Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс. По программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rus.yaz_4_klass_mestoimenie_moy.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс Тема Личные местоимения

7 Август 2014 / Конспекты

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. о. Троицк.

Технологическая карта урока.

Тема урока. Личные местоимения.

Цели для ученика

Образовательные. Распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; обучающиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст ), изменять местоимения по числам и падежам; употреблять личные местоимения в нужной форме; находить и исправлять ошибки в употреблении личных местоимений. 

Развивающие. Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; уметь анализировать предложенный материал; развивать навыки устной и письменной речи; развивать умение работать самостоятельно.

Воспитательные. Воспитывать аккуратность, ответственное отношение к обучению.

Цели для учителя

Образовательные. Познакомить с ролью местоимений в речи; формировать умение распознать их в тексте, правильно употреблять; обеспечить усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

Развивающие. Развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать логическое мышление, способность анализировать предложенный материал; развивать навыки устной и письменной речи; развивать умение работать самостоятельно.

Воспитательные.Формировать познавательный интерес; воспитывать аккуратность, ответственное отношение к обучению.

Тип урока. Комбинированный.

Форма урока. Мультимедийный комбинированный урок обобщения и систематизации знаний.

Средства обучения. Компьютер, интерактивная доска, презентация.

Новые понятия. Значение числа и рода личных местоимений.

Формы контроля. Индивидуальный, групповой, фронтальный.

Домашнее задание стр14 упр 26

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Используемые методы, приёмы, формы.

Формируемые

УУД

Результат

взаимодействия

(сотрудничества)

1. Оргмомент

Подготовительная работа (настрой на работу)- 1 слайд.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

Сообщение темы урока.Учащимся предлагается сформулировать цель урока.

Учащиеся записывают в тетради число, тему урока.

Формулируют цель урока: продолжим знакомство с личными местоимениями.

Фронтальная.

1. Извлекать информацию из разных источников .

(текст, серия рисунков).

2. Определять цель деятельности на уроке.

3. Слушать и понимать других

Хорошее настроение, включение в учебную деятельность.

2. Актуализация ранее полученных знаний

 2-3 слайд.

Отгадайте загадку:

Утром так заведено-Разомкнешь ресницы,И к тебе идет оноРозовой жар – птицей,А стемнеет – он придет:Тоненький, смущенный.Он на цыпочках войдетДолькою лимонной.Срок прошел – плывет онаВ пелене тумана,Круглолица и грустна,Будто Несмеяна...(Е.Кач)

Что можете сказать об этих словах – отгадках?

 Давайте вспомним все, что мы знаем об имени существительном

Какие слова помогли вам отгадать загадку?

Слова ОНО, ОН, ОНА в загадке заменили имена существительные, т.е. заняли их место. Как такие слова называются?

Учащиеся отгадывают загадки.

Работа в тетрадях – 3 слайд.

Записывают слова – отгадки в тетрадь (в столбик).

Это имена существительные.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет. Нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные.Грамматические признаки: род, число, падеж, в предложении является подлежащим, дополнением.

(оно, он, она)

Местоимения

Интерактивная гипертекстовая таблица с открывающимися вложениями для групповой работы.

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Слушать и понимать других.

Актуализация знаний.

 Сотрудничество в совместной учебной деятельности

3. Предъявление нового материала

Слайд-4.

Прочитайте стихотворение

Вывод Слайд-5

слайд 6.

Местоимения в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные и даже числительные.

 слайд 7.

- Рассмотрите таблицу, расскажите по ней о грамматических признаках личных местоимений.

Один ученик вслух читает, концовку – дети хором.

Вывод: Местоимения – это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они). Слайд – схема 5.

Рассматривают таблицу с местоимениями.

Вывод. (По числам не изменяются, каждое местоимение употребляется только в форме ед.ч. или мн.ч., род только в 3 лице ед.ч.)

Задание из нескольких предложений для фронтальной работы

Интерактивная таблица для групповой работы.

Фронтальная

Интерактивная игра обучающая цель которых: 1) повторить определение личных местоимений 2) научиться различать местоимения 1,2, 3 лица

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать своидействия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Договариваться о правилах общения и поведения.

7.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Использованием современных технологий повышает эффективность обучения и развития школьников.

Групповая форма организации сотрудничества в учебной работе

Физминутка

Фронтальная.

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Редактирование текста – слайд 8.

 А теперь отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней.Пышный хвост ее краса,А зовут ее... (Лиса).Прочитайте текст.

- Что вы заметили, какая ошибка допущена?

- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями.

Вы – редакторы.

Игра “Четвертое лишнее” - слайд 9.

Доказать, почему “лишнее” слово в каждой строчке.

Записать в тетрадь все слова, кроме “лишних”.

Отгадывают загадку

Читают текст.

(допущена речевая ошибка, слово лиса часто повторяется).

Доказывают, почему слово “лишнее”.

Записывают в тетрадь все слова, кроме “лишних”.

Фронтальнаяпрактическая работа.

Практическая

Групповая.

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать своидействия.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Групповое взаимодействия в учебной работе,

повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища.

Групповоевзаимодействия в учебной работе,

повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа с учебником.

Игра “Сколько местоимений?” - слайд 10. Сосчитать количество местоимений в тексте из рассказа К.Паустовского. Победителем считается тот, кто правильно определит число местоимений. (Текст читает учитель).

(Всего - 17 местоимений в тексте).

Выполняют упражнение.

Считают местоимения.

Индивидуально и парами.

Практическая

Фронтальная и индивидуальная.

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2. Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез.

4. Планировать свои действия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Оформлять свои мысли в письменной форме..

7.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Охвачен одновременно весь класс. Тема урока хорошо понята сильными учениками, сильные ученики помогают слабым.

Итог урока.

Закончи предложения – слайд 11

Самооценка.

Каждый из вас может оценить свою работу на уроке.

- Если вы плодотворно работали на уроке и остались довольны, вы поднимите руку на красный магнит.

- Если урок прошёл для вас хорошо, но могло быть и лучше, то вы поднимите руку на зелёный магнит.

Если урок не отличался от прежних и ничего нового он вам не принёс – синий магнит.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке- чёрный магнит.

Оценивание учителем всей работы на уроке.

Дети оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная.

Индивидуальная.

1. Строить речевое высказывание в устной форме.

2. Делать выводы на основе анализа объектов.

3. Осуществлять синтез.

4. Планировать свои действия.

5. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

6. Оформлять свои мысли в письменной форме.

7.Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

 Эффективность формирования компонентов учебной деятельности.

Успешность решения учебных задач.

Повышениеуровня развития межличностных взаимоотношений.

Составила педагог начальных классов И.Б.Бардина

← Русско-японская война

Русские народные инструменты →

Комментарии закрыты.

Главная

ТОП 10 интересных

  1. Разработка урока по русскому языку по теме Личные местоимения для 6-го класса
  2. Русский язык 2 класс Тема Буквосочетания ЧК ЧН
  3. Русский язык 4 класс Тема Местоимение закрепление

https://v.actionteaser.ru/rv.php?bn=aVrQDIU8WOiV37Ay6LGJ

http://aurilis.ru/img/cross2.png

онспект урока по предмету "Русский язык"

4 класс

Программа "Школа России"

Авторы Л.М.Зеленина,Т.Е.Хохлова

Тема урока: "Местоимения"




Учитель первой квалификационной категории


Козина Е.П.




г.Ковров






Тема урока : «Местоимения».

Цели урока:

* закрепить знания учащихся о местоимениях,повторить правила правописания местоимений,сравнить с именами существительными,

* развивать внимание,память,логическое мышление,речь учащихся,

* воспитывать любовь к русскому языку.


