Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века", автор Иванов С.В. представлена в двух частях: пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

Проверено

Руководитель методического объединения (кафедры)

_______________________

_________________

«30» августа        2015г.

Согласовано

Заместитель директора

______________________

________________

«31» августа  2015г.

Утверждаю

            Директор  школы

_______________________

_________________

          приказ № 350-О от

        «31»  августа  2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

___________________РУССКИЙ ЯЗЫК__________________

(наименование учебного предмета (курса)

_____________________4 класс_____________________

(уровень, ступень образования)

_________________________2015-2016уч.год_________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе программы:

 Русский язык:: 1-4 классы :программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И, Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2012, - 384 с

(наименование программы, автор программы)

Учебник:

«Русский язык» 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч 1, 2 / [С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко и др.]; [под редакцией С.В. Иванова.] – 3-е издание,исправ. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2014.

Тетради:

Пишем грамотно: 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова, - 4-е издание, испр и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014

Учусь писать без ошибок: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.И. Кузнецова. – 3-е издание, испр. – М.: Вентана Граф, 2014

Программа рассчитана на 170 часов из расчета 5 учебных часов в неделю.

Контрольное списывание:2

Контрольный диктант: 10

Контрольное изложение: 2

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.

Гусак Ирина Викторовна, учитель  начальных классов высшей  квалификационной категории

пгт. Пойковский

2015- 2016учебный год


Рабочая программа

Пояснительная записка

     Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова) программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И, Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2012,

и отражает содержание обучения по русскому языку в начальной школе. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса русский язык.

      Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается  в осознанном стремлении. Научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

  В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует научно-исследовательскую ( познавательную) и социокультурную цели:

    социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач  развития устной и письменной речи и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

   Для реализации этой цели необходимо учитывать  следующее:

  • грамотное безошибочное письмо должно формироваться с учётом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной и моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
  •  навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
  • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному пистму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
  • научить правильной речи – это значит научить правильному отбору средств исходя из условий речевой ситуации.

     научно-исследовательская ( познавательная ) цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

Общая характеристика учебного предмета.

     Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».

Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы. Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.

Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.

Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.

Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.

Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся. Предоставить возможность ученику стать субъектом обучения, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных объектов изучения.

Место  курса  «Русский язык» в учебном  плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение математики  в 4 классе -  170 ч. (5ч. в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса математики русский язык.

   Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

     Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач. Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

     Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Содержание программы.

«Как устроен наш язык»(основы лингвистических знаний) (54 часа)

Фонетика и графика (2 ч) Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова ( морфемика) (2 час). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

Морфология. (36 часов) 

Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора ( 6 часов)

Глагол (22 часа) Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.

Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий (5 часов)

Имя числительное: общее значение (3 часа)

Синтаксис (16 часов) Синтаксический анализ простого предложения ( 4 ч)

Словосочетание: различение слова, словосочетания, предложения. Установление с помощью смысловых ( синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (7 часов)

Различение простых и сложных  предложений (5 ч)

«Правописание»

(формирование навыков грамотного письма)  (52 часа)

Повторение правил правописании, изученных 1-3 классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

   Ознакомление с правилами правописания и их применением:

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
  •  не с глаголами
  • мягкий знак после шипящих на конце в глаголов;
  • мягкий знак в глаголах в сочетании – ться;
  • безударные личные окончания глаголов;
  • суффиксы –ива-/-ыва-, -ова-/-ева-;
  • гласные в окочаниях глаголов прошедшего времени;
  • буквы а, о на конце наречий;
  • мягкий знак на конце наречий;
  • слитное и раздельное написание числительных;
  • мягкий знак в именах числительных;
  • запятая между частями сложного предложения ( простейшие случаи)

Развитие речи (29 часов)

Устная речь.

      Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы.  Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении ( sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

Письменная речь.

        Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложение подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания. пересказ текста ( изложение ) от другого лица.

Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений.

        Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи.

Повторение (33 ч)

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные диктанты/ списывание/

изложение

Изложения и сочинения

Проектная деятельность

Самостоятельные работы (тесты)

1

Фонетика и графика

2 ч.

2.

Состав слова

2 ч.

2

Синтаксис

16 ч.

1

1

3

Состав слова

2 ч.

1сп

4

Морфология:

36 ч

3д/1из

3

1

5

Правописание

52 ч.

4д/1сп

4

1

1

6

Развитие речи

29 ч.

33ч

2д/1изл

4

3

1

7

Повторение

2

Итого

170ч

10д/2сп/2изл

12

4

6

Распределение часов по четвертям

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

программе

по

КТП

факт

1

Всего:

2

Всего:

3

Всего

4

Всего

Итого

Учебно-методическое обеспечение

Класс

Учебники (автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

Учебник «Русский язык» для 4 класса Ч.1,2 авт. С.В.Иванов,  М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко –2014.М.:Вентана – Граф

Русский язык:: 1-4 классы :программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И, Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2012, - 384 с

Романова В.Ю., Петленко Л.В.

Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В.Иванова.- 2009.- 2-е изд., исправл.- М.:Вентана – Граф

Рабочие тетради

 «Пишем грамотно» Ч.1,2  –

М.И. Кузнецова 2014 М. Вентана–Граф,

«Учусь писать без ошибок» –М.И.Кузнецова  2014 М. Вентана –Граф,

Комментарии к урокам «Русский язык 4 класс»

авт. С.В.Иванов,

 М.И. Кузнецова– 2010

М.:Вентана – Граф,

Шулейко В.А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1-4 класс  - М.: Вента-Граф, 2009. Издание второе, исправленное и дополненное.

В. Ю. Романова, Л. В. Петленко Русский язык 2-4 классы

Оценка достижения планируемых результатов обучения.

Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В.Иванова.- 2013.- 3-е изд., переработ.- М.:Вентана – Граф

Учебно-техническое обеспечение

№ п/п

Средства

Перечень средств

1

Учебная и справочная литература (автор, год издания, издательство)

Русский язык:: 1-4 классы :программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И, Кузнецова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2012, - 384 с

Учебник «Русский язык» для 4 класса Ч.1,2 авт. С.В.Иванов,  М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко –2014.М.:Вентана – Граф

Рабочие тетради: «Пишем грамотно» Ч.1,2  – М.И. Кузнецова 2014 М. Вентана–Граф,

«Учусь писать без ошибок» –М.И.Кузнецова  М. Вентана –Граф ,2014

2

Методические материалы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал

Комментарии к урокам «Русский язык 4 класс»

авт. С.В.Иванов, М.И. Кузнецова– 2010

М.:Вентана – Граф,

Демонстрационные таблицы.

3

Учебно – лабораторное оборудование и приборы

Линейка

4

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Магнитная доска, персональный компьютер с принтером;

копир, сканер, Касса букв.

Цифровые образовательные ресурсы

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Русский язык».

Планируемые результаты изучения  русского языка

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать

•имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение,

глагол;

•слово, словосочетание и предложение;

выделять, находить

•начальную форму глагола;

•глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

•глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;

решать учебные и практические задачи

•определять спряжение глагола;

•устанавливать при помощи смысловых (синтаксических)

вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

•разбирать по членам простое двусоставное предложение;

•использовать разные способы решения орфографической задачи в

зависимости от места орфограммы в слове;

•подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

•определять (уточнять) написание слова по орфографическому

словарю учебника;

•безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом

80–100 слов23;

•проверять собственный и предложенный тексты, находить и

исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

применять правила правописания

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные

слова, определенные программой);

не с глаголами;

•мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

•мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

•безударные личные окончания глаголов.

Ученик получит возможность научиться:

•  проводить по предложенному в учебнике алгоритму

морфологический анализ имени существительного, имени

прилагательного, глагола и наречия;

•  проводить по предложенному в учебнике алгоритму

синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

• определять вид глагола;

• находить наречие и имя числительное в тексте;

•  применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва,

-ова/-ева;

•  применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов

прошедшего времени;

•  применять правило правописания букв а, она конце наречий;

•  применять правило правописания мягкого знака на конце

наречий;

•  применять правило правописания слитного и раздельного

написание числительных

•  применять правило правописания мягкого знака в именах

числительных;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки

и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в

последующих письменных работах;

•  применять правило постановки запятой между частями сложного

предложения (простейшие случаи);

•  письменно пересказывать текс т (писать изложения) подробно,

выборочно, от другого лица;

•  соблюдать нормы современного русского литературного языка в

собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи

собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Лист фиксирования изменений и дополнений

в рабочей программе

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

(форма обучения)

Дата проведения по факту

(подпись, расшифровка подписи)

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...