Авторская программа "Русская словесность" для обучающихся 4 класса
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Хайруллина Чулпан Минталибовна

    Программа  дополнительного образования «Русская словесность» предназначена для работы с  обучающимися 4 класса по русскому языку. В программе используются богатейшие возможности изучения русского языка в формировании  речевой  культуры учащихся, развитии  лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная деятельность. 

Авторская  программа «Русская словесность» напечатана в журнале «Наука и школа» №2, в 2014 году (Издательство Института непрерывного педагогического образования Республики Татарстан, г. Набережные Челны). Рецензенты данной программы: Ямалутдинова Ф.В., ст. преподаватель кафедры филологии ИНПО РТ, г. Н. Челны;  Габбасова Р.Х., зам. директора МУ «Информационно-методический центр»; Муртазина Л.Н., методист высшей категории МУ «Информационно-методический центр» Нижнекамского муниципального района РТ.  Данная программа участвовала в 2013 году во всероссийском открытом  конкурсе «Педагогические инновации» (г. Москва) и удостоена  Диплома  I степени.

Авторская программа «Русская словесность» имеет приложение под названием «Дидактический материал для уроков и внеклассной работы по русскому языку», который во всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации» в 2013 году удостоен Диплома I степени.

 Программа «Русская словесность» реализуется с 2012 года и имеет практические  результаты, которые  показаны в Справке администрации гимназии  по апробации авторских программ, Этапах реализации программы и в подтверждающих документах.

Программа «Русская словесность» позволяет показать школьникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

   Данная программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления. Программа составлена с учётом национально-регионального компонента и содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному.

    Программа «Русская словесность» занимает важное место в решении практических задач: формируются познавательные интересы как основы учебной деятельности, углубляются и расширяются  знания учащихся по русскому языку, развивается чувство слова и бережное отношение  к нему, обогащается словарный запас детей, воспитывается чувство гордости за русский язык, вырабатываются  этические нормы речевого поведения.

     Программа  дополнительного образования «Русская словесность» содержит возможности изучения языка с фонетической (звуковой), лексической (словарем), грамматической стороны. Обращение обучающихся к истории отдельных слов и выражений позволит им внимательнее относиться к словам родного языка. Большое внимание уделяется этимологической работе со словом.

Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими.   

Дидактический материал в большинстве своём даётся в стихотворной форме, что способствует его более лёгкому усвоению и запоминанию. На занятиях используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты,  рисунки, плакаты, цифровые и электронные образовательные ресурсы  по темам занятий.

Разнообразные виды работ  с элементами занимательности открывают для детей прекрасный мир слова, учат их любить и чувствовать язык, понимать и анализировать отдельные явления и факты, вырабатывают у них внимание к своей и чужой речи.

  Разнообразные формы занятий  содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся: восприятия, внимания, наглядно-действенной, наглядно-образной,  словесно-логической форм мышления.

  Программа дополнительного образования детей «Русская словесность» составлена с учётом психологических особенностей обучающихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в общей положительной оценке себя в детском коллективе.

     Программа «Русская словесность» составлена на 35 часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю на базе гимназии-интерната №13.

   Цель программы:

-углубление лингвистических знаний, повышение общей языковой культуры школьников;

-формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности. 

  

Задачи программы

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала; выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

-обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни;

-приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

-предупреждение речевых и грамматических ошибок;

Развивающие:

-развитие языковых компетенций учащихся;

-совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

-развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

-развитие способности критически относиться к услышанному.

Воспитательные:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;

-овладение культурой межнационального общения;

-формирование социально активной личности; 

Формы занятий:

- групповые;

- массовые;

- индивидуальные.

    Виды деятельности педагога и детей:

-теоретические (рассказ, сообщение, беседа);

-практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление и отгадывание ребусов и кроссвордов, сочинение сказок, диалогов на заданную тему, подбор пословиц и поговорок; редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; защита рисунков, сообщений; презентация книги, подготовка сообщений, научный дебют, устный журнал, праздник славянской письменности,  Рождественские посиделки);

-индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к подготовке сообщения и защита его)

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

-занимательность;

-научность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся.

    Методы

- словесный;

- игровой;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

Межпредметные связи

- русский язык;

- литературное чтение;

- музыка;

- живопись;

- татарский язык;

- окружающий мир;

- краеведение.

Внутрипредметные связи

- фонетика, орфоэпия, орфография;

- лексика, орфография, этимология;

- морфология, орфография, этимология;

- морфология и стилистика.

     Оборудование и материалы

- научно-популярные книги о русском языке;

- лингвистические словари;

- тексты художественных произведений;

- олимпиадные задания;

- тесты;

- образцы сообщений, исследовательских работ;

- памятки «Работа над планом», «Как совершенствовать написанное», «Произноси  правильно»;

- материалы стенда «Учись учиться»;

- портреты учёных – языковедов;

- рисунки и творческие работы учащихся;

- магнитофон и аудиокассеты;

- компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку;

- цифровые и электронные образовательные ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_russkaya_slovesnost_4_klass.docx84.21 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

МБОШИ «ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ  №13»

Утверждена

на   педагогическом     совете                                                                                       протокол     №___ от_______                                                                                                          Директор ______ Л.Р. Мухтаров

Авторская программа  дополнительного образования

  по русскому языку «Русская словесность»

для работы с  обучающимися 4 класса

        

Учитель  начальных классов

первой квалификационной категории

Хайруллина Чулпан Минталибовна

г. Нижнекамск

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………….....3

2. Учебно-тематический план……………………………………………………..6

3. Содержание………………………………………………………………………6

4. Используемые педагогические технологии……………………………………8

5. Прогнозируемые результаты………………………………………………......10

6. Этапы педагогического контроля…………………………………..................12

7.Образовательно-воспитательная работа…………...........................................14

8.Учебно-методическое обеспечение………………...........................................14

9. Этапы реализации программы……………………………………...................16

10. Приложение 1.Материалы к занятию «День знаний»………………………18

11. Приложение 2. Материалы к занятию «Орфоэпические нормы»………….22

13. Приложение 3,4.Материалы к занятию «Возникновение письменности»..25

14. Приложение 5. Материалы к занятию «К истокам слова»............................32

15. Приложение 6. Материалы к занятию «Рождественские посиделки».........36

16. Приложение 7. Материалы к занятию «Моя фамилия».................................41

17. Приложение 8,9. Материалы к занятию «Фразеологизмы»..........................48

18. Приложение 10. Материалы к занятию «Ежели вы вежливы»................….52

19. Приложение 11. Материалы к занятию «Чтение – вот лучшее учение»......54

20. Приложение 12. Материалы к занятию «КВН»……………………………. 60

21. Приложение 13. Материалы к занятию «Мы любим сказки Пушкина»......65

22. Приложение 14. Материалы к занятию «Роль существительных»…...........69

23. Приложение 15-17. Творческие работы учащихся по теме

      «Сказки А.С. Пушкина»…………………………………………....................71

24. Приложение 18-20. Творческие работы учащихся по теме

      «Мои любимые книги»…………………………………............... ………….74

25. Приложение 21. Творческие работы по теме

      «Русский национальный костюм»…………………………………………...77

26. Приложение 22. Творческие работы по теме «Цветок астра»……………..78

1. Пояснительная записка

    Программа  дополнительного образования «Русская словесность» предназначена для работы с  обучающимися 4 класса по русскому языку. В программе используются богатейшие возможности изучения русского языка в формировании  речевой  культуры учащихся, развитии  лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная деятельность.

Авторская  программа «Русская словесность» напечатана в журнале «Наука и школа» №2, в 2014 году (Издательство Института непрерывного педагогического образования Республики Татарстан, г. Набережные Челны). Рецензенты данной программы: Ямалутдинова Ф.В., ст. преподаватель кафедры филологии ИНПО РТ, г. Н. Челны;  Габбасова Р.Х., зам. директора МУ «Информационно-методический центр»; Муртазина Л.Н., методист высшей категории МУ «Информационно-методический центр» Нижнекамского муниципального района РТ.  Данная программа участвовала в 2013 году во всероссийском открытом  конкурсе «Педагогические инновации» (г. Москва) и удостоена  Диплома  I степени.

Авторская программа «Русская словесность» имеет приложение под названием «Дидактический материал для уроков и внеклассной работы по русскому языку», который во всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации» в 2013 году удостоен Диплома I степени.

 Программа «Русская словесность» реализуется с 2012 года и имеет практические  результаты, которые  показаны в Справке администрации гимназии  по апробации авторских программ, Этапах реализации программы и в подтверждающих документах.

Программа «Русская словесность» позволяет показать школьникам, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

   Данная программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления. Программа составлена с учётом национально-регионального компонента и содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному.

    Программа «Русская словесность» занимает важное место в решении практических задач: формируются познавательные интересы как основы учебной деятельности, углубляются и расширяются  знания учащихся по русскому языку, развивается чувство слова и бережное отношение  к нему, обогащается словарный запас детей, воспитывается чувство гордости за русский язык, вырабатываются  этические нормы речевого поведения.