Оборудование :

* Карточки для самостоятельной работы.

* ПК

* Мультимедийный проектор.

*Презентация Microsoft Power Point.

* Учебник «Русский язык» 4 класс под редакцией Л.М. Зелениной,Т.Е.Хохловой.


Ход урока.

1.Организационный момент.

У. Создаём хорошее настроение.Улыбнитесь! Возьмитесь за руки,скажите добрые слова друг другу!

Составляем «Азбуку хороших слов»,вспомним слова на букву …? (слайд 2)


Ж ? Ш



Ё З О Р Ч Щ

Д. (премудрый,прилежный,привлекательный,прекрасный,приветливый …)

У. Назовите слова на «П».Запись.Взаимопроверка по словарю.

(пальто,пассажир,пенал,песок,петух,питомник,победа,помидор,понедельник,портрет,

посуда,потом)

Мозговая гимнастика.(слайд 3)

У . Сегодня мы отправимся в имение «Местоимения».Туда приглашают только тех,кто хорошо знаком с этой частью речи.Вы уверены в своих знаниях? (слайд 4)

-Тогда 1 испытание(слайд 5)

Я,он,в,на,ты,нас,мне,мни,мы,з,мнём,под,тебя,нос,тот,эта,но

. Прочитайте слова.Что вы заметили?

Д. (слова разных частей речи)

У . Замечательно! Им не удалось вас перехитрить!Давайте запишем эти местоимения!

2Минутка чистописания.

я он ты нас мне мы тебя тот эта

3Тема урока.

У.Вот мы в имении «Местоимения». Нас впустили они.У них много для нас заданий.Справитесь?

Д.(да).

У. Местоимения мы записали,в имение попали.А что такое местоимение,вы ещё не рассказали?

Д.(ответы детей).

У. Молодцы!Приведите примеры.

Д.У замка растут красивые цветы.Они растут всё лето.(указ.на предмет)

У.Такие же цветы мы посадим на даче.(указ.на признак)

У . Внимание! Следующее испытание. Слушайте внимательно. Я называю местоимения, а вы вспоминаете всё,что о них знаете .

У. Я,тыон,она,мы,вы

Д. (личные местоимения)

У. Сколько лиц у местоимений вы знаете?

Д .(три)

1 -сам говорящий;

2 –собеседник;

3 – человек,не участвующий в речи.

У. Назовите местоимения 1 лица

2 лица

3 лица

Д.(ответы)

У. Что же вы знаете о личных местоимениях?

Д. (бывают единственного и множественного числа. 3 лица – изменяются по родам)

У. А сейчас сюрприз!Местоимения приготовили вам загадки.В тетради запишите только местоимения,которые спрятались в ответе.(слайд 6)

У. 1. Из какого местоимения ,если к нему прибавить сто,можно испечь пирог?

Д.(тесто)

У. Что записали?

Д.(те)

У. 2. За какое местоимение можно спрятать букву «Ц» ,чтобы получить животное из породы грызунов?

Д. (заяц)

Д.(я)

У. 3. К какому местоимению надо прибавить слог «ло»,чтобы получить неодушевлённый предмет?

Д. (мыло)

Д.(мы)

У . 4. А теперь самая сложная.В этом слове три слога,каждый –личное местоимение.Второй слог –мы.

Д.(вымыты)

В тетради: те ,я ,мы ,ты.

У. Посмотрите на эти местоимения.Что заметили?

Д.(Те – не личное местоимение .Указательное))

У.Я хочу вам предложить стихотворение А.Фета.

Прочитайте его и выпишите указательные местоимения (слайд 7)

Это утро,радость это,

Эта мощь и дня,и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи,эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли-эти слёзы,

Этот пух-не лист,

Эти горы,эти долы,

Эти мошки,эти пчёлы,

Этот зык и свист.

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё-весна.

