Сценарный план урока по обучению грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Кочеткова Ольга Владимировна

 

филиал МОУ «Побединская средняя общеобразовательная школа» «Поплевинская начальная школа – детский сад» муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарный план урока

по обучению грамоте

 

 

 

                                              Составитель:

                                 Кочеткова Ольга Владимировна

                                              учитель начальных классов первой

                                                    квалификационной  категории

 

 

 

 

 

 

 

 

2014  год

 

Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и.

Основные понятия: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук, буква.

Формируемые УУД:

Познавательные: осмысление соответствия звука букве.

Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия , учиться быть терпимыми к чужому мнению.

Оборудование:  учебник «Азбука» под ред.Г.Горецкого,  иллюстрации: аиста, азбуки, кота, мамы, дома,  волка, звуков  [а], [о], осла,  маршрутный лист с заданиями,  карточки для самооценки солнышко и тучка.

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.     Мотивация к деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

2.     Актуализация знаний

С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках?

Игра «Соотнеси картинку и звук»

Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть  звуки [а],[о].(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома,  волка, звуков  [а],[о]).Соотнесите картинку и звук.

Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?

 

 

Звуками [а] ,[о]

 

Задание выполняют 2 учащихся у доски, осуществляется взаимопроверка.

 

 

 

 

Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.

Речевая разминка

Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник , но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова(показать). Молодцы!

Учащиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием.

 

 

Поют гласные

АО,ОА,АОА,ОАО,ОО,АА.

3.     Постановка цели и задач урока

Ребята, послушайте внимательно загадку.

Говорят, упрямый он

И не очень то умён,

Но словам таким не верь-

Это очень славный зверь.

Просто любит он покой.

Он задумчивый такой.

Какой звук в слове «осел» вы слышите первым? Он гласный или согласный? Ударный или безударный?

А как кричит осел?

Какой новый звук вы слышите?

Подумайте звук [и] гласный или согласный?

Давайте произнесем его.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему  сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?

 

 

Осёл

 

 

 

 

 

 Звук[о], гласный, безударный.

 

 

 

ИА-ИА-ИА

[и]

Гласный

 

 [И] [ и ] [и]

 

Познакомимся со звуком [и] и буквой И и.

4.     Работа по теме урока

Знакомство с буквой  И

Каждый  звук на письме обозначается буквой, а наш звук [и] на письме обозначается буквой И. Давайте узнаем, как выглядит буква И, откройте страницу 29 учебника «Азбуки»  и  посмотрите  в правый верхний угол. Что нарисовано в красном квадрате.

Какая это буква? Гласная или согласная? На что похожа буква И?

Загадка :

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик …

 Сколько слогов в слове  И-ГОЛ-КА

Какой первый слог?

Какой звук в первом слоге -и?

Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Беседа :

Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.

У каких растений есть колючие иголки?

У какого животного есть иголки?

А у какого дерева есть иголки? Молодцы!

 

 

 

 

Учащиеся открывают учебник и рассматривают как выглядит печатная буква  И заглавная и строчная.

 

Печатная заглавная и строчная буква Ии

Гласная буква

Ответы учащихся

 

Иголка

 

 

 

Три слога.

Слог –И

Звук [и]

Гласный звук, безударный, так как на него не падает ударение.

 

 

 

 

 

 

 

Кактус, роза, шиповник, малина .

 

Ежик.

Ель,сосна.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Учащиеся выполняют соответствующие действия

5.     Закрепление изученного материала

Работа по маршрутному листу

Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова Ивы.  А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте.  Молодцы!

Игра «Угадайте звук [и]»

А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете.

Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива. Молодцы! Вы справились с заданием.

Чтение буквы И.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

-Сколько здесь дощечек?

-Три!

-А какая буква?

-И! (Е.Тарлапан)

 

Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик.

Давайте  все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией.

 

 

 

 

Учащиеся ставят палец, где задание номер 2.

 

Читает читающий ученик, остальные слушают.

Учащиеся  ищут буквы и, подчеркивают их.

Всего 6 букв и.  Читают слова с буквой И: ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою.

 

 

 

 

Учащиеся выполняют действия в соответствии с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают:

И.И.И

И! И! И!

И? И? И?

6.     Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какою буквой? Буква И ,гласная или согласная? Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать, то возьмите в  правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

 

 

 

 Гласный звук [и].

 Гласной буквой И.

 

 

 

Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист   ученика (цы)__________________________________________

 

 

1.Речевая разминка. Пропойте  гласные  буквы.

 

АО                   ОА                  АОА                ОАО                 ОО                АА     

 

 

 

2. Подчеркните в стихотворении В.Берестова буквы И,и.

                Ивы

-Почему вы так красивы?

-Потому, - шепнули ивы,

Что стоим мы над рекой,

Над красивою такой.          (В.Берестов)

 

 

 

3. Прочитайте буквы И,и с различной интонацией.

 

И. И. И.

И! И! И!

И? И? И?

 

 

Наглядный материал  к уроку

 

Для самооценки

 

                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.stsenarnyy_plan_uroka_po_gramote.docx115.08 КБ

Предварительный просмотр:

филиал МОУ «Побединская средняя общеобразовательная школа» «Поплевинская начальная школа – детский сад» муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области

Сценарный план урока

по обучению грамоте

                                              Составитель:

                                 Кочеткова Ольга Владимировна

                                              учитель начальных классов первой

                                                    квалификационной  категории

2014  год

Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и.

Основные понятия: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук, буква.

Формируемые УУД:

Познавательные: осмысление соответствия звука букве.

Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. 

Коммуникативные: умение объяснять свои действия , учиться быть терпимыми к чужому мнению.

Оборудование:  учебник «Азбука» под ред.Г.Горецкого,  иллюстрации: аиста, азбуки, кота, мамы, дома,  волка, звуков  [а], [о], осла,  маршрутный лист с заданиями,  карточки для самооценки солнышко и тучка.

Ход  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Проверяют готовность к уроку

  1. Актуализация знаний

С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках?

Игра «Соотнеси картинку и звук»

Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть  звуки [а],[о].(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома,  волка, звуков  [а],[о]).Соотнесите картинку и звук.

Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?

Звуками [а] ,[о]

Задание выполняют 2 учащихся у доски, осуществляется взаимопроверка.

Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.

Речевая разминка

Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник , но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова(показать). Молодцы!

Учащиеся рассматривают маршрутный лист, знакомятся с первым заданием.

Поют гласные

АО,ОА,АОА,ОАО,ОО,АА.

  1. Постановка цели и задач урока

Ребята, послушайте внимательно загадку.

Говорят, упрямый он

И не очень то умён,

Но словам таким не верь-

Это очень славный зверь.

Просто любит он покой.

Он задумчивый такой.

Какой звук в слове «осел» вы слышите первым? Он гласный или согласный? Ударный или безударный?

А как кричит осел?

Какой новый звук вы слышите?

Подумайте звук [и] гласный или согласный?

Давайте произнесем его.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему  сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?

Осёл

 Звук[о], гласный, безударный.

ИА-ИА-ИА

[и]

Гласный

 [И] [ и ] [и]

Познакомимся со звуком [и] и буквой И и.

  1. Работа по теме урока

Знакомство с буквой  И

Каждый  звук на письме обозначается буквой, а наш звук [и] на письме обозначается буквой И. Давайте узнаем, как выглядит буква И, откройте страницу 29 учебника «Азбуки»  и  посмотрите  в правый верхний угол. Что нарисовано в красном квадрате.

Какая это буква? Гласная или согласная? На что похожа буква И?

Загадка :

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко,

А называют кораблик …

 Сколько слогов в слове  И-ГОЛ-КА

Какой первый слог?

Какой звук в первом слоге -и?

Он согласный или гласный? Ударный или безударный?

Беседа :

Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.

У каких растений есть колючие иголки?

У какого животного есть иголки?

А у какого дерева есть иголки? Молодцы!

Учащиеся открывают учебник и рассматривают как выглядит печатная буква  И заглавная и строчная.

Печатная заглавная и строчная буква Ии

Гласная буква

Ответы учащихся

Иголка

Три слога.

Слог –И

Звук [и]

Гласный звук, безударный, так как на него не падает ударение.

Кактус, роза, шиповник, малина .

Ежик.

Ель,сосна.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

Учащиеся выполняют соответствующие действия

  1. Закрепление изученного материала

Работа по маршрутному листу

Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова Ивы.  А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте.  Молодцы!

Игра «Угадайте звук [и]»

А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете.

Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива. Молодцы! Вы справились с заданием.

Чтение буквы И.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

-Сколько здесь дощечек?

-Три!

-А какая буква?

-И! (Е.Тарлапан)

Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик.

Давайте  все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией.

Учащиеся ставят палец, где задание номер 2.

Читает читающий ученик, остальные слушают.

Учащиеся  ищут буквы и, подчеркивают их.

Всего 6 букв и.  Читают слова с буквой И: ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою.

Учащиеся выполняют действия в соответствии с заданием.

Читают:

И.И.И

И! И! И!

И? И? И?

  1. Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какою буквой? Буква И ,гласная или согласная? Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать, то возьмите в  правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

 Гласный звук [и].

 Гласной буквой И.

Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке.

Маршрутный лист   ученика (цы)__________________________________________

1.Речевая разминка. Пропойте  гласные  буквы.

АО                   ОА                  АОА                ОАО                 ОО                АА      

2. Подчеркните в стихотворении В.Берестова буквы И,и.

                Ивы

-Почему вы так красивы?

-Потому, - шепнули ивы,

Что стоим мы над рекой,

Над красивою такой.          (В.Берестов)

3. Прочитайте буквы И,и с различной интонацией.

И. И. И.

И! И! И!

И? И? И?

Наглядный материал  к уроку

Для самооценки

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный план урока по обучению грамоте «Звук [а] и буква Аа, его обозначающая»

Ход урокаI. Организационный момент.Проверка готовности учащимися.II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Фронтальная работаПовторение изученного материала с использованием интерактивной до...

Сценарный план урока во 2 классе "Турнир знатоков английского языка"

Данный материал будет полезен учителям английского языка, работающим во 2 классе по УМК «Английский язык»2 («Spotlight» 2), возможно, какие-то элементы моей разработки помогут сделать ваши уроки...

Сценарный план урока музыки для 3 класса по УМК «Система Л.В.Занкова". Тема урока: "Сказки гуляют по свету"

Вид урока: комбинированный урокТип урока: урок комплексного применения знанийМетоды: объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности, практические.Форма р...

Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...

сценарный план урока и технологическая карта урока ритмики на тему: «Характер музыки и характер движения» (открытый урок проходил в рамках конкурса "Учитель года 2020")

Учебный предмет: ритмика Учитель: Очеретова О.А. Класс: 3- «В» Тема: «Характер музыки и характер движения».        Цель: Учить...

План урока по обучению грамоте по теме: «Правописание сочетания ШИ»

Цель урока: Закрепить знание учащихся о согласной букве Ш, учиться правильно писать сочетание ши, развивать речь, логическое мышление....