     Программа  дополнительного образования «Русская словесность» содержит возможности изучения языка с фонетической (звуковой), лексической (словарем), грамматической стороны. Обращение обучающихся к истории отдельных слов и выражений позволит им внимательнее относиться к словам родного языка. Большое внимание уделяется этимологической работе со словом.

Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими.  

Дидактический материал в большинстве своём даётся в стихотворной форме, что способствует его более лёгкому усвоению и запоминанию. На занятиях используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты,  рисунки, плакаты, цифровые и электронные образовательные ресурсы  по темам занятий.

Разнообразные виды работ  с элементами занимательности открывают для детей прекрасный мир слова, учат их любить и чувствовать язык, понимать и анализировать отдельные явления и факты, вырабатывают у них внимание к своей и чужой речи.

  Разнообразные формы занятий  содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся: восприятия, внимания, наглядно-действенной, наглядно-образной,  словесно-логической форм мышления.

  Программа дополнительного образования детей «Русская словесность» составлена с учётом психологических особенностей обучающихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в общей положительной оценке себя в детском коллективе.

     Программа «Русская словесность» составлена на 35 часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю на базе гимназии-интерната №13.

   Цель программы: 

-углубление лингвистических знаний, повышение общей языковой культуры школьников;

-формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.  

   

Задачи программы

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала; выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

-обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни;

-приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

-предупреждение речевых и грамматических ошибок;

Развивающие:

-развитие языковых компетенций учащихся;

-совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

-развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

-развитие способности критически относиться к услышанному.

Воспитательные:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;

-овладение культурой межнационального общения;

-формирование социально активной личности;  

Формы занятий: 

- групповые;

- массовые;

- индивидуальные.

    Виды деятельности педагога и детей:

-теоретические (рассказ, сообщение, беседа);

-практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление и отгадывание ребусов и кроссвордов, сочинение сказок, диалогов на заданную тему, подбор пословиц и поговорок; редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; защита рисунков, сообщений; презентация книги, подготовка сообщений, научный дебют, устный журнал, праздник славянской письменности,  Рождественские посиделки);

-индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к подготовке сообщения и защита его)

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

-занимательность;

-научность;

-сознательность и активность;

-наглядность;

-доступность;

-связь теории с практикой;

-индивидуальный подход к учащимся.

    Методы

- словесный;

- игровой;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

Межпредметные связи

- русский язык;

- литературное чтение;

- музыка;

- живопись;

- татарский язык;

- окружающий мир;

- краеведение.

Внутрипредметные связи

- фонетика, орфоэпия, орфография;

- лексика, орфография, этимология;

- морфология, орфография, этимология;

- морфология и стилистика. 

     Оборудование и материалы

- научно-популярные книги о русском языке;

- лингвистические словари;

- тексты художественных произведений;

- олимпиадные задания;

- тесты;

- образцы сообщений, исследовательских работ;

- памятки «Работа над планом», «Как совершенствовать написанное», «Произноси  правильно»;

- материалы стенда «Учись учиться»;

- портреты учёных – языковедов;

- рисунки и творческие работы учащихся;

- магнитофон и аудиокассеты;

- компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку;

- цифровые и электронные образовательные ресурсы.

2. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

теория

практика

Всего

1

О русском языке

1

5

6

2

История языка

2

4

6

3

Фонетика и орфоэпия

1

5

6

4

Лексика

1

5

6

5

Словообразование

1

3

4

6

Морфология

1

6

7

Итого

7

28

35

3. Содержание

Тема 1. О русском языке

Практическая работа

  • День знаний.
  • Языки – братья. Подбор пословиц и поговорок о языке (на русском и татарском языках). Объяснение смысла понравившейся пословицы.
  • Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
  • Подбор понравившихся высказываний писателей, учёных о русском языке и подготовка ответа на вопрос «На какие особенности русского языка указывают писатели, учёные?»
  • Лингвистические словари. Обучение работе с толковым, этимологическим, орфоэпическим  словарями.
  • Языковые нормы. Работа с орфоэпическим словарём. Ударение в словах.

Тема 2. История языка

Практическая работа

  • История письменности на Руси. Материалы и орудия письма. Создание славянского алфавита. Историческая роль Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица. Буквенная цифирь.
  • Работа с этимологическим словарём. Этимология слов алфавит, азбука, букварь, грамота. В каком значении употребляется слово грамота в наше время?
  • Работа с этимологическим словарём. Происхождение названий месяцев, школьных вещей и атрибутов школьной жизни.
  • Беседа «Письменность и книга на Руси»  
  • Поисковая работа. Появление буквы ё в русском алфавите.
  • Перевод древних текстов.   Конкурс  на лучшего переводчика.
  • Конкурс на лучший кроссворд.
  • Игра – конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – 2015».
  • Защита сообщений по теме « Выдающиеся учёные - языковеды».

Тема 3. Фонетика и орфоэпия

Практическая работа

  • Знакомство с памятками «Произноси правильно».
  • Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.
  • Конкурс скороговорок.
  • Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы. Нахождение нарушения орфоэпических норм.
  • Работа с текстом. Анализ стихов. Фонетические средства выразительности. Определение роли звукозаписи.
  • Рождественские посиделки.

Тема 4. Лексика

Практическая работа

  • Словари русского языка. Работа с толковым словарём. Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Поисковая работа по этимологическому словарю. Этимология названий месяцев, школьных принадлежностей. Этимология географических названий в Татарстане: местных растений, птиц и животных.
  • Конкурс рисунков по теме  «Многозначные слова».
  • Устный журнал «Ты и твоё имя».
  • Фразеологизмы.
  • Практикум по языковым нормам. Лексическая сочетаемость слов.
  • Ролевая игра по теме «Речевые нормы». (Ситуации в автобусе, трамвае, в магазине, разговор по телефону).
  • Анализ текста. Лексические средства связи предложений. Изобразительно – выразительные средства (эпитет, олицетворение).
  • Праздник «Ежели вы вежливы».

Тема 5. Словообразование

Практическая работа

  •   Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства  в русском языке (сравнение с татарским языком).
  •   Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
  •   Решение словообразовательных уравнений.
  •   Конкурс. Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев,     корнями которых являются слова солнце, друг, лес.
  • Праздник «Чтение – вот лучшее учение».

Тема 6. Морфология

Практическая работа

  • Поисковая работа по этимологическому словарю по теме «Название частей речи».
  • Переход собственных имён существительных  в нарицательные.
  • Конкурс. Прилагательные, местоимения в загадках.
  • Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений. Итоговый контроль знаний учащихся.
  • КВН
  • Праздник славянской письменности.
  • Составление лингвистической сказки.
  • Переход собственных имён существительных  в нарицательные.
  • Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
  • Изменения в распределении существительных по типам склонения.
  • Праздник «Сказки А.С. Пушкина». 

4. Используемые педагогические технологии

Используемые технологии

Новые качества учащихся

Факты результативности

 1.

Педагогика

сотрудничества

Доброжелательность, открытость, уверенность в себе, бесконфликтное поведение, комфортность, коммуникабельность, желание учиться, облагораживание души, формирование личностного отношения  

 Раскрытие духовных сил ребёнка, становление и развитие личности и её внутреннего мира: морали, культуры, красоты; активность, развитие эмоциональной сферы,  формирование духовной культуры. Активное участие школьников в творческих конкурсах, высокая мотивация в получении знаний.

    2.

Игровые технологии

Способность саморазвития, самовоспитания, наблюдательность, коллективизм, совершенствуется коммуникативный опыт, формируется отношение к социальному взаимодействию как к ценности

Усваивается в совершенстве диалектика общения, развиваются речь, организаторские и творческие способности, мышление, память, внимание, воображение, растёт познавательная активность; формируется социальная мобильность, повышается положительная мотивация обучающихся к учению

 3.

Личностно-ориентированная технология

Творческая активность, самоконтроль, самостоятельность,  развитие эмоциональной сферы, формирование личностного отношения к произведениям и событиям, формируются ключевые компетенции

Всестороннее развитие личности, взаимопомощь, формирование культуры чувств, развитие духовности, сострадания и милосердия, потребность беречь природу, формирование духовной культуры.

  4.

Развивающее обучение

Любознательность, развитие способности анализа и планирования, свобода личного выбора, способность саморазвития и самовоспитания, сознательность, повысилось качество обучения, формируются ключевые компетенции.

Формирование логического типа мышления, способного изменить свою жизнь, рост познавательной активности, раскрытие духовных сил ребёнка

 5.

Здоровьесберегающие технологии

Забота о сохранении и укреплении своего здоровья, формирование высоких морально-волевых качеств, неприятие вредных привычек

Принятие здорового образа жизни, укрепление здоровья, сохранение  работоспособности, исключение переутомления

6

Уровневая дифференциация и индивидуализация обучения

Вера в свои силы, рост познавательной активности, развитие личности, желание учиться, раскрепощение

Рост положительной мотивации к учению, создание ситуации успеха, благоприятный психологический климат

7

Информационно-коммуникационные технологии

Желание и умение пользоваться интернет-ресурсами, умение находить и отбирать информацию, анализировать и систематизировать; составление презентаций к урокам, активность, познавательность

Высокое качество обучения, формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством,  осознание полезности получаемых знаний и умений.

