Конспект урока по русскому языку на тему "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Коновалова Татьяна Валерьевна

УМК "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл begllye_glasnye.docx32.76 КБ
Файл beglye_lasnye.pptx110 КБ

Предварительный просмотр:

9Дата: 21.04.2018

Школа: 95

Класс: 3-3

Кабинет: 101

ФИО учителя: Погорельская Н. П.

ФИО студента: Коновалова Т. В.

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные»

Цели деятельности учителя: создание условий для проверки понимания правописания «е» и «и» в суффиксах слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Закреплять правило написания беглой гласной в суффиксах.

Личностные:

  • проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  • создавать условия для развития общеучебных умений и навыков.

Тип урока: урок рефлексия.

Оборудование: ПНШ, учебник Каленчук М. Л.,Чуракова Н. А., 3 класс 3 часть, стр.131-133, презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

2 мин

- Добрый день, ребята! Я студентка Челябинского Педагогического колледжа №1. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я уверена, мы сможем подружиться, и у нас сегодня все получится.

- Садитесь. Открывайте рабочие тетради, записываем число. Сегодня 20 апреля. Ниже классная работа.

Приветствуют учителя

Записывают число

2. Актуализация знаний

Метод орфографический самоконтроль

 6 мин

- Посмотрите на слайд, там написаны слова. Ваша задача вставить правильную букву и распределить их в два столбика. На это задание у вас 3 минуты. (Ореш...к, браслет..к, брат..к, гвозд..к, овраж..к, бараш..к.)

- Время истекло. На какие два столбика вы разделили эти слова?

- Отлично! Давайте проверим, поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Возьмите простой карандаш и исправьте ошибку, если требуется, сверяясь со слайдом. Если одна ошибка ставим «4», две ошибки – «3», более «2». Поставьте оценку вашему соседу.

- Верните тетради их владельцам. Поднимите руки те, у кого нет ни  одной ошибки? Вы большие молодцы! Хлопните те, у кого одна ошибка? Хорошо, сегодня мы с вами до конца разберемся в этой теме, и у вас все получится.

- Когда вы выполняли это задание, каким правилом вы пользовались?

- Верно.

Вставляют правильную букву и распределяют в два столбика

орешек

овражек

барашек

браслетик

братик

гвоздик

- С суффиксом ек и ик

Оценивают друг друга

- В слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши Е или О, где нет орфограммы – пиши в суффиксе И.

П: анализ, синтез;

Р.: взаимопроверка, оценка

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

3. Постановка учебной задачи

Метод проблемной ситуации

2 мин

- Сейчас мы с вами посмотрим видео, после которого, вы должны сказать, какая тема сегодняшнего урока.

- Итак, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Верно. Сегодня мы закрепляем эту тему.

- Какую цель поставим на урок?

- Отлично!

Смотрят видео

- Е и О - беглые гласные в суффиксе.

- Обобщить и закрепить знания о беглых гласных в суффиксе

П.: поиск и выделение необходимой информации.

К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами

Р.: Целеполагание

4. Включение в систему знаний

Практический метод

Работа со словарем

Выборочное списывание,

Словесный метод

Беседа

Практический метод

Словообразовательный анализ

Динамическая пауза

Практический метод

Практические упражнения

Практический метод

Частичное копирование текста

 34 мин

1 мин

- Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. (Разбиваю детей на группы) Откройте страницу 132, упражнение 150. Прочитайте первые 2 предложения из задания про себя. Что вам надо сделать?

-Открываем словарь и выполняем первую часть задания. У вас есть 2 минуты.

- Время истекло, проверяем!

- Почему в этих словах мы пишем суффикс ек/ ик?

- Теперь прочитайте следующие 3 предложения. Что вам надо сделать?

- Замечательно! Приступайте к выполнению. У вас на задание 2 минуты.

- Проверяем!

- Почему в этих словах суффикс ик?

- Отлично. Посмотрите на доску, там написаны слова, вам надо написать их так же как у меня в столбик и показать, как эти слова образовались, т.е. сделать словообразовательный разбор. Один человек идет к доске. (орешек, горошек, карандашик, шалашик) Выделяем основу и суффикс в словах.

- Давайте проверим слова, сверяясь с доской. У кого не так? Почему?

- Какую орфограмму вы еще заметили при разборе?

- Ребята, какое правило, мы с вами сегодня отрабатываем?

- Отлично. Сейчас вы будете выполнять творческое задание в парах. Предлагаю вам побыть на некоторое время составителями учебников. Учебники состоят из большого количества упражнений. Сейчас вам надо будет с соседом по парте придумать упражнение на отработку правила, которое мы сегодня повторяем и записать его красивым, каллиграфичным почерком на листочек. Слов в упражнении должно быть не меньше 6.  Так же не забудьте указать фамилии составителей.  На это задание я вам даю 5 минут. Кто будет готов раньше, ручку на локоток.

