Конспект урока по русскому языку 4 класс "Синтаксический разбор предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Маренко Елена Викторовна

Урок по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.62 КБ
Файл презентация75.8 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4 классе, по программе

«Начальная школа 21 век».

провела Маренко Е.В.

ТЕМА: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР   ПРЕДЛОЖЕНИЯ (закрепление).

Цели: закреплять знания учащихся о предложениях, умениях выполнять             синтаксический разбор, разбор по членам предложения;

                 развивать орфографическую зоркость, речь, мышление;

                 развивать умение работать в сотрудничестве;

               воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к   природе.

Оборудование: учебник 4 класс «Русский язык»(1 часть)// под ред. С.В.Иванова;

                              карточки со словарными словами для индивидуальной работы;

                              слайды № 1 –

                              листочки со словами для построения предложений;

                              карточки – схемы предложений.

                                                    ХОД    УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. Минутка чистописания.

« Не для школы, а для жизни мы учимся».

                                                                    (Древний Рим)

                           Разбор минутки чистописания.

- Прочитайте высказывание записанное на доске.

- Как вы его понимаете?

- С точки зрения синтаксиса, что записано на доске? (Предложение)

- Что вы можете сказать об этом предложении? Какое оно?( Повествовательное, не восклицательное, распространённое , есть однородные члены).

- Назовите грамматическую основу предложения. ( мы учимся)

- Какую работу  мы провели над предложением? (Мы выполнили  синтаксический разбор предложения).

- Кто же догадался и назовёт тему нашего урока?

- Синтаксический разбор предложения.( СЛАЙД 1)

                                         Объявление целей урока.

 - Правильно, ребята. Сегодня мы будем с вами закреплять умение выполнять синтаксический разбор предложения, разбор по членам предложения. Будем работать над построением предложений.

- Откройте тетради. Запишите число, кл.работа, спишите высказывание, соблюдая каллиграфические нормы письма.

- А кто мне скажет из чего состоят предложения?( Предложения состоят из слов, связанных по смыслу.)

           -  Правильно, и прежде, чем мы начнём составлять предложения, давайте запишем слова. Но не простые, а словарные.

       III.   Словарная работа. ( СЛАЙД 2)  КАРТОЧКИ

                                                           Буква лишняя закралась

                                                           К нам в словарные слова.

                                                           Эту букву вы найдите,

                                                            И слова все запишите.

                 Сорока, помидор, огурец, воробей, ворона, морковь.

                               - На какие группы можно разделить словарные слова?

                         - Составьте предложение, используя несколько слов любой группы.

- Запишем понравившееся предложение.

Н- р: Осенью в парках на деревьях сидят сороки, вороны, воробьи.

(один у доски с комментированием, разбор по членам предложения).

- Ребята, а почему именно этих птиц можно встретить осенью? (Они не улетают в тёплые края).

- А как им живётся зимой? (Тяжело).

- Чем люди могут помочь птицам зимой?

- Не забывайте об этом, ребята.

- Давайте выполним синтаксический разбор предложения, но сначала повторим алгоритм разбора.                                               

                                                             (СЛАЙД 3)

   IV.   Работа по теме.

                -Какое предложение по цели высказывания мы записали?(повествовательное)

- Какие ещё бывают предложения?( побудительные и вопросительные)

- Какие предложения называются побудительными, какие вопросительными?

  1. Выборочное письмо  (СЛАЙД 4)
  1. – ряд повествовательные
  2. – ряд побудительные

3    - ряд вопросительные

Задание: Кто работает быстро может успеть разобрать одно предложение по членам.

- Проверяем, какие предложения вы выписали. Кто успел разобрать предложение. (проверить индивидуально)

Вывод: Какие же бывают предложения по цели высказывания?

                                              ФИЗМИНУТКА

        - Прочитайте мне ещё раз 3 предложение : Берегите наши леса.

         - А кто прочитает  с другим выражение.

         - Что изменилось в чтении 2 ученика? (Интонация.)

         - Каким же стало предложение при втором прочтении? (Восклицательным.)

         - А при первом какое было? Не восклицательное.

         - Какой знак мы поставим в конце восклицательного предложения?

(Запись восклицательного предложения на доске с комментированием).

         - Ребята, а почему надо беречь леса?

Вывод: Какие предложения бывают по интонации?

  1. А сейчас мы немножко поиграем. Игра «Поймай основу».(Устно)

- Я читаю предложения, а вы называете только грамматическую основу.

                           Осень заглянула в сады.

                          Поспевают осенние яблоки.

                         Осень покрыла деревья жёлтой краской.

                        Скоро город получит много свежих фруктов.

                        Ешьте фрукты и получайте  витамины.(?)

- Встретились ли нам предложения,  в которых нет грамматической основы?(нет)

Вывод:  Какой вывод можно сделать?(В каждом предложении есть грамматическая   основа).

- А могут ли предложения состоять только из подлежащего и сказуемого?(да)

-Как называются такие предложения?(нераспространённые)

  1. Выписать нераспространённые предложения из упр.1

                       (Самостоятельная работа с учебником).

                 (взаимопроверка; обмен тетрадями) (СЛАЙД 5)

Вывод: - Какие ещё бывают предложения?( распространённые и нераспространённые)

               - Чем отличаются?

              - Ну, что ж, мы закрепили знания обо всех категориях предложений.

- Что бы узнать насколько хорошо вы усвоили тему: «Синтаксический разбор предложений», я предлагаю вам поработать в группах.

  1.  Работа в группах.

Составить предложение. Найти схему к этому предложению и сделать синтаксический разбор.

                Блекнут травы. Рощи вспыхнули вдали. В синем небе пролетают журавли. Гаснет день. Скоро упадут тихим светом звёзды на дно реки. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски.

              Когда группы будут готовы, выходят к доске и рассказывают.

- Кто мне теперь прочтёт все предложения?

- Что за запись  у нас получилась?

- О каком времени года говорится в тексте?

- Как его можно озаглавить?

                 Списать самостоятельно в тетрадь (если времени хватит)

- Спишите текс. Не забывайте правила записи предложения.Какие?

V. Итог урока.

-        Какой теме был посвящён наш урок?

- Что же мы должны указать при  разборе предложения?

- А о каком времени года мы сегодня говорили?

- Кто любит осень? Что в этом времени года нравится?

 Домашнее задание: учебник, упр. 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 2

ФСФОФРФОФКФАФ БПБОБМБИБДБОБРБ ЗОЗГЗУЗРЗЕЗЦЗ УВУОУРУОУБУЕУЙУ КВКОКРКОКНКАК ЧМЧОЧРЧКЧОЧВЧЬЧ

Слайд 3

Алгоритм синтаксического разбора предложения Определи цель высказывания предложения. Определи интонацию предложения. Найди грамматическую основу предложения. Найди второстепенные члены предложения и определи, распространённым или нераспространённым является предложение. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

Слайд 4

С чего начинается Родина? Уж небо осенью дышало. Берегите наши леса. Любите родную природу. Что же ты, соловушка, песен не поёшь? Медленно падают берёзовые листья на воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения"

Урок  русского языка разработан для 4 класса по УМК "Школа России" с использованием ЭОР. Это первый урок  темы "Однородные члены предложения"....

конспект урока по русскому языку "Второстепенные члены предложения. Определения."

Урок русского языка знакомит детей с новым второстепенным членом предложения – определением. Урок составлен исходя из требований стандартов II поколения. (УМК «Перспективная начальная школа».)...

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения"

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Предложение – единица языка и речи".

На уроке русского языка учащиеся закрепляют умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употреблять прописную букву в начале предложения, умение распознавать подлежащие и сказуемое в пре...

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения с союзами"

Закрепление знаний о соединении однородных членов предложений с помощью союзов А, НО....

Конспект урока по русскому языку :"Однородные члены предложения"

Цели и задачи урока.Образование: научить детей находить и различать однородные главные и однородные второстепенные члены предложенияРазвивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, ...

Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения".4 класс

Урок закрепления новых знаний.ОБОБЩИТЬ  признаки однородных членов предложения;развивать умение распознавать однородные члены предложения, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью.формирова...