка, которая даст весной жизнь новому листу».  

                                                                         В. Карагодин.

                                                               

«Осенью  падают жёлтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают воду из земли и подают деревьям. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают. Какая же может быть засуха осенью, ведь идут дожди?

 Воды – то хватает, да взять её дерево не может осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад».

     

ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА – РАССУЖДЕНИЯ:

-Как мы можем ответить на вопрос, построив текст - рассуждение?

1. Мысль – вопрос.                                                   Почему.

2. Доказательство, примеры,                                   Потому, что, значит, так как, ведь, итак,

    рассуждение и объяснение.                                 следовательно, во-первых, кроме того.

3. Вывод.                                                                  

-Можно добавить элементы описания:

«Осень царствовала в роще у речки.

 Родная берёзка вся в золотой одежде.

 Около берёзки на земле появился ковёр из золотистой листвы.

 Хорошо смотреть на осенние деревья при закате.

 Лес весь лучится, сверкает и светится.

 Старые ели теряют свои хвоинки, а молодые ёлочки красуются зелёным нарядом.

 Подарили ёлке разноцветный наряд: жёлтые, багровые и оранжевые листочки.»

 Выслушать 2 – 3 текста.

 Обратить внимание на построение рассуждения.

 Исправление ошибок в построении текста.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Золотая – золото, позолоченный, королева, красавица,

жёлтые листья, хлорофилл, вещество,

полетели – полёт, ковёр – коврик.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ОП ПЛАНУ:

Индивидуальная помощь, при составлении текста.

Уточнение приёмов рассуждения, используя слова – связки.

АНАЛИЗ РАБОТ:

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ.

«ПОДАРКИ ОСЕНИ».

Цели: Учить строить текст – повествование.

           Развивать умение использовать в речи эпитеты и крылатые выражения.

           Формировать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Мох, не мох – в лесу перинка,                 Шляпка набекрень, спрятался под пень.

На перинке, нем малинка.                          Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб)

И пригожа, и красна,                    

Разрумянилась от сна. (Клюква).               Была зелёной, маленькой,        

                                                                       Потом я  стала аленькой. (Брусника)

         Чёрненькая, сладенькая, ребяткам мила. (Черника)

         

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.

-О чём пойдёт речь на уроке?

-Что мы знаем о тексте – повествовании?

-О чём может быть текст?

-Постойте план текста.

ПЛАН:

1. Вступление – осень.                         2. Грибное царство.

3. Осенние ягоды.                                 4. Обобщение.

Составление текста по опорным словам и предложениям.

Корректировка текстов, уточнение стилистики, построения предложений.

-Тонкие паутинки, посыпались листья; Окрасилась рябинка и калина в  алые цвета.

  Идёшь вдоль опушки и видишь…

  Сырая земля упруга под ногами.

  Молодой ельник щёткой выставил по сторонам свои лапы.

-Спрятались грибки; настоящее грибное царство;

 А вот гриб с золотой головкой – это белый.

 По опушкам лесов растут подосиновики, скользкие грузди и пушистые рыжики.

 В березняке и осиннике мы находили грибы.

-В лесу созрела брусника. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.

 Кустики черники и брусники; рассыпалась, как бусы на мягкой перинке мха.

Кустики черники притаились под густой елью. А бруснику ищи в сосновом бору.

-Шумят под ногами опавшие листья, пахнет грибами и лесной свежестью.

 Легко дышится осенним днём в лесу!

-Какая осень?

(золотая, разноцветная, светлая или унылая, листопадная, осень – припасиха).

-Как можно описать грибы? Какие они?

(молоденькие, свежие, махонькие, гладенькие, как солдаты в стою, шляпки надели).

-Как описать ягоды, какие они?

(чёрненькие глазки, алые, бордовые, багряные, сладенькие, как бусы висят).

 

Выбор эпиграфа к тексту:

«В лес бежим мы по тропинке                         «На опушке или в чаще

Мимо сосен и берёз.                                            Нагибайся до земли.

А в руках у нас корзинки                                    Лесу кланяйся почаще,

Для брусники и грибов»                                     Чтоб дары к тебе пришли».

                   Н. Козлова                                                                    А. Барто

«Я вошёл с осенний лес.                                     «Здравствуй лес, дремучий лес!

До чего ж красиво здесь!»                                    Полон сказок и чудес!»

                    Л. Юдин                                                                  С. Погореловский

Крылатые выражения и народные приметы:

-Во лесу – грибы, в траве – ягодки.    

-Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

-Черника поспевает под комариные песни.    

-Грибы идут – по лесу рыщут.

-Много мошек – готовь лукошко под грибы.  

-Поздний грибок – поздний снежок.

-Назвался груздем – полезай в кузов.              

-Где один гриб, там и второй.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

 Подберёзовик - берёза, подосиновик - осина, сыроежка – сырой, ешь,

 брусника, черника, ягодка – ягода, нашёл, висят – повис,

 моховые – мох, перинка – перья, наклоняйся – наклон.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.

Индивидуальная помощь.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«ОДНАЖДЫ В ЛЕСУ».

Цели: Продолжить работу по формированию умения строить текст – повествование.

           Способствовать развитию речи и воображения учащихся.

           Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт,

 Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём.      (Лес).

           «В тайге поскрипывали ели, смола стекает, словно мёд,

             Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнёт.

             Дождь прибежит с далёких сопок, и зажелтеет зверобой,

             А сколько тут звериных тропок, побродим по тайге с тобой!

             И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнёзда на вершине вьёт,

             Кто в синих прячется озёрах и в речках медленных живёт!»

                                                                                 Ю. Могутин

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.

-Прочитайте название сочинения.

-О чём может идти речь в тексте?

-Кого мы можем встретить в лесу?

-Какие неожиданности могут нас подстерегать в лесу?

-Давайте составим план нашего рассказа.

ПЛАН:

  1. Вступление.                                              
  2. Описание леса.
  3. Раскрытие темы, описание событий.    
  4. Обобщение, вывод.

-Что важно помнить при составлении повествования?

(Должны быть какие-то действия, разворачиваться события).

Предлагаю для составления текста три варианта начала:

  1. Однажды, гуляя по лесу…

  1. Мы отправились в поход. Ночь спустилась незаметно, и мы разожгли костёр. Лес был таинственный, лишь изредка раздавался чей-то писк или трещали сучки. Вдруг...

  1. Как-то раз Серёжа и Коля гуляли по лесу. На ветках кустарника они увидели гнездо птицы.

Заслушать 2 –3 текста, обратить внимание на стилистику.

Приблизительные тексты:

«Как-то раз мальчики отправились в лес. Лес был густой и тенистый. Раздавались пение птиц и шуршание веток. Вдруг промелькнул беличий хвост, и с дерева упала шишка. А потом раздалось кукование кукушки. В лесу пахло грибами и сыростью. Саша увидел гриб, хотел сорвать его, а он взял и побежал!  Оказалось – это ёжик, а на его спинке лист, похожий на шляпку гриба. Мальчики набрали полную корзину грибов.»

«Очень красиво и тихо было в лесу. Неожиданно показалась лиса. Она оглядывалась, вытянула шею и принюхалась. Шерсть на ней была длинная и пушистая. Но особенно чудесен был хвост. Он переливался на солнце рыжими искорками.»

 «Птица вспорхнула из куста и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули ветки и увидели гнездо. Мы не тронули гнезда, даже не коснулись его.

Ведь в гнезде лежало три маленьких яйца, серых в крапинку.

 Когда мы пришли на это место через несколько дней, то  в гнезде появились птенцы. Они были головастые, перья торчали в разные стороны, а клюв был открыт. Птенчики хотели есть».

«Стояла осень. Листья в лесу облетели. У нас на стоянке горел костёр. Мы были уверены, что огонь пугает зверей. На костре мы жарили картошку. От неё шёл вкусный запах. Вдруг в траве у костра сердито начал сопеть зверь. Мы притихли. Зверь высунул из травы мокрый чёрный нос. Из зарослей вылез барсук. Он посмотрел на нас и шагнул к костру. Прыгнул и сунул нос в сковородку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в лес. Он бежал и кричал на весь лес. На озере заорали лягушки, а в лесу всполошились и раскричались птицы. Нам было жаль глупого барсука».