5. Прогнозируемые  результаты

Личностные результаты

   Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, осознание его как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества,

- появление желания к языковой и читательской деятельности;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

- развитие этических чувств (совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности вне урока;

- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов, к работе на результат;

- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в справочных материалах, в памятках);

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения практических лингвистических задач;

- извлекать необходимую информацию из литературы, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-видео-сопровождение и графическое сопровождение;

- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Коммуникативные

  Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД: 

- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

-применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

6. Этапы педагогического контроля

Название тем

Формы и методы обучения

Формы контроля

О русском языке.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа со словарями.
  3. Практическая работа в группах.

Знание пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

Языковые нормы.

  1. Работа с орфоэпическим словарём.
  2. Орфоэпические нормы.
  3. Самостоятельные исследования.

Выполнение заданий в ролевых играх по созданию ревой ситуации «Разговор по телефону», «Разговор в магазине», «Разговор в автобусе, трамвае, на улице».

Знание языковых норм.

 История языка.

Слово учителя о языке и его роли в жизни человека.

Сообщения учащихся.

Работа в группах.

Практикумы с элементами   поиска, исследования и анализа языковых единиц.

4

История письменности на Руси.

 Слово учителя.

 Сообщения учащихся.

 Работа в группах. 

Запись в тетрадь основных положений из сообщений учащихся.

Перевод древних текстов.   Конкурс  на лучшего переводчика.

5.

 «Русский медвежонок – 2015».

Слово учителя.

Индивидуальная работа.

Выполнение творческих заданий  в конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок – 2015».

6.

История языка

Слово учителя.

Работа с лингвистическими словарями.

Конкурсные выступления учащихся.

Составление кроссвордов

7.

Выдающиеся учёные - языковеды».

Слово учителя.

Работа с лингвистическими словарями, научно-популярными книгами о русском языке, Интернет-ресурсами.

Конкурсные выступления учащихся.

Устное выступление с   использованием ключевых слов и выражений.

      8

Фонетика и орфоэпия.

Наблюдение за речью дикторов местного телевидения, языком рекламы.

Анализ языковых явлений.

Анализ текста.

 Практикум.

Самостоятельные исследования

Конкурс скороговорок.

Знание языковых норм и нахождение нарушения их в СМИ.

Нахождение фонетических средств выразительности и  определение их роли.

   9

Словообразование.

Практическая работа в парах

Группирование слов

Анализ языковых явлений

Работа со словарями

Самостоятельные исследования

Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев,     корнями которых являются слова солнце, друг, лес.

10

Морфология. Название частей речи.

Поисковая работа по этимологическому словарю по теме.

Наблюдение, анализ, обобщение языковых явлений

Назначение лингвистических словарей, умение пользоваться   этимологическим словарём

11

Морфология

Практическая работа в парах

Группирование слов

Анализ языковых явлений

Работа со словарями

Самостоятельные исследования

Составление лингвистической сказки

7. Образовательно-воспитательная работа

Мероприятие, форма проведения

Сроки

1

Праздник «День знаний»

Сентябрь

2

Составление генеалогического древа.

Проект «Откуда пошла моя фамилия»

Октябрь

3

Участие во Всероссийской игре по языкознанию «Русский медвежонок - 2015».

Ноябрь

4

Еже ли вы вежливы.

Рождественские посиделки.

Декабрь

5

Ты и твоё имя

Январь

6

Чтение – вот лучшее учение

Февраль

7

КВН по теме «Части речи»

Март

8

Сказки Пушкина

Апрель

9

Праздник славянской письменности и культуры

Май

8. Документы и материалы, с учётом которых составлена программа

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Типовые правила для работников УДО.
  3. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
  4. Морозова М.М. Методические рекомендации по организации внеклассной работы по русскому языку. /М.М. Морозова// Виды внеклассной работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1998. – 269с.
  5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. /Л.Т. Григорян. – М.: Просвещение, 1988. – 204с.
  6. Акимова М.К., Козлова В.М. Способность и одарённость. /И.В. Дубровина// Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. – 190с.

9. Учебно-методическое обеспечение программы

1. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 2015

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 2011

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург,АРГО, 2009

4. Волина В. В. Русский язык в рассказах,  стихах. - М.: АСТ, 2013

  5.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии.-  М.:  Просвещение, 2011

6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г. и др. – Донецк,  ПКФ   «БАО», 2007

  7. Журналы: «Начальная школа», «Весёлые картинки», «Мурзилка».

