Учебно - методический комплект. Русский язык. Связь имени прилагательного с именем существительным. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Егорова Татьяна Леонидовна

Конспект и презентация к  уроку русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным.

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.

Планируемые результаты

предметные:

  • повторить, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета;
  • научиться ставить вопросы от имён существительных к именам прилагательным, устанавливать связь между прилагательным и существительным в предложении и словосочетании, подбирать примеры имён прилагательных к существительным и наоборот.

личностные: 

  • оценивать свои достижения при выполнении заданий урока (взаимопроверка, самооценка);
  • стремиться сделать свою речь яркой, образной и выразительной.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Русский язык: 2 класс: Климанова Н.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», 2012 год; проектор; компьютер; доска; тетрадь.

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя. Настраиваться на работу.

2.

Мотивационный

этап.

Словесный метод:
беседа

Практич.: минутка чистописания

Минутка чистописания

  • Посмотрите, какие чудесные узоры написаны на доске. У каждого из вас есть волшебная палочка (ручка) для того, чтобы повторить эти узоры так красиво, как только сможете. Вы будете сегодня волшебниками.
  • Запишите эти узоры у себя в тетради.
  • Посмотрите внимательно на наши узоры: напоминают ли они вам что-нибудь?
  • Назовите слова, которые бы оканчивались также, как выглядят эти узоры? (Весенняя, теплое, жаркие, холодные, любимая, крепкий, осеннее, тонкий, неугомонный.)
  • Какой частью речи являются названные вами слова?
  • Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)       
  • Молодцы! Вы много знаете по этой теме.

Писать в тетрадях:

ая, ое, ие, ые, яя, ее, ий, ый.    

Выдвигать предположения, приводить примеры слов с окончаниями ая, яя, ое и др.

Отвечать на вопросы.   

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный метод:
беседа

Практич.: словарная работа

Словарная работа

  • На слайде записаны слова: ветер, земляника, суббота, сахар, берёза. 
  • Определите часть речи слов, записанных на слайде. (Имя существительное.)
  • Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что?)
  • От данных существительных образуйте прилагательные.
  • Назовите их с вопросом.
  • Запишите их с подходящими по смыслу существительными.
  • Как вы будете их подбирать? На что вы будете опираться?

Ветер – ветряная мельница

земляника – земляничный пирог

суббота – субботний вечер

сахар – сахарная пудра

берёза – берёзовый сок

  • Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.
  • Что нам помогло подобрать нужные слова? (Жизненный опыт, уже имеющиеся знания.)
  • Какие именно знания вам пригодились? (Знания об имени прилагательном, существительном.)
  • Образованные вами прилагательные обозначают предметы? Действия предметов? (Нет. Признаки предметов.)
  • Как подбирать к прилагательным существительные?
  • Что можно сказать о существительном и прилагательном? Можно ли их назвать друзьями? Почему?
  • Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (Мы будем устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.)
  • Предположите, какая у нас сегодня будет тема. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)
  • А теперь задание на внимание по нашей теме. Я буду называть слова, а вы подбирать подходящие по смыслу слова – существительные и записывать в тетради на следующей строке с красной строки.
  • Например, маленький, колючий (ёж).

Серый, хищный, глупый… (волк)

Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса)

Косой, слабый, трусливый… (заяц)

Сухое, свежее, душистое… (мыло)

Солнечный, весёлый… (день)        

  • Проверьте по образцу.
  • Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (Имена существительные и имена прилагательные.)
  • Почему вы догадались, о ком или о чём идёт речь? (Были названы признаки предметов.)
  • Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? (Какой? Какая? Какое?)
  • Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? (Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос.)
  • Какую роль играют прилагательные в нашей речи? Докажите. (Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь более красивой, точной, яркой и выразительной.)
  • Укажите в тетрадях стрелками связь между существительными и прилагательными, напишите над стрелками вопросы. Поставьте крестик над существительным, к которому относиться прилагательное.

Серый, хищный, глупый волк.

Рыжая, хитрая, ловкая лиса.

Косой, слабый, трусливый заяц.

Сухое, свежее, душистое мыло.

Солнечный, весёлый день

Образовывать прилагательные и записывать их в тетрадях.

 

Подчёркивать карандашом,  обозначать орфограммы.

Отвечать на вопросы.

 

Записывать в тетрадях.

Осуществлять самопроверку по образцу.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

4.

Решение частных задач.

Практич. метод: работа по учебнику

Физминутка.

Первичное закрепление

Работа по учебнику

  • Откройте учебники на стр. 103  и найдите упр. 144. Прочитайте задание.
  • Что нам необходимо сделать? (Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать составленные словосочетания.)
  • Какие прилагательные мы можем подобрать к этим существительным?

На слайде:

весенний

ароматный                 ландыш

свежий

синий

      голубой                    василёк

      яркий

красный

душистый                  мак

огненный

свежая

спелая                      груша

аппетитная

алая

сочная                     вишня

вкусная

черноплодная

красная                  рябина

крупная

золотое

серебряное             кольцо

драгоценное

махровое

вафельное             полотенце

банное

  • Давайте подберем к существительному прилагательное на слайде.
  • Выберите понравившееся вам прилагательное и запишите в тетрадь получившееся словосочетание.
  • Прочитайте получившееся словосочетание.
  • Все прилагательные, относящиеся к одному существительному, обязательно отвечают на один вопрос. (Ландыш какой?)

  • А сейчас мы отдохнем, физминутку проведем!

  • Найдите следующее упражнение. Упр.145.
  • Что здесь нам необходимо выполнить? (Составить из слов предложения и записать их. Подчеркнуть все имена прилагательные.)
  • Выполнять это упражнение вы будете в группах по четыре человека.
  • Какие вы знаете правила работы в группе?

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
  6. Если никто не может  начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана.
  7. Капитаном выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
  8. Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.

  • Сейчас я каждой группе дам лист, а вы на нём запишите свои предложения.
  • Можете начинать.
  • Давайте проверим. Какие предложения у вас получились?

1. На ветке сидит чёрная ворона.

2. На огороде серый заяц лакомиться морковкой.

3. На вешалке висит детское пальто.

4. На яблоне висят красные яблоки.

5. Коля катался на красивых роликовых коньках.

6. Шофёр уверенно вёл машину по широкому шоссе.

  • Все согласны?
  • Какие прилагательные вы подчеркнули?
  1. чёрная
  2. серый
  3. детское
  4. красные
  5. красивых
  • Все согласны?
  • Сделайте вывод, какие знания и действия позволили вам выполнить упражнения?
  • Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)   

Работать по учебнику. Выполнять упражнения.

Повторять движения за героями на экране.

Делиться на группы.

Выполнять задание.

Осуществлять самопроверку.

Отвечать на вопросы учителя.

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Л: установка на ЗОЖ.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения;

Л: осознание ответственности за общее дело.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

Словесный метод:
беседа

Практич.: работа с текстом

  • На слайде текст:

Февральская метель.

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

  • Каким вы представляете февраль? (Холодным, пасмурным, снежным и т.д.)
  • К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

Ветер (какой?) яростный, вихри (какие?)..., пелена…

  • Давайте проверим, правильно ли вы выписали прилагательные. Посмотрите на слайд.

ветер (какой?) яростный

вихри (какие?) снежные

пелена (какая?) белая

солнце (какое?) тусклое

позёмка (какая?) злая

метель (какая?) косая

  • У кого также?
  • У кого по-другому? Почему?
  • Какие прилагательные употребил автор для описания февраля? (Яростный, снежные, белая, тусклое, злая, косая.)
  • Какой делают нашу речь прилагательные? (Яркой, эмоциональной, выразительной.)
  • Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)       
  • Вспомните весь наш урок, выберите и попробуйте продолжить одно из предложений:

Теперь я знаю…

Я могу…

  • Кто попробует?

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Выписывать из текста прилагательные по образцу.

Сверять свою работу с образцом выполнения на слайде.

Отвечать на вопросы.

Оценивать свою работу на уроке.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

5.

Подведение итога урока. Рефлексия.

  • Что мы повторили на уроке? (Что такое имя прилагательное и имя существительное.)
  • Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что?)
  • А что мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное  - это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая?  какое?  какие?)       
  • Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Узнали о связи имени прилагательного с именем существительным.)
  • Достигли ли мы цели урока? (Да.)
  • Спасибо вам за урок, до свиданья!

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Называть основные понятия нового материала.

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ветер земляника суббота сахар берёза

Слайд 3

Связь имени прилагательного с именем существительным. Тема:

Слайд 4

Цель: Установить связь имени прилагательного с именем существительным.

Слайд 5

Серый, хищный, глупый …

Слайд 6

Рыжая, хитрая, ловкая …

Слайд 7

Косой, слабый, трусливый …

Слайд 8

Сухое, свежее, душистое …

Слайд 9

Солнечный, весёлый …

Слайд 10

весенний ароматный ландыш свежий

Слайд 11

синий голубой василёк яркий

Слайд 12

красный душистый мак огненный

Слайд 13

свежая спелая груша аппетитная

Слайд 14

алая сочная вишня вкусная

Слайд 15

черноплодная красная рябина крупная

Слайд 16

золотое серебряное кольцо драгоценное

Слайд 17

махровое вафельное полотенце банное

Слайд 18

На огороде серый заяц лакомиться морковкой.

Слайд 19

На вешалке висит детское пальто.

Слайд 20

На яблоне висят красные яблоки.

Слайд 21

Коля катался на красивых роликовых коньках.

Слайд 22

Шофёр уверенно вёл машину по широкому шоссе.

Слайд 23

Февральская метель. Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

Слайд 24

ветер (какой?) яростный вихри (какие?) снежные

Слайд 25

пелена (какая?) белая солнце (какое?) тусклое позёмка (какая?) злая метель (какая?) косая

Слайд 26

Февральская метель. Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

Слайд 27

Теперь я знаю… Я могу…



Предварительный просмотр:

ветер

вихри

пелена солнце

позёмка

метель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока развития речи в 4 классе по учебно – методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П.

Предоставленный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цель урока – формирование образовательных компетенций учащихся через включение детей в различные виды деятель...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий

Конспект урока + презентация. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 3 класс. Тема "Безударные гласные в корне слова"

Тема: Безударные гласные в корне слова.Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных.Планируемые результаты:предметные: ·...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"

Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...

Технологическая карта урока по Русскому языку "Дательный и творительный паеджи имен прилагательных мн.числа"4 класс ШР

Конспект урока русского языкаТема: «Дательный и творительный падежи имен прилагательных мн.числа»...

Конспект урока русского языка. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи" 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Значение и употребление имен прилагательных в речи»Цели урока: развивать умение устанавливать связь слов в предложении; познакомить со сложными именами прилагательнымиПл...

Конспект урока по русскому языку " Текст-описание и роль имен прилагательных в нем." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Текст-описание и роль имен прилагательных в нем." ( 2 класс)...