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Увидел – вид, раздвинул, вдруг, однажды, шорох, вспорхнула,

 не тронули, неожиданно, треск сучьев.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.

Индивидуальная помощь в составлении текста.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«ЛЕБЕДИ».

Цели: Продолжить работу по формированию умения передавать содержание текста –

           повествования.

           Развивать умение анализировать ситуации.

           Формировать чувство бережного отношения к птицам.

 

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

-Гадким родился, зато потом

 Весь мир дивился.  (Лебеди).

-Что вызнаете о лебедях?

   «Однажды я увидел на озере двух белых лебедей. Бабушка сказала, что они плавают здесь уже больше двух недель. Значит, им понравилось это место. Они хотят здесь поселиться.

    Я сделал для птиц плавающую кормушку. Насыпал в неё зерно, хлеб. Лебеди долго не решались приблизиться к кормушке. Но однажды один из них подплыл и взял хлеб.

    Постепенно лебеди привыкли ко мне. Они брали угощение прямо из рук».

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ.

-Почему два лебедя выбрали это озеро?

-Как лебеди выбирают себе место для жилья?

-В чём проявилась забота о птицах?

-Как лебеди выразили доверие человеку?

-Дайте оценку поступку героя. Как бы вы поступили на его месте?

-Кто из русских писателей писал о лебедях?

(Л. Н. Толстой)

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

  1. Два лебедя на озере.
  2. Плавающая кормушка.
  3. Лебеди привыкли к человеку.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

-Что значит постепенно?

-Объясните смысл выражения – не решались приблизиться.

Опорные слова: увидел, больше двух недель, хотят поселиться, сделал, не решались

                           приблизиться, один из них.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.

Индивидуальная помощь.

Можно дополнить текст элементами описания птиц.

ОБОБЩЕНИЕ.

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«КОТ И СОБАКА».

Цели:  Закреплять умение излагать текст – повествование.

            Развивать орфографическую зоркость.

            Формировать наблюдательность и чувство бережного отношения к животным.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

-Острые ушки, на лапках подушки,

 Усы, как щетинка, дугою спинка.

 Днём спит, на солнышке лежит,

 Ночью бродит, мышей ловит. (Кот).

Прочитайте текст.

     «Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная. Агапычу жилось скучно. На улицу его не пускали. Животных в доме больше не было. А от человека какое коту веселье?

  Однажды плюшевая собака упала с полки. Кот Агапыч испугался. Хозяин покрутил проволоку у хвоста собаки. Собака завертела головой. Агапыч обрадовался. Он отнёс

собаку на кухню.

  Там стояло молоко для кота. Агапыч решил накормить собаку. Он держал игрушку за шиворот и тыкал в блюдечко с молоком. Молоко текло по усам собачки, а в рот не попадало.

  Но Агапыч был доволен. Он своё дело сделал – товарища накормил.»

 

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА.

-Докажите, что это текст. Какой он по типу?

-Какие были друзья? Кого звали Агапычем?

-Почему Агапыч скучал?

-Как кот познакомился с собакой? Как была устроена собачка?

-Почему Агапыч обрадовался?

-Зачем он отнёс собаку на кухню?

-Чем закончилась эта история?

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

1. Агапычу скучно.                                Настоящий, игрушечная, не пускали, не было.

2. Собака упала с полки.                       Упала, испугался, покрутил проволоку, завертела,    

                                                                 обрадовался, отнёс.

3. Решил покормить.                              Стояло, за шиворот, тыкал, блюдечко, текло, не

                                                                  попало.

4. Агапыч доволен.                                 Доволен, сделал, накормил товарища.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

ОБОБЩЕНИЕ.

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«ПИНГВИНЫ».

Цели: Развивать умение работать с текстом – повествованием.

           Способствовать развитию речи учащихся.

           Формировать чувство бережного отношения к животным.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

 -Что за странный человечек,

  Любит плавать он в воде,

  Носит чёрный фрак везде.  (Пингвины).

-Что вы знаете о пингвинах? Где они живут?

    «Однажды корабль плавал в Антарктиде. Он подошёл к острову. На берегу моряков встретили пингвины.

     Птицы оказались на редкость ручными. Они позволяли себя гладить. Охотно брали из рук рыбу. Самые смелые пингвины забрались на корабль.

     Моряки были рады пингвинам. Они включили музыку. Один пингвин очень внимательно слушал, а потом стал качать головой в такт музыки.

     Эта птица приходила на судно несколько дней. Она охотно слушала музыку. Вот так пингвин!»

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ.

-К какому типу относится этот текст? Докажите.

-Что описывается в этом тексте?

-Что вы знаете об Антарктиде?

-Какими оказались птицы? Почему?

-Как относились моряки к птицам? Как это их характеризует?

-Что интересного произошло?

-Что нового вы узнали о пингвинах?

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

1. Корабль в Антарктиде.                     Плавал, подошёл, встретили.

2. Ручные птицы.                                   Оказались, позволяли, охотно брали.

3. Пингвин слушает музыку.                Рады, включили, внимательно, качать, в такт

                                                                 музыки.

4. Вот так пингвин!

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Индивидуальная помощь.

ОБОБЩЕНИЕ.

ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

«МОРЖ».

Цель: Закреплять умение излагать текст – описание.

          Развивать орфографическую зоркость.

          Формировать чувство бережного отношения к животным.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

-Он на севере живёт, по льду таскает свой живот.

Два клыка есть у него, но не бойтесь вы его. (Морж)

-Что вы знаете о моржах?

            «Морж толстый, тяжёлый.  Похож он на громадный кожаный мешок с жиром.

              Два здоровых белых клыка торчат у него из щетинистых усов. Вместо ног у моржа ласты. Ими он, как вёслами, воду загребает.

             Нырнёт он глубоко под воду и пасётся на морском дне, как корова на лугу. Водоросли жуёт, ракушки ищет.

             Наестся морж вдоволь, вылезет на берег, ляжет на камни и отдыхает.

             Хоть и не трогает морж никого, но даже белый медведь боится его».

АНАЛИЗ ТЕКСТА.

-Определите тип текста. Докажите своё мнение.

-Какие особенности внешнего вида моржа мы должны выделить?

-Что интересного вы узнали про жизнь этих редких животных?

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

1. Громадный морж.                       Толстый, тяжёлый, похож на кожаный мешок.

2. Как выглядит:                              здоровенные, торчат, щетинистые, жёсткие, короткие,            

           кожа;                                      как щётка, вместо, вёслами, загребает.

           клыки, усы;

           ласты.

3. Как пасётся.                                 Глубоко, как корова, водоросли, ракушки.

4. Как отдыхает.                              Наестся вдоволь, вылезает, ляжет, отдыхает.

 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Обратить внимание на сравнение:

Похож на кожаный мешок.

Ласты, как вёсла.

Пасётся, как корова

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Индивидуальная помощь.

ОБОБЩЕНИЕ.

ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

«КРОКОДИЛ»

Цели: Закреплять умение пересказывать текст – описание.

           Показать, что описывать можно не только внешний вид, но и звуки.

           Формировать чувство наблюдательности и бережного отношения к животным.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

-По реке плывёт бревно. Ох, и злющее оно.

Тем, кто в реку угодил, нос откусит … (крокодил).

-Что вы знаете о крокодилах? Какого вида они бывают?

(Сообщения детей о кайманах, аллигаторах).

           «На Кубе в заповеднике крокодилы лежат на траве. Под ярким солнышком хищники ползают и издают разные звуки.

             Маленькие крокодильчики, размером с авторучку пищат, как дети.

             Крокодильчики побольше, размером с калошу, крякают, как утки.

 Крокодилы средних размеров лают. Матёрый старик метра четыре длиной ревёт, как бык.