8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах.- М.: Просвещение, 2012

 9.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4). - М.: Владос, 2013

10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. - Ростов-на-Дону, 2014

11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для уча-  щихся 1-4 классов.-  Самара,  СамВен, 2015

12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. - М.: Просвещение, 2012

13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: РИО «Самовар», 2014

14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! -  М.: РИО «Самовар», 2014

15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! -  М.: РИО «Самовар», 1995 г.

16. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. - М.: Просвещение,  2009.

17.  Львова С.И. Язык в речевом общении. - М.: Просвещение, 2008

                                            Лингвистические словари

1.  Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тома – М.: Олма-пресс, 2002

2.  Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка в двух томах. - М.: Астрель, 2007

3.  Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. - М.: Русский язык, 2010

4.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: 2011

5.  Педчак Е.П. Орфоэпический словарь.– М.: Феникс, 2011

6.  Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь.– М.: Астрель. АСТ, 2013.

7.   Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2010.

8.  Тихонов А.Н. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: АСТ. Астрель, 2001.

9.  Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2007

10. Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 2004

 

Мультимедийное оборудование 

1. Мультимедийные обучающие программы и электронное приложение к учебникам по основным разделам курса русского языка, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка, электронные библиотеки по курсу русского языка, создающие  новую образовательную среду, направленную на  интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, отработку общеучебных умений, предполагающих овладение способами деятельности, формирующих познавательную, информационную и коммуникативную компетенции, развивающие умения работать с различными типами информации и её источниками:

 - http://schools.keldysh.ru  - Школьные страницы
-
http://www.edic.ru – Большой энциклопедический и исторический словари
-
http://www.megaboo.ru – Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

 - http://www.rusedu.ru - Тесты по русскому языку
-  
http://www.samsdam.net/ruslang/ - Тесты по русскому языку

Приложение 1

Материалы к занятию   «День знаний»

Цель:

-воспитание интереса к учебной и познавательной деятельности, создание ситуации успеха у каждого ребёнка;

-расширение и углубление программного материала;

-выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

Оборудование:

-плакаты на тему «Школа»,

-рисунки учащихся на тему «Мой любимый предмет»,

-книжная выставка «Хочу всё знать»,

-грамзапись «Маленькая страна».      

Ход занятия

1.Слово учителя: Я очень рада вас видеть, дорогие мои ученики. Я поздравляю вас с Днём знаний! 1 сентября - торжественный и важный день: мы встретились друг с другом после долгих летних каникул и пришли учиться в родную школу.

                    Средь многих воскресений

                    И особых дней в году

                    Есть обычный день осенний

                    В главном праздничном ряду.

                    По одной простой примете узнаём мы этот день:

                    По идущим в школу детям городов и деревень.

                    И пускай немало славных разных дней в календаре,

                    Но один из самых главных -  самый первый в сентябре!

Школа стала для вас вторым домом, вы нашли много новых друзей, получили хорошие и отличные знания.  Мы с вами продолжим путешествие в страну знаний.  Я передам вам, мои дорогие ученики, все свои знания,  я  научу  вас  учиться,  чтобы вы  выросли  умными, добрыми, трудолюбивыми.

                                   И сегодня в этот час

                                   Я поведу с собою вас

                                   За полями, за горами

                                   Есть волшебная страна.

                                   В ней ждёт вас много испытаний

                                   И чудес она полна.

2. Исполнение песни на мотив "Маленькая  страна".

3.Слово учителя:  Мы продолжим  путешествовать по Стране Знаний. Сейчас ученики нашего класса прочитают стихи известных поэтов о школе, знаниях,  книгах, друзьях.

4.Литературный монтаж

         Ученик 1.      Я жду не дождусь,

                                 Когда же сентябрь

                                 И я сложу в ранец

                                Тетрадки книжки.

                                Ластик и ручку.

                                Дневник и пенал...

                                И с папой и мамой

                                Войду в школьный зал.

Ученик 2.            Хоть закончился август,  

                              Мне не спится:

                              Когда же пойду я учиться?!

                              Я ранец по дому

                              Ношу на спине.

                              Скорей бы уж в школу

                              Отправиться мне!

                              Игрушками некогда

                              Мне забавляться.

                              Я буду теперь

                              Каждый день заниматься.

Ученик 3.             Я считаю до ста,      

                              Я решаю задачу,

                              И так в школу хочу.

                              Что вот-вот я заплачу!

                              Ведь ждут меня в школе

                              Грамматика, чтение и математика,

                              Пение, труд, рисование

                              И всё школьное расписание.

                 И поверьте, ребята.

                             Ч то я не шучу -

                             В школе учиться

                             Я очень хочу!

Ученик 4.             А я напомню правила поведения в школе.

                              Утром рано просыпайся.

                              Хорошенько умывайся.

                              Чтобы в школе не зевать,

                              Носом парту не клевать.

                              Одевайся аккуратно.

                              Не играй с вещами в прятки.

                              Каждой книжкой дорожи,

                              В чистоте портфель держи.

Ученик 5.            На уроках не хихикай,

                             Стул туда - сюда не двигай.

                             Педагога уважай и соседу не мешай.

                             Не дразнись, не зазнавайся.

                             В школе всем помочь старайся.

                             Зря не хмурься, будь смелей

                             И найдёшь себе друзей.

5.Слово учителя:

Кто будет выполнять эти правила, поднимите руку. Я  вижу, все согласны с этими правилами, главное  их не забывать.

К нам сегодня в гости пришёл Буратино. Он  подготовил для вас загадки о школьных принадлежностях. Отгадаем их?

Буратино загадывает загадки.

1.Белый комочек растаял -

   На доске следы оставил. (Мел).

                            2. Новый дом несу в руке,

                                Двери дома на замке,

                               А живут в доме том

                               Ручка, книжка и альбом, (портфель)

                          3. Маленький домик мой

                              Я в портфель кладу с собой.    

                              Домик этот очень мал,          

                              Называется ... (пенал)

                           4. Я жёлтый, чёрный, красный, синий,

                               С  начинкой твёрдой в середине,

                              Я с острым ножиком дружу,

                                И что хочу, изображу, (карандаш)

                        5. То я в клетку, то в линейку,

                            Написать на мне сумей-ка!

                              Можешь и нарисовать. Кто такая я? ... (тетрадь)

.                          6.  Кто писать письмо захочет,

                                Всё, что хочет, напишу. Кто я? (ручка)

                       8.  Я всё знаю, всех учу,

                        Но сама всегда молчу,

                        Чтоб со мною подружиться,

                        Надо грамоте учиться, (книга)

6.Игра «Что изменилось?» (Учитель показывает детям несколько сказочных герое - друзей Буратино, ребята запоминают увиденное в течение нескольких секунд и опускают голову, закрывают глаза. Учитель в это время меняет некоторые предметы местами, убирает, дополняет последовательность другими предметами. По сигналу ребята открывают глаза и отгадывают, что изменилось?)

Игра «Это я. это я. это все мои друзья!».  Я буду вам задавать вопросы, а вы, когда это нужно, будете хором отвечать: «Это я. это я. это все мои друзья!». Потренируемся... Кто опрятный и весёлый рано утром мчится в школу? У кого всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки? Кто в постели целый день и кому учиться лень? А скажите мен ребятки, кто утром делает зарядку? Кто обещает не лениться, а только хорошо учиться?

7.Слово учителя.        Наш праздничный урок подходит к концу. Буратино желает вам успехов в большой Стране Знаний. Напоследок я дам вам напутствие:     Должен знать ты на "отлично":

                               Драться в школе - неприлично!

                               Чтобы был всегда ты весел,

                               Больше пой хороших песен.

                               Чтобы был всегда здоров.

                               Кашу ешь, кефир и плов..

                               Слушай папу, слушай маму

                               И  учительницу тоже...

                               Если выполнишь наказ,

                               В пятый перейдёшь ты класс!

Родителям я хочу пожелать: детям всегда во всём помогать, в школу с утра ребёнка собрать, напутствия вовремя добрые дать, умную книжку успеть прочитать, а в выходной не забыть погулять, чтобы болезней всех избежать, надо ещё детей закалять, собрания также все посещать, школе по мере сил помогать. А главное - без сомненья - желаю я вам терпенья!

8. Подведение итогов занятия.

Приложение 2

Материалы к занятию по теме «Орфоэпические нормы»

Цель: 

- обучение языковым нормам (орфоэпическим)  русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств обучение нормам;

-развитие речи учащихся и языкового чутья, потребности в речевом самосовершенствовании; способности критически относиться к услышанному;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности;

-использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности  и повседневной жизни;

-приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

Оборудование:

       1. Львова С.И. Язык в речевом общении. - М.: Просвещение, 2012

2.  Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. - М.: Феникс, 2011.

3.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: 2011.

4. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – М.: Просвещение, 2008.

