Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку УМК "Начальная школа 21 века"
    рабочая программа по русскому языку ( класс) на тему

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 6»,обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов С.В.Иванова, М.И. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk_21vek.docx96.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДЕНО

    приказом МАОУ «Средняя школа № 6»

    от 31.08.2015 № 411

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по предмету «Русский язык»

    начальное общее образование

    УМК «Начальная школа XXI века»

    (1-4 классы, 675ч)

    Когалым, 2015


    СОДЕРЖАНИЕ

    Раздел

    страницы

    Пояснительная записка

    3

    Общая характеристика учебного предмета

    4

    Описание места учебного предмета в учебном плане

    4

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    4

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    5

    Содержание учебного  предмета

    15

    Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

    21

    Планируемые результаты освоения учебного предмета.

    26

    Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения рабочей программы

    29

    Приложение:

    Календарно-тематический план

    1 класс: 1Б ,  1Д, 2 В, 2 Г, 3В, 3Д,  4Д.

    Пояснительная записка

            Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 6»,обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов С.В.Иванова, М.И. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой.

    В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

    Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

    Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

    Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

    Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.

    Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.

    Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:

    • грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
    • навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
    • разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
    • научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.

    Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.

    Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

    Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.

    Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

    «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

    «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

    Общая характеристика учебного предмета

    Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

    • он является основным средством общения между людьми;
    • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
    • язык является основным средством познания окружающего мира;
    • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
    • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

    Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.

    Описание места учебного предмета в учебном плане

    Согласно учебному  плану МАОУ «Средняя школа № 6»  на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

    Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основы национального самосознания.

    В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях и задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

    Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета

    1 класс

    Личностные:

    • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
    • Уважать членов семьи, своих родственников, любить родителей.
    • Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
    • Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

    Метапредметные

    Регулятивные УУД:

    • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
    • Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
    • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
    • Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

    Коммуникативные УУД:

    • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
    • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
    • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
    • Слушать и понимать речь других.
    • Участвовать в паре.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
    • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
    • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
    • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

    Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе.

    Ученик научится:

    различать, сравнивать:

    • звуки и буквы;
    • ударные и безударные гласные звуки;
    • твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
    • звук, слог, слово;
    • слово и предложение;

    кратко характеризовать:

    • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
    • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

    решать учебные и практические задачи:

    • выделять предложение и слово из речевого потока;
    • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
    • выделять в словах слоги;
    • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
    • правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
    • переносить слова;
    • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
    • правильно писать словарные слова, определенные программой;
    • ставить точку в конце предложения;
    • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
    • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов;
    • осознавать цели и ситуации устного общения;
    • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

    Ученик получит возможность научиться:

    • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
    • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
    • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
    • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
    • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

    2 класс

    Личностные

    У второклассника продолжит формироваться:

    • Осознание языка как основного средства человеческого общения;
    • Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
    • Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
    • Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речи.

    Метапредметные

    Регулятивные УУД: 
    – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
    – учиться работать по предложенному учителем плану
    Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
    Познавательные УУД: 
    – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
    – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
    – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
    Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
    Коммуникативные УУД: 
    – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    – слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
    – выразительно читать и пересказывать текст;
    – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
    – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

    Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах. 

    Предметные:

    Ученик научится:

    различать, сравнивать, кратко характеризовать:

    • парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
    • изменяемые и неизменяемые слова;
    • формы слова и однокоренные слова;
    • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
    • предложения по цели высказывания;
    • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

    выделять, находить:

    • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
    • лексическое значение слова в толковом словаре;
    • основную мысль текста;

    решать учебные и практические задачи:

    • делить слова на слоги;
    • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
    • подбирать однокоренные слова;
    • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
    • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов;
    • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
    • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
    • исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

    применять правила правописания:

    • перенос слов;
    • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
    • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
    • непроизносимые согласные;
    • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
    • разделительные твердый и мягкий знаки;
    • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
    • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

    Ученик получит возможность научиться:

    • устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
    • определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
    • различать однозначные и многозначные слова;
    • наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
    • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
    • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
    • применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
    • применять правило правописания суффиксов имен прилагательных:-ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
    • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
    • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
    • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
    • составлять план текста;
    • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
    • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

    3 класс

    Личностные:

    • освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;
    • воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда,  совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности  или  неуспешности  учебной деятельности;
    • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
    • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

    Метапредметные

    Регулятивные УУД:

    • самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
    • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
    • сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе;
    • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.

