Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Волкова Ирина Александровна

Урок по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме множественого числа"(УМК "Начальная школа 21 века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

3 класс. УМК «Начальная школа XXI века.

Тема: Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа.

Цель: Изучение особенностей склонения имен существительных в форме множественного  

           числа.

Задачи: 

  • Познакомить с особенностями склонения имен существительных в форме

              множественного числа;

  • Показать  особенности правописания безударных падежных  окончаний имен существительных в форме множественного числа;
  • Учить применять алгоритм написания падежных окончаний имен существительных множественного числа,
  • Познакомить с особенностями написания окончаний имен существительных 1-го склонения в форме множественного числа родительного падежа с  шипящими на конце.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

      2.  Актуализация знаний.

- Прочитайте слова на доске.  Что о них можете сказать? Постарайтесь разделить слова на группы и найти «лишнее» слово.

(«Лишнее» слово – столы, т.к. имеет форму множественного числа, остальные в форме единственного числа).

Колесо, столы, дерево, мышь, школа, земля, слон, лиса, любовь, весна, ложь. (Слова можно разделить по склонениям, по родам, одушевленные и неодушевленные)

- Определим склонение имен существительных. (Фронтальная работа с классом)

- Вспомните, чем являются некоторые слова. (Являются проверочными для определения безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонений).

- Определите окончание имен существительных: встретиться с человек…, в берлог.., в рощ.., о молодеж…, помогать бабушк…, скакать на лошад…, мечтать о мор… .

- Молодцы!

      3. Сообщение темы урока.

- Сейчас мы работали со словами в форме единственного числа. А как определить безударное падежное  окончание имен существительных  в форме множественного числа?

Можно ли использовать тот же способ определения окончаний?

(Высказывания детей)

- Догадайтесь, о чем будем говорит на уроке, какова теме урока?

    4. Работа над темой урока.

1) - Поработайте в парах. Возьмем слова из нашего списка оставшиеся слова, поставим их в форму множественного числа. Как они будут звучать? (деревья, мыши, школы, столы).

  Просклоняйте  их, выделите окончание.

Во время проверки составим сводную таблицу окончаний имен существительных в форме множественного числа.

И.п.

-ы, -и, -а, -я

Р.п.

-   , -ов, -ев, -ей

Д.п.

-ам, - ям

В.п.

-ы, -и, -я

Т.п.

-ами, -ями

П.п.

-ах, -ях

Вывод: мы пронаблюдали над изменением окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонений в форме множественного числа.

- Что вы можете сказать? (Окончания совпадают)

- А верно ли предположение, что безударное окончание можно проверить каким-то словом? Вспомните слова всех групп. Какое слово можно использовать для проверки? (Столы)

Упр.1 с.25 (Р/т) Взаимопроверка.

-Какое слово также является проверочным для формы множественного числа?

-Мы познакомились с первой особенностью склонения имен существительных в форме множественного числа.

2) - О 2-й особенности склонения имен существительных в форме множественного числа уже говорили. Речь пойдет о родительном падеже.

-На уроках математики нередко вам и мне приходится поправлять  ошибки в речи наших одноклассников. Может быть, кто-то вспомнит такие слова?

- Упр. 1 с. 77 (учебник) (Вспомогательное слово для родительного падежа) Поработайте в парах.

Игра «найди свой дом».

Места      килограммы

Куры       помидоры

Яблоки    апельсины

Ботинки  облака

Сапоги    носки

Стекла    метры.

Вывод: мы рассмотрели слова, определили окончание, а как мы это делали? Как определить окончание имен существительных в форме множественного числа родительного падежа?

- Правописание слов необходимо запомнить, если забыли то … (посмотреть в словаре).

Упр.2 с. 26 (Р/т)

Проверка фронтально.

3) –Понаблюдаем за словами: туча, лужа, удача, чаща, задача, чаша.

 - Какую особенность в словах увидели? (ед.ч., ж.р., 1-е скл.)

-Поставьте эти слова в  форму множественного числа родительного падежа. Записать в тетрадь, выделить окончание.

- Вы задумались? О чем?  Правило с 77 (учебник)

Туча – туч, лужа- луж, удача – удач, задача – задач, чаша – чаш.

Проверка. Какое правило применяли?

5. Рефлексия.

- Что узнали нового?

- Какие слова является проверочным для формы множественного числа?

- О чем еще надо помнить?

6. Д/З. упр.4 с.78 (Учебник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме " Имена существительные в форме множественного числа. Правописание окончаний."

Проблемный  урок по  русскому  языку  проводится  в  4  классе. На  уроке  применяется  интерактивная  форма  организации  учебного...

Урок русского языка в 4 классе по теме: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе

Урок русского языка в 4 классе по теме:«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе» (закрепление)...

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Конспект урока : «Правописание окончаний имен существительных множественного числа» 3 класс

Цели деятельности учителя: Изучение особенностей склонения имен существительных в форме множественного  числа.Планируемые результаты:Предметные:Знать  особенности склонения имен существ...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...

Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа"

Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа" составлен и разработам в соответствии с требо...