Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Палченкова Виктория Вениаминовна

конспект урока+ презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема урока: «Местоимение» (4 класс) 

Тип урока: урок-обобщение (систематизация изученного и контроль качества знаний) 

Вид урока: урок-соревнование. 

Цели: обобщение и систематизация изученного материала по теме «Местоимение». 

Задачи

обучающие:                                                                                                                                                              - закрепить и обобщить знания детей о местоимении;                                                                                    - учить употреблять местоимения в речи; - контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
развивающая:                                                                                                                                                       - развивать умение делать выводы, обобщать;                                                                                                 - активизация самостоятельной деятельности;                                                                                                - развитие познавательной активности

воспитательная:                                                                                                                                                  - воспитывать умение работать в группе, паре.                                                                                               - воспитание интереса к предмету                                                                                                                      - воспитание коммуникативности, доверительных отношений, чувства взаимопомощи, поддержки;
Оборудование: карточки с заданиями для групп. 
План урока 

  1. Организационный момент. 
  2. Редакторский отдел. 
  3. Машинописное бюро. 
  4. Игра “Дешифровка”. 
  5. Производственная гимнастика (динамическая пауза). 
  6. Отдел “Справочное бюро”. 
  7. Важное спецзадание. 
  8. Поработаем корректорами. 
  9. Коллективная работа. 
  10. Подведение итогов. Рефлексия. 
  11. Домашнее задание. 
    Ход урока: 

    1. 
    Организационный момент.

Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить с вами на уроке, вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные и мы узнаем тему нашего урока. М… СТ…… М… Н……
Я и мы, ты и вы, 
Он, она, оно, они - 
Все слова отличные, 
Важные и личные. 
Это, без сомнения, 
Всё местоимения. 
Я о себе такого мнения: 
Огромна роль местоимения! 
Я делу отдаюсь сполна, 
Я заменяю имена. 

Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме “Местоимение", но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трёх газет: журналистыкорректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица, а также - секретари - машинистки.

И сегодня я буду главным редактором. Представьте,  пожалуйста, названия своих газет  («Школьник», «Лингвистика или Языкознание», «Мудрый Совёнок») Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим.


2. Редакторский отдел.

В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова написаны неправильно.

Помогите разобраться. 


Существительное 


Местоимение 


1. Указывает на предмет 

2. Отвечает на вопросы кто? что? 

3. Изменяется по родам в 3 лице ед.числе 

4. Изменяется по падежам 

5. Имеет постоянный род 

6. Имеет лицо 

7. Изменяется по падежам и числам 

8. Бывают единственного и множественного числа 

9. Обозначает предмет 

10.С предлогами пишется раздельно 


Существительное 


Личное местоимение 


2, 5, 7, 9, 10 


1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 

- А теперь давайте проверим, что получилось у работников наших газет. Замечательно! Вы молодцы!

3. Машинописное бюро.

А сейчас мы побываем в машинописном бюро и узнаем, какими качествами должны обладать люди здесь работающие? (внимание, аккуратность, точность, грамотность)

(Работа в тетради, запись числа)

Минутка чистописания.  Найди и пропиши  лишнее:

Я, они, на, ты

Но, оно, она, они

Я, Яна, ты, вы

Он, она, они, оно

Мы, я, вы, они

Он, она, они, мы

К тебе, ко мне, к нам, к дому.

Окно, око, оно, Ока.

Словарная работа.

Газета,  желание, команда, компьютер, интернет, свобода, беседовать, телефон, грамматика, богатство, интересный, лёгкий, прекрасный, жёлтый, чёрный, календарь.

А сейчас я  расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много букв, а всегда, если это было возможно, заменял какую-нибудь длинную фразу на более короткую.

Закончи предложения, для каждой команды будет по одному предложению. За правильный ответ вы получите жетон.


  • местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только________________________________ 

  • к 1-му лицу относятся местоимения________________ 

  • ко 2-му лицу относятся местоимения__________________ 

  • к 3-му лицу относятся местоимения______________________ 

  • по родам изменяются только местоимения __________ лица ________________ числа 

  • предлоги с местоимениями пишутся ____________________________________ . 


4. Игра “Дешифровка”.

Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 
Я нарисую ёлочку. А ТЫ что будешь рисовать? Когда ОН приедет? Завтра МЫ пойдём на речку. Кого ВЫ ждёте? Почему ОНИ улетают? 

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. 
Вечером МЫ читаем сказки. Что ОН вырезает из бумаги? А ВЫ умеете так вырезать? Какую задачу ОНИ решают? Куда ТЫ идёшь? Завтра Я пойду в библиотеку. 

Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха взглянула, лишь с очей прогнать … велела. 

Отпустил ОН рыбку золотую и сказал ЕЙ ласковое слово. На НЕГО старуха взглянула, лишь с очей прогнать ЕГО велела. 

Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово. (В тетради разбор предложения, морфемный состав слов: рыбку и  ласковое, морфологический разбор прилагательного: золотую)  

Производственная гимнастика.

(гимнастика для глаз)
Хлопните в ладоши, если  согласны с утверждением.

"Я" - это личное местоимение 1 лица единственного числа. да

Местоимения указывают на предмет и называют его. нет

Личные местоимения изменяются по падежам. да

"Она", "оно", "они" – местоимения 3 лица единственного числа.    нет

Местоимения 3 лица называют людей или предметы, которые не участвуют в диалоге. да

"Тебе" - это форма местоимения "я".         нет

"Нас" - это форма местоимения "мы".      да


6. Отдел “Справочное бюро”

В редакциях многих газет есть рубрика “Справочное бюро”. Знаете ли вы, что…
Местоимений в русском языке немного, всего около 70, но по частоте употребления они занимают 3 место (после существительных и глаголов). Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать повторений одних и тех же слов в речи. Местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа. В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими. .

Тест «Знаете ли вы местоимение?» 

1. Местоимение - это:  а) часть слова      б) часть речи        в) член предложения 
2. Выберите верное утверждение. 
а) местоимение обозначает предмет; 
б) местоимение указывает на предмет; 
в) местоимение называет предмет. 
3.Выберите верное утверждение. 
а) Местоимения 3-го лица изменяются по родам. 
б) Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам. 
4. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица? 
а) местоимения 3 лица не склоняются 
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н 
в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа 
5. Местоимение изменяется: 
а) только по лицам и числам 
б) только по числам и падежам 
в) по лицам, числам и падежам 
6. Укажите местоимение:   а) ель      б) край       в) ты       г) меня 
7Выбери местоимение во множественном числе:  а) они     б) за тебя    в) вы     г) мной 
8. Выбери местоимение в творительном падеже:  а) под вами    б) без него   в) о тебе   г) за них 
9. Выбери местоимение в родительном падеже:  а) о тебе     б) без него      в) под вами      г) за них 

7. Важное спецзадание.

Мы продолжаем наше сотрудничество. Сейчас от каждой газеты вы должны отправить на спецзадание одного журналиста. Вы знаете, что хороший журналист знает, как лучше выразить свою мысль, в совершенстве владеет не только письменной и устной речью. Они должны будут составить и записать небольшой рассказ (4-5 предложений о своем друге или подруге), используя местоимения.


     8. Поработаем корректорами.

А пока журналисты выполняют свою работу, мы поработаем корректорами. На карточках написан текст - отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нём допущены некоторые ошибки. Будьте внимательны! (Задание выполняется 5 мин.)
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко от её раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядел на его молча. 

Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды . Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него. 


Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к НЕЙ незаметно и овладела ЕЮ постепенно. Вдруг близко от НЕЁ раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у НЕГО были закрыты. Хозяин сел перед НИМ, минуту глядел на НЕГО молча. 

Вернулся хозяин. Каштанка пошла за НИМ. Она ходила около НЕГО и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в НЕГО воды . Собака и гусь жались к НЕМУ. Они очень любили ЕГО.    (Взаимопроверка по слайду).


     9. Коллективная работа. 

Хитрые вопросы: 

Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он). 

Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на). 

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно). 

В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я) 

Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы) 

К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (мы-ло) 

Какое местоимение можно считать и самым хвастливым? ( Я). 

Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь) 

Бабушка спросила внучку: «Эти тарелки чистые?» Внучка ответила бабушке тремя местоимениями. Какими? (Вымыты)

В этом слове спрятался сосновый лес и местоимение 3 лица. (Борона)


     
10. Подведение итогов. Рефлексия. 

Настал момент подведения итогов. Больше всего баллов набрали работники газеты “......”. Молодцы! Они знают свое дело. Спасибо и остальным ребятам, участвующим сегодня в работе нашей редакции. 

А сейчас вам предстоит провести обсуждение в командах и выставление отметок за работу в группе. Постарайтесь быть объективными. "Не кричи о себе - пусть другие о тебе хоть тихо скажут". 

(вместе заполняют табличку, по лесенке успеха)
11. Домашнее задание. 


  • Вспомнить и записать 5-7 пословиц или поговорок с местоимениями. 

  • Для рубрики “Объявления и реклама” сочинить объявление о знакомстве, продаже, рекламу (можно юмористические), при этом нужно использовать как можно больше местоимений. 




Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Местоимение Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они – Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена.

Слайд 2

Существительное 2, 5, 7, 9, 10 Местоимение 1, 2, 3, 4, 6, 8, 10

Слайд 3

Семнадцатое марта. Классная работа .

Слайд 4

Минутка чистописания 1 ) я, они, на , ты 2) оно, но, она, они 3) я, Яна, ты, вы 4) он, она, они, оно 5) мы, я, вы, они 6) он, она, они, мы 7) К тебе, ко мне, к нам, к дому 8) окно, око, оно, Ока 9) тебя, тебе, тобою, меня.

Слайд 5

Игра «Дешифровка» Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНИ. МЫ, ОН, ВЫ, ОНИ, ТЫ, Я. ОН, ЕЙ, НА НЕГО, ЕГО

Слайд 6

Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза

Слайд 9

Знаете ли вы местоимение? Б Б Б Б В В Г А В А Б

Слайд 10

Самостоятельная работа

Слайд 11

Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к НЕЙ незаметно и овладела ЕЮ постепенно. Вдруг близко от НЕЁ раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у НЕГО были закрыты. Хозяин сел перед НИМ , минуту глядел на НЕГО молча. Вернулся хозяин. Каштанка пошла за НИМ . Она ходила около НЕГО и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в НЕГО воды . Собака и гусь жались к НЕМУ . Они очень любили ЕГО .

Слайд 12

2-е лицо 3-е лицо 1-е лицо Я ТЫ МЫ ВЫ ОН ОНА ОНО ОНИ Единственное число Множественное число

Слайд 14

Задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.

                              Как создать на уроке ситуацию успеха?...

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...