Конспекты уроков русского языка и литературного чтения
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Полушкова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

в 3 – а классе, 26 февраля 2015г.

Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В.Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование: презентация о жизни и творчестве В.В.Бианки, выставка книг писателя, рабочие тетради.

                                                      Ход урока.

  1. Организационный  момент - 1 мин.
  2. Речевая  разминка – 3 мин.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Грош – старинная русская монета достоинством 2 копейки.

- Прочитайте скороговорку медленно, грустно, весело, громко, тихо, очень быстро.

  1. Актуализация знаний. Введение в тему – 3 мин.

- Отгадайте загадку.

- Как вы думаете, кто будет главным героем произведения, с которым мы сегодня познакомимся?

- Расшифруйте имя писателя.

йилатиВ чивонитнелаВ икнаиБ    (Виталий Валентинович Бианки)

  1. Работа по теме урока – 9 мин.

- Откройте учебники и прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. («Мышонок Пик»)

- Кто автор этого произведения? (Виталий Бианки)

- О жизни и творчесте Бианки вам расскажут ребята _________________________

     Родился Виталий Валентинович Бианки 12 февраля 1894 года в Петербурге. Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц), работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил ему интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир, но мёртвый, неподвижный, молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.

       Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов.

       Отец ввёл сына и в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Здесь – рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.

       «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче  примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь», отмечал В.В.Бианки.

            В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь.

            Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

- О «Лесной газете» нам расскажет  __________________ ____________    

      Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

V. Физминутка – 1 мин.

Раз-два! Выше голова!

Три-четыре! Руки шире!

Пять-шесть! Тихо сесть.

Семь-восемь! Лень отбросим!

     VI. Работа по теме урока -

   1. Беседа – 4 мин.

- Рассмотрите иллюстрации к тексту. Как вы думаете, о чём он?

- Прочитайте название 1 главы.

- Кто герой произведения?  Как автор относится к нему?

- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели?

    2. Чтение 1 главы рассказа учителем – 5 мин.

- Так как же мышонок попал в мореплаватели?

   

- Прочитайте название 2 главы.

- Стало ли вам страшно за мышонка?  Подумайте, что может с ним случиться?

    3. Чтение 2 главы рассказа хорошо читающими детьми – 8 мин.

- Что вы испытали во время чтения этой главы?

- Что вы думаете о детях?

- Автор пишет, что ребята сыгралис мышонком злую шутку, а вы как считаете?

- Понравился ли вам этот рассказ? Захотелось узнать, что будет дальше?

- Прочитайте все приключения мышонка до конца. Можете взять эту книгу в библиотеке.

     VII. Рефлексия – 3 мин.

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что похвалили ли бы себя?

- Что вам захотелосьсделать после этого урока?

VIII. Подведение итогов урока – 1 мин.

- Что автор хотел сказать нам этим произведением?

      IX. Домашнее задание. Выставление оценок за урок – 2 мин.

Прочитать весь рассказ.

Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

       



Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Понятие о простом и сложном предложении

 – Формирование понятия простого и сложного предложения, умения отличать предложения разной структуры, составлять схемы предложений, расставлять знаки препинания.

  – Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о простом и сложном предложении.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Формы организации урока: групповая, фронтальная.

Оборудование: карта  «Острова сокровищ»; презентация  к уроку, учебник.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Этапы урока

Ход урока

№ слайда

Ι.  Организационный момент

- Прозвенел звонок,

Начинается урок!

- Здравствуйте, ребята!

- Я проведу для вас урок русского языка.

- Надеюсь, вы мне поможите и у нас всё получится!

ΙΙ.  Формулирование проблемы

III.Чистописание

IV.Словарная работа

V. Подводящий к теме диалог.

- Посмотрите на доску. Что необычного вы там заметили?

- Давайте её прочитаем.

                       

- Ребята посмотрите вокруг. Вы видете где-нибудь карту?

-Наверное, должна быть где-то инструкция  как её найти.

                                    Учитель читает инструкцию:

       Карта находится в классе. Станьте спиной к двери, сделайте вперед 3 шага, повернитесь направо, откройте доску.)