- Теперь, когда ваши задания готовы, передайте их паре, сидящей позади вас. Пришло время выполнить задания, придуманные вашими одноклассниками. На выполнение у вас есть 2 минуты. Ниже под выполненным заданием, укажите фамилии, кто выполнял упражнение.

- Передайте листочки с последних парт на первые.

- Сейчас откройте страницу 133, упражнение 152. Прочитайте задание про себя. Что вам надо сделать? Кому не понятно?

- Хорошо, на задание у вас 5 минут.

- Проверяем. Возьмите простой карандаш. Читаем по цепочке, начиная с первого ряда по одному слову и если требуется, исправьте ошибки.

- Если у вас одна ошибка, поставьте на полях «5», если 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3», более – «2».

- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Вы молодцы очень хорошо усвоили эту тему и сможете ее объяснить другим. Хлопните те, кто поставил себе 4. Вы тоже большие молодцы, вам есть куда стремиться.

- Таким образом, в каком случае мы пишем суффикс ик?

- Теперь посмотрите на упражнение 151. Вам надо списать это стихотворение, вставляя орфограммы и выделяя обращение. Все орфограммы мы выделяем. На задание у вас 4 минуты.

- Проверяем! Продолжаем читать по цепочке, по одной строчке. Называем слово с орфограммой и доказываем.

- Открыть словарь на букву «К», затем выписать последние 5 слов с суффиксом ек в столбик, напротив этих слов сделать проверку в форме Р. п. ед. ч.

Упр 150.:

Учебничек - учебничка

Конник – конника

Стронник – сторонника

Сонник – сонника

Обезьянник - обезьянника

- Согласно правилу.

- Выписать в столбик слова на шик и так же сделать проверку в форме Р. п. ед. ч.

Карандашик – карандашика

Шалашик – шалашика

Ковшик – ковшика

Грошик – грошика

- Потому что здесь нет орфограммы беглый гласный.

Орешек          орех

Горошек        горох

карандашик        карандаш

шалашик        шалаш

- Чередование согласных в корне слова.

- В слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши О или Е, где нет орфограммы – пиши И.

В парах составляют задание на закрепление правила

Выполняют в парах упражнения, составленные одноклассниками

- Надо списать эти словосочетания, указывая начальную форму, и вставить Е или О при орфограмме беглый гласный, если ее нет, то вставить И.

Упр 152: много бантиков (бантик), листиков (листик), лампочек (лампочка), досок (доска), коробок (коробка), стаканчиков (стаканчик), веснушек (веснушка), мальчиков (мальчик), девочек (девочка), кирпичиков (кирпичик), тучек (тучка), чисел (число), букашек (букашка), вилок (вилка), блинчиков (блинчик).

- В том, если нет орфограммы беглой гласной, а если есть, то пишем ек.

Упр. 151:

Отряхнись, дружок, от крошек

И надень носки в горошек.

Не вертись же, ты, юлой

Не снимай носочек свой!

Дружок – обращение;

Крошек – орфограмма беглая гласная;

Надень – надеть на себя/одеть кого-то;

Горошек - орфограмма беглая гласная;

Не вертись / снимай – не с глаголом;

Носочек - орфограмма беглая гласная;

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез, анализ

Р.: самопроверка.

Лог.: анализ

Р.: саморегуляция как способность мобилизации сил.

Р.: самопроверка, оценка

Лог.: анализ

Р.: самопроверка, оценка

Лог.: анализ

5. Рефлексия деятельности

1 мин

- Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили?

- Какую цель мы ставили на урок и достигли ли мы ее?

- Достигли ли мы целей?

- Какое правило, мы с вами сегодня закрепляли?

- Верно! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать.

- Урок окончен.

- Е и О - беглые гласные в суффиксе.

- Обобщить и закрепить знания о беглых гласных в суффиксе.

- В слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши Е или О, где нет орфограммы – пиши И.

Л.: смыслообразование

Р.: оценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Двадцатое апреля Классная работа Ореш ...к, браслет..к, брат..к, гвозд ..к, овраж ..к, бараш ..к.

Слайд 3

ореш ек овраж ек бараш ек браслет ик брат ик гвозд ик

Слайд 4

о решек горошек карандашик шалашик

Слайд 5

Под лучами яркого солнца тает весенний снежок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе Эльконина-Давыдова на тему "Беглые гласные"

Данный урок, является вторым уроком в изучении темы "Беглые гласные". Урок составлен по учебнику русского языка, автор Л.И.Тимченко. Есть презентация. Кого заинтересует пишите в коментариях....

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е в корне слова Презентация пнш 3кл

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е  в корне слова  Презентация  пнш 3кл...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе»  Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...