Разработка урока "Урок обучения грамоте"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Дондук Ирина Айыт-ооловна

Формирование умения выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obuchenie_gramote.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ак-Довурак

Сценарий  урока по обучению грамоте

в 1 классе

УМК «Школа России»

на тему: Звук  [Ш] и буква Ш

подготовила

учитель начальных классов

Дондук Ирина Айыт-ооловна

Ак-Довурак-2015

Тема урока: Звук [ш], буква «ш».

Задача: Познакомить с буквой «ш», со звуком [ш ], с его особенностями.

Цели:

– формирование умения выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой;

формирование умения овладевать начертаниями письменных букв, слов;

-  Развитие фонематического слуха, техники чтения при работе со словами  с буквой «Ш»

 - Воспитывать  доброе отношение кдруг другу; интерес и желание учиться.

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки, модели звуков, касса букв, образцы печатных   букв «Ш» и «ш».                                      

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный    момент

Прозвенел звонок веселый

Всех зовет он на урок.

Улыбнулись, подтянулись

Друг на друга посмотрели.

Покажите настроение

Поднимайте смайлики!

Приветствие учителя, самоорганизация

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ссс.gif

IІ. Мотивирование к учебной деятельности

III. Создание проблемной ситуации.

IV. Выявления места и причину затруднения

V.Составление плана решения учебной проблемы

VI. Поиск решения проблемы  - открытие нового знания

VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

VІІІ. Включение в систему знаний и повторение

ІХ. Рефлексия учебной деятельности

-Сегодня к нам в гости пришли все наши друзья схемы-человечки. Как их рассаживаем ?

Постановка проблемы

- Почему одна  схема  осталась?

- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать?

-Как вы думаете, какой у нас сегодня урок:

повторения изученного или урок «открытия» новых      знаний?

-Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

-Ребята, схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков.

- Какой возникает вопрос?

проведение звуковой разминки

- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки, а для этого надо быть очень внимательным.

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

-Как шумит чайник при кипении?

- Как шуршат листья?

 подведение к формулированию темы

- Знакомы ли мы с таким звуком?

- Сформулируйте тему нашего урока

- Каковы  задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

 побуждающий диалог

- Нам нужно всё узнать про этот звук.

Какой это звук гласный или согласный?  Почему?

Раз он согласный, что мы можем про него узнать?

-Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?

Надевает чёрную  шляпу на схему-человечка

-Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким?

- в шипении змеи этот звук, какой (твёрдый или мягкий)?

- мы можем надеть один башмачок? Какой?

- а второй?

 побуждающий диалог

- Может быть,  в других словах этот звук произносится мягко?  Послушайте  стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком  [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко?

-Назовите слова с новым звуком. Какой он?

- Можем надеть второй башмачок? Какой?

определение места звука в словах

-давайте определим, какое место занимает этот звук в словах.

(машина, шуба, шляпа, шар,  шмель, шалаш, мыши)

-

Задания  группам

-Составьте звуковые схемы этих слов. Выберите ответственного в группе, это тот, кто будет представлять результат вашей работы – дать характеристику звука.

подведение к формулированию вывода

- Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким?

- Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков?

ФИЗМИНУТКА

знакомство с печатной буквойШ

- А   какой значок нам поможет  увидеть звук [ш]?

- Что напоминает вам эта буква?

-На какой стульчик сядет наш новый звук?  

- Решили мы с вами первую задачу?

Работа в прописи

 анализ с учащимися написания  строчной буквы ш

- Почему в  букваре в левом уголке написано две буквы ш?

-Наша задача?

. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?

-Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и

- Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт

-Красивые у вас получились буквы?

-Вы научились писать новую букву?

- Вы справились с этой задачей? Вам нужна была помощь?

- Оцените себя. Покажите смайлики.

ФИЗМИНУТКА  ДЛЯ ГЛАЗ

Работа по учебнику

- чтобы хорошо произносить шипящие звуки, разучим скороговорку

-Открыли учебники и прочитайте слоги, которые начинаются с гласного звука.

-

-Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного  твёрдого звука

– Попробуем записать эти слоги прописными буквами. Где мы будем сейчас работать?

 Работа в прописи.  

– Прочитайте слоги, которые нам надо записать.

– В каких словах есть эти слоги?

организация чтения  слов с буквой Ш

- Составьте предложение с этими словами.

-Прочитайте предложения в учебнике.

Вы научились читать слова с новым звуком?

- Вы справились с этой задачей? Мы с вами решили и третью задачу?

ФИЗМИНУТКА

А теперь скажи, дружок,

Тебе понравилось урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.

– Чему сегодня научились?

-  У кого были затруднения? Какие?

– Что больше всего понравилось на уроке?

– Все ли задачи урока решены?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

–Оцените в дневнике вашу работу  на уроке.

диалог с учителем

-Гласные на красные стульчики, а согласные на синие стульчики.

- Потому что на схеме нет буквы, мы его не знаем.

- Сегодня мы будем работать с новым звуком.

-Урок «открытия» новых знаний,

-Потому что схема не раскрашена, нет на ней буквы.

-Мы будем открывать новый звук, новую букву.

- Чем новый звук отличается от других звуков?

Проговаривание нового звука

-Ш-ш-ш

-Ш-ш-ш

-Ш-ш-ш

формулирование темы

- Нет

- Звук [ш], буква ш

Предположения учащихся

( Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву. Научиться читать слоги и слова с буквой ш)

диалог с учителем

- Согласный. При произношении звука воздух встречает преграду.

(доказывают)

- Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой?

- Он глухой.

(доказывают)

- Послушать, как он звучит в словах.

- твёрдый

- да, синий

- нет

Прослушивание стихотворения

Шура в школу шла

Шишечку нашла.

Шелуха шершавая,

Видно , шишка старая.

Слушают стихотворение

Называют слова, делают вывод: звук [ш] всегда твердый.

- Да, синий.

работа в группах

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит гласный звук

2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова и в начале

3 группа – в середине слова

4 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит согласный звук

Выбирают картинки, составляют звуковые схемы выбранных слов, самостоятельно обсуждают  в группе.

Ответственные дети характеризуют  звук по своим схемам

- Звук [ш] всегда твёрдый. У него только синие башмаки.

Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.

-Буква Ш

Предположения учащихся (на табуретку,  на гребень, вилку..)

-Наш новый звук сядет на синий стульчик.

-Да, решили.

анализ строчной буквы ш

-Потому что одна – печатная, другая- письменная

– научиться писать строчную букву ш

-Из коротких палочек с закруглением вправо внизу

Пишут на ладони

Пишут в тетради

-Да.

-Мы решили и вторую задачу.

Водят глазами за фигурами, буквами

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Чтение слогов про себя.

-аш, ош, уш

- ша, шо, шу

- в тетрадях.

Чтение слогов в учебнике

-наша, хорошо, шуба

Прочитывают слова  в учебнике

наш, наша                                                          Орлан,  Лора                                                             мал, мала

-Наш Орлан мал. Наша Лора мала.

Прочитывают чтение сначала про себя, потом по цепочке.

-Да

-Да

Ши-ши-ши – ты руками помаши.

Рассказывают о своих впечатления ,затруднениях

Показывают сигналы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Д, Д′»

Цели: познакомить с согласными звуками д, д′, печатными буквами Д, д;          формировать навык чтения; обогащать словарный запас учащихся...

Разработка урока обучения грамоте 1 класс

Урок обучения грамоте  1 класс(УМК Перспективная начальная школа)Тема урока: «Звуки [х], [х\']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».Тип урока: урок закрепления знаний.Цель: -соверш...

Методическая разработка урока обучения грамоте

тема урока "Твердые и мягкие согласные"...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Звуки в, в\'. Буква В".

Урок обучение грамоте "Звуки в, в\'. Буква В", программа "Школа 2100"....

методическая разработка урока обучения грамоте

методическая разработка урока обучения грамоте(чтение) в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения...

РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ 1 КЛАСС

Тема урока:Буква Ь. Обозначение мягкости на письме...