             Вот так крокодилы поют.»

 

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ.

-Где происходят события? Что такое заповедник?

-Сколько картинок нарисовал автор?

-Какой признак описан?

-Как описывают звуки, которые издают животные?

-Какой литературный приём здесь использован? (эпитет, сравнение)

-Что значит матёрый? Как ещё называют крокодилов?

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

1. Хищники в заповеднике.                            На Кубе, лежат, ползают, издают.

2. Такие разные крокодилы:  

                           маленькие;                             с авторучку, пищат;

                           побольше;                              с калошу, крякают, как утки;

                           средние;                                 лают;

                           матёрый;                                четыре, длиной, как бык.

3. Вывод.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Индивидуальная помощь.

Можно дополнить описание внешнего вида крокодилов.

ОБОБЩЕНИЕ.

СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

«ПЕРВЫЙ СНЕГ».

Цели:  Развивать умение составлять текст – описание.

            Способствовать общему развитию учащихся.

            Формировать творческое мышление  и орфографическую зоркость.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Первый снег! Первый снег? Первый снег…

 Он слетает белой стаей и сверкает на лету,

 Он звездой прозрачной тает на ладони и во рту».

-Почему он такой разный?

-План нашего урока:

  1. Какова тема нашего урока?
  2. Где она раскрывается? (стихи, музыка, картины, пословицы и приметы)
  3. Что мы должны сделать, чтобы составить описание? (вести наблюдение, сравнивать, делать выводы, выражать свои мысли и своё отношение).

ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

-Кто в своих произведениях обращался к теме «Зима»?

Сравните описания снега, исключить лишнее:

-Холодная зима – жаркое лето.                           -Первый снег выпадает за 40 дней до зимы.

-Не тот снег, что метёт, а тот, что сверху идёт. -Зимой льдом не дорожат.

-Мороз не велик, а стоять не велит.                     –Много снега – много хлеба.

-Зима без снега – лето без хлеба.                        

-Что общего в этих высказываниях?

«Он кружится, первый снег! Серебристый, хрупкий.

Тихо, словно бы во сне, закружился в тишине».

                   «Первые снежинки в воздухе кружатся, упадут на землю, но не залежаться.

                     Первые снежинки на руке растают, холодят, волнуют, зиму напоминают»

                                   «Зима пришла непрошено, зима пришла тайком,

                                     Наутро запорошило все улицы снежком».

-Какие еще стихи о первом снеге или о зиме вы знаете?

(Выступление детей, чтение рифмовок, подготовленных заранее).

-Почему такое разнообразие описания первого снега?

Рассмотрите картины художников. Что в них общего?

-Одинаковая ли у них природа?

-Какие краски использовали художники, чтобы передать красоту первого снега?

Послушайте, как с помощью музыки передали композиторы это природное явление (Чайковский, Свиридов).

-Что вы услышали? С помощью чего смогли композиторы передать действия снега?

(флейте, фортепиано и т.д.)

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА – ОПИСАНИЯ.

-Подбор однокоренных слов: снег, снежок, снежочек, снеговик, снегирь, заснеженный.    

                                                  снежный, снеговой.

-Составь нераспространённое предложение со словом снег.

-Красивое ли оно?

 -Подбор слов, обозначающих состояние снега: мокрый, мягкий, грязный, мелкий,

                                                               колючий, тихий, хрупкий,  белый, пушистый.

ФИЗМИНУТКА

-Как на горке снег, снег, снег и под горкой снег, снег, снег,

И на ёлке снег, снег, снег. А под горкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь.

-Какие художественные средства можно использовать для описания снега?

(Эпитеты, сравнения, метафора)

Как описывают снег, его действия: блестит, горит, переливается, искрится, сверкает,  

                                                    повалил, порхает, кружится, валит, опускается, парит.

-Как ласково называют снег: лиловый, беленький, голубоватый, розовато- белый.

-С чем сравнивают: с мягким покрывалом, пушистым ковром, шапкой мохнатой, пуховым

                                  платком, белым одеялом, шалью белоснежной.

-Попробуйте сами описать снег.

-С чего начнём своё описание?

ПЛАН:

  1. Описание природы, ожидающей снега.
  2. Описание снега.
  3. Какие чувства вызывает у вас первый снег?

Заслушать 2-3 описания.

Уточнить построение предложений, использование эпитетов и сравнения.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

(см. выше – слова, записанные по ходу выяснения, состояния снега).

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Индивидуальная помощь.  Корректировка построения предложений.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«ЛЕТОМ».

Цели: Развивать умение строить предложения, передавая в них свои впечатления.

           Закреплять знания орфографии.

           Формировать творческое мышление.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

-Эта страничка зелёного цвета, значит на ней нарисовано лето.

Если бы здесь уместиться я мог, я бы на этой страничке прилёг.

Бродят в траве золотые букашки, вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки, словно цветной самолёт, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка, спинку свою, разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко и полетела по божьим делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры, бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой, то, раскрываясь, несутся опять…

                                                            С. Я. Маршак

-Где вы проводили лето?

-Какие случаи летнего отдыха вам больше всего запомнились?

-Где происходили события?

-Что интересного вы хотели бы нам рассказать?

-Давайте составим план нашего будущего рассказа.

ПЛАН РАБОТЫ.

  1. Время событий.
  2. Летние занятия.
  3. Интересный случай.
  4. Обобщение или вывод.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ.

-Составление рассказа по плану. Корректировка построения предложений.

Примерные тексты:

«Лето было очень жаркое. Каждый день я ходил купаться на речку. Там было весело. Мы плавали, ныряли, загорали.

 Однажды мы заигрались. Небо заволокло тучами. Начался сильный дождь. Мы все вымокли. Дождь кончился. Засветило яркое солнышко. Счастливые мы возвращались домой.»

 

 «Это было летом. Мы встали рано, на рассвете и пошли в лес за грибами.

   Я подошла к большому дереву и наклонилась. Вдруг что-то ударило меня по голове. Посмотрела, а это белый гриб. Откуда он упал? Я подняла голову и вижу: на ветке сидит белочка. Это она уронила гриб. Белочка совсем маленькая, рыженькая, а хвост у неё большой и пушистый».

 «Мы с папой летом часто ходили на рыбалку. В этот раз мы пошли на наш любимый карповый пруд. Хорошо идти босиком по росе! Вот и наше любимое место.

  Зашли по колено в воду. К моим ногам быстро привязались маленькие карпята. Вдруг вижу: плывёт что-то красивое, рассекая воду. Я закричала. Но папа успокоил меня. Он сказал, что это обыкновенный уж, и подцепил его концом удилища. Но уж соскользнул и поплыл в нашу сторону. Я быстро выбежала на берег. Уж поплыл дальше. А мы больше не заходили в воду».

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

рассвет   однажды   неожиданно   ходили – ход

собирали   сначала – начал

земляника – земли   счастливый – счастье  

купаться  босиком – босым

С нами произошёл интересный случай.

Однажды вечером, отдыхали на море, посетили парк аттракционов,

соскучились по своему городу, с друзьями, путешествовали, поездка.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.

Составление текста в виде рассказа или письма другу.

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«ДОГАДЛИВЫЕ МУРАВЬИ».

Цели: Закреплять знания  о тексте – повествовании.

           Развивать орфографическую зоркость.

           Формировать наблюдательность и чувство бережного отношения к лесным

           жителям.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА.

-Кто на себе носит груз больше своего веса?

Знакомство с текстом:

«На столе стояла банка с мёдом. В неё забрались муравьи. Хозяйка выгнала муравьёв. Потом она обвязала банку верёвкой и подвесила к потолку.

  Один муравей остался в банке. Он наелся и хотел уйти, но выхода не нашёл. Долго он бегал по банке. Потом муравей добрался до верёвки. По верёвке он выбежал на потолок, а с потолка спустился по стене на пол.

  Прошло время, и полчища муравьёв поползли по стене. Они переползли на потолок.

С потолка по верёвке муравьи заползли в банку.

  Муравьи спускались и поднимались до тех пор, пока не съели весь мёд».

-К какому виду текстов можно отнести этот рассказ?

 Докажите своё мнение.

-Выделите признаки повествования.

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.

-Где стояла банка с мёдом?

-Что сделала хозяйка, чтобы избавиться от непрошеных посетителей?

-Как удалось муравьишке спуститься вниз?

-Что произошло дальше?

-Как удалось муравьям съесть весь мёд?

-Как этот случай характеризует муравьёв?

-Что вы ещё знаете об этих удивительных насекомых?

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

1. Банка с мёдом.                                 стояла, в неё, забрались, хозяйка, обвязала, подвесила

                                                               к потолку

2. Муравей в банке.                             остался, наелся, хотел уйти, не нашёл, потом

                                                               добрался, по верёвке, потолок

3. Полчища муравьёв.                         прошло, поползли, переползли, заползли

4. Умные муравьи.                               спускались и поднимались до тех пор, не съели  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ.

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«КОТ ИВАНЫЧ»

Цели: Развивать умение определять тип текста.

          Способствовать развитию орфографической зоркости.

          Формировать речь учащихся.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

-Пушистый, мохнатый, умывается лапой. (кот)

«Жил у нас в доме огромный, толстый кот Иваныч. Он был ленивый и целые дни ел и спал. А лежать Иваныч любил так, чтобы ему было тепло и мягко. Любил он на подушке лежать или под одеяло забирался.

  Однажды вот что наделал кот Иваныч. Замесила мама тесто в кастрюле, накрыла тёплым платком и поставила на печь, чтобы оно лучше поднялось.

  Прошло два часа. Мама пошла посмотреть, хорошо ли тесто поднимается. Смотрит, а в кастрюле, на мягком тесте, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто помял и сам измазался. Так мы без пирогов и остались».

-Определите тип текста. Докажите своё мнение.

-Назовите признаки текста – повествования.

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.

-Где жил кот? Какой он был?

-Где любил спать Иваныч?

-Что сделала мама? Куда она поставила кастрюлю с тестом?

-Что сделал кот?

-Как можно продолжить текст?

«А Иваныча пришлось мыть. Налила мама тёплой воды в тазик, поставила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он не сердится - мурлычет, поёт на весь дом».

ПЛАН И ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

1. Ленивый кот.                                  огромный, лежать, так, чтобы, мягко, под одеяло  

                                                              забирался

2. Тесто в кастрюле.                           замесила, однажды, накрыла платком, поставила,

                                                              лучше поднялось

3. Кот в кастрюле.                               посмотреть, поднимается, как на перине, помял,

                                                              измазался

4. Купание кота.                                  налила, начала мыть, не сердится – мурлычет

                                                 

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ.

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«ЧУДЕСНАЯ КНИГА».

Цели: Закреплять знания типов текстов, находить элементы разных типов текстов.

           Формировать умение передавать содержание текста.

           Развивать орфографическую зоркость.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

 «В воскресенье Ваня отправился читать звериные следы. Он взял с собой братишку Васю.

   В лесу красота! Будто сказка. Вьюга украсила сосны пушистыми шапками. Берёзки надели искристые накидки. Красногрудые снегири по веткам прыгают.

  Пошли братья по заячьему следу. Вдруг видят: в ловушке заяц бьётся. Шёрстка вся кровью измазана. Ваня снял с зайца кольцо и от пустил его на волю.

  По следам чужих лыж друзья нашли ещё пять ловушек. Ваня поломал их. Так проучили юные друзья леса нарушителя законов охоты.

  Удачный был день у братьев. Много интересных страниц прочитали мальчики в чудесной снежной книге».

-Определите тип текста.

-Элементы, какого типа есть в повествовании? Докажите своё мнение.

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ.

-Почему рассказ так назван?

-Следы, каких животных сумел прочитать Ваня?

-Куда привёл братьев заячий след?

-Как наказали мальчики нарушителя закона охоты?

-Что ещё кроме следов лесных зверей порадовало мальчиков?

-Что необычного увидели братья в зимнем лесу?

-Какова основная мысль текста?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

1. Лесная красота.                          в воскресенье, отправились читать, красота, украсила,

                                                         надела, красногрудые

2. Заяц в ловушке.                          по заячьему следу, бьётся, шёрстка, вымазана, отпустил  

                                                         его, на волю

3. Нарушитель наказан.                 чужих луж, поломал, проучили, юные, законов охоты

4. Удачный день.                            братьев, прочитали, в чудесной

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Индивидуальная помощь при составлении предложений.

АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ.

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Цели: Развивать умение  передавать содержание текста по плану.

          Формировать орфографическую зоркость.

          Воспитывать чувство бережного отношения к птицам.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

Летает, порхает,

Жуков собирает.      (Птица)

-Что вы  знаете о птицах?

-Какие изменения в жизни пернатых происходят с наступлением весны?

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ

-Прочитайте текст.

« Из тёплых стран летели домой  перепёлки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали  на палубу хлебных крошек  и семечек. Птицы стали клевать корм. Вот вышло солнышко и море успокоилось. Птицы обогрелись и взлетели на мачты. Перелётные гости почистили пёрышки, расправили крылья и улетели.»

-Определите его тему. Какова главная мысль текста?

-О каком событии говорится в тексте?

-Как моряки помогли птицам?

-Откуда и куда летели птицы?

-Где они летели?

-Что случилось в пути?

-Что сделали птицы? А моряки?

-Как отдыхали пернатые?

-Куда они взлетели?

-Чем закончилась эта история?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Из тёплых, домой, над морем, застигла буря, устали бороться, присели отдохнуть, мачты корабля, насыпали крошек и семечек, стали клевать, вышло, успокоилось, обогреличь, на мачты, гости, почистили, расправили, улетели.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

План:

  1. Путь домой.
  2. Буря.
  3. Отдых.
  4. Улетели.

ОБОБЩЕНИЕ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

«ПОДСНЕЖНИК»

Цели: Развивать представления о тексте-описании, его построении.

           Формировать орфографическую зоркость.

          Способствовать развитию наблюдательности, умению обобщать и передавать

          увиденное в природе.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА.

-У занесённых снегом кочек, под белой шапкой снеговой.

Нашли мы маленький цветочек, полузамерзший, чуть живой.

-Прочитайте текст. Определи его тему.

-Сколько картин здесь нарисовано?

-К какому типу относится этот текст? Почему?

-Описание – это рассказ об одновременных признаках объекта.

-Что характерно для текста-описания?

(выделение частей и запись их на доске).

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ.

  1. Общий признак.                                  весенние
  2. Признаки объекта:                             подснежник

                головки;                                     покрыты чешуйками

                стебли;                                       с верхней, с нижней (снизу, сверху)

                листья;                            

3. Оценка предмета.                                  нравится, удивительный

-Где растут  подснежники?

-Какие особенности весенних цветов мы можете отметить?

                                                 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Подснежники, медуница, ландыш, галантус,   полузамёрзший, проталины. Пригорки, растаял, припекло, выглянул, нежно-голубой.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

ОБОЩЕНИЕ.

«Как цыплёнок нежный, жёлтый и немного озорной,

Первым встретит нас подснежник на полянке под сосной.»

«Он появился раньше всех- голубоватый, нежный,

  Когда в лесу ещё был снег, он назван был «подснежник».

  Холодный дождь порой сечёт, и снег порою падает,

  А он цветёт себе, цветёт… И всех весною радует».

 

ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

«ОДУВАНЧИК»

Цели: Развивать знания о тексте – описании.

           Формировать умение передать содержание по плану – схеме.

           Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА.

В летний, солнечный денёк золотой расцвёл цветок.

На высокой тонкой ножке всё дремал он у дорожки.

А проснулся, улыбнулся: Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь, тише, ветер луговой!

-Прочитайте текст. Назовите его характерные черты.

-К какому типу его можно отнести? Докажите своё мнение.

-Назовите черты текста- описание.

 

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ.

Составление плана- схемы:

1. Общий признак.                         одуванчик, цветок,

2. Признаки цветка:                       луговой

                головка                           шарик пушистый, солнышко

                стебель                           длинный, тонкий

                листья                             узорчатые

               особенности                    корзинки, солнечные часы

3. Оценка цветка.                          необыкновенный, интересный

-Где растёт? На что похож?

 -Сравните молодо         и старый         одуванчик.

-Как ведёт цветок себя утром, днём, ночью?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

У проезжих дорог, вслед, поворачивают, корзинки, чешуйки, свернули, лепестки, всходит, раскрываются, кажется, собраны, дунешь, в воздухе.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

ОБОБЩЕНИЕ.

«Одуванчик, одуванчик, лёгкий, белый сарафанчик.

И сыпучий, и колючий, и летучий, и крылатый.

Только дунет ветерок – разлетелся весь цветок».

СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ

«РАЗГОВОР О МАМЕ»

Цели: Закреплять умение строить текст- рассуждение, используя в своей работе

           произведения художников и поэтов.

           Воспитывать чувство уважения к женщине, матери.

        

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-Звучит песня «Пусть всегда будет мама».-О ком пойдёт разговор на уроке?

Мама – особо слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Какое это слово на ощупь? (тёплое, мягкое)

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности запечатлели художники в  своих картинах.

-Рассмотрите картины. Что их объединяет? (материнская любовь)

-Что воспевают художники своими работами? Почему?

Обратимся к поэтам. Послушайте стихотворение Э. Межелайтиса

«Небесная голубизна светла, ясна. В прозрачности глубоких красок

Неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний

Остановилась ты, подняв дитя, чтобы могло оно

Взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане.

И на лице твоём покой и благодать-

Когда дитя ей, первой ей, произнесёт своё вот-вот родившееся слово.

Как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей,

Так солнце дарит миру на рассвете свой первый луч, младенца нового земного дня.»

А писатель Ю. Яковлев так писал о своей маме:

«Мама… Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины руки. Я люблю смотреть, когда мама улыбается. Лицо у неё круглое, и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие»..

-Почему образ матери так дорог каждому из нас?

 

ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ

-Вспомним схему текста-рассуждения.

1. Вопрос.                                                    \почему

2. Рассуждение, ответ, примеры.               \ я думаю, я считаю, потому, что следовательно,

3. Вывод.                                                      . итак, значит, поэтому, отсюда следует, что

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.

Повторите вопрос, на который мы будем отвечать.

В какой последовательности будем строить доказательство?

-Какая ваша мама? (ласковая, добрая, родная, спокойная)

-Какие чувства выражает образ матери? (забота, благородство, волнение, мудрость, сила, любовь)

-В чём проявляется любовь матери к своему дитя? (ухаживает, оберегает, заботится).

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Давайте, выразим свою любовь к маме, своё нежное отношение к ней, написав, почему она вам так дорога.

СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

(по картине И. Левинтана)

«ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ»

Цели: Формировать умение отбирать материал к сочинению в соответствии с главной

           мыслью и стилем текста.

           Учить располагать мысли в нужной последовательности.

          Способствовать общему развитию учащихся.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Шагает красавица, легко земли касается,

Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку.

-Что необычного в весне?

-Почему народ говорит: «Весна – утро года»?

РАБОТА С КАРТИНОЙ

Рассмотрите картину Исаака Левитана. Как бы вы её назвали? (Март)

-Назовите основные этапы описания картины?

  1. Название. Автор.
  2. Описание картины (цвет, сюжет, предметы, колорит, настроение).
  3. Чувства, вызываемые картиной.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

План:

  1. Весна – утро года.
  2. Работа художника.
  3. Все рады весне.

-Какие эпиграфы вы предлагаете к тексту?

«Зима недаром злится, прошла её пора –

Весна в окно стучится и гонит со двора».

                                             Ф. Тютчев

                       «Улеглись в полях метели в белоснежные постели.

                         У крыльца звенят капели, все вокруг повеселели».

                                                                        П. Образцов

«Снег теперь уже не тот, почернел он в поле…

  Всё чернее с каждым днём стёжки и дорожки».

                                                            С. Маршак

-Какое время года изобразил художник?

«Весна – утро года. Весна – самое прекрасное время года. Весной всё пробуждается от сна».

-Что вы видите на картине? Где происходят действия? (снег, деревья, дом, небо, лошадь) «Первые проталины. Снег потемнел. Ещё много снега, но на пригорках уже показалась земля. Солнце с каждым днём всё выше и выше. Небо чистое и светлое. Воздух прозрачен и чист.»

-Какими красками пользовался Левитан, чтобы изобразить лес, небо, снег?

-Какой приём рисования он использовал? Для чего? (контраст)

-Какие чувства вызывает работа художника?

“А вот и весна! Трогательные тонкие деревья отбрасывают длинные тени. Грустному художнику хотелось показать, как прекрасен солнечный весенний день. Однажды художник ехал в санях, и вдруг в синем небе над его головой оглушительно заорала сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности и увидел, как прекрасно всё вокруг.  Красота – то какая! В голубом небе тоненькие веточки берёз переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними тёмная зелень сосен. Высоко-высоко на берёзе тёмный скворечник – ждёт не дождётся своих жильцов. Снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые-голубые! И всё вокруг залито солнцем! Так празднично и почему-то всё-таки чуть-чуть печально. Потому, что и с зимой  прощаться жалко, и весна ещё только начинается, будут ещё и холода и морозы.

  Но, как всегда весной, кажется обязательно случится что-то очень хорошее, и придёт в жизнь радость… Долго смотрел Грустный художник и на этот дом, и на лошадку, и на высокие деревья. На душе у него стало спокойно и радостно и  с тех пор на его картинах сквозь печаль и грусть обязательно можно увидеть солнечные лучики, радость и ожидание чего-то необычного.»

 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Ярко-голубое, ощущается тепло, дуновение;

Бело-голубой, рыхлый и талый, отражается в снегу, блестящий, блестит на солнце;

Выделяются пятнами, белоствольные, могучие сосны, величественные;

Удовольствие, почувствовали, пробуждается, ожидает.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

ОБОЩЕНИЕ.

«Села зимушка в возок  и поехала в лесок,

Где у дорог – голубой лежит снежок.

А за ней светла – ясна на поля пришла весна,

В белом платье, в лентах алых и в веночке.»

                                Т. Иванова

«Утихают ветры февраля, в дверь тихонько постучалась к нам вена

Весна ранняя, весна белая, весна снежная и несмелая.

Пёстрая весна – проталинкам дышать пора,

Весна голубая – сок в берёзах играет,

Речки ото льда вскрывает, птицы домой прилетают.

А весна зелёная наступает – кукушка куковать начинает,

Мать-и-мачеха зацветает, птицы, звери, мошки просыпаются,

Люди друг другу улыбаются.»

                                             Н. Ермакова

 

                                                   СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ

«ПОЧЕМУ ИВУ НАЗЫВАЮТ ПЛАКУЧЕЙ»

Цели: Закреплять умение строить текст-рассуждение.

          Формировать чувство наблюдательности, умение пользоваться деловым и

          художественным стилем.

          Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

-Кто это скучает? Сто лет без движенья

В воду глядит на своё отраженье,

Свесив ветви с обрыва, растёт тихая грустная …(ива).

             «Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива.

               Может, ей кого-то жалко? Может, ей на солнце жарко?»

                           И. Токмакова

-Ива – необычное дерево. Послушайте, что о нём говорят в народе. (Сообщения детей)

«Красива цветущая ива. Цветки у неё мелкие, чуть заметные, собрала из ива в пушистые комочки. Сестёр у ивы очень много: это белые ивы с серебристыми кронами, что томятся на берегу рек и озёр. Есть низкие ивы, по колено высотой.

 Корни ивы прочные и длинные, они надёжно скрепляют берега водоёмов. Защищают их от разрушения. Растут тальники, вербы, вётлы, красноталы по лугам да болотам, да в сырых оврагах».

Сравнить деловой текст с художественным. Найти отличия.

ТЕКСТ – РАССУЖДЕНИЕ

-Почему же иву называют плакучей?

-Как ответить на этот вопрос? (построить рассуждение).

План:

1. Вопрос.                                 Почему

2. Доказательство.                   Значит, потому, что

3. Вывод.                                  Поэтому, так ведь.

 «Всем известна плакучая ива. Ветки у неё длинные. Часто они опускаются до самой земли. Поэтому у ивы грустный «плакучий» вид.»

«На берегу лесной речки растёт плакучая ива. Она опустила ветви в воду. Видит ива, как ходят в реке стаи рыб.»

 «К иве слетаются пчёлы за первым мёдом. Весной иву называют вербой. Она первой зацветает, покрывается пушистыми серо-жёлтыми барашками».

    «Склонила ветви к воде, глядится в своё отражение. Словно плачет о своей горькой судьбе, что не попасть ей в лес, в друзьям – деревьям.»

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Плакучая, сплетает корнями, защищает, растёт, склонила, грустная - печальная- тоскливая -горемычная, отражение.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

ОБОБЩЕНИЕ

ИЗЛОЖЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ

«РОССИЯ – СТРАНА РОС».

Цели: Закреплять умение строить текст рассуждение.

          Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство гордости за свою страну.

ПОВТОРЕНИЕ О ВИДАХ ТЕКСТОВ:

-Угадайте тип текста:

«Как хорош лось! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у сказочного коня».

         «Дятел хорошо лазает по деревьям. Он питается жуками-короедами, строит дупла».

«Снег – бывает разный. Зависит это от погоды, состояния атмосферы. Если снег хрупкий, значит стоит морозная погода».

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ:

С. Есенин «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных.

                    Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

              «О, Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку, -

                Люблю до радости и боли твою озёрную тоску».

                              «На сердце день вчерашний, а в сердце светит Русь».

М. Лермонтов «Люблю отчизну я, но странною любовью!»

-О чём будем писать изложение?

Прочитайте текст:

   «Учёные до сих пор спорят о том, каково происхождение названия «Русь». Одни предполагают, что оно произвольное он названия реки Рось. Другие объясняют по-своему.

    Я считаю, что у слова «Русь» не одно значение, а много, как притоков у реки.

    Русь. Русские. Россия. Россияне – это все мы с вами.

    Русло – ложе реки, по которому она течёт. Роса и росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах и деревьях.

    Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды.

    Русь – это светлое место! Русь – страна рос и света!»

-Каков стиль текста. Как изменить его, что бы получилось рассуждение?

Слова: потому что, итак, следовательно, значит, поэтому.

АНАЛИЗ ТЕКСТА:

-Как автор описывает понятие и образование слова «Русь»?

-Как бы вы объяснили это слово?

-Построение текста коллективно, изменяя его на рассуждение.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Объясняют, течёт, обильная роса, производным, происхождение, до сих пор, по-своему.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Индивидуальная помощь.

План: 1. Вступление – вопрос.             2. Раскрытие сути – ответ на вопрос.

           3. Примеры из литературы.       4. Вывод.          

АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ:

СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

«ЗИМНИЙ ДЕНЬ».

Цели: Учить строить текст-описание.

          Развивать умение использовать в работе слова, взятые из литературных

          произведений.

          Формировать чувство восхищения природой, её красотой.

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ:

Дел у меня немало: я белым покрывалом всю землю одеваю,

В лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня … (зима).

«После снега – снегопада лес – сплошные чудеса!

На ветвях уселись рядом, будто сделаны из ваты куропатка и лиса.

Вот медведь разлёгся в кедре… вкруг медведя тут и там зайцы пляшут по ветвям.

Всё смешалось в белых дебрях, сказка прячется в деревьях.

Ветки радуют – горят… Вот что сделал снегопад!»

                                                   А. Тарханов.

-Чему будет посвящен наш урок?

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА:

-Вспомните, как выглядит лес после снегопада.

-Что можно увидеть в таком лесу?

-В каком порядке мы будем описывать лес?

 ПЛАН:

  1. Зима в лесу.
  2. Вчерашняя метель (буря).
  3. Зимние чудеса.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

-Как поэты и писатели описывают красоту зимнего леса?

«… И вот сама идёт волшебница – зима;

 пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов;

 легла волнистыми коврами среди полей, вокруг лугов…» А. С. Пушкин.

-На что похож лес?

На пне лежит большой снежный ком. На снегу видны следы зверей и птиц. Пушистый шарф на ветках кедра. Снежные шубы надели сосны. Запорошила зима снегом поля, завалила сугробами леса. Над глубокими свежими снегами солнце огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Лес был лохматый, белый, а над ним синело прозрачное зимнее небо. Вот и к нам пришла зима – на деревьях бахрома. В зимних сумерках деревья, в синем инее деревья. Снег с утра до ночи всё засыпать хочет.

«Зимой солнце светит, да не греет.        Холодная зима – жаркое лето.

Зимой звёздное небо – к морозу, редкие звёзды – к вьюге».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Индивидуальная помощь.

АНАЛИЗ:

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«МЕДВЕДИ ЗИМОЙ».

Цели: Развивать умение строить текст – повествование.

           Способствовать развитию речи и орфографической зоркости.

            Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ:

Наступили холода, обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь».

-Что вы знаете о медведях?

-Как они проводят зиму?

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ:

  1. Нагуливают жир к осени.
  2. Устройство берлоги.
  3. Зимний сон.

-Как идёт подготовка к зимовке? Что значит «нагуливает жир»?

-Где обычно медведи строят берлогу? Почему?

-Как он устраивает берлогу?

-Как они проводят зиму? Верно ли, что медведи зимой сосут лапу?

-Что произойдёт, если медведя разбудить среди зимы?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Словарь: бродил, сладкие, холодное, глуши, выстелил, мягкой, натаскал, медвежье, жильё, залегает, ранней.

«Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корешки, ягоды. Жир нагуливал.

 Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой и душистой хвоёй, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Эта берлога – медвежье жильё.

  Залёг медведь в берлогу ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударил мороз – уснул мишка. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Индивидуальная помощь.

АНАЛИЗ:

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ (СКАЗКА)

«ЧУЧЕЛО ГОРОХОВОЕ».

Цели: Учить строить текст, используя фразеологизмы.

           Формировать творческое воображение.

           Способствовать общему развитию детей.

ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ:

-Что такое чучело?

(Шкура животного, набитая чем-то.

 Пугало огородное для устрашения птиц.

Смешной, грязный, нелепый человек (переносное значение).

ЗНАКОМСТВО С ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ:

«Чучело гороховое» - почему так говорят?

(Так называют нелепо одетого человека, вызывающего насмешки).

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА:

-О чём мы можем составить текст?

-Как вы думаете - это будет сказка, рассказ? Почему?

-Каков характер нашей сказки?

-Как могут развиваться события?

ПЛАН:

  1. Пугало на огороде.
  2. Чучело заскучало.
  3. Поиски счастья.

-Даны два начала, продолжить текст:

«То ли ветер в поле воет, то ли плачет горько кто-то… Солнце палит нещадно. Стоит среди поля Чучело Гороховое. Штаны дырявые, рубаха без рукава, шляпа рваная…»

           «Стоит пугало посреди огорода. Одето оно необычно: шляпа из соломы, рубаха

             грязная, штаны дырявые, а сапог вовсе нет. Стоит целый день, руками машет,

             гостей созывает, да никто не идёт. Все его боятся.

              Загрустило Чучело, печалиться, обидно ему, что никто его не любит. И решило

             Чучело Гороховое пойти счастья поискать».

-Вспомните примеры из литературы, где один из героев был чучелом, пугалом. Почему писатели избрали своим героем такое неказистое существо?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

Пугало – чучело – страшила.

Драная, рваная, необут, машет, стоит, плачет, палит нещадно, никто не любит, счастья,

Встретило, подружилось.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Индивидуальная помощь.

АНАЛИЗ:

СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

«СНЕГИРИ».

Цели: Развивать умение строить текст – описание.

           Показать приём использования элементов научного текста, совмещая его с

           художественным текстом.

           Воспитывать чувство бережного отношения к птицам.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

-Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать.

 С первым снегом на рябине от появится опять. (Снегирь)

-Что вы знаете об этих птицах?

-Откуда у снегиря такое снежное имя?

(Мы видим снегиря только в снежное время. С первым снежком они прилетают в наши края. А весной, только стает снег, улетают на север.)

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.

-Люди, живущие на юге не видели этих птиц. Расскажите им, как выглядит снегирь.

Составим план описания.

План: 1.Зимние гости.                                     «Выбегайте поскорей,

           2. Красивые птицы.                                Посмотреть на снегирей!»

           3. Где проводят лето?                                        А. Прокофьев.

-Когда прилетают снегири?

«Вместе со снегом в нашей местности появляются снегири»,

«Снегири – вестники зимы. Поздней осенью с ночными морозами, с первым робким снежком они прилетают к нам стайками из дальних  северных лесов».

-Как выглядят эти птицы?

               -размер;

               -голова, перья, грудка, клюв.

«Небольшая птица, размером с воробья.

Птицы с ярким опереньем – красным на груди и серо-голубоватым на спине – величиной чуть больше воробья. Грудь у снегиря алая, словно румяное яблоко. Спинка голубая, а на голове чёрный «берет».

Чёрная шапочка на голове.

Сидящие на ветках снегири похожи на красные фонарики, которые украсили берёзку и сделали её нарядной.»

-Различаются ли самка и самец?

«Самка похожа на самца, но одета скромнее. Фартучек у неё не красный, а коричневый».

Поют снегири всей стайкой: «Ва – ва- ва!» И румяные любители зимних порош и метелей самцы, и скромно одетые серо-палёвые самки».

-В народе говорят: «Снегирь запел – быть вьюге».

-Чем питаются?

«Зимой в лесу снегири едят ягоды рябины, семена ольхи и клёна.

Снегири питаются почками кустарников и деревьев, ягодами, из которых выбирают семена, а мякоть выбрасывают.»

-Как общаются между собой?

«Снегири обычно живут стайками по 7-10 птичек. Если кто-то попадёт в ловушку, остальные летят на помощь.

С приближением темноты спешат в кусты, где ночуют.

Полёт птиц необычайно красив, напоминает волны на море.

Чем сильнее мороз, тем спокойнее ведёт себя стайка. Сидят снегирьки на ветках, словно яблоки висят, и не шелохнуться.»

-Где живут весной и летом?

«Весной, когда стает снег, улетают в тайгу. Устраивают себе жильё в чаще леса, среди зелёных веток ели или сосны. Откладывают 4-5 яиц и уже через месяц птенцы покидают родное гнездо».

«Селятся снегири среди смешанных пород с богатыми зарослями кустарников, в горах или хвойных лесах. Распространяются по всей Европе и северной Азии.»

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.

Индивидуальная помощь.

Орфографическая подготовка:

Серовато-голубая, серо-палевые, вестники, сидящие, похожи, словно, берет, фартучек, величиной, выбирают семена, питаются почками,  стает снег, смешанных, необычайно.

ОБОБЩЕНИЕ.

«Откуда в дремучем лесу огоньки

Садятся на ветки, на снег, на сучки?

Что ж ветки от тех огоньков не горят?

Не тает нисколько их снежный наряд.

То с ветки сосновой, то с ветки мохнатой

Вспорхнёт огонёк красногрудый, крылатый.

В беретиках чёрных и с грудкой румяной

Летают их стайки над снежной поляной.

В репьях над снегами – для них семена.

В морозном и снежном лесу тишина…

Пощиплют репьёв и щебечут на ветках

О новых полётах, о новых разведках.

Всю зиму, весь день – от зари до зари –

Летают в лесу огоньки-снегири».

                             Е. Трутнева.

СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ

«ЛЕДОХОД»

Цели: Развивать умение строить текст-описание.

          Формировать орфографическую зоркость и обогащать словарный запас учащихся.

           Воспитывать чувство восхищения красотой природы.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-Сам вода, а по воде плавает (Лёд)

(Звучит отрывок из «Времён года» П. И. Чайковского).

Для эпиграфа предложить отрывки из стихов:

-Снег теперь уже не тот,                              Вспучилась речка, ломается лёд,

Потемнел он в поле,                                     И по течению к морю плывёт.

На озёрах треснул лёд,                                             Г. Ладонщиков.

Будто раскололи.

             С. Маршак                                                     Лёд идёт! Лёд идёт!

                                                                                     Вереницей длинной

Шумит реку, сильна, грозна.                                    Третьи сутки напролёт

Большие льдины кружат.                                          Проплывают льдины.

            С. Егоров                                                                   С. Маршак

-Определение темы сочинения и его стиль.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

-Что происходит в природе весной?

-Опишите весеннее небо. (голубое, высокое, чистое)

-Как выглядят облака? (белые, пушистые, лёгкие)

-Что вы можете сказать о солнце? (слепит глаза, светит ярко, припекает)

-Как выглядит река? (покрыта льдом, лёд тонкий, набухает снег)

-Как просыпается речка от сна? (реки освобождаются от ледяного плена)

-Как ведёт себя лёд? (льдины трескаются, ломаются, лезут друг на друга, толкаются, толпятся, спешат к морю)

-Какие звуки слышны в это время? (грохот, шум, взрывы, треск, хруст)

Составление плана рассказа?

  1. Весна пришла.
  2. Река проснулась.
  3. Льдины.

 ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Ранняя весна, голубая лазурь, хрупкий лёд, большая льдина.

Земля ещё холодная, грязь хлюпает под ногами, но как кругом весело, ласково, приветливо! В небе звонко поют птицы.

Ещё недавно кругом были снежные сугробы. Река была скована льдом. Но вот зазвенела капель, зажурчали ручьи и побежали с разных сторон к реке.

Хорошо в весеннюю пору на реке! Весна уже чувствуется в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо чистое, по нему изредка проплывают лёгкие облака, как льдинки в весенний разлив. Вчера ещё река была скована льдом, а сегодня…

По реке густой массой плывут льдины. На льдинах видны лодки, мусор.

На реке тронулся лёд. Льдины несло руслом реки, по течению реки.

По середине реки льдины шли сплошной массой. По кроям реки сгрудились неподвижно. Льдины нагромождались на берег, они были тёмными и грязными.

А на речке ледоход, льдина льдине спину трёт.

А на речке ледоход, а по речке лёд плывёт. Бьются льдины прямо лбами, не щадя друг дружку. И стоит над берегами грохот, как из пушки.

Большие льдины  плыли тихо, а маленькие быстро. Они  кружились, сталкивались друг с другом.

Начался ледоход. Мы спешим на речку, полюбоваться этим прекрасным явлением природы.

Мы спешим на набережную. Все смотрели на прекрасную картину.

Река освобождалась ото льда.

Трясогузки – ледоломки лёд по реке раскололи – так говорят в народе.

-Вспомните, как писатели или художники описывали это явление природы.

Ломаются, грохочут, ползут, скользят, крошатся, ледяной, ледоход, набережная, просыпается.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ.

СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ.

«СЛЁЗЫ БЕРЁЗ»

Цели: Показать приём составления текста- рассуждения, используя элементы описания.

          Развивать орфографическую зоркость.

          Формировать наблюдательность и чувство бережного отношения к растениям.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-Наряд её лёгкий чудесен, нет дерева сердцу милей.                 Зимой она греет,

И много задумчивых песен поётся в народе о ней!                    А настанет весна,

                                       Вс. Рождественский.                               Потечёт слеза.

-Почему говорят, что весной берёзы плачут?

Вспомнить принцип построение текста – рассуждения.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

План:

  1. Вопрос – вступление.
  2. Ответ – рассуждение, описание, доказательство.
  3. Вывод – итог.

-Что происходит весной в природе?

-Как пробуждаются деревья от зимнего сна?

-Почему именно сейчас происходит цветение растений?

-Что вы знаете о берёзах? Что обозначают её «слёзы»?

-Как влияет на растение то, что дерево теряет сок, который вытекает через ранки?

-Как называют в народе берёзу?

(берёзонька, красавица, белоствольная, девица в сарафане белом, кудрявая, распустила  косы – ветки, берёзка)

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Пробуждается природа. Весенний воздух чист. Солнце озарило окрестности. Птицы приветствуют восход солнца.

Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу серёжек, послушаешь, как поёт скворец, - и станет легко и радостно на душе.

На деревьях набухают почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей своим сладким соком.

Весной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. На сладкий сок к берёзе прилетают и приползают лесные гости.

По стволу скатываются капли: одна, вторая, сливаются и падают на землю. Капает сок, словно слёзы текут по белому стволу берёзки. Сок прозрачный, сладкий и душистый.

Русская красавица налилась сладким соком. Её ветки буреют. Из каждой ранки льются прозрачные слёзы.

У берёзки белый ствол, прямой, с маленькими чёрточками.

Кудрявая берёзонька. Красивы её тонкие ветви. Ствол у неё белый. Листочки нежные и клейкие. Капли сока, как роса, блестят на солнце.

Корни берёзы начинают жадно сосать влагу из земли. Влага  эта поднимается по стволу, расходится по всем веточкам и доходит до почек. Жадно пьют почки влагу и начинают набухать.

Сок у берёзы полезный, в нём много витаминов. Он помогает животным  восстановить силы, которые они потеряли за зиму. Люди собирают берёзовый сок в лечебных целях.

Важно помнить, что на месте ранки образуются наросты – грибы, которые вредны для дерева, поэтому дерево может погибнуть.

Если ранка не зарастёт, то дерево погибнет, потеряв живительные силы – влагу, которая идёт по стволу к почкам.

Берёза – символ России. Она мила русскому человеку, о ней сложены песни и стихи.

Много о берёзе загадок, о ней говорится в сказках.

Белоствольная, красавица, течёт, прозрачный, расходится, живительный, собирают, почки.

 

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.

В белёсом сарафанчике, с платочками в карманчике,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

Люблю берёзку русскую, она всегда с подружками

Весною хороводится, под ветром к дому клонится

И гнётся, но не ломится…

                                   А. Прокофьев

Берёзка – лебедь белая,

Рядом с тобой стою.

Тебе, моя несмелая,

Я песенки пою.

Как ты стоишь, счастливая,

Весёлым летним днём,

Из-за тебя, красивая,

Светло в лесу моём.

Зелёная, раздольная,

Ты гибче камыша.

Берёзка белоствольная,

Ну, всем ты хороша!

Видны тропинок кончики,

И звон пролился вдруг,

Как будто колокольчики

Ударили вокруг!

                    А. Прокофьев.

ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

«ГНЕЗДО ЛАСТОЧКИ»

Цели: Показать приём перестройки теста повествования, дополнив его рассуждениями.

           Развивать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-Спереди - шильце, сзади – вильце.

  Сама чёрненькая, а грудка беленькая. (Ласточка)

-Что вы знаете об этих птицах?

О ласточках сложено много песен и стихов:

«Ласточки – певуньи над моим окном

Лепят, лепят гнёздышко…

Знаю, скоро в нём птенчики появятся,

Станут голосить,

Будут им родители мошкару носить»

                                Г. Ладонщиков.

 

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Прочитайте текст. Определите его стиль.

-К какому виду мы его отнесём, почему?

-Как получить рассуждение, используя данный текст?

(Варианты: 1. Перестроить завязку, задав вопрос.

                    2. Перестроить кульминацию, объяснив действие птиц.

              3. Перестроить развязку, сделав вывод о происходящих событиях, дополнив

                  текст своими мыслями и оценкой действия героев.

Составление плана текста:

  1. Весна.
  2. Воробей занял гнездо.
  3. Стая ласточек.
  4. Пленник.

Какие вводные слова мы используем при составлении текста- рассуждения?

(мне кажется, я думаю, почему, потому, поэтому, из рассказа видно, что…)

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Михайловском, свила - вить, влетел, отлетела - полёт, успокоился, вдруг примчались, отверстие, вернулась.

 

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ.

КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ

«КОТЁНОК»

Цели: Проверить умение передавать содержание текста-повествования по данному плану.

          Развивать орфографическую зоркость.

          Способствовать воспитанию чувства бережного отношения к домашним животным.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Ушки на макушке, на лапках царапки,

 Любит молоко, песенки поёт. (кот)

-Чтение текста:

«Вася и Катя пошли гулять за деревню. Они взяли с собой котёнка. Он был серый с белыми лапками.

   У дороги рос сочный щавель. Дети стали рвать щавель. Они забыли про котёнка. По дороге ехал лесник, с ним были собаки. Собаки бросились к котёнку. Они грозно рычали и хотели его схватить. Котёнок испуганно прижался к земле.

  Вася бросился к котёнку. Он закрыл его своим телом от собак.»

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Определите тип текста. Докажите, что это повествование.

-Разделите текста на части, опираясь на план:

1.На прогулке.

2.Котёнок один.

3.Встреча с собаками.

4.Беда миновала.

-Выделите смысловые события каждой части.

-Какова главная мысль текста?

-Кто его автор? (Л.Н.Толстой)

-Где происходили события, описанные в тексте?

-Как выглядел котёнок?

-Как вели себя дети по отношению к нему?

-Что произошло?

-Почему собаки накинулись на котёнка?

-Что сделал мальчик? Оцените его поступок.

-Что могло произойти, если бы Вася не защитил котёнка?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Пошли гулять, щавель, с ним, бросились – брось, его схватить – схватит, испуганно прижался, своим телом.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ ИЗЛОЖЕНИЙ

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ (СКАЗКА)

«НЕОБЫЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СОЛНЕЧНОГО ЗАЙЧИКА»

Цели: Учить составлять текст – повествование по данному началу.

          Развивать орфографическую зоркость.

          Способствовать развитию творческого воображения.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-Скачут побегайчики – солнечные зайчики.

 Мы зовём их – не идут, были тут - и нету тут.

 Прыг, прыг по углам…

 Где же зайчики? Ушли. Вы ни где их не нашли?

                     А. Бродский

-Определите  стиль текста:

«Солнце излучает свет и теплоту, оно является также источником радиоизлучения, рентгеновского и ультрафиолетового излучения. От солнца идёт поток электрически заряженных частиц. Солнечной энергией нагревается земная атмосфера, поверхность материков и океанов. Земли достигает одна миллиардная часть от общего количества энергии, излучаемой Солнцем».

-Что такое солнечный свет? (Смесь лучей разного цвета)

-Какого цвета мы видим солнечные лучи? (Цвета радуги, иногда белый. Солнце состоит из газов, которые, сгорая, дают красновато-жёлтый цвет).

-А какого цвета солнечные зайчики?

-Откуда берутся солнечные зайчики?

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

-Представьте себе, что луч солнца, совершив полёт через холодный космос, залетел к вам в комнату. О чём он мог вам поведать?

Составление текста по плану:

  1. Появление Солнечного Зайчика.
  2. Приключения.
  3. Заключение истории.

Два варианта начала:

1. «В далёком холодном космосе, во вспышке газа, родился лучик. Он был мал, но в нём

     жила огромная энергия Большого солнца. Ему дали имя – Солнечный Зайчик. Все

     лучики должны были совершить путешествие и поэтому наш Солнечный Зайчик,

     мигнув светом на прощание своим родным, отправился в путь.»

 

2. «Однажды Вася, оставшись дома один, взял зеркальце и стал ловить солнечные лучи. И

      вдруг, по стене и по мебели запрыгали Солнечные Зайчики. Они шумели, прыгали и

     озоровали.»

 

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 2 класс

Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи 1 класс.

Тема. Общее понятие о тексте....

Урок развития речи 2 класс

Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....