Технологическая карта урока русского языка для 4 класса на тему "Правописание Ь в окончании возвратных глаголов 2-го лица единственного числа".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Савченко Ирина Фёдоровна

Предварительный просмотр:

Савченко И.Ф.,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №7»,

г. Батайск Ростовской области

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 4-ом классе на тему «Правописание Ь в окончании возвратных глаголов 2-го лица единственного числа»

Тип урока:

 Урок введения новых знаний

Авторы УМК:

 Н.В. Нечаева («Система Л.В. Занкова»)

Цели урока:

Формирование умения применять правило правописания Ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишься).

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

  1.  образовательные:
  • развивать у обучающихся умения:

           - безошибочно писать окончания глаголов 2-го лица ед. числа;

           -обобщать правила правописания Ь у существительных и глаголов;

           - определять грамматические признаки глаголов – число, время, лицо (в наст. и буд. времени);

2) развивающие:

- умение планировать, контроль, коррекция и оценка деятельности в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату  (регулятивные УУД);

- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, учебную проблему, умение структурировать знания, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию (познавательные УУД);

- умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять взаимный контроль, адекватно использовать речь для регуляции деятельности  (коммуникативные УУД);

3) этическое оценивание содержания текстов, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей, адекватно воспринимать оценку учителя, товарища (личностные УУД).

Оборудование:

 ПК, интерактивная доска.

Образовательные ресурсы:

 Компьютерная презентация урока, на доске на магнитах карточки со словами для группировки, перевёрнутые карточки с названиями групп, у детей карточки для работы с текстом, листы самооценки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

I. Организационный момент.

Учите русский – годы к ряду.
С душой, с усердием, умом.
Вас ждёт великая награда.
И та награда – в нём самом!

(Сабир Абдулла, узбекский поэт)

Ученики настраиваются на работу.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, вам нужно распределить слова, которые видите на доске, на 2 группы.

печ…

несёш…

мощ…

доч…

помощ…

помоч…

прощаеш…

- У кого появилась идея, как распределить слова на группы? Пожалуйста, поднимите руки. Хорошо. Можете начинать выполнение задания.

- На какие группы разделили данные слова?        

- Назовите существительные и расскажите об их написании.

 - Всегда ли после шипящих у существительных пишется Ь?

- Назовите глаголы и скажите, как вы их написали.

(Если дети не скажут сами, обратить внимание детей на то, что слово «печь» можно записать в обе группы).

- Возьмите лист самооценки и оцените своё умение делить слова на группы по общему признаку.

Дети самостоятельно делят слова на 2 столбика: сущ. и глаголы.

Дети поднимают руки.

Сущ. и глаголы.

Сущ. 3 склонения, пишутся с Ь на конце.

Нет, у сущ. 1 и 2 склонения Ь не пишется.

У глаголов на конце после шипящих всегда пишется Ь.

Умение структурировать знания, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение (правила правописания Ь у существительных и глаголов), классификация.

Оценка деятельности (самооценка).

III. Введение нового.

- Теперь распределите глаголы на 2 группы по форме. Назовите группы.

печь                                    несёшь

помочь                               прощаешь

(Учитель прикрепляет  карточки Глаголы, неопр. ф., форма 2 л. ед.ч.)

- В какую группу можем добавить глагол прощаеш?ся (новая карточка в руках учителя, вопрос задавать интригующе).

-  Чем он отличается от глаголов этой группы?

- Что можете сказать о правописании Ь у глаголов с постфиксом –ся? (Помогать детям улыбкой, кивками головы.)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая общее, что есть в словах во 2 группе и орфограмму.

(Тема урока появляется на интерактивной доске:

«Правописание Ь в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа (с постфиксом и без него)»)

- Сформулируйте в парах цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске:

Учиться находить …, применять  правило …

- Возьмите лист самооценки и оцените своё умение формулировать цель урока.

Дети делят глаголы на 2 группы устно, дают названия группам, учитель делает на доске манипуляции с карточками.

Форма 2 л. ед. числа.

Есть постфикс –ся.

У глаголов в форме 2 л. ед. числа с постфиксом –ся в окончании также пишется Ь.

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, учебную проблему, умение структурировать знания, умение наблюдать за языковым материалом.

Умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять взаимный контроль.

Оценка деятельности (самооценка).

IV. Работа по теме урока.

  1. Нахождение в тексте слов с изучаемой орфограммой.

- А теперь возьмите карточку на своей парте. Найдите задание №1. Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно.

- 1 ученик пойдёт  к интерактивной доске с выполненным заданием и подчеркнёт те же слова для проверки.

- Все ли слова нашёл ученик? (Всего их было 5: умываешься, закончишь, поешь, представляешь, захватишь).

- Все ли слова с нужной орфограммой?

- Докажи, почему подчеркнул слово …..

- А это слово?

- Возьмите лист самооценки и оцените своё умение находить слова с заданной орфограммой.

