Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Стасенюк Анастасия Сергеевна

    Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        Конспект урока

    Методист ЧПК № 1 Кондратьева И.И.                                        

    Класс 3                                                                                                

    Студентка: Стасенюк Анастасия 35 группа

                                                                                                            

    Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные»

    Тип урока:  открытие нового знания;

    Цель:

    - познакомить с существованием так называемых беглых гласных Е и О;

    - научить определять, является ли гласный в корне беглым;

    - научить выделять корни в словах с таким чередованием и правильно записывать букву беглого гласного;

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    - формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

    Предметные:

    - научатся самостоятельно анализировать и исправлять ошибки;

    - формулировать значение беглых гласных О и Е, и применять их в письменной речи в соответствии с правилами.

    Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, печатная тетрадь

    Этапы

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Орг. момент

    Словесный

    1-2 мин

    -Доброе утро, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

    Приветствие учителя.

    Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам

    Актуализация

    Метод практический

    Приём минутка чистописания

    Калиграфическое списывание

    Орфографический анализ

    Словесный

    Фронтальный опрос

    Постановка учебной задачи

    Анализ языкового материала

    Частичный морфемный анализ

    Учебный диалог

    5 мин

    Сели ровно, открываем тетради в линейку.
    Запишем число и классная работа.

    А теперь у нас минутка чистописания.

    - Спишите, продолжив закономерность

    Е ее Е е Е ее Е е

    Какие две роли играет буква Е в языке? (Может обозначать 2 звука Й, Э и указывает на мягкость предшествующего согласного)

    - Прочитай пословицу, объясните смысл. Спишите каллиграфически. Подчеркните орфограммы.

    Есть терпенье – будет и уменье.

    Поставьте в словах ударение. Назовите слова, где буква Е обозначает 2 звука(только под ударением)

     

    Словарная работа.

    Сейчас на слайдах будут появляться  слова с пропущенными буквами, вам нужно их правильно записать. После мы поменяемся тетрадками в парах и вы проверите друг  друга.

    Слова:

    Морковь                     коллектив

    Здравствуй                одиннадцать

    Облачко                     осина

    Жёлтый                     вокруг

    Крестьяне                 ребята

     Поменялись тетрадями, если у соседа всё верно ставим карандашом на полях плюс, если есть ошибки минус.

    Кто сделал ошибки в словах? Исправил ли?

    Ребята, откройте содержание учебника.

    Как вы думаете какая тема будет сегодня? (чередован звуков в корне слова)
    Исходя из темы, предположите, что мы будем делать сегодня на уроке? Какие цели поставим на урок? Как мы их будем решать?

    Посмотрите на экран,  сравните формы одного и того же слова

    Сон – Сна;                    день – дня.

    Запишите эти пары слов. Выделите корень сначала у начальной формы слова в каждой паре, а затем у другой  формы.
    Можете ли вы это сделать во 2 случае?(нет) Почему? (не может быть, что бы у слов были корни -сн-, -дн- )

    Да вы правы, но лишь на половину. Корней -сн-, -дн-  в этой форме слов нет. Корни в разных формах слова одни и те же. Просто в них есть чередования звуков.

    Как вы думаете что происходит со звуками [о] и [э] в этих словах

    (В формах сон и день, звуки о и е чередуются)
    Так куда же они деваются? (убегают, исчезают, пропадают)

    Если сравнивать звуки с животными, то они просто убегают боясь другой формы слова. Этот случай так и называется Беглые гласные в корне слова.

    Тогда корень в таких словах нужно выделать помня про наш беглый трусливый гласный сн а, дн я

    Теперь попробуйте правильно выделить корни с словах ров – рва, пень – пня. Посмотрите на слайд и проверьте, так ли выделили корни в словах. Не забудьте поставить карандашом на полях плюс или минус.

    Какими буквами на письме обозначаются наши трусишки беглые гласные звуки? (о и е)
    Запомните ребята: это всегда буквы о или е.

    Писать каллиграфически.

    Прописывать последовательность, определив закономерность

    Работают ьнад пословицей

    Записывають слова

    Осуществляют взаимоконтроль

    Отвечать на вопросы.

    Обосновывать написание слов.

    Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

    Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.

    Р: принимают и сохраняют уч задачу

    Р: принимают и сохраняют уч задачу

    К: участвуют в учебном диалоге;

    К:формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывание

    П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

    Решение частных задач

    Списывание с морфемным разбором

    Орфографический анализ

    вывод детей

    Практический

    Выполнение задания по образцу

    Проблемный вопрос

    Работа по учебнику. Учебник ч.3. с 126-105.

    Откройте учебник на странице 126. упражнение 143 Прочитайте задание

    Расставьте ударения. Какая орфограмма есть в начальной форме слов. (безударные беглые гласные)

    Подчеркните их, они являются орфограммами.

    Какой мы можем сделать вывод?

    Прочитайте правило летучей мыши.

    (Беглые гласные в корне слов, всегда обозначаются буквами е или о )

    Что бы нам в будущем не ошибаться в определении беглых гласных запомним правило. Если не можем проверить безударный гласный в корне слова ударением, измени форму слова на р.п. ед. ч. И выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась беглая гласная, нужно писать е или о.

    Прочитай первый пример из учебника  объясняем его

    Кто может прочесть 3 пример?

    Давайте выполним упражнение №144

    Прочти нам задание. Кто не понял задание? Давайте разберём образец устно.  Молодцы, приступаем.

    Давайте проверим. Назови нам всё слова с беглой гласной Е, остальные внимательно слушают и сравнивают, есть ли отличия. (дятел, камень, гребень, ливень, слепень, полдень, клубень, кашель, танец, ситец) Кто не согласен? Почему?

    Теперь все слова с беглой О. (ноготь, локоть, коготь, уголь) Итак какие безударные мы пишем корне, если это беглые гласные.

    Как вы думаете на множественное число распространяется ли это правило? (да/нет) Так давайте проверим на примере: много шиш(е/и)к и много дос(а/о)к. Выпишите эти слова столбиком с пропуском на месте орфограммы. Напишите рядом с каждым словом его начальную форму. Выдели корень в обеих формах. А теперь сравни формы каждого слова между собой и посмотри: есть ли беглый гласный. Если да, применяем правило.

    Что у вас получилось? Молодцы

    Потренируемся на упражнении № 145

    Кто может прочесть что нужно в нём сделать? Задание понятно? Отлично, выполняем.
    Сравните с образцом, правильно ли вы записали эти слова.

    Как проверить есть ли в слове орфограмма беглый гласный в корне слова?

    Открывают учебник, читают, работают в парах,

    Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

    Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

    Познавательные УУД: анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство

    Физ.мин.

    Выполняют упр.

    Закрепление

    Практический

    Выполнение упражнения в рабочей тетради по  заданию.

    Словесный

    Фронтальная проверка

    Анализ выполненной работы.

    Словесный

    Выводы учащихся

    Работа в тетрадях.  (72)

    - Ребята, откройте  на стр. 72 упр. 77.

    - Почитайте задание.

    - Вставьте пропущенные буквы. В скобках запиши обоснование.

    - Укажите форму Р. п. ед. ч.

    - 1. Укажи форму Р. п. ед. ч.

       Ситец – вставляем букву е.

    - На какие вопросы отвечает Р. п.? (Р. п. отвечает на вопросы  Кого? Чего?)

      Ситец – ситца.

    - Палец – вставляем букву е.

      Палец – пальца.

    - Ливень – вставляем букву е.

      Ливень – ливня.

    - 2. Укажи начальную форму.

    - На какие вопросы отвечает начальная форма? (Кто? Что?)

    - Кошек – вставляем букву е.

    Кошек - кошка.

    - ложек – вставляем е

    Ложек – ложки

    - вилок – вставляем о.

    Вилок – вилки

    - полок – вставляем о.

    Полок – полки

    - марок – вставляем о.

    Марок – марки

    Палок – палки

    Итак какие 2 способа проверки орфограммы беглый гласный в корне слова, мы встретили в этом упражнении

    Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

    Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

    Познавательные УУД: анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство

    Р:

    Принимать и сохранять учебную задачу.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

    Рефлексия. /Итоги.

    Словесный

    Фронталный опрос

    - Какие цели/задачи мы поставили в начале урока?

    - Поднимите руку, если считаете, что вы справились с поставленной задачей/достигли цели.

    - Что нового мы узнали на этом уроке?

    - О каких явлениях в русском языке говорили на уроке?

    - Какие гласные называются беглыми? Приведите примеры.

    -Что называется чередованием согласных? Приведите примеры.

    - Какое задание больше всего понравилось?

    - С каким настроением уходим с урока?

    Делатьсамооценку

    П:установление причинно-следственных связей;

    построение логической цепи рассуждений;

    доказательство;

    Домашнее задание

    Записывают д.з.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

    Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

    конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

    в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

    Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

    Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...

    «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и о – беглые гласные».

    Цель: создать условия для формирования представлений о понятии "чередование гласных в корне", развивать умение находить эти гласные.Учебные задачи:Направленные на достижение предметных результатов:1....

    Открытый урок "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

    1.Продолжать формирование умения применять правило написания беглых гласных.2. Уметь работать с обратным словарем; выделять корни и основы в слове; писать слова с суффиксами -ек- и -чик-....