Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Стасенюк Анастасия Сергеевна

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Конспект урока

Методист ЧПК № 1 Кондратьева И.И.                                        

Класс 3                                                                                                

Студентка: Стасенюк Анастасия 35 группа

                                                                                                        

Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные»

Тип урока:  открытие нового знания;

Цель:

- познакомить с существованием так называемых беглых гласных Е и О;

- научить определять, является ли гласный в корне беглым;

- научить выделять корни в словах с таким чередованием и правильно записывать букву беглого гласного;

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Предметные:

- научатся самостоятельно анализировать и исправлять ошибки;

- формулировать значение беглых гласных О и Е, и применять их в письменной речи в соответствии с правилами.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, печатная тетрадь

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный

1-2 мин

-Доброе утро, ребята. Меня зовут Анастасия Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

Приветствие учителя.

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам

Актуализация

Метод практический

Приём минутка чистописания

Калиграфическое списывание

Орфографический анализ

Словесный

Фронтальный опрос

Постановка учебной задачи

Анализ языкового материала

Частичный морфемный анализ

Учебный диалог

5 мин

Сели ровно, открываем тетради в линейку.
Запишем число и классная работа.

А теперь у нас минутка чистописания.

- Спишите, продолжив закономерность

Е ее Е е Е ее Е е

Какие две роли играет буква Е в языке? (Может обозначать 2 звука Й, Э и указывает на мягкость предшествующего согласного)

- Прочитай пословицу, объясните смысл. Спишите каллиграфически. Подчеркните орфограммы.

Есть терпенье – будет и уменье.

Поставьте в словах ударение. Назовите слова, где буква Е обозначает 2 звука(только под ударением)

 

Словарная работа.

Сейчас на слайдах будут появляться  слова с пропущенными буквами, вам нужно их правильно записать. После мы поменяемся тетрадками в парах и вы проверите друг  друга.

Слова:

Морковь                     коллектив

Здравствуй                одиннадцать

Облачко                     осина

Жёлтый                     вокруг

Крестьяне                 ребята

 Поменялись тетрадями, если у соседа всё верно ставим карандашом на полях плюс, если есть ошибки минус.

Кто сделал ошибки в словах? Исправил ли?

Ребята, откройте содержание учебника.

Как вы думаете какая тема будет сегодня? (чередован звуков в корне слова)
Исходя из темы, предположите, что мы будем делать сегодня на уроке? Какие цели поставим на урок? Как мы их будем решать?

Посмотрите на экран,  сравните формы одного и того же слова

Сон – Сна;                    день – дня.

Запишите эти пары слов. Выделите корень сначала у начальной формы слова в каждой паре, а затем у другой  формы.
Можете ли вы это сделать во 2 случае?(нет) Почему? (не может быть, что бы у слов были корни -сн-, -дн- )

Да вы правы, но лишь на половину. Корней -сн-, -дн-  в этой форме слов нет. Корни в разных формах слова одни и те же. Просто в них есть чередования звуков.

Как вы думаете что происходит со звуками [о] и [э] в этих словах

(В формах сон и день, звуки о и е чередуются)
Так куда же они деваются? (убегают, исчезают, пропадают)

Если сравнивать звуки с животными, то они просто убегают боясь другой формы слова. Этот случай так и называется Беглые гласные в корне слова.

Тогда корень в таких словах нужно выделать помня про наш беглый трусливый гласный сн а, дн я

Теперь попробуйте правильно выделить корни с словах ров – рва, пень – пня. Посмотрите на слайд и проверьте, так ли выделили корни в словах. Не забудьте поставить карандашом на полях плюс или минус.

Какими буквами на письме обозначаются наши трусишки беглые гласные звуки? (о и е)
Запомните ребята: это всегда буквы о или е.

Писать каллиграфически.

Прописывать последовательность, определив закономерность

Работают ьнад пословицей

Записывають слова

Осуществляют взаимоконтроль

Отвечать на вопросы.

Обосновывать написание слов.

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Р: принимают и сохраняют уч задачу

К: участвуют в учебном диалоге;

К:формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывание

П:извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

Решение частных задач

Списывание с морфемным разбором

Орфографический анализ

вывод детей

Практический

Выполнение задания по образцу

Проблемный вопрос

Работа по учебнику. Учебник ч.3. с 126-105.

Откройте учебник на странице 126. упражнение 143 Прочитайте задание

Расставьте ударения. Какая орфограмма есть в начальной форме слов. (безударные беглые гласные)

Подчеркните их, они являются орфограммами.

Какой мы можем сделать вывод?

Прочитайте правило летучей мыши.

(Беглые гласные в корне слов, всегда обозначаются буквами е или о )

Что бы нам в будущем не ошибаться в определении беглых гласных запомним правило. Если не можем проверить безударный гласный в корне слова ударением, измени форму слова на р.п. ед. ч. И выясни, является ли он беглым гласным. Если в корне слова оказалась беглая гласная, нужно писать е или о.

Прочитай первый пример из учебника  объясняем его

Кто может прочесть 3 пример?

Давайте выполним упражнение №144

Прочти нам задание. Кто не понял задание? Давайте разберём образец устно.  Молодцы, приступаем.

Давайте проверим. Назови нам всё слова с беглой гласной Е, остальные внимательно слушают и сравнивают, есть ли отличия. (дятел, камень, гребень, ливень, слепень, полдень, клубень, кашель, танец, ситец) Кто не согласен? Почему?

Теперь все слова с беглой О. (ноготь, локоть, коготь, уголь) Итак какие безударные мы пишем корне, если это беглые гласные.

Как вы думаете на множественное число распространяется ли это правило? (да/нет) Так давайте проверим на примере: много шиш(е/и)к и много дос(а/о)к. Выпишите эти слова столбиком с пропуском на месте орфограммы. Напишите рядом с каждым словом его начальную форму. Выдели корень в обеих формах. А теперь сравни формы каждого слова между собой и посмотри: есть ли беглый гласный. Если да, применяем правило.

Что у вас получилось? Молодцы

Потренируемся на упражнении № 145

Кто может прочесть что нужно в нём сделать? Задание понятно? Отлично, выполняем.
Сравните с образцом, правильно ли вы записали эти слова.

Как проверить есть ли в слове орфограмма беглый гласный в корне слова?

Открывают учебник, читают, работают в парах,

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Познавательные УУД: анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство

Физ.мин.

Выполняют упр.

Закрепление

Практический

Выполнение упражнения в рабочей тетради по  заданию.

Словесный

Фронтальная проверка

Анализ выполненной работы.

Словесный

Выводы учащихся

Работа в тетрадях.  (72)

- Ребята, откройте  на стр. 72 упр. 77.

- Почитайте задание.

- Вставьте пропущенные буквы. В скобках запиши обоснование.

- Укажите форму Р. п. ед. ч.

- 1. Укажи форму Р. п. ед. ч.

   Ситец – вставляем букву е.

- На какие вопросы отвечает Р. п.? (Р. п. отвечает на вопросы  Кого? Чего?)

  Ситец – ситца.

- Палец – вставляем букву е.

  Палец – пальца.

- Ливень – вставляем букву е.

  Ливень – ливня.

- 2. Укажи начальную форму.

- На какие вопросы отвечает начальная форма? (Кто? Что?)

- Кошек – вставляем букву е.

Кошек - кошка.

- ложек – вставляем е

Ложек – ложки

- вилок – вставляем о.

Вилок – вилки

- полок – вставляем о.

Полок – полки

- марок – вставляем о.

Марок – марки

Палок – палки

Итак какие 2 способа проверки орфограммы беглый гласный в корне слова, мы встретили в этом упражнении

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: анализ, установление причинно-следственных связей, доказательство

Р:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Рефлексия. /Итоги.

Словесный

Фронталный опрос

- Какие цели/задачи мы поставили в начале урока?

- Поднимите руку, если считаете, что вы справились с поставленной задачей/достигли цели.

- Что нового мы узнали на этом уроке?

- О каких явлениях в русском языке говорили на уроке?

- Какие гласные называются беглыми? Приведите примеры.

-Что называется чередованием согласных? Приведите примеры.

- Какое задание больше всего понравилось?

- С каким настроением уходим с урока?

Делатьсамооценку

П:установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

Домашнее задание

Записывают д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗКАТема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные»Цели деятельности учителя:   формирование знаний о беглости гласных...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...