Запись:это,эта,этот,эти.(указательные местоимения)

У.Вы можете назвать ещё указательные местоимения?

Д.(те,тот,такой,там,тут)

У. Молодцы!

У. Теперь следующее испытание.Прежде чем вы его будете выполнять,вспомните,пожалуйста,всё про правописание местоимений.

Д.-1-местоимения не имеют приставок;

2- предлог с местоимением пишется отдельно;

3- ещё к местоимениям «ему,им,его,ей,их,им» после предлогов добавляют «н»:у неё,к нему и т.д.

4Самостоятельная работа (работа по карточкам)

5. Физкультминутка.

Закройте глазки.Положите голову на парту.Вспомните ,что знаете о местоимениях.

6. У. А теперь предстоит самое сложное задание.

Работа в группах.

1 гр.-местоимения;

2 гр.-существительные;

3 гр.-сходства и различия.(слайд 8 )


Работа в по плану:

1.УКАЗЫВАЮТ,ОБОЗНАЧАЮТ;

2.Вопрос

3.Имеют

4.Изменяются.

Проверка.(слайд 9)


местоимения

существительные

1.Указывают на предмет -

1.Называют предмет -

2.Отвечают на вопросы(кто? что ?) +

2.Отвечают на вопросы (кто?что?) +

3.Не имеет.кроме 3л.рода -

3.Имеет род -

4.Изменяются по падежам, +

4.Изменяются по падежам +

имеют ед.ч. и мн.ч.

и числам


У.Какое же самое главное отличие?

Д. Местоимения указывают на предмет .но не называют его.

А существительные обозначают предмет .

Запись предложения (один у доски)

Я многое знаю о местоимении.

У. Расскажите всё о местоимении «Я» .

Д. (нач. форма –Я).

-Часть речи-местоимение,Им.п.,ед.ч..1 л.,подлежащее).

7.Рефлексия.

У.Наше путешествие в имение «Местоимения» подошло к концу.Понравилось ли вам наше путешествие ?Чем?

Д.(ответы)

8Итог урока.Отметки((слайд 10)

9Домашнее задание.


Приложение (карточки).


Спишите.Исправьте ошибки,поставьте местоимения в нужном падеже.


Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны на (она) сидели дятлы.

Вдруг дятлы стали литать надо (я) с реским криком.Из рощицы

вышла птица.Пёрышки у (она) были окрашены в светлый цвет,

а на (их) тёмные пятна и чёрточьки.



Спишите.Поставьте местоимения в нужном падеже.


Подошёл к (он),возвратился с (она),поздравляю (он),посмотрел

на (они),позвонил (она),отвечал (они),обрадовал (он),спросил

про (он).



Спишите .Исправьте ошибки.


Каштанка осталась одна.Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно.Вдруг блиско от её раздался крик.Гусь

сидел на полу.Глаза у его были закрыты.Хозяин сел перед им,

минуту глидел на его молчя.



Конспект урока русского языка в 4 классе

по теме: «Понятие о местоимении»

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №4» г. Югорска

Иванова Ирина Владимировна

Тема: «Понятие о местоимении»

Цели урока:

  1. Ознакомление с новой частью речи - местоимением, своеобразием личных
    местоимений.
  1. Развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять.
  2. Совершенствование орфографической зоркости учащихся.

Ход урока

I.       Организационный момент.

Запишите «число» и «классная работа».

П.      Минутка чистописания.

На доске записаны  слова с пропущенными буквами.
Ш...ФЕР, В ...ГОН, В...КЗАЛ        

-        Найдите в данных словах общее?
(1. Имена существительные;

2. В каждом слове есть орфограмма «Непроверяемая безударная гласная»;

3. Двусложные слова с ударением на второй слог.)

-        Если вы найдёте среди данных слов лишнее и назовёте признак, с помощью
которого вы его нашли, то узнаете тему чистописания. («Лишнее» слово ВАГОН. В
словах ШОФЕР, ВОКЗАЛ непроверяемая безударная гласная О, а в слове ВАГОН
непроверяемая безударная гласная А.)

