АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития «Ладошки»
план-конспект

 Селищева Татьяна Викторовна

Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.

Основные задачи:

  1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».
  2. Реконструкция полноценного общения с ближайшим окружением, формирование социальных навыков.
  3. Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия.
  4. Развитие тактильного восприятия, чувствительности.
  5. Формирование эмоциональной сферы, социальных эмоций и эмоционального реагирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ladoshki.pptx144.77 КБ
Microsoft Office document icon programma_ladoshki_2.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска» АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА « Ладошки» Автор-составитель педагог-психолог Селищева Т. В., высшая квалификационная категория

Слайд 2

Актуальность: Социально – психолого - педагогическое обеспечение социализации и организации поведения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) в специально созданной социальной среде. Формирование первого социального опыта посредством сенсомоторного и социально-коммуникативного развития, основанного на доступной игровой деятельности.

Слайд 3

К урс коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ТМНР, основан на методе синтеза нескольких видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное (тактильное)

Слайд 4

Цель: Адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде. Основные задачи : 1 .Преодолевать негативизм в общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок». 2.Содействовать полноценному общению с ближайшим окружением, формирование социальных навыков. 3.Развивать тактильное восприятие, чувствительности, снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия. 4.Коррекция эмоциональной сферы, формировать эмоциональное реагирование.

Слайд 5

Новизна программы: В качестве методической основы программы «Ладошки» адаптированы авторские игры и упражнения и технология Постоевой Л.Д., Лукиной Г.А. « Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет».

Слайд 6

В едущие принципы специальной педагогики и психологии: 1).Уважение к ребенку и результатам его деятельности; 2). Оздоровительная направленность – укрепление психологического здоровья в процессе развития и обучения, адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребенку в процессе игровой деятельности; 3). Систематичность и последовательность– предполагает непрерывность процесса; 4 ). Постепенность; 5). Доступность и индивидуализация– учитывает индивидуальные особенности детей. 6 ). Цикличность – предполагает повторения и последовательность.

Слайд 7

Методы и техники: а) изотерапия ; б) игротерапия ; в) просмотр видеосюжета или развивающего мультфильма; г) рассматривание рисунков; д) релаксационная терапия.

Слайд 8

Структура занятия состоит из нескольких частей: Часть 1. Вводная . Часть 2. Основная или рабочая. Часть 3. Завершающая . Участники реализации программы : ребенок, родители, педагог-психолог.

Слайд 9

Психологические диагностические методы . 1.Скрининговая диагностика. 2. П ассивное и активное наблюдение. Диагностический материал : индивидуальная диагностическая карта, которая включает ведущие диагностические критерии способствующие выявлению возникающих трудностей (сенсорное развитие, речь и коммуникация, предпосылки к учебной деятельности, эмоционально-волевое развитие).

Слайд 10

Предполагаемые результаты 1.С помощью взрослого устанавливать эмоциональный и тактильный контакт. 2.Умение различать и отзываться на свое имя. 3. Желание поддерживать совместное игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками. 4. Адекватно реагировать на просьбы взрослых, принимать их помощь. 5. Овладение речевым общением на элементарном уровне. 6.Снижение импульсивно-протестных реакций в поведении.



Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

 Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с тяжелыми

множественными нарушениями развития

«Ладошки»

Автор-составитель педагог-психолог

Селищева Татьяна Викторовна

Высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Проблема оказания адресной коррекционной психолого-педагогической помощи обучающимся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР) является наиболее актуальной в коррекционном направлении, т.к до недавнего времени дети со сложной структурой дефекта считались «не подлежащими обучению», даже в специально организованных коррекционно-образовательных условиях,  соответственно, были лишены не только элементов обучения, но и социального опыта.  

Основой социальной адаптации и интеграции детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в общество является социально-психолого-педагогическое обеспечение их социализации и организация поведения в специально созданной социальной среде. Формирование первого социального опыта посредством сенсомоторного и социально-коммуникативного развития, основанного на доступной игровой деятельности.

Одним из важных звеньев в системе психологической помощи обучающимся с ТМНР является психологическая коррекция. Однако, реализуя на практике психокоррекционные методы, в практической деятельности психолог нередко сталкивается с большими трудностями в связи с недостаточно разработанными методологическими аспектами и механизмами воздействия при многообразных вариантах нарушений физического и психического развития у детей и подростков.

Таким образом, для успешного осуществления психологической помощи обучающимся с ТМНР необходима совокупность основных актуальных ключевых подходов в коррекционно-развивающем сопровождении, включающих в себя эффективную и качественную стратегию и тактику психолого-педагогической помощи обучающимся с ТМНР, направленных на создание максимально комфортных условий, апробацию и реализацию программы психологической направленности с многообразными психокоррекционными игровыми методами, способами и средствами.

Поэтому в программе «Ладошки» представлен курс коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ТМНР начиная с 7 - летнего возраста, положен метод синтеза нескольких видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное (тактильное) т.е содержание игр и упражнений направлено в процессе занятия на взаимодействие с различными материалами, что создает и открывает для ребенка окружающую среду с разным сторон.

Цель: адаптация и социализация обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в окружающей среде.

Основные задачи:

  1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок».
  2. Реконструкция полноценного общения с ближайшим окружением, формирование социальных навыков.
  3. Снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта в процессе взаимодействия.
  4. Развитие тактильного восприятия, чувствительности.
  5. Формирование эмоциональной сферы, социальных эмоций и эмоционального реагирования.

Новизна программы:

В качестве методической основы программы «Ладошки» адаптированы авторские игры и упражнения и технология Постоевой Л.Д., Лукиной Г.А. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет».

В процессе разработке программы «Ладошки» учитывались ведущие принципы специальной педагогики и психологии:

1).Уважение к ребенку и результатам его деятельности;

2).Оздоровительная направленность – укрепление здоровья в процессе развития и обучения, адекватность нагрузок и требований, предъявляемых к ребенку в процессе игровой деятельности;

3).Систематичность и последовательность – предполагает непрерывность процесса;

4).Постепенность;

5).Доступность и индивидуализация – учитывает индивидуальные особенности детей.

6).Цикличность – предполагает повторения и последовательность.

Методы и техники:

а) изотерапия;

б) игротерапия;

в) просмотр видеосюжета или развивающего мультфильма;

г) рассматривание рисунков;

д) релаксационная терапия.

Структура занятия состоит из нескольких частей:

Часть 1. Вводная.

Основная цель - настроить ребенка на совместную работу с психологом и родителем посредством установления контакта. При этом использовать эмоционально-тактильное и вербальное приветствие.

Часть 2. Основная или рабочая.

Включает арттерапевтический метод изотерапия и терапию с помощью движений, т.к у большинства детей с ТМНР отмечаются моторная неловкость, скованность или двигательные и эмоционально-аффективные стереотипии, специфически выраженные привычки, ритуалы, требующие применения методов коррекционного воздействия (замещения, прерывания, переключения, трансформация и подкрепления).

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего коррекционно-развивающего занятия.

Часть 3. Завершающая.

Основная цель - создание у ребенка положительных эмоций от совместной работы на занятии и взаимодействия с взрослыми.

Участники реализации программы: ребенок, родители, педагог-психолог.  

Занятия желательно проводиться в присутствии родителей  для  улучшения  взаимодействия в детско-родительских отношениях и повторения, закрепления полученного опыта в домашних условиях.

Форма проведения: индивидуально, малая подгруппа.

Период проведения и продолжительность занятия: 2 раза в неделю по 20-25 мин.

Психологические диагностические методы.

Перед тем, как приступить к проведению коррекционно-развивающих занятий, необходимо провести скрининговую диагностику, которая предусматривает пассивное и активное наблюдение. В процессе ее проведения выявляются наиболее выраженные нарушения в эмоционально-поведенческой сфере и социальной адаптации ребенка, связанные с социально-медико-психологическими факторами, вызывающие дезорганизацию в деятельности и развитии ребенка.

Диагностический материал: индивидуальная диагностическая карта, которая включает ведущие диагностические критерии способствующие выявлению возникающих трудностей  (сенсорное развитие, речь и коммуникация, предпосылки к учебной деятельности, эмоционально-волевое развитие).

Предполагаемые результаты

1.С помощью взрослого устанавливать эмоциональный и тактильный контакт.

2.Умение различать и  отзываться на свое имя.

3. Желание поддерживать совместное игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

4. Адекватно  реагировать на просьбы взрослых, принимать их помощь.

5. Овладение речевым общением на элементарном уровне.

6.Снижение импульсивно-протестных реакций в поведении.

Список используемой литературы

1. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб.: Амфора, 2009. – 156 с.

2. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: Питер, 2006. – 168 с.

3. Модель психолого-педагогической помощи  детям школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.В. Рязановой, Д.В. Ермолаева. – М.: Теревинф, 2011. – 80 с.

4. Рязанова А.В. Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2014. - №3. С. 38-43.

Календарно-тематический план адаптированной программы «Ладошки»

Тема

Содержание

Период

проведения

Кол-во

часов

1.

Занятие «Дельфин»

Приветствие.

Упражнение «Капелька»

Изотерапия «Дельфин»

Видеосюжет «Дельфины тренируются»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

1 неделя октября

2

2.

Занятие

«Осьминоги»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Морской аквариум»

Изотерапия «Дружный осьминог»

Упражнение «Игра с волной»

Просмотр м\ф «Веселый осьминог»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

2 неделя октября

2

3.

Занятие «Божья коровка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Божья коровка»

Изотерапия

««Божья коровка»

Упражнение «Божьи коровки, бабочки, кузнечики»

Игра «Слушай свое имя» Прощание

3 неделя октября

2

4.

Занятие «Гусеница»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр развивающего м\ф

«Гусеница и бабочка»

Упражнение «Гусеница»

Изотерапия

«Гусеница»

Упражнение «Гусеница»

Игра «Большая гусеница»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

4 неделя ноября

2

5.

Занятие «Бабочка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

 Видеосюжет «Мир бабочек»

Упражнение «Бабочка»

Изотерапия

«Бабочка»

Упражнение «Гусеница превращается в бабочку»

Игра «Большая гусеница»
Прощание

«Отдохнули, поиграли»

5 неделя ноября

2

6.

Занятие «Медвежонок»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Медвежонок мечтает»

Изотерапия

«Медвежонок»

Упражнение «Расскажи и покажи»

Игра «Добрый медвежонок»

Видео релаксация «Мишутка»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

1,2 неделя декабря

2

7.

Занятие «Котенок»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Котенок»

Изотерапия

«Кошка»

Упражнение «Зарядка для котят»

Просмотр м\ф «Котенок и веселый гараж»

Игра «Ласковая мама»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

3 неделя декабря

2

8.

Занятие «Птичка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Полет»

Изотерапия

«Птичка»

Упражнение «Перелет»

Видео познавательный сюжет «Про птиц»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

4 неделя декабря

2

9.

Занятие «Петушок»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение

«На птичьем дворе»

Изотерапия «Петушок»

Упражнение «Петух»

Игра «Ласковая мама»

Просмотр м\ф «Петя петушок»
Прощание

«Отдохнули, поиграли»

2 неделя января

2

10.

Занятие «Роза»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Волшебные цветы»

Изотерапия «Цветы»

Упражнение «Аромат розы»

Видео релаксация «Как расцветает роза»

Игра «Добрые слова»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

3 неделя января

2

11.

Занятие

«Ветка рябины»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Упражнение «Чудесное дерево»

Изотерапия «Рябина»

Упражнение «Воздушные волны»

Просмотр видеосюжета «Зимняя рябина»

Игра «Слушай свое имя»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

4 неделя января

2

12

Занятие               «Совушка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр м\ф «Мудрая Сова»

Упражнение «Прогулка»

Изотерапия

«Сова»

Упражнение «Филин»

Игра «Ласковая мама»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

5 неделя января

1 неделя февраля

2

13

Занятие

«Лягушка»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр м\ф «Лягушка и её друзья»

Упражнение «Лягушонок»

Рисование «Милая лягушка»

Упражнение «Лягушата»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

3 неделя февраля

2

14

Занятие   «Павлин»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Видеосюжет «Павлин на прогулке»

Упражнение «Перышко»

Изотерапия «Чудесный павлин»

Упражнение «Павлин»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

4 неделя февраля

2

15

Занятие «Одуванчики»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Просмотр видеосюжета «Одуванчик распускается»

Упражнение «Замечательные цветы»

Изотерапия «Одуванчик»

Игра «Одуванчик»

Игра «Добрые слова»

Прощание

«Отдохнули, поиграли»

5 неделя февраля

1 неделя марта

2

16

Занятие «Грибы»

Приветствие.

(см. Занятие 1)

Видеосюжет «Грибы на поляне»

Упражнение «Примирение с другом»

Изотерапия «Гриб»

Упражнение «Грибы»

Игра «Добрый медвежонок»
Прощание

«Отдохнули, поиграли»

2,3 неделя марта

2

Всего: 32 часа.

3 неделя января


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...

Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 1 класс

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯПРОГРАММА РАЗВИТИЯобучающегося с интеллектуальными нарушениями(вариант 2)1 класса...

Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...

Авторская специальная индивидуальная программа развития обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 2 класса

Специальная индивидуальная программа развития  обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) 2 класса...

Рабочая коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (Вариант 2)

Данная программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2. Програм...

«Комплексная оценка предметных результатов освоения ФАОП русского языка, чтения, математики, мира природы и человека для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития (вариант 1) по итогам начальной школы»

Комплексная итоговая контрольная работа разработана на основе требований образовательных стандартов для учащихся с нарушенным интеллектом.Комплексная итоговая контрольная работа является способом...