Дети читают текст, находят и подчеркивают в нем слова с орфограммой «Правописание Ь в окончаниях глаголов 2 л. ед. числа».

Желательно вызвать ученика, который допустил какую-нибудь ошибку. Дети доброжелательно указывают на пропущенное слово, при этом хвалят ученика за правильно найденные слова.)

Умение находить в тексте слова с заданной орфограммой.

Адекватно использовать речь для регуляции деятельности.

Оценка деятельности и самооценка.

  1. Работа по учебнику. №340.

- А теперь откройте учебник на стр. 50. Найдите упр. №340. Прочитайте самостоятельно задание. Объясните, что нужно сделать в этом упражнении.

- Один ученик будет выполнять часть упражнения на доске, затем вы продолжите выполнение по образцу.

(Дети пишут:

Решу – решишь, прибегу – прибежишь, приведу – приведёшь, брожу – бродишь, пою – поёшь, учусь – учишься.)      

- Проверим написанное. Прочитайте пары глаголов. А теперь сверьте написание по интерактивной доске.

- Возьмите лист самооценки и оцените своё умение находить заданной формы и правильно записывать в другой форме.

Найти глаголы 1 лица ед. числа, выписать их, рядом записать этот глагол в форме 2 лица ед. числа. Выделить окончания.

Далее самостоятельно находят 4 глагола и заканчивают выполнение упражнения.

Определять грамматические признаки глаголов – число, время, лицо (в наст. и буд. времени). Безошибочно писать глаголы 2 л. ед. числа.

Контроль, коррекция деятельности.

Оценка деятельности (самооценка).

  1. Физминутка.

Песня с движениями «Если нравится тебе, то делай так..»

  1. Работа по учебнику. №342.

- А теперь откройте учебник на стр. 52. Найдите упр. №340. Прочитайте слова, записанные парами. Что можете о них сказать?

- Одинаковое ли у них лексическое значение?

-А теперь  прочитайте задание к упражнению. Поднимите руки, кто бы хотел составить не словосочетания, а предложения (учитель предоставляет возможность выбора уровня сложности задания).

- Итак, проговорите план  своих действий.

- Инструкция по самопроверке – на слайде:

  1. Проверь написание глаголов по упр. 342.
  2. Проверь, выделил ли ты окончания.

- Внесите следующие баллы в лист самооценки за умение составлять предложения или слова.

Однокоренные слова (прощаешь-прощаешься, переписываешь- переписываешься, выбираешь-выбираешься), различаются наличием или отсутствием постфикса -ся.

1.Составить  словосочетания или предложения.

2.Выделить окончания данных глаголов.

1 ученик читает записанные словосочетания (учитель корректирует, если составлена грамматическая основа), еще 1 ученик - предложения

Различать предложение, словосочетание.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Оценка деятельности (самооценка).

  1. Работа с текстом по карточке.

- Прежде чем начнем выполнять следующее задание, прочитайте пословицы и текст. Вы поняли, что это продолжение истории про Аню и Иру? Сформулируйте задание к тексту.

- А теперь выполните это задание самостоятельно.

- Назовите тему текста  (Дружба).

- У вас в жизни были подобные ситуации? Вам случалось поддерживать больного друга, помогать ему?

Вставить пропущенные буквы и слова (используя слова для справок), подобрать пословицу к тексту (из двух предложенных перед текстом) и поставить №п/п, чтобы получился связный рассказ (т.е. догадаться, сто сначала идёт рассказ, потом одна пословица как вывод).

Дети кратко приводят примеры из своей жизни.

Анализировать учебный материал с целью организации собственной деятельности.

Этическое оценивание содержания текстов, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

V. Обобщение.

- Начинаем проверку. Какие знания вам помогли выполнить это задание? (Дети называют слова и орфограммы в них, объясняют. Объясняют выбор  и место пословицы.)

- Итак, научились вы применять правило правописания Ь у глаголов 2 лица ед. числа? Цель урока достигнута? Поставьте себе отметку за эту работу сами (нет ошибок – 5, 1-2 ошибки – 4, 3-5 ошибок -3).

- И теперь попробуйте выполнить тест, обобщающий все ваши знания, полученные по этой теме за 3 урока.

(Озвучиваются правильные ответы, ставится плюс за каждое правильно выполненное задание.)

Обобщение знаний по изученным орфограммам.

Оценка деятельности (самооценка).

VI. Подведение итогов урока.

- Я ставлю за урок ….

Оценка деятельности.

VII. Общее впечатление за урок.

- Урок наш подходит к концу. Возьмите свои оценочные листы. Поставьте последний балл и подведите итог своей работы за урок. Жду ваших отзывов за урок.

 - А теперь выберите смайлик настроения:

очень доволен собой – поднимите улыбку (смайлик),

мог бы и лучше, надо ещё постараться – не улыбающееся лицо,

не понравилась собственная работа на уроке, не старался – грустное лицо.

Покажите свои «мордашки» мне и друг другу. Спасибо всем за работу.

Д/З: упр. 343

На слайде:

Себя я могу похвалить за …

Я понял, что …

Эти знания мне пригодятся …

e518857de526dccd2e16e50bb0228fca

ac418fbc776563499f754f6805d18a7f

Оценка деятельности (самооценка).

Приложение 1. Карточки-задания

Задание 1. Найди в тексте и подчеркни карандашом слова с орфограммой «Правописание Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица ед. числа».

      Ночь прошла. Наступило дождливое летнее утро. Проснувшись, Аня потянулась и встала с постели. Потом она размялась, заправила постель и пошла в ванную. Услышав, что дочь уже встала, мама спросила:

    - Ты уже умываешься? Как закончишь, иди на кухню, поешь овсяной каши.

Вскоре Аня с мамой сели завтракать вместе и разговаривали.

    – Мама, ты представляешь, – говорила расстроено Аня. Ира недавно упала и сильно ушибла ногу. Можно мне увидеться с ней? Ей, наверное, очень грустно одной.

    – Конечно. Это же твоя подруга. Захватишь шоколадку из своих запасов?

       Ира жила в том же доме, что и Аня. Дверь открыла бабушка Иры:

    – Проходи, Анечка, – сказала она, улыбаясь, – Ириша в своей комнате.

__________________________________________________________________________

Задание 2.

Пословицы:

        Старый друг лучше новых двух.

             

        С друзьями и в пустыне проживёш…, без друзей и в цветущей степи пропадёш….

       Аня вошла в комнату к Ире, которая с…дела на кроват…, выт…нув заб…нтованную ногу,  и что-то старательно рисовала. Рядом с кроватью костыли. За окном ______________ шум дождя. Заунывен гул деревьев.

     - Привет, Ира, - Аня подошла к кровати и пр…тянула подруге ш…коладку. – Как ты себя __________________? - Аня села на стул.

– У меня немного побаливает нога. Доктор сказал, что неделю надо как можно меньше ________________.

– А что ты _____________? – Аня подошла к кровати, чтобы рассмотреть рисунок.

      Девочки ещё долго рисовали вместе, а потом раскрашивали. Время прошло незаметно. Бабушка Иры сварила борщ… и пригласила девочек пообедать. Аня предусмотрительно подвинула  подруге стул с подушеч..кой, на которую девоч..ка  а(к, кк)уратно положила ногу.

      После обеда девчонки ещё немного поиграли, и Аня пошла домой. Как же здорово, что есть друз…я, которые беспокоят…ся о тебе!

Слова для справок: чу…ствуеш…, слышит…ся, рисуеш…, двигат…ся.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2. Лист самооценки и тест по теме «Глагол»

Лист самооценки  ученика 4 «__» класса ______________________________

Умение

Критерии оценки

Баллы

Умение делить слова на группы по общему признаку

Задание выполнено правильно – 1 балл,

Неправильно – 0 баллов

Умение формулировать цель урока

Смог сформулировать в паре – 1 балл, не смог – 0 баллов

Умение находить слова с заданной орфограммой

Нашёл все 5 слов  - 2 балла,

3-4 слова – 1 балл,

1-2 слова – 0 баллов

Умение находить глагол заданной формы и правильно записывать в другой форме

Без ошибок – 2 балла,

1-2 ошибки – 1 балл,

3-4 ошибки – 0 баллов

Умение составлять словосочетания (предложения)

Составил все словосочетания – 2 балла,

составил 3-5 словосочетаний – 1 балл,

1-2 словосочетания – 0 баллов

Умение применять изученные правила правописания

«5» - 3 балла

«4» – 2 балла,

«3»  – 1 балл

Тест

Без ошибок – 2 балла,

1-2 ошибки – 1 балл,

3-4 ошибки – 0 баллов

ИТОГО:

От 11 баллов и больше – «5», 8-10 баллов – «4», 5-7 баллов – «3»

Тест по теме «Глагол»

  1. Напишите слова по правилам русского языка:

[сп᾽иш] - ________

[н᾽ис᾽ош] - _________

  1. Найди глагол в форме 2 лица ед. числа:

1)  гладит          2) гладишь                     3)  гладить                    4)  гладил

  1.  Найди глагол с правильно выделенным окончанием:
  1. пишет              2) машешь            3) кусаешься           4) беречь                  
  1. Выбери правильное утверждение:
  1. У всех существительных на конце после шипящих пишется Ь.
  2. У всех глаголов на конце после шипящих пишется Ь.
  1. Укажи слово, написанное с ошибкой:
  1. морозит       2) встаёшь          3) улыбаешся           4) бежишь
  1. Заполни схему словами, данными ниже:

                       Мягкий знак пишется:                                     Мягкий знак не пишется:    

сущ. 1 и 2 скл.             сущ. 3 скл.                    глаголы на –чь                     глаголы 2 л. ед.ч.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. УМК "Школа России"

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание благоприятных  условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о 2-ом лице глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе, ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» - 4 класс

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о правописание -тся и ...