Работа на интерактивной доске

  • Значит, мы будем писать на чистописании букву А.
  • Гласную букву А мы напишем с буквой, которая встречается в двух последних
    словах. Она обозначает парный звонкий (В).
  • III.    Введение в тему и постановка задачи урока.

- Собрав из данных букв слово, вы узнаете тему нашего урока.        

Проверка:        

Да, сегодня на уроке мы познакомимся с местоимением.        

  • Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?

(Узнать, что такое местоимение.)        

Прочитайте текст.        

Сова хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? ( О сове)

Рассказ учителя:        

Распространены совы по всему свету, кроме Антарктиды и некоторых океанических островов. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах.

Мелкие совы живут около 20 лет, а крупные филины доживали в неволе до 68 лет. Сов можно встретить во всех природных зонах нашей страны. Из 144 видов этих птиц 18 обитает у нас.

Определите, какой в нем имеется недостаток.

(В каждом предложении имеется слово «сова».)        

—Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)

—Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом — «она», а в третьем предложении заменили словом — «у нее».)

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)

Часть речи,  которая употребляется вместо имени существительного,  называется местоимение.

Вместо имени предмета говорим мы слово: это,

то, они, оно, она — всем известные слова.

Это без сомнения слова — местоимения.        

IV.     Актуализация знаний.

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.

  • Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое
    удобство, так как экономят время). Они - как запасные игроки на футболе, как
    дублёры в театре.
  • В нашем языке много местоимений. Мы познакомимся только с одной группой местоимений - личными местоимениями.

1. Работа по учебнику.

  • Прочитайте правило на с. 49
  • Прочитайте личные местоимения. (Я, ты, он, она, оно, они, вы, ты)
  • Назовите местоимение, которое говорит о себе. (Я.)

- Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других,
включая себя в их число? (Мы.)

  • Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? (Ты.)
    К нескольким лицам? (Вы.)
  • Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чём-либо или о
    ком-либо? (Он, она, оно, они.)

2. Упражнение 372

Задание: списать текст. Подчеркнуть местоимения.

Самопроверка  (нет ошибок, поставь себе «+»)

Прочитайте вопрос Почемучки с. 49 (Учащиеся отвечают на вопрос)

  1. - Сверим наши предположения с учебником с. 50.
  2. Прочитайте правило.
  • Назовите сходства между личными местоимениями и существительными.

- Назовите их различия.

V. Проверка знаний

Задание:

-  Выписать только местоимения

Взаимопроверка с образца.

  1. Обобщение (работа в парах)

- Что такое местоимение?

  • Назовите личные местоимения.
  • Чем отличаются личные местоимения от существительных?

VII.        Домашнее задание: упр. 375, правила с. 49-50

VIII.        Самооценка работы на уроке.

Оценку поставьте на полях в тетради.

Спасибо за работу

Презентация



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме"Местоимение" как часть речи"

Урок русского языка в 3 классе.   Тема урока: Местоимение как часть речи.   Ос»Школа 2100»   Учебник: Русский язык 3 класс Авторы: Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина ...

конспект урока русского языка по теме "Местоимение"

Конспектт урока русского языка в 3 классе по теме "Местоимение" с презентацией к уроку...

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс. По программе Школа России...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение" 3 класс

Конспект открытого урока русского языка с применением информационно-коммуникационных технологий в 3 классе по теме "Местоимение". УМК "Школа России...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект урока построен по программе "Школа России" , по учебнику В.П.Кананкиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: открытие новых знаний. Цель: сформироват...

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Личные местоимения" в 4 классе

Конспект составлен по программе "Школа России", по учебнику В.П. Кананкиной,В.Г. Горецкого "Русский язык" 4 класс 2 часть. Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: сформировать...