    Познавательные УУД:

    • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы;
    • определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
    • планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

    Коммуникативные УУД:

    • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
    • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
    • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;

    задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль,

           оказывать взаимную помощь;

    Предметные УУД:

    Ученик научится:

    различать, сравнивать, кратко характеризовать:

    • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
    • виды предложений по цели высказывания и интонации;
    • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

    выделять, находить

    • собственные имена существительные;
    • личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
    • грамматическую основу простого двусоставного предложения;
    • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

    решать учебные и практические задачи

    • определять род изменяемых имен существительных;
    • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
    • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
    • определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
    • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
    • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
    • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
    • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
    • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
    • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
    • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
    • составлять план собственного и предложенного текста;
    • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
    • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
    • составлять собственные тексты в жанре письма;

    применять правила правописания:

    • приставки, оканчивающиеся на з, с;
    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
    • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
    • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
    • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
    • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
    • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
    • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
    • Ученик получит возможность научиться:
    • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
    • устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
    • склонять личные местоимения;
    • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
    • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
    • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
    • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
    • применять правило правописания соединительных гласныхо, е в сложных словах;
    • применять правило правописания суффиксов имен существительных–ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
    • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на-ий, -ия, -ие;
    • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
    • писать подробные изложения;
    • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
    • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

    4 класс

    Личностные:

    У ученика будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
    • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
    • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
    • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
    • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    • Ученик получит возможность для формирования:
    • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
    • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
    • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;
    • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
    • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
    • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
    • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

    Метапредметные

    Регулятивные УУД:

    Ученик научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
    • Ученик получит возможность научиться:
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
    • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные УУД:

    Ученик научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
    • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
    • строить сообщения в устной и письменной форме;
    • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
    • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
    • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей;
    • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
    • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
    • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
    • устанавливать аналогии;
    • владеть рядом общих приёмов решения задач.
    • Ученик получит возможность научиться:
    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
    • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
    • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

    Коммуникативные УУД:

    Ученик научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
    • задавать вопросы;
    • контролировать действия партнёра;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Ученик получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
    • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Предметные УУД:

    • Ученик научится:
    • различать, сравнивать, кратко характеризовать:
    • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
    • слово, словосочетание и предложение;
    • выделять, находить:
    •  начальную форму глагола;
    • глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
    • глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
    • решать учебные и практические задачи:
    • определять спряжение глагола;
    • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
    • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
    • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
    • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
    • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
    • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов;
    • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
    • применять правила правописания
    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
    • нес глаголами;
    • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
    • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
    • безударные личные окончания глаголов.
    • Ученик получит возможность научиться:
    • проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
    • проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
    • определять вид глагола;
    • находить наречие и имя числительное в тексте;
    • применять правило правописания суффиксов глаголов–ива/-ыва, -ова/-ева;
    • применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
    • применять правило правописания буква, она конце наречий;
    • применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
    • применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
    • применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
    • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
    • применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
    • письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
    • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

    Содержание учебного предмета

    1 класс (165 ч)

    Обучение грамоте (письмо) (80 ч)

    1. Добукварный период (17 ч)

    Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.

    1. Букварный период (63 ч)

    Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

    Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. 

    Русский язык (76 ч)

    1. Фонетика и орфоэпия(19 ч) 

    Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

    Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.

    Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

    1. Графика и орфография (21 ч) 

    Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:

     1) показатель мягкости предшествующего согласного;

     2) разделительный.

    Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.

    Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.

    Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

    Ознакомление с правилами правописания и их применение:

    • раздельное написание слов;
    • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
    • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
    • сочетания чк,чн;
    • перенос слов;
    • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
    • знаки препинания в конце предложения.

    Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

    Знакомство с правилами правописания и их применение:

    •  обозначение гласных после шипящих     (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
    •   прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
    • раздельное написание слов;
    • перенос слов по слогам без стечения согласных;
    • знаки препинания в конце предложения.
    1. Слово и предложение. Пунктуация. (22 ч)

    Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).

    Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

    1. Развитие речи (14 ч)

    Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

    2 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

    I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)(76 ч)

    1.1. Фонетика и графика (17 ч)

    Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.

    Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

    Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.

    Деление слов на слоги.

    Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

    1.2. Орфоэпия

     Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

    1.3. Слово и предложение (9 ч)

    Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.

    Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.

    1.4. Состав слова (морфемика) (20 ч)

    Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

    1.5. Лексика (30 ч)

    Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

    Различение однозначных и многозначных слов.

    Представление о прямом и переносном значении слова.

    Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.

    Слова исконные и заимствованные.

    Устаревшие слова.

    Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.

    II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)(62 ч)

    Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.

    Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

    Ознакомление с правилами правописания и их применение:

    • перенос слов;
    • проверяемые безударные гласные в корнях слов;
    • парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
    • непроизносимые согласные;
    • непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
    • разделительные твердый и мягкий знаки;
    • правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
    • правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
    • правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив,   лив;
    • раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).

    Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

    III. «Развитие речи» (32 ч)

    3.1. Устная речь

    Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.

    3.2. Письменная речь

    Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

    Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.

    Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

    Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

    Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

    План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.

    Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

    3 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

    I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (72 ч)

    1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова.  

    1.2. Состав слова(морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу.

    1.3. Синтаксис

    Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

    Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

    1.4. Морфология

    Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.

    Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.

    Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

    II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (69ч)

    Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.

    Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

    Ознакомление с правилами правописания и их применение:

    • приставки, оканчивающиеся на з, с;
    • соединительные гласные о, е в сложных словах;
    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
    • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
    • буквы и, ы после ц в различных частях слов;
    • суффиксы имен существительных–ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
    • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
    • безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на-ий, -ия, -ие;
    • буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
    • безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
    • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

    Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

    III. «Развитие речи» (29 ч)

    3.1. Устная речь

    Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

    3.2. Письменная речь

    Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

    Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

    Знакомство с жанром письма.

    Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.

    4 класс (5 ч в неделю; 170 часов)

    I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний )(65 ч)

    1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.

    1.2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

    1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.

    1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора.

    Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении.

    Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий.

    Имя числительное: общее значение.

    1.5. Синтаксис

    Синтаксический анализ простого предложения.

    Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании.

    Различение простых и сложных предложений.

    II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (74 ч)

    Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

    Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

    Ознакомление с правилами правописания и их применение:

    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
    • нес глаголами;
    • мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
    • мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
    • безударные личные окончания глаголов;
    • суффиксы глаголов–ива/-ыва, -ова/-ева;
    • гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
    • буквы а, о на конце наречий;
    • мягкий знак на конце наречий;
    • слитное и раздельное написание числительных;
    • мягкий знак в именах числительных;
    • запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).

    Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

    III. «Развитие речи» (31 ч)

    3.1. Устная речь

    Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

    3.2. Письменная речь

    Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.

    Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

    Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

    Тематическое планирование

    1 класс

    № п/п

    Название раздела

    Кол-во часов

    Основные виды учебной деятельности учащихся.

    1

    Введение в школьную жизнь

    9

    2

    Добукварный период

    17

    Распознавать устную речь и письменную, озвучивать правила русской графики.

    3

    Букварный период

    63

    Различать  -  звуки  и  буквы,  гласные  и  согласные  звуки,  твёрдые  и  мягкие  согласные  звуки;  -  звук,  слог,  слово; называют,  приводят  примеры: звуков:  гласных, согласных (мягких, твёрдых); кратко  характеризовать:  -  качественные  признаки  звуков; условия  выбора  и написания  буквы  гласного звука  после  мягких  и твёрдых  согласных; решать  учебные  и  практические  задачи:    -  проводить  звуковой  анализ  и  строить  модели  звукового  состава  четырёх  -  пяти звуковых  слов.

