Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Методист ЧПК № 1 Кондратьева И.И.
Класс 3
Студентка: Стасенюк Анастасия 35 группа
Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные»
Тип урока: открытие нового знания;
Цель:
- познакомить с существованием так называемых беглых гласных Е и О;
- научить определять, является ли гласный в корне беглым;
- научить выделять корни в словах с таким чередованием и правильно записывать букву беглого гласного;
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Предметные:
- научатся самостоятельно анализировать и исправлять ошибки;
- формулировать значение беглых гласных О и Е, и применять их в письменной речи в соответствии с правилами.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, печатная тетрадь
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент Словесный | 1-2 мин | -Доброе утро, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь. | Приветствие учителя. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам |
Актуализация Метод практический Приём минутка чистописания Калиграфическое списывание Орфографический анализ Словесный Фронтальный опрос Постановка учебной задачи Анализ языкового материала Частичный морфемный анализ Учебный диалог | 5 мин | Сели ровно, открываем тетради в линейку. А теперь у нас минутка чистописания. - Спишите, продолжив закономерность Е ее Е е Е ее Е е Какие две роли играет буква Е в языке? (Может обозначать 2 звука Й, Э и указывает на мягкость предшествующего согласного) - Прочитай пословицу, объясните смысл. Спишите каллиграфически. Подчеркните орфограммы. Есть терпенье – будет и уменье. Поставьте в словах ударение. Назовите слова, где буква Е обозначает 2 звука(только под ударением)
Словарная работа. Сейчас на слайдах будут появляться слова с пропущенными буквами, вам нужно их правильно записать. После мы поменяемся тетрадками в парах и вы проверите друг друга. Слова: Морковь коллектив Здравствуй одиннадцать Облачко осина Жёлтый вокруг Крестьяне ребята Поменялись тетрадями, если у соседа всё верно ставим карандашом на полях плюс, если есть ошибки минус. Кто сделал ошибки в словах? Исправил ли? Ребята, откройте содержание учебника. Как вы думаете какая тема будет сегодня? (чередован звуков в корне слова) Посмотрите на экран, сравните формы одного и того же слова Сон – Сна; день – дня. Запишите эти пары слов. Выделите корень сначала у начальной формы слова в каждой паре, а затем у другой формы. Да вы правы, но лишь на половину. Корней -сн-, -дн- в этой форме слов нет. Корни в разных формах слова одни и те же. Просто в них есть чередования звуков. Как вы думаете что происходит со звуками [о] и [э] в этих словах (В формах сон и день, звуки о и е чередуются) Если сравнивать звуки с животными, то они просто убегают боясь другой формы слова. Этот случай так и называется Беглые гласные в корне слова. Тогда корень в таких словах нужно выделать помня про наш беглый трусливый гласный сн а, дн я Теперь попробуйте правильно выделить корни с словах ров – рва, пень – пня. Посмотрите на слайд и проверьте, так ли выделили корни в словах. Не забудьте поставить карандашом на полях плюс или минус. Какими буквами на письме обозначаются наши трусишки беглые гласные звуки? (о и е) | Писать каллиграфически. Прописывать последовательность, определив закономерность Работают ьнад пословицей Записывають слова Осуществляют взаимоконтроль Отвечать на вопросы. Обосновывать написание слов. Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его. | Р: принимают и сохраняют уч задачу Р: принимают и сохраняют уч задачу К: участвуют в учебном диалоге; К:формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывание П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации |
Решение частных задач Списывание с морфемным разбором Орфографический анализ вывод детей Практический Выполнение задания по образцу Проблемный вопрос | Работа по учебнику. Учебник ч.3. с 126-105. Откройте учебник на странице 126. упражнение 143 Прочитайте задание Расставьте ударения. Какая орфограмма есть в начальной форме слов. (безударные беглые гласные) Подчеркните их, они являются орфограммами. Какой мы можем сделать вывод? Прочитайте правило летучей мыши. (Беглые гласные в корне слов, всегда обозначаются буквами е или о ) Что бы нам в будущем не ошибаться в определении беглых гласных запомним правило. Если не можем проверить безударный гласный в корне слова ударением, измени форму слова на р.п. ед. ч. И выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась беглая гласная, нужно писать е или о. Прочитай первый пример из учебника объясняем его Кто может прочесть 3 пример? Давайте выполним упражнение №144 Прочти нам задание. Кто не понял задание? Давайте разберём образец устно. Молодцы, приступаем. Давайте проверим. Назови нам всё слова с беглой гласной Е, остальные внимательно слушают и сравнивают, есть ли отличия. (дятел, камень, гребень, ливень, слепень, полдень, клубень, кашель, танец, ситец) Кто не согласен? Почему? Теперь все слова с беглой О. (ноготь, локоть, коготь, уголь) Итак какие безударные мы пишем корне, если это беглые гласные. Как вы думаете на множественное число распространяется ли это правило? (да/нет) Так давайте проверим на примере: много шиш(е/и)к и много дос(а/о)к. Выпишите эти слова столбиком с пропуском на месте орфограммы. Напишите рядом с каждым словом его начальную форму. Выдели корень в обеих формах. А теперь сравни формы каждого слова между собой и посмотри: есть ли беглый гласный. Если да, применяем правило. Что у вас получилось? Молодцы Потренируемся на упражнении № 145 Кто может прочесть что нужно в нём сделать? Задание понятно? Отлично, выполняем. Как проверить есть ли в слове орфограмма беглый гласный в корне слова? | Открывают учебник, читают, работают в парах, Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. | Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков Познавательные УУД: анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство | |
Физ.мин. | Выполняют упр. | |||
Закрепление Практический Выполнение упражнения в рабочей тетради по заданию. Словесный Фронтальная проверка Анализ выполненной работы. Словесный Выводы учащихся | Работа в тетрадях. (72) - Ребята, откройте на стр. 72 упр. 77. - Почитайте задание. - Вставьте пропущенные буквы. В скобках запиши обоснование. - Укажите форму Р. п. ед. ч. - 1. Укажи форму Р. п. ед. ч. Ситец – вставляем букву е. - На какие вопросы отвечает Р. п.? (Р. п. отвечает на вопросы Кого? Чего?) Ситец – ситца. - Палец – вставляем букву е. Палец – пальца. - Ливень – вставляем букву е. Ливень – ливня. - 2. Укажи начальную форму. - На какие вопросы отвечает начальная форма? (Кто? Что?) - Кошек – вставляем букву е. Кошек - кошка. - ложек – вставляем е Ложек – ложки - вилок – вставляем о. Вилок – вилки - полок – вставляем о. Полок – полки - марок – вставляем о. Марок – марки Палок – палки Итак какие 2 способа проверки орфограммы беглый гласный в корне слова, мы встретили в этом упражнении | Выполняют упражнение, отвечают на вопросы. Выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство Р: Принимать и сохранять учебную задачу. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | |
Рефлексия. /Итоги. Словесный Фронталный опрос | - Какие цели/задачи мы поставили в начале урока? - Поднимите руку, если считаете, что вы справились с поставленной задачей/достигли цели. - Что нового мы узнали на этом уроке? - О каких явлениях в русском языке говорили на уроке? - Какие гласные называются беглыми? Приведите примеры. -Что называется чередованием согласных? Приведите примеры. - Какое задание больше всего понравилось? - С каким настроением уходим с урока? | Делатьсамооценку | П:установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; | |
Домашнее задание | Записывают д.з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"
Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...
Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Беглые гласные"
УМК "ПНШ"...
Конспект урока русского языка «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗКАТема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные»Цели деятельности учителя: формирование знаний о беглости гласных...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...
Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс
Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)
Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...