- Ребята, что это?  (Карта)

- Как вы думаете, что на карте отмечено крестиком?  (Клад)

- А какой клад вы бы хотели найти?

- Давайте рассмотрим карту.

- Как будем искать клад?

- Чтобы отправиться на поиски клада нужно основательно подготовиться.

- Начнем незамедлительно.

- Все путешественники в пути ведут записи. Давайте мы будем делать так же.

- Откройте свои тетради запишите сегодняшнюю дату и Классная работа.

- По какому пути мы будем двигаться в поисках клада?   (По морскому)

- Какой первый звук слышится в слове морской?

- Какой буквой обозначен звук м на письме.

- Запишите букву Мм и сочетание букв мор всю строчку, чередуя их.

- На второй строчке запишем  однокоренные слова с корнем  – мор-, выделим корень.

- Как называется человек, который ходит по морю?  (Мореход)

- Запишите это слово, выделите корень.

- Что заметили?

- Какие слова называются сложными?

- Приведите примеры сложных слов.

- Итак, маршрут определен. Нужно запастись провизией.

- Что такое провизия?

- В каких продуктах больше всего витаминов?

- Среди наших запасов будут,  конечно, овощи и фрукты.

- А какие из них мы возьмём на корабль, попробуйте отгадать.

- Отгадки запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы.

                              Загадки (на слайде, читают дети)

  1. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
  2. Огородное растение с крупными семенами – горошинами. (Горох)
  3. Не шита, не кроена, а вся в рубцах; без счёту одёжек и все без застёжек. (Капуста)
  4. Был зелёным, маленьким, стал большим и аленьким. (Помидор)
  5. На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый.(Огурец)
  6. Он в коричневом мундире, сытнее овоща нет в мире. На грядке куст его цветёт, сам под кустом в земле растёт. (Картофель)
  7. Желтый цитрусовый плод
    В странах солнечных растет.
    А на вкус кислейший он.
    Как зовут его? (Лимон)
  8. Круглое, румяное,
    я расту на ветке;
    Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
  9. С виду он как рыжий мяч,
    Только вот не мчится вскачь.
    В нём полезный витамин -
    Это спелый … (Апельсин)
  10. Эта ягода лесная
    Нам лекарство заменяет -
    Если Вы больны ангиной,
    Пейте на ночь чай с ... (Малина)

- Поменяйтесь тетрадями.

- Проверьте по слайду работу своего соседа по парте, исправляя ошибки простым карандашом.

- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки?

- Поставьте на полях  плюс +

- Поднимите руки, кто допустил 1-2 ошибки?

- Поставьте на полях  вопрос?

- Поднимите руки, кто допустил 3 и более ошибок?

- Поставьте на полях  минус –

- Наконец наш корабль отходит от пристани и отправляется навстречу приключениям.

- Чтобы не заблудиться в пути нам поможет учебник.

- Сегодня он будет нашим путеводителем.

- Смотрите! На горизонте показался «Остров вопросов»

- Высадимся на него, узнаем вопросы, которые помогут нам найти клад.

- Откройте путеводитель – учебник на с. 150.

- Прочитайте название раздела.

- Какие вопросы у вас возникают?

1.Что такое простое предложение?

2.Что такое сложное предложение?

3.Как их отличить?

- Какая тема нашего урока?

- Выполним задание острова №437, с.150.

Слайд 1

Слайд2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

VI.Актуализация знаний. Поиск решения.

VII. Физминутка

 1. Наблюдение и анализ материала.

Упр. 437 .

– Какие из предложений вы бы назвали простыми, а какие сложными?

– Как это можно доказать? Подсказка: посмотрите, что изображено ниже, под цифрами 1), 2) и т.д. (Нужно выделить основы.)

– Назовите основы в каждом предложении.

– Сделайте вывод, какие предложения называются простыми, а какие сложными?

– Как вы думаете, сколько может быть грамматических основ в сложном предложении?

– Почему в 4-м и 5-м предложениях стоят запятые? (Запятые разделяют части сложного предложения.)

- Задания выполнены.

- Мы покидаем «Остров вопросов» и движемся дальше.

- Согласно карте, дальше нас ждет Бермудский треугольник.

- Что это за место?

- Чтобы оттуда выбраться, нужно всем подкачать мышцы.

2. Работа над определением, с. 151.

- Теперь мы готовы.

- Из Бермудского треугольника можно выбраться, только поработав с текстом на с.151.

- Как иллюстрация на странице 150 помогает в изучении новой темы?

-Мы выбрались из Бермудского треугольника и продолжаем наше морское приключение.

VIII. Развитие умений.

Работа в учебнике.

- Наш путь лежит дальше к «Осторову ответов».

- Он предлагает нам выполнить упр.№438, с.151.

- Чтобы добраться до «Острова сокровищ» и клада осталось пройти только один риф.

- Для этого поработаем со схемами на с.152.

2. Рассматривание образцов схем простого и сложного предложений (с. 153).

– Что нового в схемах?

– Чем отличаются схемы простого и сложного предложения?

– В каких схемах есть запятые? Почему?

– Чем отличается схема простого предложения с однородными членами и схема сложного предложения? (Одна грамматическая основа, но 2 сказуемых, две грамматически основы – 2 подлежащих и 2 сказуемых.)

– Найдите в предыдущем упражнении примеры к каждой из трёх схем.

Квадратные скобки – границы простого предложения, т.е. границы части сложного предложения.)

(Две пары квадратных скобок.)

9.  Итог урока.

– Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.

1.Что такое простое предложение?

2.Что такое сложное предложение?

3.Как их отличить?

– Какие ещё задачи решали на уроке?

- Вот он «Остров сокровищ»!

- Каку же тайну он скрывает и где клад?

- Давайте заглянем в глубь острова.

- Прочитаю, что там написано?

(Клад находится у того, кто каждый день даёт вам знания)

- Кто же это?

- Как вы думаете, что в этом сундуке?

-Здесь для вас послание:

«В жизни главное не деньги, а знания!»

- Как вы понимаете это высказывание?

- А что ещё лежит в сундуке?

Оценки за урок.

Слайд 13

10. Домашнее задание

- Чтобы ваши знания умножились, выполните дома задание, которое написано у вас на листках, на столах.

Упр. 163 («Дидактический материал»).

11. Рефлексия

- Ребята, наш урок заканчивается победой знаний.

- Надеюсь, путешествие оставило у вас приятное впечатление.

- Если вы хотите снова совершить такое же путешествие, поднимите кораблик, который лежит у вас на столах.

- А если хотите остаться дома, поднимите домик.

- Ребята, урок окончен. Встаньте!

- Спасибо вам за урок!

- До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

Слайд 3

Огородное растение с крупными семенами – горошинами.

Слайд 4

Без счёту одёжек и все без застёжек.

Слайд 5

Был зелёным, маленьким, Стал большим и аленьким.

Слайд 6

На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый.

Слайд 7

Он в коричневом мундире, Сытнее овоща нет в мире. На грядке куст его цветёт, Сам под кустом в земле растёт.

Слайд 8

Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? .

Слайд 9

Круглое, румяное, я расту на ветке; Любят меня взрослые и маленькие детки.

Слайд 10

С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин - Это спелый …

Слайд 11

Эта ягода лесная Нам лекарство заменяет - Если Вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с ...

Слайд 12

Проверь! М о рковь, г о рох, к а пуста, п о м и дор, о гурец, к а ртоф е ль, л и мон, ябл о к о , а п е льсин, м а лина.

Слайд 14

Вопросы к уроку. 1. По какому признаку предложения делятся на простые и сложные ? 2.Что такое простое предложение ? 3.Что такое сложное предложение ?

Слайд 15

Тема урока: « Простые и сложные предложения»

Слайд 16

Физминутка

Слайд 17

Итог урока 1. По какому признаку предложения делятся на простые и сложные ? 2.Что такое простое предложение ? 3.Что такое сложное предложение ?

Слайд 18

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника

В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока:Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Повторение произведений К.Чуковского.

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения во 2 классе по произведениям Корнея Чуковского по теме  «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные » направлен на ...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения

КОНСПЕКТ  ИНТЕГРИРОВАННОГО   УРОКА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, РУССКИЙ ЯЗЫК) Тема урока литературного чтения : Обобщение и проверка знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна....