Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему " Ударение", 2 класс (УМК "Школа России").
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Сорокина Юлия Олеговна

    Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС.  Урок неразрывно связан с изучением происхождения названий слов (дней недели).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                         Конспект урока русского языка по теме "Ударение".

                                                      Тема: Ударение.

     

    Цель урока: Уточнить знания учащихся об ударении, ударных гласных.

    Задачи:

    Образовательные:  

    - систематизировать знания учащихся об ударении;

    - сформировать представление о формирующей и различительной функциях ударения в словах;

    - дать представление о словесном и эмоциональном ударении;

    - формировать потребность и умение орфоэпически правильно произносить слова.

    Воспитательные:

    - создание эмоциональной творческой обстановки;

    - формирование нравственных качеств.

    Развивающие:

    - развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса;

    - интеллектуальное и общее развитие учащихся;

    - развитие мышления;

    Оборудование: Учебник по русскому языку (Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова); на доске карточки с названиями дней недели.

                                                                Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Учитель: Здравствуйте ребята, все приготовились к уроку?  Я считаю до 10, чтобы вы  могли полностью приготовиться.

     Проверка домашнего задания.

    Упражнение 33, с. 47

    Минутка чистописания.

    1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

       Словарная работа

           Загадки про месяцы:

    Назовите-ка, ребятки,

    Месяц в этой вот загадке:

    Дни его – всех дней короче,

    Всех ночей длиннее ночи.

    На поля и на луга

    До весны легли снега.

    Только месяц наш пройдет,

    Мы встречаем Новый год.

                               (Декабрь)        

    По счёту первым он идёт,

          С него начнётся новый год.

          Открой скорее календарь,

          Читай! Написано - ...

                              (Январь)

     Снег мешками валит с неба,

     С дом стоят сугробы снега.

     То бураны и метели

     На деревню налетели.

     По ночам мороз силен,

     Днём капели слышен звон.

     День прибавился заметно,

     Ну, так что за месяц это?

                              (Февраль)

    Дети выходят к доске по одному и записывают отгадки, определяют, сколько в слове слогов, выделяют ударный слог, называют какой он по счету.

     

    III. Выявление места и причины затруднения

    У.: Ребята, а как одним словом мы можем назвать декабрь, январь и февраль?

    Д.: Месяцы.

    У.: А какие это месяцы года?

    Д.: Зимние.

    У.: Правильно, молодцы.

    У.: Если вы успели заметить, что во всех словах мы ставили ударение, сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.

    IV. Построение проекта выхода из затруднения.

    Работа с текстом в учебнике с. 48

    На горе я видел красивый за́мок.

    На двери висел большой замо́к.

    У.: Скажите, чем похожи и чем отличаются слова за́мок и замо́к?

    Д.: Эти слова похожи тем, что пишутся одинаково, а значение разное.

    У.: Что вам помогло верно произнести  эти слова?

    Д.: Верно нам помогло произнести ударение.

    У.: Правильно, обратите внимание на правило в учебнике на с. 48.

    У.:  Теперь мы можем сказать для чего  в языке нужно ударение в устной речи?

    Д.: Чтобы узнавать слова по ударному слогу, чтобы различать слова с разными ударными слогами.

    У.: Как на письме можно обозначить ударение?

           

         V. Реализация построенного проекта.

          Далее дети выполняют упражнение 36 под руководством учителя.

    У.: Ребята, прочитайте название дней недели. Выделим в них ударный слог.

    А вы знаете, почему каждый день имеет свое определенное название?

    Д.: Нет, не знаем.

    У.: Я сейчас вам расскажу.

    Понедельник - в славянских языках понедельник имеет значение первого дня или, согласно одной версии, днём "после недели", поскольку "Неделя" является старым русским словом, обозначающим современное воскресенье.

    Вторник - в славянских языках этот день однозначно читается как порядковое числительное, т.е. это "второй" день недели.  

    Среда - в славянских языках "среда", "середа" и т.д.,  заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды "третийник".  

    Четверг - в славянских языках четверг, как и вторник, носит сугубо числовое значение четвёртого дня.  

    Пятница - в славянских языках этот день по смыслу "пятый".  

    Суббота - русское название восходит к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых".

    Воскресенье - русское "воскресенье" появилось, заменив старое название этого дня "Неделя".

    У.: Теперь запишите названия к себе в тетради и подчеркните гласные буквы, которые мы должны запомнить.

    Дети читают по одному и выделяют ударение, списывают название дней недели с доски.

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Выполнение 37 и 39 упражнений устно.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Дети выполняют упражнение 35 по вариантам ( 1 вар. записывает овощи, 2 вар. фрукты), в записанных словах нужно выделить ударный слог, затем выполняется проверка.

    Во время самостоятельного выполнения упражнения учитель вывешивает на доску карточки с названиями дней недели.

    Физкультминутка.

          Вы, наверное, устали?  

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покрутились, повертелись

    И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до 5 считаем.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    VIII. Включение в систему знаний и повторение.

    Упражнение 40 письменно.

    У.: А какие еще мы можем подобрать слова, которые пишутся одинаково, а с помощью ударения мы меняем их значение?

    ( окуни́-о́куни, ири́с-и́рис, стре́лки-стрелки́, бе́лки-белки́).

    Давайте прочитаем правило на с. 51

    Что же мы теперь знаем?

    Д.: Мы знаем, что значение слова зависит от ударения.

    У.: А сейчас давайте проведем с вами исследование и ответим на вопрос: на каком слоге стоит ударение в словах русского языка? Для этого выполним упражнение.

    Я буду говорить вам слова, а вы будете в тетрадь записывать номер ударного слога цифрой.

    Вкусный, кислый, сладкий, мягкий, свежий, душистый, ароматный.

    Дети выполняют задание.

    У.: Теперь мы можем сказать, что ударение стоит на разных местах.

    У.: В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, портрет, портфель. Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо «бы́стро» говорят «быстро́» (так, кстати, возникло название маленьких кафе).

    IX. Рефлексия учебной деятельности.

    У.: Итак, ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня на уроке?

    Д.: Мы узнали для чего нужно ударение, как оно обозначается на письме, и что от ударения зависит смысл слова. Еще мы узнали, почему каждый день недели имеет свое название, и что в русском языке ударение в словах не имеет постоянного места, как, например, во французском языке.

    У.: Правильно, молодцы, вы хорошо сегодня работали и внимательно слушали.

    Урок окончен.


    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Суббота

    Воскресенье


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку на тему: "Глагол" 2 класс

    Конспект урока по русскому языкуТема "Глагол"  Цели деятельности учителя: познакомить с частью речи - глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникат...

    3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Число имен прилагательных" Школа России

    Технологическая карта по русскому языкуТема урока: "Число имен прилагательных".Цель урока: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прила...

    Конспект урока по русскому языку на тему " Омонимы" 3 класс "Школа России"

    Разработка конспекта к уроку по русскому языку на тему "Омонимы"....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка" 2 класс.

    Конспект урока по русскому языку тема "Приставка",2 класс УМК "Перспектива"...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Глагол" 3 класс УМК "Школа России"

    Тема: ГлаголКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: УМК «Школа России», 3 класс,2 часть, презентация, проектор....

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему «личные местоимения» (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

    Конспект урока по русскому языкуТема: «Личные местоимения»Цели деятельности учителя:  развитие умений определять лицо, род и число местоимение, употребление местоимений в речи.Пл...