Ход занятия

1. Слово учителя. Тема и цель занятия.

2. Практическая работа.  Произношение скороговорок.

-Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

-Три двороруба на трёх дворах дрова рубят.

-На дворе трава, на траве дрова.

-Шла Саша по шоссе.

- Щётка у чушки, чешуя у щучки.

3.  Игра «Перекличка городов», которая заключается в следующем. Ученики сочиняют заранее текст «радиопередачи» в 5-6 предложений о каком-либо городе. В тексте должно быть побольше слов со звуком г. Выбранный из учеников класса диктор устанавливает очерёдность. Он начинает перекличку: «Говорит город Нижнекамск», затем один из учащихся читает свой текст, а остальные следят за содержанием текста и произношением дикторов из разных городов. И содержание, и чтение текста оценивают сами учащиеся.

4. Обучение языковым нормам.

Орфоэпические нормы: 

- правильная постановка ударения в словах: алфавит, досуг, квартал, жалюзи, звонишь, свёкла, силос, шофёр, щавель, столяр, цемент, торт - торты, мант - манты;

- произношение согласных в словах: что, чтобы, его, скворечник, конечно, пустячний, яичница;

- произношение согласных (твёрдо-мягко) в словах: кашне, модель, свитер, теннис, шоссе, компьютер; музей, текст, тема.

- произношение глаголов женского рода в прошедшем времени: ожить - ожил – ожила - ожили, дать – дал – дала - дали, понять – понял – поняла - поняли, начать – начал – начала - начали, создать – создал - создала - создали, ожить -ожил – ожила - ожили; снять –снял –сняли –сняла, спать –спал –спали –спала.

Грамматические нормы:

-употребление слова «играть».

(В литературной речи нет слова «играться», а есть слово играть. Нельзя говорить я « играюсь», ты « играйся». Надо сказать: я играю, ты играй и т.д.

-употребление слова «ляг –лягте».

Задание. Вставьте место точек слова  ляг, лягте. Придумайте сами предложения со словами ляг, лягте.

1.У Володи заболела голова. Мама сказала ему: «Пойди … в постель»

2. Однажды вечером бабушка говорит: «Сегодня, ребята, …. на сеновале».

5. Практическая работа.  Прочтите, употребив слова «понял, поняла, поняли». Следите за ударением.

      Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все…?» Одна девочка сказала: «Я не…». «А ты, Вася, …?»  «Да, …», - ответил он. «Объясни, как ты …». Вася объяснил. «Вот теперь все …», - сказала учительница.

5. Лексическая работа.

-Определение значения слова «ожил» по толковому словарю.  Прямое и переносное значение. Составление словосочетаний  и предложений со словом. Правильное произношение слова в разных грамматических формах.

(Слово «ожил» интересно с лексической, орфографической и орфоэпической стороны: оно употребляется в переносном значении, в нём имеется орфограмма жи и разноместное ударение в различных грамматических формах. Все три стороны заслуживают равного внимания при работе со словом. Ученики встречаются с ним в словосочетаниях  «ожил лужок»,  «ожила роща», «ожили улицы»).

- Определение значения слова «чернила» по толковому словарю. Грамматическое значение слова. Употребление с существительными во множественном числе. Составление словосочетаний и предложений с данным словом.

 (Слово «чернила» употребляется только во множественном числе, поэтому надо говорить: красные, фиолетовые, синие, черные чернила; нет чернил, пишу чернилами.)

6. Практическая работа. Читая стихотворения, вместо точек вставьте  нужное слово.

                          Мама сразу узнает,

                          Учу ли я уроки:

                          Если выучен урок,

                          Всегда в … щеки. (А. Барто)

                          Мыло, мылом,

                          Мылом, мылом

                          Умывался без конца.

                          Смыл и ваксу,

                          И …

                          С неумытого лица. (К. Чуковский)

7. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся классов компенсирующего обучения. Разработала Коротеева М. А.

В данной разработке представлена система работы педагога-психолога с обучающимися в классах компенсирующего обучения....

"Авторская сказка" Тест.3 класс.

Тестовая работа по теме "Авторская сказка" в виде презентации. Учащиеся за несколько минут смогут проверить знания по теме и оценить свои достижения. К презентации прилагается карточка ученика....

«Создание благоприятной воспитательной среды как фактора развития успешности каждого обучающегося класса»

Педагогический проект содержит пограмму внеурочной деятельности "Дружный класс" для учащихся 3 класса...

Авторские упражнения для обучающихся с ОВЗ.(ссылка)

Авторские упражнения для обучающихся с ОВЗ....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Ладошки»

Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.Основные задачи:Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый...