Конспект урока по русскому языку "Понятие о местоимении" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дзобаева Инна Викторовна

Конспект урока по теме "Понятие о местоимении" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_mestoimenie_4_kl.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 4  классе.

Тема: Понятие о местоимении.

Цель: познакомить с личными местоимениями.

УУД: > познакомить учащихся с новой частью речи - местоимением; с особенностями

местоимений, с ролью местоимений в нашей речи;

>формирование умения заменять имя существительное соответствующим место-

имением;

>развитие внимания, памяти, мышления, речи учащихся;

>воспитание интереса к изучению русского языка, вызвать чувство успеха,

доброжелательного отношения к окружающим, любить и беречь природу

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

а) Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте дети, подтянитесь.

И друг другу улыбнитесь!

Улыбнитесь и гостям!

- Мне очень хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.

- Запишите число, классная работа.

б). Посмотрите внимательно на доску и определите девиз нашего сегодняшнего урока.

Думай

Внимательно  Слушай  Окружающих

Высказывай  Своё мнение

Обобщай  Знания  свои  и  своих

друзей.

  1. Актуализация знаний.

 Чистописание.

- Установите закономерность и определите, какую букву вы будете писать на минутке чистописания.

к л м у ф х э ю … ? (Мы будем писать букву я)

- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.

- Запишите, продолжив закономерность: Яя кя ля Яя мя … (уя Яя фя хя Яя эя юя Яя)

Я, ты, он, она – живёт дружная семья.

- Назовите знакомые орфограммы. Запишите по памяти. Проверьте. Укажите части речи. --В каких словах у вас возникли затруднения, почему?

  1. Самоопределение к деятельности

Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

 Нам на всё оно укажет,

 Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

- Кто догадался, о какой части речи будем говорить?

-Сформулируйте задачи урока

Исследовательская карточка.

  1. Местоимение – это часть речи.
  2. Употребляется вместо существительного
  3. Местоимения отвечают на вопросы кто? что?
  4. Не называют предмет, а только указывают
  5. Личные местоимения

4.Открытие нового знания.

1). Окрестности нашей республики привлекательны во все времена года. Куда ни кинешь взор – всюду синие горы, покрытые лесами. В основном растут…? (Выслушиваются ответы детей).

Всего до 20 пород деревьев.

В лесах водятся… (ответы детей).

Для сохранения лесных богатств, животных на территории РСО -Алания созданы Государственные заповедники.

Раздаются листочки с текстом.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

- Что это?

- Докажите.

- Прочитайте вслух.

- О какой птице прочитали?

- Почему около столовой дятла выросли молодые деревья?

- Всё ли понравилось в тексте? Удачно ли построены эти предложения в тексте?

- К какой части речи относится слово дятел? ( По ходу работы заполняется таблица).

- Каким словом можно его заменить? (Он).

- Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями. Т. к. местоимение – слово, значит оно является… ?

- Слово он относится к какой части речи?

- На какие вопросы отвечает существительное, местоимение?

Существительное                                              Местоимение 

                                            Кто? Что?  

Предмет                                                    Указывает на предмет                                                                                                  

- Что обозначает существительное?

- А что обозначает слово он т. е. местоимение? Место имя.

-Чтение правила на с.49 про себя, затем 1 ученик, а потом повторяем хором.

- Послушайте диалог. (Учащиеся разыгрывают сценку)

- Попробуйте выписать местоимения.

-Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?

- Да, хорошо.

- Мне нужна Вика. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, её нет.

- А Вадим? Он дома?

Исследовательская работа ( По ходу работы заполняется таблица).

  1. Какое местоимение указывает на Яну? (Я)

          Как Альбина и Яна назовут себя одним словом? (мы)

  1. Какое местоимение указывает на Альбину? (ты)

            Как обратитесь ко всем ребятам класса? (вы)

            А как вы обратитесь ко мне?

  1. Вадим? ( он)  Вика? ( она). А одним словом- местоимением Вадим и Вика? (они)
  2. А каким словом назвать солнце? (оно)

- Кто был первым лицом в диалоге? (Яна)

- Как этот человек себя назвал?  (Я)

- Кто второе лицо – участник диалога? (Альбина)

- Какое местоимение указывает на неё? (ты)

- О каких «третьих лицах» разговаривают участники диалога? (Вике, Вадиме)

- Какие слова на них указывают? ( Вика –она, Вадим – он)

- А каким словом назвать солнце? (Оно)

- Как главные участники диалога назовут себя одним словом? (мы)

- А как бы вы обратились к ребятам класса? (вы)

- А как вы обратитесь ко мне? (Вы).

- Так обращаются вежливо к взрослому человеку.

- Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.

- Ребята, а как бы вы назвали Юлю и Ваню одним словом – местоимением? (Они)

1 – е лицо – я мы

2 – е лицо – ты вы

3 – е лицо – он, она, оно они

- К какой части речи относятся слова: стол, парта, солнце, цветы?

- Какой частью речи можно заменить?

- Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения,

Всё местоимения.

- А почему местоимение назвали местоимением? ( Вместо имени).

- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Записать в исследовательскую карточку.

Работа со словарями в группах.

В «Толковом словаре» Ожегова записано:

  1. Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью

(т. е. человеком). Личный пример.

2. Личный – касающийся непосредственно какого – нибудь лица, лиц, принадлежащий какому – нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

(Они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее лично кому - то).

- В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению.

5. Физкультминутка.

Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.

Цветы.

- Если я сорву цветок,

- Если ты сорвёшь цветок,

- Если он, и я, и ты –

-Если мы сорвём цветы,

- То окажутся пусты

- И деревья, и кусты,

- И не будет красоты,

- И не будет доброты,

- Если только я и ты-

- Если мы сорвём цветы.

6. Применение новых знаний на практике.

1. Прочитайте вывод на стр. 50. Расскажите его друг другу.

2.Упр.375, с.50

1 часть - 1 группа.

2 часть - 2 группа.

3 часть – 3 группа.

-  Самостоятельно по группам выполните упражнение. Подчеркните местоимения.

(Взаимопроверка в парах).

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

- Прочтите полученный текст ( 1 гр,2 гр,3 гр), понятно ли будет о ком или о чём говорится в тексте?

- О каком предмете говорится во вторых предложениях?

- Какая часть речи указывает на данный предмет?

3.Самостоятельная работа

 1 группа: Замените выделенные существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

Работа со словарём.

Отлогий – спускающийся под небольшим уклоном, не крутой.

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. … полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. … идёт на изготовление цукатов.

3. Выпишите личные местоимения.

Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

7.Рефлексия

Хитрые вопросы:

* Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

Они вы – мы – ты.

*Какое местоимение составлено из двух предлогов? О – на.

* Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного?

За – я – ц.

Закончите предложения:

На уроке  …

Я понял всё…

Было интересно…

Мне надо ещё доучить…

8. Итог урока.

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Справились мы с ними?

- К какой части речи относится слово он? Докажите.

- Что же такое местоимение, попробуйте сформулировать правило.

- Знаете ли вы, что существительных в русском языке насчитывается около четырёх тысяч, глаголов – около двух с половиной тысяч, а местоимений всего 69.

- Возникает вопрос: «А зачем нам нужны местоимения?»

- Чем местоимение отличается от существительного?

- На следующих уроках мы ещё продолжим работу над местоимением и узнаем ещё многое о нём.

9. Домашнее задание.

Для всего класса:

1). Выучить определение на стр. 164.

2). Стр. 164. Упр. 373.

Дополнительно: выполнить тест.

  1. Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым?

я, ты, вы, мы, он

  1. Какое местоимение употребите в речи , обращаясь к товарищу?

я, ты, вы, мы, он

  1. Какие личные местоимения различаются по родам?

я, ты, вы, мы, он

  1. Какое местоимение вы употребляете, рассказывая о всех нас?

я, ты, вы, мы, он

  1. Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям?

я, ты, вы, мы, он

1 группа: Замените выделенные существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

1 группа: Замените выделенные существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

1 группа: Замените выделенные существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

1 группа: Замените выделенные существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

1 группа: Замените выделенные существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыш

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. … полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. … идёт на изготовление цукатов.

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. … полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. … идёт на изготовление цукатов.

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. … полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. … идёт на изготовление цукатов.

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. … полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. … идёт на изготовление цукатов.


2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. … полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. … идёт на изготовление цукатов

. Исследовательская карточка.

  1. Местоимение – это 
  2. Употребляется вместо 
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а 
  5.                                 местоимения

Исследовательская карточка.

  1. Местоимение – это 
  2. Употребляется вместо 
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а 
  5.                                    местоимения

Исследовательская карточка.

  1. Местоимение – это 
  2. Употребляется вместо 
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а 
  5.                                       местоимения

Исследовательская карточка.

  1. Местоимение – это 
  2. Употребляется вместо 
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а 
  5.                                         местоимения

Исследовательская карточка.

  1. Местоимение – это 
  2. Употребляется вместо 
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а 
  5.                                             местоимения

Исследовательская карточка.

  1. Местоимение – это 
  2. Употребляется вместо 
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а 
  5.                                               местоимения

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Глагол. Обобщающий урок." УМК "Планета знаний"

На уроке в игровой форме обощается изученный материал о глаголу: правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спр, глаголы-исключения....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

План - конспект урока по русскому языку в 1 классе «Русский алфавит, или Азбука»

Познакомить с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей. Научить называть буквы в алфавитном порядке....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Её значение в жизни людей"

Конспект урока  по русскому языку в 1 классе  УМК  «Школа России»Тема: Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей...