АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Ладошки»
план-конспект

 Селищева Татьяна Викторовна

Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.

Основные задачи:

  1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».
  2. Реконструкция полноценного общения с ближайшим окружением, формирование социальных навыков.
  3. Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия.
  4. Развитие тактильного восприятия, чувствительности.
  5. Формирование эмоциональной сферы, социальных эмоций и эмоционального реагирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ladoshki.pptx144.77 КБ
Microsoft Office document icon programma_ladoshki_2.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска» АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА « Ладошки» Автор-составитель педагог-психолог Селищева Т. В., высшая квалификационная категория

Слайд 2

Актуальность: Социально – психолого - педагогическое обеспечение социализации и организации поведения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в специально созданной социальной среде. Формирование первого социального опыта посредством сенсомоторного и социально-коммуникативного развития, основанного на доступной игровой деятельности.

Слайд 3

К урс коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ТМНР, основан на методе синтеза нескольких видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное (тактильное)

Слайд 4

Цель: Адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде. Основные задачи : 1 .Преодолевать негативизм в общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». 2.Содействовать полноценному общению с ближайшим окружением, формирование социальных навыков. 3.Развивать тактильное восприятие, чувствительности, снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия. 4.Коррекция эмоциональной сферы, формировать эмоциональное реагирование.

Слайд 5

Новизна программы: В качестве методической основы программы «Ладошки» адаптированы авторские игры и упражнения и технология Постоевой Л.Д., Лукиной Г.А. « Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет».

Слайд 6

В едущие принципы специальной педагогики и психологии: 1).Уважение к ребенку и результатам его деятельности; 2). Оздоровительная направленность – укрепление психологического здоровья в процессе развития и обучения, адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребенку в процессе игровой деятельности; 3). Систематичность и последовательность– предполагает непрерывность процесса; 4 ). Постепенность; 5). Доступность и индивидуализация– учитывает индивидуальные особенности детей. 6 ). Цикличность – предполагает повторения и последовательность.

Слайд 7

Методы и техники: а) изотерапия ; б) игротерапия ; в) просмотр видеосюжета или развивающего мультфильма; г) рассматривание рисунков; д) релаксационная терапия.

Слайд 8

Структура занятия состоит из нескольких частей: Часть 1. Вводная . Часть 2. Основная или рабочая. Часть 3. Завершающая . Участники реализации программы : ребенок, родители, педагог-психолог.

Слайд 9

Психологические диагностические методы . 1.Скрининговая диагностика. 2. П ассивное и активное наблюдение. Диагностический материал : индивидуальная диагностическая карта, которая включает ведущие диагностические критерии способствующие выявлению возникающих трудностей (сенсорное развитие, речь и коммуникация, предпосылки к учебной деятельности, эмоционально-волевое развитие).

Слайд 10

Предполагаемые результаты 1.С помощью взрослого устанавливать эмоциональный и тактильный контакт. 2.Умение различать и отзываться на свое имя. 3. Желание поддерживать совместное игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками. 4. Адекватно реагировать на просьбы взрослых, принимать их помощь. 5. Овладение речевым общением на элементарном уровне. 6.Снижение импульсивно-протестных реакций в поведении.



Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

 Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с тяжелыми

множественными нарушениями развития

«Ладошки»

Автор-составитель педагог-психолог

Селищева Татьяна Викторовна

Высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Проблема оказания адресной коррекционной психолого-педагогической помощи обучающимся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) является наиболее актуальной в коррекционном направлении, т.к до недавнего времени дети со сложной структурой дефекта считались «не подлежащими обучению», даже в специально организованных коррекционно-образовательных условиях,  соответственно, были лишены не только элементов обучения, но и социального опыта.  

Основой социальной адаптации и интеграции детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в общество является социально-психолого-педагогическое обеспечение их социализации и организация поведения в специально созданной социальной среде. Формирование первого социального опыта посредством сенсомоторного и социально-коммуникативного развития, основанного на доступной игровой деятельности.

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи обучающимся с ТМНР является психологическая коррекция. Однако, реализуя на практике психокоррекционные методы, в практической деятельности психолог нередко сталкивается с большими трудностями в связи с недостаточно разработанными методологическими аспектами и механизмами воздействия при многообразных вариантах нарушений физического и психического развития у детей и подростков.

Таким образом, для успешного осуществления психологической помощи обучающимся с ТМНР необходима совокупность основных актуальных ключевых подходов в коррекционно-развивающем сопровождении, включающих в себя эффективную и качественную стратегию и тактику психолого-педагогической помощи обучающимся с ТМНР, направленных на создание максимально комфортных условий, апробацию и реализацию программы психологической направленности с многообразными психокоррекционными игровыми методами, способами и средствами.

Поэтому в программе «Ладошки» представлен курс коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ТМНР начиная с 7 - летнего возраста, положен метод синтеза нескольких видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное (тактильное) т.е содержание игр и упражнений направлено в процессе занятия на взаимодействие с различными материалами, что создает и открывает для ребенка окружающую среду с разным сторон.

Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.

Основные задачи:

  1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».
  2. Реконструкция полноценного общения с ближайшим окружением, формирование социальных навыков.
  3. Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия.
  4. Развитие тактильного восприятия, чувствительности.
  5. Формирование эмоциональной сферы, социальных эмоций и эмоционального реагирования.

Новизна программы:

В качестве методической основы программы «Ладошки» адаптированы авторские игры и упражнения и технология Постоевой Л.Д., Лукиной Г.А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет».

В процессе разработке программы «Ладошки» учитывались ведущие принципы специальной педагогики и психологии:

1).Уважение к ребенку и результатам его деятельности;

2).Оздоровительная направленность – укрепление здоровья в процессе развития и обучения, адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребенку в процессе игровой деятельности;

3).Систематичность и последовательность – предполагает непрерывность процесса;

4).Постепенность;

5).Доступность и индивидуализация – учитывает индивидуальные особенности детей.

6).Цикличность – предполагает повторения и последовательность.

Методы и техники:

а) изотерапия;

б) игротерапия;

в) просмотр видеосюжета или развивающего мультфильма;

г) рассматривание рисунков;

д) релаксационная терапия.

Структура занятия состоит из нескольких частей:

Часть 1. Вводная.

Основная цель - настроить ребенка на совместную работу с психологом и родителем посредством установления контакта. При этом использовать эмоционально-тактильное и вербальное приветствие.

Часть 2. Основная или рабочая.

Включает арттерапевтический метод изотерапия и терапию с помощью движений, т.к у большинства детей с ТМНР отмечаются моторная неловкость, скованность или двигательные и эмоционально-аффективные стереотипии, специфически выраженные привычки, ритуалы, требующие применения методов коррекционного воздействия (замещения, прерывания, переключения, трансформация и подкрепления).

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего коррекционно-развивающего занятия.

Часть 3. Завершающая.

Основная цель - создание у ребенка положительных эмоций от совместной работы на занятии и взаимодействия с взрослыми.

Участники реализации программы: ребенок, родители, педагог-психолог.  

Занятия желательно проводиться в присутствии родителей  для  улучшения  взаимодействия в детско-родительских отношениях и повторения, закрепления полученного опыта в домашних условиях.

Форма проведения: индивидуально, малая подгруппа.

Период проведения и продолжительность занятия: 2 раза в неделю по 20-25 мин.

Психологические диагностические методы.

Перед тем, как приступить к проведению коррекционно-развивающих занятий, необходимо провести скрининговую диагностику, которая предусматривает пассивное и активное наблюдение. В процессе ее проведения выявляются наиболее выраженные нарушения в эмоционально-поведенческой сфере и социальной адаптации ребенка, связанные с социально-медико-психологическими факторами, вызывающие дезорганизацию в деятельности и развитии ребенка.

Диагностический материал: индивидуальная диагностическая карта, которая включает ведущие диагностические критерии способствующие выявлению возникающих трудностей  (сенсорное развитие, речь и коммуникация, предпосылки к учебной деятельности, эмоционально-волевое развитие).

Предполагаемые результаты

1.С помощью взрослого устанавливать эмоциональный и тактильный контакт.

2.Умение различать и  отзываться на свое имя.

3. Желание поддерживать совместное игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

4. Адекватно  реагировать на просьбы взрослых, принимать их помощь.

5. Овладение речевым общением на элементарном уровне.

6.Снижение импульсивно-протестных реакций в поведении.

Список используемой литературы

1. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.

2. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.

3. Модель психолого-педагогической помощи  детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.В. Рязановой, Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2011. – 80 с.

4. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2014. - №3. С. 38-43.

Календарно-тематический план адаптированной программы «Ладошки»

Тема

Содержание

Период

проведения

Кол-во

часов

1.

Занятие «Дельфин»

Приветствие.

Упражнение «Капелька»

Изотерапия «Дельфин»

Видеосюжет «Дельфины тренируются»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

1 неделя октября

2

2.

Занятие

«Осьминоги»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Морской аквариум»

Изотерапия «Дружный осьминог»

Упражнение «Игра с волной»

Просмотр м\ф «Веселый осьминог»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

2 неделя октября

2

3.

Занятие «Божья коровка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Божья коровка»

Изотерапия

««Божья коровка»

Упражнение «Божьи коровки, бабочки, кузнечики»

Игра «Слушай свое имя» Прощание

3 неделя октября

2

4.

Занятие «Гусеница»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр развивающего м\ф

«Гусеница и бабочка»

Упражнение «Гусеница»

Изотерапия

«Гусеница»

Упражнение «Гусеница»

Игра «Большая гусеница»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

4 неделя ноября

2

5.

Занятие «Бабочка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

 Видеосюжет «Мир бабочек»

Упражнение «Бабочка»

Изотерапия

«Бабочка»

Упражнение «Гусеница превращается в бабочку»

Игра «Большая гусеница»
Прощание

«Отдохнули, поиграли»

5 неделя ноября

2

6.

Занятие «Медвежонок»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Медвежонок мечтает»

Изотерапия

«Медвежонок»

Упражнение «Расскажи и покажи»

Игра «Добрый медвежонок»

Видео релаксация «Мишутка»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

1,2 неделя декабря

2

7.

Занятие «Котенок»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Котенок»

Изотерапия

«Кошка»

Упражнение «Зарядка для котят»

Просмотр м\ф «Котенок и веселый гараж»

Игра «Ласковая мама»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

3 неделя декабря

2

8.

Занятие «Птичка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Полет»

Изотерапия

«Птичка»

Упражнение «Перелет»

Видео познавательный сюжет «Про птиц»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

4 неделя декабря

2

9.

Занятие «Петушок»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение

«На птичьем дворе»

Изотерапия «Петушок»

Упражнение «Петух»

Игра «Ласковая мама»

Просмотр м\ф «Петя петушок»
Прощание

«Отдохнули, поиграли»

2 неделя января

2

10.

Занятие «Роза»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Волшебные цветы»

Изотерапия «Цветы»

Упражнение «Аромат розы»

Видео релаксация «Как расцветает роза»

Игра «Добрые слова»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

3 неделя января

2

11.

Занятие

«Ветка рябины»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Чудесное дерево»

Изотерапия «Рябина»

Упражнение «Воздушные волны»

Просмотр видеосюжета «Зимняя рябина»

Игра «Слушай свое имя»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

4 неделя января

2

12

Занятие               «Совушка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр м\ф «Мудрая Сова»

Упражнение «Прогулка»

Изотерапия

«Сова»

Упражнение «Филин»

Игра «Ласковая мама»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

5 неделя января

1 неделя февраля

2

13

Занятие

«Лягушка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр м\ф «Лягушка и её друзья»

Упражнение «Лягушонок»

Рисование «Милая лягушка»

Упражнение «Лягушата»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

3 неделя февраля

2

14

Занятие   «Павлин»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Видеосюжет «Павлин на прогулке»

Упражнение «Перышко»

Изотерапия «Чудесный павлин»

Упражнение «Павлин»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

4 неделя февраля

2

15

Занятие «Одуванчики»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр видеосюжета «Одуванчик распускается»

Упражнение «Замечательные цветы»

Изотерапия «Одуванчик»

Игра «Одуванчик»

Игра «Добрые слова»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

5 неделя февраля

1 неделя марта

2

16

Занятие «Грибы»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Видеосюжет «Грибы на поляне»

Упражнение «Примирение с другом»

Изотерапия «Гриб»

Упражнение «Грибы»

Игра «Добрый медвежонок»
Прощание

«Отдохнули, поиграли»

2,3 неделя марта

2

Всего: 32 часа.

3 неделя января


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

     Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный м...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариа

Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию иинтеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессеявляетс...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Коррекционные занятия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (в

Большую роль в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР играет чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной д...

Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 1 класс

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯПРОГРАММА РАЗВИТИЯобучающегося с интеллектуальными нарушениями(вариант 2)1 класса...

Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...