русский язык 2 класс. Разделительный ь знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Любарская (Байбекова) Татьяна Равилевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_razd._znak.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:  «Разделительный мягкий знак. Использование на письме.» во  2 классе.

Учитель: Любарская Татьяна Равилевна

Тип урока:  урок закрепления  нового знания
 Цели урока:

  • Предметные:
  • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;
  • Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак;
  • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • участвовать в групповом обсуждении.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

I.  Организационный этап.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
 Психологический настрой.

  • Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
  • Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

  Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

- А кто помнит, что за герой пел песню про улыбку? (включается припев песни. На доске появляется Енот)

Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

- А какие знания мы получаем на уроках русского языка?

- Чему учимся?   ( Познаём тайны родного языка.)

И сегодня нас ждут новые интересные открытия.

Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Индивидуальная.

Практический. Письмо

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение
учителя

Каллиграфическая минутка.

- Что приготовил вам енот?

- На какое правило?

- Сделайте вывод? Какова тема урока? (Правописание слов с разделительным мягким знаком.)

Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели. 

– Каких целей мы должны достичь на уроке?

– Что мы не знаем?

– Вспоминаем то, что важно для урока, открываем новые знания, применяем новые знания.

Ответы детей. (Я научусь. Я сумею. Я узнаю.)

- Прежде, чем приступить к письменной работе, давайте вспомним, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? 

- Из буквенного ряда выберете те гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

На доске: а я у ю э е щ ё и ы

- Все ли согласны с таким выбором?

- Вспомните, почем эти буквы называют “особенными”? 

- А если после согласного? 

Пишут по образцу

Ье, ьё, ью, ья,ьи

Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком.

(Разделительный мягкий знак пишется в середине слова после согласных перед гласными)

(Если стоят после разделительного мягкого знака, то обозначают два звука)

(Обозначают мягкость этого согласного)

Вырабатывают калли-графический почерк

Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем

Работа по теме урока.

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

- Мы с вами вспомнили правило, когда пишется разделительный мягкий знак. А сейчас потренируемся в написании слов с разделительным мягким знаком для того, чтобы самим не допускать ошибок.

- К нам на урок пришёл хорошо известный всем герой мультфильма. Кто он? Догадайтесь. О себе он говорит так:

Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.

- Кто же это?

На доске: появляется картинка Карлсона. (Рисунок 2)

- Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении.

- Запишем эти слова.

а) – Объясните написание разделительного мягкого знака в данных словах.

- Что показывает разделительный мягкий знак? 

- Обозначьте орфограмму.

б) - Определите количество букв звуков в словах: друзья, варенье.

а) - Устно составьте предложение с любыми из данных слов. (Ответы учащихся)

б) - Запишем предложение с комментированием:

Карлсон пьёт чай с малиновым вареньем.

- Чем полезно малиновое варенье? (Ответы учащихся)

Малиновое варенье – действительно используют как хорошее жаропонижающее и противовоспалительное средство; это очень хорошее лекарство от простуды.

Помимо этого, малиновое варенье предотвращает развитие раковых клеток; разжижает кровь.

Свежие ягоды малины – хорошо утоляют жажду и улучшают пищеварение. Это и хорошее жаропонижающее средство, а так же средство, предупреждающее развитие простудных заболеваний.

Отвар корней малины – назначают при аллергии.

А вот свежие листья малины – используют как хорошее ранозаживляющее средство (т.е. прикладывают к ранам). Видите, как много целебных свойств у малины.

в) - Синтаксический разбор предложения.

 Игра "Найди ошибки"

Енот и Карлсон завели спор. Помогите нашим друзьям исправить ошибки в тексте (работа в парах)

Подул халодный ветер. Замолчяли птицы. началась гроза. трещят ветви на деревях. По листям стучят тежёлые даждевые капли.

(Друзья, варенье, печенье, веселье, здоровье)

(Что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

(6 б., 6 зв.) (7 б., 7 зв.)

Подул холодный ветер. Замолчали птицы. Началась гроза. Трещат ветви на деревьях. По листьям стучат тяжелые дождевые капли.

Соотносят звуки
и буквы, заменяют звуки буквами на письме. Записывают слова, заменяя в них звуковые обозначения слогов буквенными. Составляют и разбирают предложение. Формируют умение находить ошибки.

Закрепление материала

Индивидуальная, проблемный, письмо, словесный, групповая

Енот принес для вас задания.

Дифференцированное задание

1 гр . с. 102 упр 274

2гр. с. 103 упр 275

3гр. с. 104 упр 280

Какое же задание принес Карлсон?

Кроссворд

1. Когда загораются звезды? (ночью)

2. Чем заставили комнату? (мебелью)

3. Чем покрыт стол? (скатертью)

4. Когда улетают лебеди (осенью)

5. Домики для пчел? (ульи)

6. Мама, папа, дети (семья)

Енот и Карлсон очень хотят знать, умеете ли составлять рассказы?

А что такое рассказ?

Давайте составим рассказ по картинкам. (слайд)

Выполняют задание. Оценивают свою работу.

Разгадывают кроссворд

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Рефлексия урока

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Наши герои решили освоить новую роль: корреспондента.

–Они просят  вас ответить на мои вопросы:

– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое  новое знание открыли?

 ( алгоритм написания разделительного знака)

– Где же пишется разделительный Ь?

  • Что удалось на уроке?
  • Что больше всего понравилось?
  • Чьим успехам смогли порадоваться?
  • За что можете себя похвалить?
  • Что было самым трудным?

– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что помогало вам в работе?

– А теперь вернемся к целям, которые мы поставили вначале урока. Оцените себя при помощи «светофора»

  • (Красный обозначает – я  не уверен в своих знаниях.
  • Зелёный – я  уверен в своих силах.
  • Жёлтый- я сомневаюсь, надо еще поработать.

– Перед началом урока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобы урок принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на уроке было хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла. (На доске появляется новая табличка- Я рада за вас.)

Подводят итог урока.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Тест

Индивидуальный,

практический

У учащихся на столах заранее приготовленные карточки с текстом теста.

Тест проверяется после урока, анализируются ошибки, и планируется работа над ошибками в течение следующих уроков.

                                                  Тест

1) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) после согласных

    б) после гласных

2) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) перед согласными

    б) перед гласными

3) Разделительный знак (ь)…

    а) является показателем мягкости

    б) показывает, что согласный не сливается с гласной

4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком

    а) соловьи

    б) огоньки

    в) Дарья

    г) стулья

    д) колокольчики

Выполняют тест.

Самооценка.

Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий

Домашнее задание

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Упр 65.

Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс "Разделительный твердый знак" (школа 2100).

Урок русского языка во 2 классе (школа 2100) в технологии развития критического мышления....

Фрагмент урока русского языка "Правописание разделительного твёрдого знака"

Фрагмент  урока  русского  языка "Правописание  разделительного  твёрдого  знака" в 3 классе  проводился  в  рамках  семинара "Особенности  работ...

Конспект урока по русскому языку «Правописание разделительного ъ знака»

Конспект урокаРусский язык УМК «Перспектива»2 класс Тема: «Правописание разделительного  ъ знака»Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)Формы работы учащихся:...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала». УМК "Школа России".

Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала».Цели деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделите...

Конспект урока по русскому языку + презентация "Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя: - создание условий для ознакомления с правилом написания разделительного мягкого знака в словах; совершенствование умения правильно писать слова с разделительным мягким знак...

Карточки по русскому языку. Словосочетание. Разделительный мягкий знак

Карточки по русскому языку. Словосочетание. Разделительный мягкий знак...