Уроки развития речи в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Бердникова Ольга Владиславовна

Конспекты уроков: сочитения, изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Уроки развития речи в 4 классе224 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «КЛЮКВА»

Цели: Уточнить представления о тексте описание, его составных частей.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство бережного отношения к растениям нашего края.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Что за бусинка вот тут на стебле повисла?

  Глянешь – слюнки побегут, а раскусишь – кисло. (Клюква)

-Что вы знаете об этом растении?

-Какая она, назовите ее лекарственные ценности?

-Какой текст у нас получится?

-Что отличает текст описание от других видов текстов?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Соответствует ли текст тексту  описанию?

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Где растет клюква?

-Как автор ее описывает?

-Чем полезна ягода?

-Когда ее собирают?

-А что происходит с клюквой за зиму?

План:

  1. Адрес клюквы.
  2. Как растет ягода.
  3. Витамины.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Подбор синонимов, прилагательных, объяснение орфограмм:

Болото (какое?) …                   по скатерти                      станет

Ягода (какая?) …                     осенью                             за зиму

Поплавок…                              на волне                           сфагнум

Стелющиеся                             рассыпал                          снизу – сверху

                                 

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Индивидуальная помощь слабым учащимся.

АНАЛИЗ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «УТЯТА»

Цели: Развивать умение составлять план текста, выделяя главную мысль.

           Формировать орфографическую зоркость.

            Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-В траве зернышки найдет и детей скорей зовет.

 Из окна недалеко слышится нам: Ко-ко-ко!    (Курица)

-Вдоль по речке, по водице плывет лодок вереница.

 Впереди корабль идет за собою всех ведет.

 Весел нет у малых лодок, а корабль очень ходок:

 Влево, вправо, взад, вперед, всю ватагу поведет. (Утята и утка)

-Какая связь между птицами?

-Бывают ли дикие куры? Утки?

-Могут ли они общаться между собой?

                                               

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Определите тип текста.

-Докажите, назвав основные черты текста- повествования.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-От чьего лица идет речь в тексте?

-Измените текст, чтобы речь шла от 3-го лица.

-Каким и словами заменим местоимение «я»? (писатель, лесник, хозяин)

-Где автор взял утят? Оцените его поступок.

-Как он поступил с утятами?

-Что вы можете сказать о Дусе? А о Марусе?

-Кто помог утятам?

Составление плана (в парах), выделив основную мысль каждой части:

  1. Похищение.
  2. Утки окрепли.
  3. На гнезде.
  4. Мама-курица.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

вывелись                прожили             окрепли               устроили

положили               высиживать       капризничала      волновалась

болото                    дикарки              утиное                  не хотела сидеть

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «НА ОЗЕРЕ»

Цели: Уточнить представления о тексте повествовании, его составных частях.

           Формировать орфографическую зоркость.

            Способствовать общему развитию учащихся через анализ и синтез.

 

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Послушайте отрывки:

«Вот пискнула птица. Клюв у нее, как клещи. Спинка красненькая. Живет клест в сосновых и еловых лесах».

«Было холодно. Синичка села на подоконник. Дети открыли форточку и птичка влетела в комнату. Ребята накормили ее».

«Оляпка- водяной воробей.  Эта птица обитает вдоль рек и озер. Она ищет пищу на дне водоема. Почему ей не холодно под водой? А потому, что перья у птицы покрыты слоем жира».

-Что вы можете сказать о текстах? (разные виды)

-В чем особенность каждого вида текстов?

-Что объединяет все тексты? Определите тему изложения.

 

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Определите тип текста. Выделите главную мысль.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Деление текста на части и коллективное составление плана:

  1. Странные звуки.
  2. Это пеликан.
  3. Птица найдена.

-Когда и где происходили события?

-Как вели себя люди?

-Опишите пеликана.

-Как вел себя пеликан в неизвестных условиях?

-Кто его нашел?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Подбор прилагательных:

Солнце…                    стук…             вода…            оперенье…         голова…      клюв…

Поднялось, словно, переливались, не было, оцепенели, величиной, как будто, приклеен, сбежал, несколько, яйцо.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Индивидуальная помощь слабым учащимся.

АНАЛИЗ

ИЗЛОЖЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ «ОТЧЕГО КРАПИВА ЖЖЕТСЯ?»

Цели: Уточнить представления об особенностях текста рассуждения, его составных

           частях.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство бережного отношения к растениям.

 

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Вырастет, где придется,

 И кусается и жжется. (Крапива)

-Что вы знаете об этом растении?

-Какими лекарственными свойствами обладает крапива?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Определите тип текста. Докажите, что это текст рассуждение.

Дополните текст словами – рассуждениями.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Какие два растения вызывают слезы?

-Как это делает лук? А крапива?

-Почему крапива жжется?

-Что нового вы узнали?

План:

  1. Что вызывает слезы?
  2. Полезное и вкусное растение.
  3. Как крапива защищается?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

-Подбор прилагательных:

слез, лука, глаза, ребятишки, щи, растение, зелени, волосками, с кислотой, горлышко, на руках, волдыри.

-Глаголы:

появляются, впивается, ломается, выливается, умеет защищаться, становятся.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Индивидуальная помощь, при корректировании текста в текст-рассуждение.

 

АНАЛИЗ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ «СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ»

Цели:  Развивать умение передавать описание близко к тексту.

            Формировать орфографическую зоркость.

            Воспитывать чувство бережного отношения к животным нашего края.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЙО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-В краю, где не шепчутся ветры в листве,

Единственный куст на его голове.

В безлесное царство свирепой пурги

Унес он с собою кусочек тайги.

От кряжистых сосен, от светлых берез,

От чащи, где предок резвился и рос.

И ветер летит с ледяных берегов

Сквозь голые ветки оленьих рогов.         Е. Фейерабенд

-Что вы знаете о северных оленях?

(Мясо и шкура оленей – главное богатство местных жителей. Оленям нужен мох – ягель,  Отыскивая его, они сами меняют пастбища. А за оленями перебираются и ненцы, переносят свой чум, сое хозяйство).

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Чем интересен текст? (повествование и описание)

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Почему автор назвал оленей удивительными?

-Чем питаются северные олени?

-Опишите как выглядят олени? Чем они отличаются от оленей, живущих в южных странах?

-Опишите ягель. С чем сравнивается ягель по цвету?

-Какие трудности испытывает олень зимой?

-Что вы еще можете дополнить о северных оленях?

План:

  1. Удивительное животное.
  2. Ягель.
  3. Зимой.
  4. Стертые копыта.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Обсуждение написания безударных падежных окончаний прилагательных:

Животное (какое?) …                 корм…             ягель…           растение…

Цвета ….                                     светом ….         пастбище …. снегом…

Приходу…                                  корма…             оленя..

Долгожданному, необходимого, распрягут, добраться, разгребать, серебро, серебряное.  

-Как вы понимаете значение слова – неутомимый?

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ

СОЧИНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

«ЕЛОВЫЙ ЛЕС»

        

Цели: Развивать умение сочетать в одном тексте элементы разных видов – повествование

           и описание.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство бережного отношения к природе, наблюдательность.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

-Меня всегда в лесу найдешь, пойдешь гулять и встретишь.

Стою колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель)

-Чем необычно дерево ель?

СПРАВКА  Хвойные деревья появились 300 миллионов лет назад. Они морозостойкие. Их листья – хвоинки, такая форма помогает им сохранять минеральные вещества  и не засыхать зимой. Хвоя меняется постепенно через 6 – 10 лет. Стволы смолистые, семена спрятаны в шишках. Голос ели звонкий, певучий, из ее древесины делают музыкальные инструменты – скрипки. Еловый лес – ельник, стоят в нем мощные прямые деревья, словно доблестные воины, охраняющие покой и тишину.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

-Составим план текста. Какие характерные черты текста повествования вы знаете?

План:

  1. Поход в лес.
  2. Еловый лес.
  3. Кормушка для птиц.

-Как выглядит еловый лес?

Громадные ели, темные и хмурые, царит полумрак, мало трав и цветов, лучи солнца редко проникают сюда, мхи да лишайники, кругом тишь и прохлада.

-Опишите само дерево.

Ствол – прямой , высокий, смолистый. Ветки – лапы, покрыты хвоей, густые.

Хвоя – иглы острые, колючие, растут парно, смолистые, пахучие, круглый год зеленые, вечнозеленые, меняются постепенно.

Земля вокруг – ковер из хвои.    Шишки – светлые, тяжелые, свисают с ветвей, семена летучие, питательные.

-Что значит «ель – кормушка для птиц»?

Клест стоит гнездо среди еловых ветвей. Белка любит еловые семена. Вот дятел присел на пенек-кузницу и шелушит шишечку. Прилетают рябчики полакомиться семенами ели.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

На опушке возле леса, раздается птичья трель.

Там, на солнечной полянке, высоко взметнулась ель.    А. Мельников.

Будто бы ежиха распустилась елочка,

И на ней притихла каждая иголочка.  В. Иванов.

АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ «ПРИМЕР АККУРАТНОСТИ»

Цели: Учить соединять в одном тексте разные виды – повествование, описание и

           рассуждение.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Дом – глубокая нора, ночь – рабочая пора,

Корм – лягушка, черный жук, там в лесу живет … (барсук).

-Что вы знаете об этом животном?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Определите вид текста. Найдите описание.

Что надо дополнить в текст, чтобы получилось рассуждение?

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-О каком звере идет речь?

-Что значит «пример аккуратности»?

-Докажите примерами из текста.

-Чем питается барсук?

-Как он выглядит?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аккуратный, шерсть, хищник, медвежьими.

Расправляет, наводить туалет, обязательно, устраивает, наведет порядок, добывает,   отыскивает и вытаскивает.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

План:

  1. Хищник.
  2. В норе.
  3. Перед охотой.

Индивидуальная помощь слабым.

АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ ОПИСАНИЕ «ТРИ ВЕСНЫ»

Цели: Развивать умение работать с текстом описания, находя в нем характерные черты.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство прекрасного, умение наблюдать за природой.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет.

            -Последний снег в апреле тает, все рады солнцу и теплу.

                         -В мае запестрела лужайка, и шмель опрокинул цветок.

-Что характерно для весны? Как она проявляется в природе?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-К какому виду мы отнесем этот текст?

-Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их с текстом.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Какие три весны описал Виталий Бианки?

-Что приносит полевая весна?

-Что отличает речную весну?

-Как названа лесная весна?

-Почему текст назван «Три весны»?

План:

  1. В поле.
  2. На реке.
  3. В лесу.

-Расскажите о каждой весны в отдельности.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Проталины, туман, зерно, насекомые, скворцы.

Укутывает, возвращает, прячет, спасает, собирает.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Индивидуальная помощь слабым.

АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ ОПИСАНИЕ «АСТРА»

Цели: Развивать умение составлять текст описание.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Способствовать общему развитию учащихся через развитие наблюдательности,

           творческой активности.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Балерина вышла, юбочка пышка,

Сборки, да оборки, складки да подкладки.

А имя у артистки небесной прописки. (Астра)

АСТРА

Осень над парком тенистым…  Ложится золото кленов на воды пруда.

Кружатся листья… Умолкли птицы…

В похолодевшее небо глядится астра, лучистая астра – звезда.

          Астру с прямыми ее лепестками с древних времен называли «звездой».

          Так  бы ее вы назвали и сами.

           В ней лепестки разбежались лучами от сердцевидки совсем золотой.

Близятся семерки. Тонкий и острый в небе созвездий колышется свет.

Астра на клумбе, душистой и пестрой,

Смотрит, как светят далекие сестры, и посылает с земли им привет.      

                                         Рождественский.

 -Что вы знает об этом цветке?

Послушайте легенду:

   «Давным-давно одному ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Париже. Растение расцвело красным лучистым цветком с желтой сердцевиной.  Увидев это растение один из ботаников воскликнул: «Астер!»,  что значит – звезда.

   Лепестки астр, как лучи звезды, расходятся во все стороны. Сохранилось еще одно предание, что астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Вот почему в тихую звездную ночь, у клумб с астрами слышится слабый шелест: это астры беседуют со своими далекими сестрами, так на них похожими.

  Белые, желтые, красные, синие, фиолетовые, со множеством оттенков, светлые и темные, бывают астры. Нет ни одного сада, где бы осенью не цвели эти цветы.»

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА

-Составим план текста:

  1. Осеннее растение.
  2. Необычные цветы: цвет, лепестки, сердцевина, стебель и лист.
  3. Красота цветов.

Справка: Астра – вид каллистефус, всего 200 подвидов этого рода. Есть однолетки и        

                многолетки, даже кустарники – омарии, растут в Австралии.

ОРФОГРАФИЧЕСАЯ ПОДГОТОВКА

Астра – звезда, цветок, цветочек.       Цвет – белый, розовый, красный, фиолетовый, синий, много оттенков.      Лепестки как лучики. Серединка – желтая, былинка. Стебель прямой и длинный. Листья узорчатые.

Какие действия совершались? Прислали, растет, росла, расцвело, увидели, выросла, слышится, беседуют.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ ОПИСАНИЕ ПО КАРТИНЕ И.ЛЕВИТАНА

«ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ»

Цели: Развивать умение  составлять текст описание по картине.

          Совершенствовать орфографическую зоркость.

          Воспитывать чувство прекрасного.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Рассмотрите репродукцию с картины. Как бы вы ее назвали? Кто ее автор?

Соотнесите стихи и картину:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. А.С. Пушкин.

 Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят. Н. Атухов.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит. А. Плещеев.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ

-Составление плана описания картины:

  1. Название, автор. (Исаак Левитан)
  2. Время года, погода.
  3. Осенний наряд парка.
  4. Настроение картины.

-Что вы знаете об авторе?

(Грустный художник, обычно в его работах чувствуется печаль, мало света и тусклые тона).

-Какое время года изображено на картине? Докажите.

(Середина осени, пасмурный день, хмурое небо, темно-серые облака)

-Опишите парк.

-Какое настроение вызывает эта картин? Почему?

-Объясните роль девушки на картине.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВСК

Подбор синонимов, эпитетов, действий.

Небо – печальное, хмурое, пасмурное, затянутое облаками.

Лес вдали – темный, сосновый, тревожный.    Осинки – молоденькие, желтые, золотые, листья трепещут на ветру.  Ветер – озорник, проказник, порывистый, принизывающий. Листья – шелестят, шуршат, шепчутся, падают. Тропинка – аллея, длинная, уходящая за горизонт.  Скамейка – старая, вросшая в землю, ветхая, подчеркивает грусть.   Цвет картины – темно-зеленый, серый, желто-золотистый, черный, контраст.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Индивидуальная помощь в построении предложений.

АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ  С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

 «ДВЕ ЛЯГУШКИ»

Цели: Показать, что описание бывает сравнительным.

           Формировать орфографическую зоркость.

            Развивать речь учащихся.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Не зверь, не птица, всего боится.

Половит мух и в воду – плюх. (Лягушка)

-Что вы знаете об этих животных?

-Почему их называют земноводными?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

Прочитайте текст.

-Что это рассказ или сказка? (Это сказка Л. Пантелеева).

-Назовите тему сказки.

-Какова ее главная мысль?

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Какими были лягушки?

-Как вели они себя в горшке?

-Чем закончилась сказка?

-Откуда взялся комок сметаны?

-Сравните двух лягушек, выделите их характерные черты характера.

ПЛАН:

  1. Жили две лягушки.
  2. В горшке.
  3. Спасение.
  4. Домой!

 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

В канаве,   храбра и сильная, трусливая и лентяйка,  забрались, погреб, прыгали, попали, со сметаной,  тонуть,  побарахталась,  дрыгала, спастись,  почувствовала, комок, сбила, выпрыгнула, поскакала.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Индивидуальная помощь слабым учащимся в построении предложений.

АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «КОШКА МАРУСЬКА»

Цели: Развивать умение передавать текст повествование.

           Формировать орфографическую зоркость.

            Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Глаза у кошки в темноте горят

И освещают кошкины дорожки.

Сквозь сад ночной пройти без фонаря

Кому-то страшно, ну а ей – ни крошки!

-О ком пойдет речь  в тексте?

Прочитайте выражения, какое из них можно взять эпиграфом к тексту?

Кошачья лапка мягка, а коготок востер.

Кошка скребет на свой хребет.

Кошка на порог, а мышка в уголок.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Прочитайте текст. Правильно ли вы выбрали эпиграф?

-Определите тип текста. Назовите его главные признаки.

-Выделите главную мысль текста.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Составление плана самостоятельно.

Индивидуальная помощь слабым:

-Сколько частей в тексте? Определите тему первой части – озаглавьте.

Зачитайте кульминацию – определите её тему.

Зачитайте развязку – определите её тему.

-У кого жила кошка?

-Как она выглядела?

-Что произошло весной? Как Маруське жилось в лесу?

-Как изменилась жизнь разбойницы с наступлением холодов?

-Как произошла встреча Никиты Ивановича и Маруськи?

-Чем все закончилось?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Охотника (какого?) деревенского Никиты Ивановича Пистончикова

Кошка (какая?) тощая, плешивая, гладкая, злющая – презлющая.

Действия кошки – ходить, поймает, осталась, отощала, свалилась, рвет, шипит, ворчит, перепутала.

Кошка – Маруська – разбойница – зверь – киса.

Действия охотника – кормил, пошел, надел, схватил, проходил, смотрит, пожалел.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Индивидуальная помощь слабым.

АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ «ЗАБОТА О ПТИЦАХ»

Цели: Развивать умение составлять текст – рассуждение, делать выводы.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство заботы и бережного отношения к птицам.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-А по двору метелица ковром шелковым стелится, но больно холодна.

 Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.

 Озябли пташки малые, голодные, усталые и жмутся поплотней…

                                                                         С. Есенин

-О чем пойдет речь в тексте?

-Какой тип текста можно использовать, суда по названию?

-Назовите признаки текста - повествования, описания, рассуждения.

-Какой вы выбираете?

 

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ДАННОМУ ПЛАНУ.

План:  1.    Зима.

  1. Птичья столовая.
  2.  Благодарность.

-В какое время года птицы нуждаются в помощи и заботе?  Опишите зиму, природу.

-Почему мы должны помогать птицам?

-Как мы можем им помочь пережить морозы?

-Какая пища нужна птицам?

Снегири, поползни любят ягоды рябины и калины.

Воробьи, голуби – семечки, кошки хлеба, пшено.

Синички – кусочки несоленого сала, подвешенных на нитке.

Можно использовать семена тыквы, березы, семена ржи и пшеницы.

-Как птицы благодарят за помощь?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Зима (какая?) холодная, морозная, долгая, длинная.

Птицы – пташки- крошки (какие?) усталые, голодные, замерзшие, веселые, сытые.

Действия птиц – чирикают, веселятся, жмутся, прячутся, слетаются, стремятся, клюют.

 

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

(Звучит мелодия леса, голоса птиц)

   Мальчик кормит птиц. Он насыпает в кормушку корм: семена  пшеницы, ржи, семечки. Птички слетаются со всех сторон. Сытая птица легко переносит морозы.

   Птицы – наши друзья. Они охраняют леса от вредителей.

   Декабрь самый тяжелый месяц года. Стоят сильные морозы. Редко появляется солнце. День становится все короче. Вспомните о птицах, им голодно и холодно. Помоги им пережить зиму, угости семенами и крошками хлеба.

   Сорока – белобока, по бокам имеет белые перья, а голова, крылья и спина – черные. Особенно красив хвост, он длинный, прямой, как стрела.

    Холодно и голодно птицам зимой. Без корма птицы слабеют и замерзают. Трескучие морозы легко добивают птиц. Многие погибаю.  Пожалейте пернатых друзей! Бросьте им семена, привяжите кусочек сала. В столовую прилетят синицы и снегири.

АНАЛИЗ РАБОТ

Каждый день, когда встаем, мы с братишкою вдвоем,,

Взяв крупы и хлебных крошек, на крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших прилетает к нам друзей.  Г. Ладонщиков.

КАК ПТИЦЫ ЖИВУТ ЗИМОЙ.

Озябли пташки малые,

                                                           Голодные, усталые

 И жмутся поплотней…

                 С. Есенин

   В лесу и в поле каждый готовится к зиме по-своему. Некоторые птицы от голода и холода улетели в теплые края. Многие птицы приспособились к зимним холодам. С нами остались зимовать воробьи, синицы, снегири, сороки, а в лесу дятлы, сойки, клесты. Нелегкая задач для птиц лесов добыть зимой еду. В холодные зимние дни птицы ищут корм в течение всего дня. Одни ищут в складках коры жуков и личинки. Другие раскапывают в поле снег, чтобы добыть хотя бы зернышко, а кто-то ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на  многих остались семена и почки.

  Наряднее становятся деревья и кусты, когда прилетают похожие на спелые яблоки красногрудые снегири.

  Синички летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любое семечко. Торопливо шныряют по веткам, отыскивая личинки бабочек, замерзшие куколки. Поедая их, они защищают лес от вредителей.

  Дятел – лесной доктор стучит длинным клювом с утра до вечера. На его стук слетаются маленькие птички, вместе подкармливаются насекомыми.

   Сойка – большая охотница до желудей, она не только их ест, но и запасает на зиму.

   Клесты – «северные попугайчики» - шелушат еловые  шишечки. Устраивают свои теплые гнезда на старых елях и выводят птенцов в сильные морозы.

   Воробьи около нас на улицах, в парках, во дворе, так и ждут, что им перепадет семечко или крошка хлеба.

   Вороны и сороки уселись на мусорный бак, ищут добычу.

   Ночуют птицы по-разному: одни на деревьях, распушив перья и прижавшись друг к другу, другие в дуплах. А синицы и воробьи укрываются под крышами, на чердаках, за наличниками окон.

   Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птичка – и тепло ей под пухом и перьями.

                                     

СОЧИНЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ

 «КЛЕСТ»

Цели: Развивать умение описывать обитателей леса.

           Показать приемы соединения разных видов текстов в одном повествовании.

           Воспитывать чувство бережного отношения к птицам.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым: - «Клё, клё клё!» - поет со свистом.      (Клест)

-Расскажите об этих птицах. (Описание)

-Чем они необычны? (Рассуждение)

Послушайте стихотворение Е. Фейерабенда:

-От мороза волки воют, гнезда с лета все пусты.

Но птенцов на старой елке в стужу вывели клесты.

Пар струится над гнездом, над еловой лапой…

Детвору своим теплом греют мама с папой.

Пролетят ворона с галкой, ахнут: «Холод лютый!

Вот закалка, так закалка у таких малюток!»

Из берлоги глянет мишка. Начинается весна.

А подросшие малышки шелушат на ели шишки –

Добывают семена.

Птицы вьют повсюду гнезда. Сколько шума, суеты!

-Вы взялись за дело поздно, - удивляются клесты.

Затаясь, на гнезда сядут птицы в зарослях лесных.

А клестам сидеть не надо – дети взрослые у них.

-Какие сведения о клестах сообщил поэт?

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА  и ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ПЛАН:

  1. Где живут.
  2. Размер и цвет оперенья.
  3. Необычный клюв. Почему?
  4. Поведение.
  5. Появление птенцов.
  6. Забота о потомстве.

-Где живут эти птицы?                Хвойный, еловый, сосновый лес.

-Как они выглядят?                      Удивительные, красно-коричневое оперенье, бурые,

                                                        небольшого размера.

-Опишите клюв.                           Загнут крест накрест, как ножницы, вылущивает,

                                                       выклевывает.                          

-Поведение.                                  Гимнасты, воздушные акробаты, висит вниз головой.

-Чем отличаются от других птиц?         Появление птенцов в середине зимы.

-Причины рождения птенцов в морозные дни: пища, теплое гнездо.

-Как  удается сохранить птенцов в мороз?       Созревают, нельзя, далеко,  издалека,  появляются,  со своего.

(Клестиха сидит на яйцах. Ей нельзя слетать с них. Они могут замерзнуть. Когда клестиха сидит, самец летает  за шишками к дальним деревьям. Одну шишку для клестихи можно и в клюве принести. Только тогда, когда появляются птенцы, клест срывает шишки со своего дерева.)

                 

-Как соединить в одном тексте описание и рассуждение?

-Какие слова – рассуждения вы должны использовать в своей работе? (почему, потому, значит, поэтому…)

                                 

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

 На занесенных снегом ветках ели ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек.

  Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят только зимой. В самый лютый мороз кормит своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями у самого ствола. Корма малышам хватает, а холода они в теплом гнезде не боятся.

АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «ПЕЛИКАНИЙ ПАССАЖИР»

Цели: Отрабатывать умение письменно передавать текст (пересказ).

          Формировать орфографическую зоркость.

          Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Неуклюжая птица возле речки живет,

Плавает, ныряет, рыбу в мешок себе собирает. (Пеликан)

-Кто такой пеликан? Что вы о нем знаете?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Чтение текста учителем.

-Определите вид текста. Докажите свое мнение.

-Главная мысль текста и его тема. (Друзья и их путешествие)

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Что интересного узнали о пеликане и его друге?

-Где жили животные?

-Что такое заповедник?

-Как общались котенок и птица?

-Что с ними однажды произошло?

-Чем закончилось путешествие?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Построение плана и орфографическая подготовка:

1. Друзья.                                     Заповедник, пеликан, встречались, ловил, сидел

2. Котенок лакомился рыбой.    Но вот, выбралась с добычей, раскрыла, не растерялся,

                                                      забрался, растянула

3. В воздухе.                                Неожиданно,  подошел,  затолкал,  взмыл

4. Путешественник.                    Летала, спрятался, опустилась, раскрыла, важно вышел

 

Пеликан, птица, друг, пернатый; котенок, он, животное, зверек.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Индивидуальная помощь слабым при построении предложений.

АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ ПО КАРТИНЕ В. Г. ПЕРОВА

«ТРОЙКА»

Цели: Развивать умение передавать увиденное.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Способствовать общему развитию учащихся через умение сравнивать,

           анализировать и обобщать.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ

-Рассмотрите репродукцию в картины  русского художника Василия Григорьевича Перова.

-Как бы вы ее назвали? Почему?

-Какие чувства и мысли вызывает у вас эта картина?

-Почему художник решил ее написать? (Родился в Тобольске в 1834 году в семье барона фон  Криденер, а Перов – это псевдоним. Учился в Москве. В его картинах скорбь русской жизни, законченная новелла о человеческом горе.)

-Какое время года изображено?

-Какими вы видите детей? Что вы можете о них сказать?

-Что выражают их лица? (Изможденные лица, как бы спрашивают: «Кто нам поможет?»)

-Кто решил облегчить их нелегкий труд?

-Какие краски преобладают на картине? Почему автор вы брал именно такие цвета?

-О чем рассказывает художник своей работой?

-Почему в царские времена использовали детский труд? Что вы можете сказать о работе детей?

Приведите примеры из художественных произведений, изображающих детский труд.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Дети  - уставшие, обездоленные, измученные.

Лица – горестные, изможденные, усталые, страдальческие.

Одежда – ветхая, старая, рваная.    

Мороз – жгучий, суровый, лютый.

Ветер – леденящий.

Ноша – тяжелая, непосильная.

Детство – лишенное радости и счастья, жгучее желание закончить работу, изнемогая от тяжести, безучастный к окружающему взгляд, фигуры детей вызывают сострадание, сочувствие к бедным детям.

                   

ЗАПИСЬ ТЕКСТА ПО ДАННОМУ НАЧАЛУ.

 

 «Сегодня на уроке русского языка мы рассматривали картину «Тройка», которую написал В. Г. Перов. Вот что я увидел на картине…

  Сумеречный морозный вечер. Снежная мгла бьет в лицо. Встречный ветер срывает одежду. Трое ребят, изнемогая, тащат в гору сани. На них большая бочка, доверху наполненная водой. Тяжелые сани раскачиваются на ухабах. Вода из бочки выплескивается через край.

АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ И РАССУЖДЕНИЕ

 «КЕНГУРУ»

Цели: Закреплять умение, различать виды текстов.

           Развивать умение соединять в одной работе разные виды текстов.

           Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кто-то в сумке носит спички, кто-то важные вещички,

Кто-то книжку и игру, а детишек … (кенгуру)

-Что вы знаете об этом животном?

-Чем оно необычно?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

Прочитайте текст. Определите его вид.

Докажите, что это повествование.

-Как сделать этот текст рассуждением? А Описание?

-Можно ли совместить в одном тексте разные виды: повествование, описание и рассуждение? Как?

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Как выглядят кенгуру?

-Где они носят детей?

-Назовите место обитания этих животных.

-Кто такие европейцы? А туземцы?

-О чем будем рассуждать? (Откуда имя)

-Что значит слово кенгуру? (Я вас не понимаю)

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

План:

1. Что за зверь?                    Крепкие, длинные ноги, крохотные передние лапки, как

                                               ходить,  удивительный, оттолкнется, перелетит, мордашка,

                                               выглядывает, заботливая, ребятишек

2. Откуда имя?                     Европейцы, Австралия, встречают, приехали, странные, зовут,

                                               значило,  туземцы, ответили

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Индивидуальная помощь слабым учащимся при построении предложений.

АНАЛИЗ РАБОТЫ

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ «ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЯБЛОНЬКИ»

Цели: Развивать умение передавать текст своими словами, уточнив представления о

           свободном диктанте.

           Формировать устойчивое внимание.

           Воспитывать чувство бережного отношения к растениям.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Я румяную матрешку от подруг не оторву.

Подожду, пока матрешка, упадет сама в траву. (Яблоко)

-Что вы знаете о яблонях?

-Как вы представляете труд садовода, который выращивает яблони?

-Свободный диктант, что это такое?

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

   Росла в лесу  дикая яблонька. Осенью упало с нее кислое яблоко. Птицы склевали его. Одно зернышко спряталось в земле.

   Всю зиму пролежало зернышко под снегом. Весной вырос маленький стебелек. Через пять лет на этом месте уже стояла красивая яблонька.

   Пришел в лес садовник. Он выкопал дерево, перенес его в сад и посадил в хорошую землю.

   Скоро садовник срезал всю зеленую верхушку дерева, оставил только пенек, расщепил его. В трещину садовник воткнул молодой побег от хорошей яблони.

   Он закрыл ранку замазкой, обвязал тряпочкой, обставил яблоньку колышками.

   Яблонька срослась с чужой веточкой. Года через три она зацвела. Осенью на этой яблоне красовались большие, сочные и румяные яблоки.

АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ХВОСТ»

Цели: Закрепить умение пересказывать большой текст со смещением происходящих  

           событий во времени.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать наблюдательности и бережное отношение к животным.

 

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Рыжая хозяйка по лесу ходила,

 Стежки-дорожки хвостом подметала.   (Лисица)

 

-Что вы знаете о лисах?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

Послушайте текст. Определите тип текста, назвав его характерные черты.

Определите тему текста (охотник и лиса).

Определите главную мысль текста (Почему у лисы хвост стал серебряным?)

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Какая погода была ночью? А утром?

-Где бежала лиса? Как она бежала? Почему?

-Что такое наст?

-Что удивительного увидел охотник?

-Что вы запомнили о реке? Почему она не замерзла?

-Что заинтересовало охотника?

-Видел ли он, как лиса обмакивала хвост в воду?

-Как писателю удалось раскрыть тайну серебряного хвоста?

Обратить внимание на то, что охотник догадался о том, как получился серебряный хвост у лисы, только прочитав следы на снегу, когда шел вдоль реки.

Составление плана текста:

1. Зима.

2. Встреча с лисой.

3. Тайна раскрыта.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Зима спустилась с гор.              Свистел, ухал, спустилась, показалось.

Удивительный хвост.                 Медленно шел, вдоль, не успела, скользнула по насту,

                                                     пылал серебром, проваливалась, удивительный.

Охотник читает следы.              Направился, прыгал, сорвалась, окунула, волосинка,            

                                                     ледяной чехольчик, посеребрила.

Зима – обманщица.                    Обманула, показала, сказочного.

ЗАПИСЬ  ТЕКСТА

АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «ТОПОЛЯ»

Цели: Развивать умение передавать содержание текста – повествования.

           Формировать орфографическую зоркость.

            Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Днем весенним в долине я землю взрыхлила, и росток тополиный сама посадила.

Я росток поливала и от ветра укрывала. Я листочки считала,

 «Подрастай, - говорила. – Будешь день ото дня ты стройнее и выше,

Ты обгонишь меня и антенну на крыше».        Н. Крахарова.

Рассмотрите иллюстрацию. Какое дерево изображено?

Что вы знаете о тополях?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

-Прочитайте текст, определите тип.

-Какая главная мысль рассказа?

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Чем радовали людей стройные тополя?

-Какую историю рассказали автору о тополях?

-что вас удивило в действиях мальчиков7

-Как бы вы поступили на их месте?

-Как вы оценивает работу мальчиков?

-Как это оценивает автор?

План рассказа:

  1. Дорогу украшают тополя.
  2. Мальчики сажают тополиную аллею.
  3. О чем думал прохожий?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

-Объясните смысл  выражений: радовали глаз, много могут сделать настойчивые руки.

-Обратить внимание на построение предложений: Они украшали местность, радовали глаз. Он узнал, что из веточки может вырасти дерево. Они высаживали свои тополя, ухаживали за ними (за деревцами).

-Подбор эпитетов: тополя ройные, история удивительная, весной ранней, утром ранним, вечером поздним, аллея чудесная, руки настойчивые.

-Опорные слова: редкость, украшали, местность, удивительную, обрезали, тополя, черенки, рассказывали, высаживали, ухаживали, сделать, станция.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Роняют пушинки с ветвей тополя, пушинки – снежинки летают, шаля.

В ладошку поймал белоснежный пушок, не тает в ладошке пушистый снежок.

Пушинки – сестрички в ладонь положу, в землю я семечко это вложу.

АНАЛИЗ РАБОТ

ИЗЛОЖЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

«МУРАВЬИ – ЗАЩИТНИКИ ЛЕСА».

Цели: Совершенствовать навыки пересказа текста повествования, используя элементы

           описания или рассуждения.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

 

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон народом дружным заселен.

Народ веселый, трудовой охотно дом построил свой.

Все что-то тащат, все снуют, стараются и не устают.

Ты видел этих силачей? Тогда скажи, дом этот чей?

-Что вы знаете о муравьях?

-Какой тип текста мы будем писать, суда по названию?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ

Прочитайте текст, верно ли вы предположили тип текста?

-Какова тема и главная мысль текста?

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-Почему в лесах стало меньше муравейников?

-Как человек приносит беду муравьям?

-Какая беда однажды пришла в лес?

-Как муравьи справились с гусеницами?

-Для чего надо охранять муравейники от разорения?

-Как по-другому можно озаглавить текст?

 

Составление план (самостоятельно)

  1. Муравейнику грозит опасность.
  2. Муравьи спасают корабельный лес.
  3. Охраняйте лес.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

-Объясните значение выражений:

корабельный лес, лесные дружинники, высотные дома, гибнуть от злых рук, произошло чудо.

-Подбор синонимов:

полчища – полки, куча, много; оголяли дубы - съедали листву, опустошали крону; вредители – вредные гусеницы,  губители; расковырял – разрушил, раскидал.

-Объяснение правописания слов:

казалось, оголяли, тащили, вредители, уничтожали, охранять, шевелилась, передвигались.

-Выделение восклицательных предложений.

-Слова для справок:

 справиться с бедой, полчища, гусеницы, произошло, дружинников, корабельный лес.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ «КРАСНАЯ КНИГА»

Цели: Совершенствовать умение составлять текст – повествование по данному плану и

           теме.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Рассмотрите иллюстрации. Что вы можете о них сказать?

-Какие растения считаются редкими и находятся под защитой?

-Почему все эти растения и животные нуждаются в охране?

-Какие меры принимают люди для защиты этих животных от вымирания?

-Послушайте отрывки из стихотворений, что они отражают?

Охраняются «Красной книгой» столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы!

                                    «Красная книга» - красная! Значит, природа в опасности!

                                      Значит, нельзя терять даже мига, все живое хранить зовет.

                                      Пусть зовет не напрасно – Красная книга!

                                                              Б. Дубровин.

Эпиграф: Берегите свою планету,

                 Ведь другой на свете нету!

                                      Я. Аким.

-Определите тему и тип работы.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ

  1. Что такое «Красная книга»?
  2. Где она хранится?
  3. Для чего была создана?
  4. Какие животные или растения занесены в нее?

Справка:   По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны

                окружающей среды.  В 1966 году была создана книга, в которую были занесены

                все исчезнувшие, исчезающие и редкие виды животных и растений нашей

                планеты. Книга стала называться – Красной книгой, ведь красный цвет – цвет

                опасности и тревоги. Красный цвет – сигнал смертельной опасности – это

                призыв к  совести каждого, спасти природу от гибели.

                  Учредил этот список редких животных и растений Международный союз  

                охраны природы и природных ресурсов. Хранится эта книга в г. Морже  в

                Швейцарии.

                    В России с 1.01.1981 г. – действует Закон об охране природы, животных и

                воздуха. Создано более 2000 заповедников, множество заказников и

                Национальных парков.

-Какие животные занесены в Красную книгу? Что вы знаете об этих животных?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Подбор эпитетов:

книга (какая?) Красная,  животные (какие?) редкие, исчезающие, вымирающие.

Подбор действий:

нуждаются, занесены, относятся, исчезают, запрещена, находится под защитой, открывают, заботятся, защищают, охраняют.

 

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Предложить на выбор:

1 группа – Составить текст повествование с элементами и описания и рассуждения.

                  Для чего была создана Красная книга?

2 группа – Составить текст повествование, используя описание некоторых видов

                   животных.

                   Итог: Эти животные будут жить на планете под охраной человека.

3 группа – Составить текст повествование, по данному началу:

                   Редкие животные занесены в Красную книгу. Они нуждаются в охране. К

                   таким животным относятся

Дополнительно:

Белый медведь обитает только в Арктике.

Синий кит на грани исчезновения.

Исчезли с лица планеты морские коровы.

Орел – беркут строит гнездо на вершине скалы.

Бобры – строители речных плотин тоже нуждаются в охране из-за своего ценного меха.

Стерх – журавль, обитающий только на болотах нашего края (Нижневартовск ого района), их около 300 особей.

Малый лебедь – красавец, живущий в тундре, очень редкий и нуждается в охране.

Во время работы звучит мелодия, звуки леса или  животных.

 АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ – ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

«ЗАЯЦ – РУСАК»

Цели: Совершенствовать умение составлять текст – повествование дополняя элементами

           описания или рассуждения  по данному плану и  теме.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Он трусишка, но с тропинки от испуга не бежал.

Уши вытянул вдоль спинки, замер серенький, дрожал. (Заяц)

-Что вы знаете о зайцах? Какие два вида зайцев обитают в нашей местности?

-Чем отличаются беляк от русака?

(Летом оба буро-серого цвета. К зиме русак чуть светлеет, а беляк резко меняет цвет меха на белый.)

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ

Прочитайте план текста:

  1. В лесу.
  2. Встреча.
  3. Заяц – русак или заяц – беляк.

-Где могут происходить события?

-Как выглядит лес, поляна?

-В какое время года? Опишите это время и природу в это время.

-Что случилось? Какая встреча произошла?

-Как выглядел заяц? Кто это был: русак или беляк?

-Какой тип текста можно использовать?

Виды текстов:

повествование                             описание                                рассуждение

                действия                               признаки                      сравнение и объяснение

                       что делал?                              какой?                          почему? зачем?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Подбор слов:

Зайка- заяц, заюшка, заинька, косой, зайчишка, трусишка, серенький, беленький.

(Какой?) Длинноухий, пушистый, короткохвостый, трусливый, дрожащий.

(Что делает?) Бежит, мчится, дрожит, стоит столбом, прячется, скрывается, объедает, меняет.

Заяц живет под кустом, питается корой берез, осин, мягкой корой ивы.

Русак обитает на полях и степях.  Днем спит, а ночью кормится.

Беляк живет в тайге или смешанном лесу.

Оба зайца от погони уходят кругами и петляют. Врагов у них много: охотники, лисы, волки, совы и орел. Во время погони зайцы могут достигать скорость до 70 км\ч.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

Можно предложить на выбор два варианта начала работы:

  1. Был теплый весенний день. Солнце сильно грело. Мы гуляли в лесу. Вдруг…
  2. Возвращались мы из леса. Вышли на полянку и увидели странные следы – два длинных и два коротких. Мы пошли по следу и раздвинув кусты, увидели…

 АНАЛИЗ РАБОТ

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ «ХИТРАЯ ЛИСИЦА».

Цели: Дать понятие о свободном диктанте и его особенностях.

          Формировать орфографическую зоркость.

          Воспитывать чувство бережного отношения к животным.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Хвост пушистый дугой,                               За деревьями, кустами

Вам знаком зверек такой?                             Промелькнуло будто пламя.

Острозубый, темноглазый.                           Промелькнуло, пробежало,

По деревьям любит лазить.                           Нет ни дыма, ни пожара.

Строит он свой дом в дупле,                                          (Лисица)

Чтоб зимою жить в тепле.

                     (Белка)

-О ком пойдет речь в тексте?

-Какой по типу будет текст?

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

  Над лисьей норой было дупло белки.

  Раз лиса легла пластом на поляне.  Любопытная белочка выпрыгнула из своей квартирки.  Она близко пробежала около лисы.  Старая плутовка лежала, как мертвая.

  Белка осмелела.  Она стала бросать в голову лисы куски коры.  Зверек так близко пробежал, что задел лисицу хвостом.

 

  Лисица вдруг вскочила. Но белка ускользнула от плутовки.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

-К какому типу относится данный текст?

-Данный текст мы будем писать в форме свободного диктанта. Как  вы понимаете это задание?

-Измените первую часть, дополнив ее своими мыслями.

-Замените слово белка родственными: белочка, зверек, рыжая, попрыгунья и т.д.

-Замените слово лиса – лисица, рыжая, плутовка, хитрюга и т.д.

-Сделайте вывод о поведении зверей.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Любопытная,  близко,  осмелела,  вскочила,  ускользнула,  пластом,  лисьей.

   

ЗАПИСЬ ТЕКСТА

АНАЛИЗ РАБОТ.

СОЧИНЕНИЕ ОПИСАНИЕ

ПО КАРТИНЕ П. П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ».

Цели: Развивать умение описывать картины художников.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Цветет сирень, благоухает.

Поселок дачный весь в цвету.

И пруд тенистый отражает

Лиловых гроздьев красоту.

                   В. Товарков.

-Определите тему сочинения.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ.

-Рассмотрите репродукцию с картины Петра Петровича Кончаловского.

-Что вы знаете о художнике? (Рисует натюрморты).

-Определите тему картины. (Сирень).

-Что вы знаете об этом растении?

-Опишите сирень, которую изобразил художник.

-Как выглядят цветы? (Кисти, гроздья, соцветия.)

-Какие тона и краски использовал Кончаловский? (сиреневый, лиловый, белый, розовато-белый). Для чего художник использовал прием контраста?

-Живые эти цветы или нет?

(Люди ломают ветки сирени из-за красивых соцветий, но пройдет 2-3 дня и цветы начнут вянуть. Умер цветок, гибнет и чахнет куст сирени.)

-что хотел сказать художник, изобразив букет сирени в корзине?

(Призывает не губить кусты сирени. Запечатлел последний миг жизни цветка, который приносил бы больше радости, если бы его не сорвали).

 -Вспомните, какие чувства, ощущения вы испытывали, глядя на цветущие кусты, букет сирени.

-Поэты, писатели и художники воспевают красоту куста сирени. Послушайте  рассказ

«Сирень».

«С сиренью связаны у нас воспоминания о весне, о чудном мае, когда пробудившаяся от зимнего сна природа укрывает деревья и кустарники свежей зеленью, засеивает луга пестрыми цветами.

 Кусты сирени с кистями душистых цветов на фоне темно-зеленых сердцевидных листьев издавна украшают сады.

  Есть города, где особенно много сирени. Весной серые стен и башни старого Таллинна сливаются с лиловыми цветами сирени. Больше всего разводят сирень в Финляндии и Норвегии. Сиреневый сад есть и в Москве, на Щелковском шоссе. Здесь растет более трехсот сортов сирени! Каждый, кто приходит сюда, залюбуется самыми причудливыми расцветками кустов – от нежно-розовых и голубых до темно-лиловых и пурпурных. Только здесь можно понять, что такое настоящая белизна. Белизна этой сирени какая-то особенно чистая, первозданная…

  О сирени рассказывается много легенд.

  Весна, смешав лучи солнца и радуги, бросала их на землю. Где падали лучи, распускались цветы – желтые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север. Когда она достигла севера, у нее остались лиловые лучи. Из них-то и выросли кусты сирени.

  Сирень вдохновляет многих поэтов и писателей.

  «Был седьмой час вечера – время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха». (А.П.Чехов)

 «Вдали едва рисуются кудрявые сиреневые леса» (И. Бунина)

 СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА.

Коллективное составление плана:

  1. Куст сирени.
  2. Описание внешнего вида куста – букета (опираясь на картину).
  3. Нравится ли вам сирень?

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

-художник, натюрморт, контраст, произведение искусства;

-кустарник, сирень;            

-сиреневый, лиловый, фиолетовый, розовато-белый;

-цветы – соцветия, гроздья, кисти, трехлистник;

-листья продолговатые сердцевидные с ровными краями, темно-зеленого цвета;

-аромат – запах, благоуханье;

-корзина- ваза, плетеная.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

  1. Описание с элементами рассуждения о вреде, который наносят люди, ломая ветки сирени.

 

  1. Описание картины.

  1. Сочинение по началу: «Сегодня на уроке мы рассматривали картину русского художника П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Эта картина написана маслом на холсте в жанре – натюрморт.»

-Индивидуальная помощь в корректировке текста.

АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

 ПО КАРТИНЕ Н. ЩЕПЕТОВОЙ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ».

 Цели: Развивать умение описывать картины художников.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство прекрасного.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Нелегко забраться туда,                                       Все лето стояли зимы ждали,

Но легко и приятно скатиться обратно.               Дождались поры – помчались с горы.

                                      (Горка).                                              (Санки).

-Определи тему сочинения и тип.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ.

-Рассмотрите картину Н. Щепетовой. Дайте ей название. Обоснуйте свой выбор.

-К какому жанру можно отнести эту картину? (бытовой)

-Выберите эпиграф к тексту.

«Мы снежную бабу лепили,                            «Мы в сугробах кувыркались,

И катались на лыжах с бугра!»                       И катались на коньках,

                       Л. Кудрявская.                           А потом в снежки играли

                                                                            И с горы скатились – ах!»

                                                                                                 А. Береснев.

-Опишите природу. Какой был день? Чем он привлек художницу?

(День ясный, солнечный, зимний, морозный, воскресный.)

-Кто герои картины? (Дети, ребята, ребятишки, детвора, девочка, мальчик, малыши, сорванцы, непоседы, шалуны.)

-Расскажите о действиях детей (Бегут, катаются, лепят, строят, скользят, сталкиваются, смеются, радуются).

-Какое настроение вызывает эта картина? Смогла ли художница передать радость детворы от ясного зимнего дня и игры на горке? Как, чем? (Веселое, радостное, смех, веселье, никто не скучает).

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА.      

-Сколько частей должно быть в тексте повествовании? (завязка, кульминация, развязка).

-Составьте план текста (самостоятельно).

Помощь слабым (выбрать заголовки, распределить по порядку): Веселье на горке. Зимний день. Было здорово!

 ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Разбор орфограмм по ходу анализа картины.

Салазки – санки, коньки, снежки, не скучали, укутаны.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Послушайте одноименное стихотворение Г.Ладонщикова.

«Как Снегурка, в шубке белой, Маша с горки едет смело.

Вася катит снежный ком – он решил построить дом.

Лена катится на лыжах, оставляя ровный след.

А за нею Бобка рыжий, только лыж у Бобки нет.

На пруду каток хороший, лед сверкает, как стекло.

На коньках бежит Алеша, и в мороз ему тепло.

Под окном Тамара с Федей лепят белого медведя.

Брат их, маленький Олег, чайной ложкой носит снег».

АНАЛИЗ РАБОТ.

СОЧИНЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

 «ГРОЗА».

Цели: Развивать умение составлять текст повествование с элементами описания.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать творческое воображение, наблюдательность.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Звучит  «Шум дождя» (фонограмма)

-Конь бежит, земля дрожит, на небе стукнет – на земле слышно. (Гром).

-Живут сестра и брат: одну все видят, да не слышат, другого всякий слышит, да не видит. (Молния и гром).

-Определение типа текста и его тему.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА.

-Выберите эпиграф. Обоснуйте свой выбор

«Идет гром с тучей – ведром,                «Дом у грома в черных тучах,

Несет дождинки – ручьи, росинки».       Там он любит подремать.

                            Н. Марзяк.                      А когда дремать наскучит,

                                                                     Начинает громыхать».         В. Попов.

-Определите части текста (рассказ). Что в каждой части должны написать?

1. Перед грозой.                   -Как выглядит природа перед грозой?

                                                 Что в ней происходит? (жара, зной, ожидание дождя,  

                                                 грозы, затишье, тишина, нет ни шороха)

2.  Начало грозы.                  –С чего начинается гроза? (лениво пробежал ветерок,

                                                 проворчал, пробормотал первый гром, постепенно заволокли,

                                                 затянули, закрыли, повисла над землей, темное, огромное,

                                                 грозное покрывало)

3. Ливень.                              –Опишите природу во время грозы.

    а) деревья                           забушевали, зашумели, склонили ветки, гнутся, ломаются,

                                                теряют листву и ветки

    б) ветер                               вихрь, сносит, уносит, загудел в вышине,  пронесся, мчится,

                                                поднимая пыль столбом

    в) капли                              робкие первые, тяжелые, сыплет дождь, ливень, стеной

    г) туча                                медленная, несется, огромная, темная, мрачная, ползет,

                                                надвигается, растет на глазах,  закрыла все вокруг

   д) гром                                проворчал, гремел, громыхал, тяжелые взрывы, пробормотал,

                                                ухнул, прогремел,

   е) молния                            сверкнула, ослепительная, мелькали вспышки, блеснула,

                                                ослепила, вспыхнула, зигзагом

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Во время разбора текста.

  От сильного зноя пожелтела трава. Была засуха, пыль стояла над полями. Вдруг показалась огромная туча. Замолкли птицы. Вдруг от леса, как передовой вестник, пробежал ветерок. Следом за ним мчится вихрь, поднимая столбом пыль на дороге. Упали первые капли дождя, и вдруг блеснула молния. Грянул гром и торжественно прокатился в воздухе. Дождь так и сыпал.  Чудесен шум дождя. Он барабанил по стеклу. Как все стало радостно вокруг.  В темном небе вспыхнула ослепительная молния. Тяжелым взрывом грохнул  весь горизонт и хлынул дождь. Он шумел и набирал силу. От мокрой земли потянуло холодом.

Отрывок из рассказа А.Чехова «Степь»

Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто.   Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колёс. Он дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звёзды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.

Егорушка, думая, что сию минуту польёт дождь, стал на колени и укрылся рогожей.

 Загремел сердито гром, покатился по небу справа налево, потом назад и замер около передних подвод.

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём; тотчас же опять загремел гром; едва он умолк, как молния блеснула так широко, что Егорушка сквозь цели рогожи увидел вдруг всю большую дорогу до самой дали, всех подводчиков и даже Кирюхину жилетку. Чёрные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу, пальцами, тянулось к луне. Егорушка решил закрыть крепко глаза, не обращать внимания и ждать, когда всё кончится.

Дождь почему-то долго не начинался. Егорушка в надежде, что туча, быть может, уходит мимо, выглянул из рогожи. Было страшно темно. Егорушка не увидел ни Пантелея, ни тюка, ни себя; покосился он туда, где была недавно луна, но там чернела такая же тьма, как и на возу. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

АНАЛИЗ РАБОТ

СОЧИНЕНИЕ ОПИСАНИЕ

ПО КАРТИНЕ И. ЛЕВИТАНА «ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА»

Цели: Развивать умение описывать картины художников, передавая свое мнение.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать наблюдательность, чувство прекрасного.

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Зимой спит, летом бежит, весной просыпается и все кругом заливает. (Река)

-Определение темы сочинения и тип.

 

АНАЛИЗ КАРТИНЫ.

-Рассмотрите репродукцию с  картины русского художника. Кто ее автор? (Исаак Ильич Левитан) (В 1897 г. написана картина)

-Озаглавьте картину. Обоснуйте  свой выбор.

-Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна. Большая вода»?

-Какие цвета и оттенки преобладают на холсте? Почему выбраны именно эти цвета?

-Какой день? (солнечный)

-Автор не показал солнце, но между тем чувствуется, что день солнечный. Чем вы можете это подтвердить?

-Опишите небо. С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

-Что изображено на переднем плане?

-Рассмотрите деревья. Почему они кажутся такими вытянутыми и изогнутыми?

-Какими красками изображены деревья и вода? Почему выбраны именно эти цвета?

-Какие чувства хотел передать Левитан, изобразив половодье?

«Природа на картине в полноте своих сил. Яркий солнечный свет становится основным средством, создающим приподнятое настроение. Так же художник стремится передать свежесть, непосредственность своего зрительного восприятия увиденного в природе. Левитан смело использует яркие, звонкие краски. Картина емкая и выразительная» - так охарактеризовал работу Левитана критик.

 «Еще недавно кругом были снежные сугробы. Река была скована льдом. Но сквозь облака все чаще проглядывало солнце, пригревало землю. Зажурчали ручьи, побежали с пригорков в реку. Все полнее и полнее становилась река. И вот она уже вышла из берегов и залила всю округу. Затопила деревни, поля, луга, кусты и деревья. Половодье наносит много вреда, живущим по берегам рек. Но и пользу приносит – ил, который остается после наводнения, удобряет почву.»

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА.

Составьте план описания. Какие характерные черты текста – описания вы знаете?

1. Началось половодье.                                         1. Представление картины.

2. Апрельский солнечный денек.                         2. Описание картины.

3.  Деревья встречают весну.                                3. Чувства, вызванные просмотром

                                                                                     картины.

-Выбор эпиграфа. Обосновать свое мнение:

«Шумит река, сильна, грозна                          «О, весна без конца и без края»…

  Всю округу залила она»…                                                   А. Блок.

                   С. Егоров.

 

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Заливает, изобразил, половодье, тянутся, отражаются, смотрятся, колышется.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

АНАЛИЗ РАБОТ.

СОЧИНЕНИЕ ОПИСАНИЕ

ПО КАРТИНЕ И. ГРАБАРЯ «СКАЗКА ИНЕЯ И ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА»

Цели: Развивать умение составлять текст описание по картине.

           Формировать орфографическую зоркость.

           Воспитывать чувство прекрасного, восхищения увиденным в природе.

 

 АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Неколючий светло-синий по кустам развешан…(иней)

-Определение типа и темы сочинения.

АНАЛИЗ КАРТИНЫ.

 -Рассмотрите репродукцию с картины. Кто ее автор?

-Какие картины Грабаря вам известны?

  Игорь Эммануилович Грабарь с детства ощущал огромную тягу к живописи. Родился он в 1871 г. в Будапеште. Работал директором Третьяковской галереи. Был пейзажистом. Что такое пейзаж? Пейзажист?

 Его картины уникальны по яркости и чистоте звучания. Своеобразие его взгляда на пейзаж заключается в умении сосредоточить внимание на одном предмете: березе, снежных бриллиантах, луче солнца, инее и передать всю значимость и яркость этих природных явлений.

 -Картина называется «Сказка инея и восходящего солнца».

-Что обозначает это название и поясняет ли оно замысел художника?

 -Рассмотрите небо. Какое оно? (голубое, как шатер, прозрачное, высокое, лазурное, бирюзовое).

-Назовите главную идею картины. (Березы и иней).

-Представьте, что вы стоите среди этой красоты. Закройте глаза и сделайте вдох. Что вы чувствуете? (свежесть, чистый воздух, морозный, бодрящий)

-Какое время суток изображено на картине? Докажите. (солнце восходящее, яркое, блестящее, светит, слепит, но не греет).

-Главные герои картины – березы. Опишите их. (стволы серебряные, блестящие, белоснежные, белоствольные, паутины ветвей, покрыты инеем).

-Художник так описывал свои березы: «Я стоял около дивной березы, редкостной по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее. Я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега,  я обомлел от фантастической красоты, какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги объединенные лазурью неба. Если бы десятую долю этой красоты передать на холсте…»

-Иней необычен, он сказочный… (серебристый, нежно-голубой, сверкает, блестит, как бриллианты).

-Какие ветки у березы? (Покрытые снегом, инеем, бахромой висят)

-Какие краски использовал художник? (белую, голубую, желтую, розовую, бледные тона, серебристый и т.д.) Для чего?

-Какое настроение создал Грабарь своей «Сказкой инея»?

«Посмотрите, сколько света, солнца, воздуха в этой картине. Кажется, ничего особенного нет, обыкновенный русский пейзаж – такой, какой можно встретить ранним морозным утром в любом уголке России. Но в этом и заключается искусство художника, в простом пейзаже увидеть самое замечательное, самое красивое и показать его людям».

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА.

Коллективное составление плана.

-О чем будет вступление? Основная часть и заключение? Назовите характерные черты текста описания.

  1. Зимнее утро.
  2. Заснеженные деревья.
  3. Сверкающий снег.
  4. Красота зимы.

Выбор эпиграфа к тексту:

«Снег осыпается с берез                          «Стоит березка в пелеринке,

 В дремотной тишине.»                              Звенит на ветках бахрома.

                    Е. Русаков                                Чем легче, тем нежней снежинка,

                                                                      Тем холодней стоит зима!»

                                                                               Г. Новицкая.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Подготовка ведется по ходу анализа картины.

Небо (какое?)….                                               Березы (какие?)…

Солнце (какое?)…                                            Иней (какой?)…

Снег (какой?)…                                                Воздух (какой?)…

Действия: раскинулось, как шатер; свети, но не греет; замерли, спят, стоят в сонной тишине; блестит, сверкает, повис кружевом; лежит ковром, покрыл всю землю;  чувства вызывает.

ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Индивидуальная помощь слабым в составлении текста и его корректировке.

Пушистым ковром покрыта земля.

Солнце осветило верхушки.

Тонкие стволы молодых берез прогнулись под тяжестью.

Все кругом спит в безмолвной тишине.

Краски и тона светлые, почти белые, создают впечатление морозного утра.

 

АНАЛИЗ РАБОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 2 класс

Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

Презентация к уроку развития речи 2 класс.

Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок развития речи 1 класс.

Тема. Общее понятие о тексте....

Урок развития речи 2 класс

Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....