    4

    Фонетика и орфоэпия

    19

    Решают  учебные  и  практические  задачи:

     - устанавливают   различия между звуком,  слогом,  словом; словом  и  предложением; ударным и безударным слогами; называют,  приводят  примеры слов,  называющих  предметы, решают  учебные  и  практические  задачи -  выделяют  предложение  и  слово  из  речевого  потока.

      -  проводить  звуковой  анализ  и  строить  модели  звукового  состава  четырёх  -  пяти

    звуковых  слов;

      -  правильно  писать  «ча – ща»,  «чу – щу»  и  «жи – ши»  под  ударением;

    5

    Графика и орфография  

    21

    6

    Слово и предложение. Пунктуация

    22

    Решают  учебные  и  практические  задачи:

      -  выделять  предложение  и  слово  из  речевого  потока;

    -  писать  заглавную  букву  в  начале  предложения  и  в  именах  собственных;

      -  ставить  точку  в  конце  предложения;

      -  грамотно  записывать  под  диктовку  учителя  и  самостоятельно  отдельные  слова  и    простые   предложения  ( в случаях,  где  орфоэпия  и  орфография  совпадают ).

    7

    Развитие речи

    14

    Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера .

    2 класс

    № п/п

    Название раздела

    Кол-во часов

    Основные виды учебной деятельности учащихся.

    1

    Фонетика

    17

    Распознавать устную речь и письменную, озвучивать правила русской графики, оформлять предложения на письме, правильно писать правила жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    2

    Слово и предложение

    9

    Переносить слова, делить слова на слоги, подбирать проверочные слова, оформлять предложения, ставить нужный знак в конце предложения

    3

    Состав слова

    20

    Находить в словах окончание и корень; находить неизменяемые слова; изменять формы слов с помощью окончания;

    образовывать слова с помощью суффиксов;

    образовывать слова с помощью приставок, находить основу слова; образовывать слова с помощью приставок; писать Ъ; писать приставки; различать части слова и находить состав слова.

    4

    Лексика

    30

    Различать однозначные и многозначные; определять значение многозначного слова; находить и проверять орфограммы в слове; применять орфографические правила;

    5

    Правописание (формирование навыков грамотного письма)

    62

    Писать и находить безударные гласные в корне слова;

    писать гласные и согласные в корне слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне,

    писать суффиксы имен прилагательных; писать суффиксы ёнок, онок, ик, ек, ость; писать корни и суффиксы, различать приставки с буквами О, А;

    6

    Развитие речи

    32

    Сочинять текст, выделять абзацы, составлять план текста, находить связь предложений в тексте, писать письма по плану,  сочинять тексты описание, повествование и рассуждение.  

    3 класс

    № п/п

    Название раздела

    Кол-во часов

    Основные виды учебной деятельности обучающихся

    1.

    Как устроен наш язык

    72

    1.1

    Фонетика

    9

    Сравнивать буквенную запись слов с записью слов при помощи транскрипции.

    Сопоставлять, анализировать слова и выбирать сочетания слов по образцу. Отрабатывать умение определять границы предложения и правильно оформлять начало и конец предложения.

    Проводить наблюдения над языковым материалом (омонимы). Отрабатывать алгоритм фонетического анализа слова.

    1.2

    Состав слова

    5

    Повторять части слова и их обозначение. Обсуждать порядок выполнения разбора слова по составу. Отрабатывать операции алгоритма разбора слова по составу (нахождение суффикса и приставки).

    1.3

    Синтаксис

    18

    Сопоставлять определения предложения. Проводить наблюдения над языковым материалом: смысл предложения, слова в предложении, границы предложения.

    Безошибочно находить в предложении подлежащее и сказуемое. Правильно выбирать графический знак для обозначения членов предложения. Соблюдать правильную интонацию при чтении предложения с однородными членами. Исправлять деформированные предложения.

    1.4

    Морфология

    40

    Классифицировать слова по значению: слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «что делать?».

    Наблюдать за самостоятельными и служебными частями речи.

    Определять род имен существительных.

    Классифицировать имена существительные в форме единственного и множественного числа.

    Определять число имен существительных.

    Определять склонение имен существительных не в начальной форме. Пошагово выполнять алгоритм определения склонения имен существительных в формах косвенных падежей множественного числа.

    Осознавать, запоминать и применять способы проверки безударных гласных в окончаниях имен существительных. Различать имена существительные 1, 2 и 3  склонения.

    Классифицировать имена существительные на ий, ия, ие.

    Сравнивать признаки предмета.

    Наблюдать за признаками качественных имен прилагательных: подбирать антонимы, образовывать прилагательные с приставкой не-, суффиксами -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк-

    2

    Правописание

    69

    Проводить наблюдение над особенностями суффикса -ок. Систематизировать результаты наблюдений. Без ошибок писать слова с суффиксами -ек, -ик, -ок.-ец- и -иц- и сочетания –ичкиечк.

    Наблюдать за словами с сочетаниями -инк, -енк и устанавливать признак, по которому определяется их написание.

    Изменять имена прилагательные по падежам

    Классифицировать имена прилагательные: н и нн.

    Классифицировать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные.

    3

    Развитие речи    

    29

    Озаглавливать текст. Подбирать возможные тексты по данным заголовкам, выбирать наиболее подходящий заголовок и окончание текста, имеющего данный заголовок.

    Написание собственных текстов по заданному плану. Самостоятельное составление плана текста.

    Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

    Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

    4 класс

    № п/п

    Название раздела

    Кол-во часов

    Основные виды учебной деятельности обучающихся

    Раздел 1. Как устроен наш язык  65 ч

    1.1

    Фонетика.

    1

    Выполнять фонетический разбор слов.

    1.2

    Морфология.

    46

    Упражняться в написании окончаний имен существительных

    Выполнять морфологический  разбор имени существительного. Определять признаки имени прилагательного. Учиться определять род, число и падеж имѐн  прилагательных и применять правила при выполнении упражнений.

    Выполнять упражнения на классификацию слов с буквами о - ѐ, графическое выделение изученной орфограммы.

    Применять правила правописания ь  на конце слов после шипящих, разделительный ъ в сложных словах с первой частью двух-, трѐх-

    Упражняться на нахождение орфограмм в приставках, лишних слов. Учиться выделять группы слов с приставками пре- и при-.

    Учиться определять глагол как часть речи. Вспомнить и обобщить знания о глаголе. Рассуждать при определении

    рода и числа у глаголов. Повторить написание разделительного ъ в глаголах.

    Запомнить и применять правила правописания не с глаголами, обсуждение исключений.

    Упражняться в определении вида глаголов, учиться определять начальную форму глагола, выделять  основу глаголов с суффиксами -ть,-ти.

    Знакомиться с понятием личные формы глагола. Распределять глаголы по группам (в начальной форме и в личной форме), соотносить глаголы с личными местоимениями. Наблюдать за окончаниями глаголов.

    Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам.

    Запомнить правописание ь после шипящих во всех глагольных формах.

    Определять спряжения у глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. Запомнить алгоритм определения спряжения глагола.

    Наблюдать за разноспрягаемыми глаголами. Запомнить глаголы- исключения. Отработать алгоритм определения

    спряжения. Упражняться в определении времени глагола,

    научиться находить настоящее время.

    Определять морфологические признаки, синтаксическую функцию наречия. Выполнять упражнения на нахождение наречий в тексте, задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются.
    Производить морфологический разбор наречий.

    нахождение числительных в тексте, на умение задавать вопросы к числительным и различать порядковые и количественные, простое, сложное, составное.

    Знакомиться с правописание простых, сложных и составных числительных.

    1.3

    Синтаксис

    18

    Знакомиться с видами связи в словосочетании.

    Учатся различать сложные предложения и предложения с однородными членами, в состав которых входят союзы и, или, а, но. Знакомятся с сочинительными союзами зато, однако, да. Определять место запятой в сложном предложении. Знакомиться с союзами, связывающими части сложноподчиненного предложения.

    Раздел 2.  Правописание 74 ч

    Закрепляют навыки правописания глаголов, гласных на конце наречий и наречий на шипящую.

    Отрабатывают навыки постановки запятой между частями сложного предложения.

    Отрабатывают навыки применения орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

    Раздел 3. Развитие речи 31 ч

    Работать над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

    Планируемые результаты изучения учебного предмета

    В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

    В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

    У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

    Выпускник на уровне начального общего образования:

    научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

    сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

    получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

    В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

    Содержательная линия «Система языка»

    Раздел «Фонетика и графика»

    Выпускник научится:

    • различать звуки и буквы;
    • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
    • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

    Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

    Раздел «Орфоэпия»

    Выпускник получит возможность научиться:

    • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
    • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

    Раздел «Состав слова (морфемика)»

    Выпускник научится:

    • различать изменяемые и неизменяемые слова;
    • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
    • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

    Выпускник получит возможность научиться

    • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
    • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

    Раздел «Лексика»

    Выпускник научится:

    • выявлять слова, значение которых требует уточнения;
    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
    • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
    • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
    • оценивать уместность использования слов в тексте;
    • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

    Раздел «Морфология»

    Выпускник научится:

    • распознавать грамматические признаки слов;
    •  с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
    • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

    Раздел «Синтаксис»

    Выпускник научится:

    • различать предложение, словосочетание, слово;
    • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
    • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
    • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
    • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
    • выделять предложения с однородными членами.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
    • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
    • различать простые и сложные предложения.

    Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

    Выпускник научится:

    • применять правила правописания (в объёме содержания курса);
    • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
    • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
    • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
    • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
    • подбирать примеры с определённой орфограммой;
    • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
      и пунктуационных ошибок;
    • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

    Содержательная линия «Развитие речи»

    Выпускник научится:

    • оценивать правильность (уместность) выбора языковых
      и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
      в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
    • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
    • выражать собственное мнение и аргументировать его;
    • самостоятельно озаглавливать текст;
    • составлять план текста;
    • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • создавать тексты по предложенному заголовку;
    • подробно или выборочно пересказывать текст;
    • пересказывать текст от другого лица;
    • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
    • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
    • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
    • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
    • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

    Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    Учебно-методическое обеспечение

    Название пособия, автор, год издания

    Учебники

    1. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник. 1 класс. М.:Вентана-Граф.
    2. Русский язык:2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч., Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. 4-е изд., перераб.-  М.:Вентана-Граф.
    3. Иванов С.В.. Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. Русский язык, 3 класс, в двух частях.
    4. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.– М.: Вентана-Граф.

    Рабочая тетрадь

    1. Прописи к учебнику «Букварь»:1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений, в 3 частях/М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. М.:Вентана-Граф.
    2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова. М.:Вентана-Граф.
    3. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях.
      Кузнецова М.И.

    Методическая литература

    1. Русский язык. 1 класс: система уроков по учебнику С.В.Иванова, А.О. Евдокимовой, М.И.Кузнецовой/авт.-сост. С.В.Николаева, И.Г.Смирнова. – Волгоград: Учитель.
    2. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам/ С.В.Иванов,  М.И.Кузнецова. – 3-е изд., перераб. –М.:Вентана-Граф.

    Дидактический материал

    1. Русский язык. Разноуровневые задания. 1 класс/Сост. Н.С.Ульянова – М.:ВАКО.
    2. Игры на уроках русского языка. 1-4 классы. Дидактический материал./Сост. Кибирева Л.В., Мелихова Г.И.- М.: Дрофа.

    ЦОР

    Интернет-ресурсы:

    1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

    2. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramota.ru

    3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): http://nsc.1september.ru/urok

    4. Презентации уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/19356

    Информационно-коммуникативные средства:

    1. CD. Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.1класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.
    2. CD. Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.2класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.
    3. CD. Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.3класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

          4. CD. Русский язык. Электронный образовательный ресурс для работы в классе.4класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

         5. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).

         6. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1-4 класс (СD).

         7. Детский энциклопедический словарь (CD).


    [1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 21 века" 1 класс

    Рабочая программа разработана в соответствии С ФГОС второго поколения...

    Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс

    Рабочая программа по русскому языку Начальная школа XXI века 1 класс...

    Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа 21 века"

    Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России....

    Рабочая программа по русскому языку "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа по русскому языку в соответсвии с изменениями, внесёнными в ФГОС НОО приказом Минобрнауки № 1576 от 31.12.2015г....