Урок русского языка в 4 классе "Правописание глаголов с -тся и -ться"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание глаголов с -ться и -тся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание глаголов с  –тся, -ться.

Цели:

Образовательная:

  • Создать условия для знакомства обучающихся с  правилом написания сочетаний -тся, -ться; научить безошибочно записывать глаголы с сочетаниями -тся, -ться, различая неопределённую форму и 3 лицо глагола;

Развивающая:

  • Способствовать развитию познавательных способностей и речи обучающихся, расширению их  кругозора, орфографической зоркости;

Воспитательная:

  • Содействовать воспитанию внимания, аккуратности, привитию понятия о красоте родного языка,  интереса к знаниям.

Планируемы результаты:

(личностные результаты)  дети будут учиться пониманию значения границ собственного знания и незнания,  способности к самооценке на основе наблюдений над собственной речью,  развивать самоконтроль, адекватную самооценку.

(метапредметные результаты)  Познавательные: осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в              устной и письменной форме, структурирование знаний, умение осуществлять синтез как составление целого из частей, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; Регулятивные: дети учатся способности принимать и сохранять учебную задачу, умение самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий и при необходимости их скорректировать;

Коммуникативные: активно использовать  речь для решения разнообразных коммуникативных задач, ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения, уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество, уметь работать в парах, группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению);

(предметные результаты)  овладение обучающимися умения применять изученные орфографические правила, увидеть проблему и наметить пути её решения,

Формируемые УУД.

1)        

2)        ;

3)        Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество, уметь работать в парах, группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

4)        Личностные: формирование ценностных ориентиров смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания»,уметь нравственно-этически оценивать себя и своих товарищей,     .

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы: коллективная, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (дифференцированная) работа обучающихся.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический,

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, схемы – опоры, задания на карточках.

ХОД УРОКА

I.Мотивация.

Учитель. Начать урок мне хотелось бы словами Л. В. Успенского: «Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное.

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо  знать язык, то сможем... (лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать)

- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.Так достаточно ли мы знаем его?» Надеюсь, что помогла зажечь в вас “огонек любознательности”  к открытию новых знаний. Но прийти к открытию вы должны сами! Будьте наблюдательны и внимательны на уроке.

II. Активизация знаний, умений и навыков.

Учитель. Сейчас мы будемработать со словарем. Слова в словаре подобны живым существам, у каждого свой нрав, свой характер. В словах заключаются человеческие чувства. Французский писатель Анатоль Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»

Спишите слова с доски:

лаборатория, резвишься, брить, извинюсь, сочинить, подготовимся.

Найдите “лишнее” слово, докажите свой выбор. Для определения “лишнего” слова прошу рассмотреть грамматические признаки данных слов.

Дети.

  • “Лишнее” слово – лаборатория. Это существительное, а остальные слова – глаголы (данное слово убирается, и дети выбирают “лишнее” слово среди оставшихся слов).
  • “Лишнее” слово – брить. Это глагол 1-го спряжения, а остальные 2-го спряжения.
  • “Лишнее” слово – сочинить. Это глагол неопределённой формы, а все остальные – личные глаголы.
  • “Лишнее” слово – резвишься. Это глагол 2-го лица, а остальные 1-го лица.

Учитель. У нас остались 2 глагола: извинюсь,  подготовимся. Чем они похожи?

Дети. Это глаголы с возвратным значением, будущего простого времени, 2-го спряжения, 1-го лица.

- Рядом с выполненным заданием на листе самооценки поставьте отметку уровня вашего участия в интеллектуальной разминке.

III. Знакомство с новой темой.

Учитель.  Глаголы с возвратным значением будут сегодня объектом наших наблюдений. Но какой именно будет наша тема – вы попробуете определить сами, глядя на данное задание

На доске запись:

Учится - учиться. Трудится – трудиться.  Ленится – лениться.

Что интересного заметили?

Какие вопросы у вас возникли?

Разные это слова или в каком -то из них допущена ошибка? Поставьте ударение в словах.

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Правописание глаголов с -тся, -ться)

Учитель.

Правописание сочетаний -тся, -ться в глаголах с возвратным значением.

Учитель. Чему мы должны научиться на уроке?

Дети. Мы должны научиться без ошибок записывать сочетания -тся, -ться.

Учитель. Что нам необходимо знать, чтобы правильно записывать сочетания -тся, -ться?

Дети. Мы должны знать, когда пишется -тся, -ться.

На магнитной доске появляются карточки:

img2

Учитель. Отчего зависит написание данных сочетаний? Ваши гипотезы?(дети высказываются, на доске записывается имя ребёнка и его гипотеза.)

- Сравните предложения:

Саша учится на пятёрки. Саша хочет учиться на пятёрки.

- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.

- В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему?

- Сделайте вывод: в какой форме ь пишется, а в какой –нет.

На доске:

(Что делает?) катается;

(что делать?) кататься;

(что делает?) купается;

(что делать?) купаться.

- Что помогло вам сделать правильный выбор правописания тся и ться в глаголах? (Вопросы)

- Значит, не только по форме слова можно определить выбор написания ь знака, но и по вопросам.

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.117.

- Правильно ли вы его сформулировали?

Рассмотрите таблицу:

Определение правописания тся и ться в глаголах по форме слова

Определение правописаниятся и ться в глаголах по вопросу

ТСЯ- 3 лицо, ед. число или множ.число. Например: кувыркается, кувыркаются.

ТЬСЯ - неопределённая форма глагола. Например: кувыркаться.

(Что делает?) кувыркается, (что делают?) кувыркаются.

 (Что делать?) кувыркаться.

- Вы вправе выбрать сами, как вам легче запомнить: определив форму слова или по вопросу.

ФИЗМИНУТКА «ДЕВОЧКИ-МАЛЬЧИКИ»

- Я называю глаголы. Девочки встают если глагол с Ь, а мальчики – если глагол без Ь.

ИГРАЕТСЯ,  ИГРАТЬСЯ,   ПРЯТАТЬСЯ,   СЛЫШИТСЯ,   ТОРОПИТСЯ, ТОРОПИТЬСЯ,  ПОЛУЧАЕТСЯ,  ПОЛУЧИТСЯ,  КАТАТЬСЯ,   ПРОБЕЖАТЬСЯ.

IV. Первичное закрепление изученного материала (работа в парах на компьютерах).

 Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! ( Слайд 9)

Переносица – переносится

Водица – водиться

Спица – спится

девица – сущ. ( от девушка) - дивиться - глагол ( удивляться)

– Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

Болит переносица – собрание переносится

Чистая водица – не надо с ним водиться

Острая спица – ему не спится

V. Самостоятельная работа по карточкам

Карточка № 1.

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Увлечение,  наслаждение, раздражение, удаление.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.

Карточка № 2.

Исправь ошибки в тексте и докажите.

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

Карточка № 3.

Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в неопределённой  форме и в форме 3 лица ед.ч.

  1.         Проявлять стремление         стремиться - стремится
  2.         Испытывать волнение         волноваться - волнуется
  3.         Допускать ошибки                ошибаться - ошибается
  4.         Принять решение                 решиться - решится
  5.         Чувствовать радость        радоваться – радуется

Давайте проверим правильность выполнения задания с помощью взаимопроверки. Если вы будете не согласны с выбором буквосочетаний, попросите своего товарища по парте повторить алгоритм проверки написания данных сочетаний. Дети меняются тетрадями друг с другом и проверяют выполнение задания. Определяют результат работы своего товарища и меняются тетрадями.

VI. Итог урока.Рефлексия

Продолжите предложения

Я хорошо усвоил новое знание и научился применять его на практике.

Я усвоил новое знание, но мне еще нужна помощь.

Тема урока осталась мне непонятной.

Карточка № 1.

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Увлечение,  наслаждение, раздражение, удаление.

Карточка № 2.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.

Карточка № 3.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Умываемся,  собираемся,  возвращаюсь,  приближаюсь.

Карточка № 4.

Исправь ошибки в тексте и докажите.

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

  Карточка № 5.

Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в неопределённой  форме и в форме 3 лица ед.ч.

Н.ф.                                                                                                    

3 лицо ед.ч.

Проявлять стремление  

Испытывать волнение    

Допускать ошибки        

Принять решение          

Чувствовать радость      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

Урок русского языка в 4 классе "Правописание -тся и ться в глаголах"

Урок пусского языка в 4 классе. УМК "Школа России"...

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"

Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание -ться и тся в глаголах"

Это урок повторения и закрепления пройденного материала по УМК "Начальная школа 21 века". Целью урока было закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполн...