Урок - викторина по русскому языку "Могучий, великий русский язык"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Даудова Марина Петровна

Данный урок проводился в рамках предметной недели в начальной школе. Предметная неделя была посвящена русскому языку и литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_ramkah_predmetnoy_nedeli.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Лицей № 1451

специальное (коррекционное) отделение

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ

Урок - викторина

Могучий, великий русский язык

2 «а» класс

Дата проведения 16 марта

Подготовила:

Даудова Марина,

учитель начальных классов.

Москва 2016 год

Цель: создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать формировать представление о частях речи;
  • поддержать у детей состояние активной заинтересованности в овладении новыми, более глубокими знаниями по русскому языку;
  • продолжать формирование связной речи.

Коррекционно - развивающие:

  • корригировать и развивать познавательные интересы школьников;
  • содействовать в ходе занятия формированию и развитию самооценки, критичности, внимательности;
  • корригировать и развивать логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в команде, в парах;
  • воспитывать чувство взаимовыручки;
  • прививать любовь к предмету, к слову;
  • организовать плодотворное сотрудничество при взаимном уважении друг к другу участников совместной деятельности;
  • прививать навыки общей культуры.

Здоровьесберегающие задачи:

  • планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата в классе;
  • чередовать статистические и динамические задания.

Оборудование к уроку:

  •  карточки  с заданиями для работы в группе и для самостоятельной работы;
  • наглядный материал с выбором правильного ответа;
  • наглядный материал в таблицах;
  • дидактические игры.

Литература:

  1. Мария Монтессори. Мой метод: начальное обучение. Педагогика, Психология. Издательство "Астрель", 2005 г.
  2. О. А. Ефремушкина. Школьные олимпиады для начальных классов Издательство: Феникс, 2009, стр. 188
  3. Жуковская О.А., Шаповалова Т.А. Изучение словообразования в начальной школе: Пособие для учителя. Издательство: М.: Просвещение. Жанр: Словообразование, 1983 г.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. Издательство: Москва, ТЦ Сфера. Серия: Вместе с детьми, 2004, Стр. 57


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи

I .Организационный

момент

1.1. Слово учителя о русском языке.

- Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.

- В нашей викторине участвуют четыре команды.

- Напоминаю правила игры. (На доску вывешиваются правила).

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна выполнить задание, а капитан - поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

- Слушают.

-Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный. Где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

- Делятся на команды.

Психологический настрой.

II. Актуализация необходимых знаний

2.1. Разминка «Вопрос-ответ»  (каждый правильный ответ – 1 балл)

2.1. Конкурс «Весёлая грамматика»

- Вам необходимо ответить на вопросы, чем быстрее, тем лучше.

Вопрос 1

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопрос 2  

- Сколько букв согласных звуков? (21)

Вопрос 3

- Сколько букв гласных звуков? (10)

Вопрос 4

- Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?  (имя существительное)

Вопрос 5

- Назовите первый звук в слове Яблоко? [j]

Вопрос 6

- Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)

- Мы предлагаем вам из слогов составить слова: до

(На доске слоги)

Лу мон  ли но ня на ре мер ма ня мо ма

- Дети отвечают.

- 33

- 21

- 10

- Имя существительное

- Звук й

- Подлежащее и сказуемое

- Лимон, няня, луна, мама, номер, море.

Развитие памяти, внимания.

Умение слушать друг друга, прислушиваться.

III. Мотивация познавательной деятельности

3.1. Задание «Найди ошибки».

3.2. Задание «Буквы заблудились».

3.3 Задание «Слова в картинках»

- Раздаём карточки со словарными словами. Прочитайте слова. Найдите и исправьте ошибки.

Быстра, вдрук, варона, дижурный, досвидания, Россия, жолтый, марковь, суббота, топор, щявель, отец, москва.

- Ребята, мы предлагаем найти буквы, которые заблудились. Прочитайте текст и найдите нужную букву.

Тает снег, течёт ручей,

На ветвях полно врачей.

_____________________

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

_____________________

На болоте нет дорог,

Я по кошкам – скок да скок.

_____________________

Забодал меня котёл,

На него я очень зол.

_____________________

- Перед вами картинки. Подпишите первые буквы и прочитайте слово. Составьте с ним предложение.

- Выполняют задания. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

- Демонстрируют знание словарных слов.

- Выполняют задание с последующей проверкой.

Умение рассуждать, размышлять.

Умение находить ошибки в словарных словах.

Умение вести диалог с товарищами.

Формирование орфографической зоркости. Умение соотносить слова и смысл текста.

IV.Организация познавательной деятельности

4.1. Задание «Однокоренные слова»

4.2. Задание «Собери пословицу».

4.3. Задание «Кто больше найдёт орфограммы».

Мини – вывод по тексту.

Командам раздаём карточки с картинкой дерева и словом.

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/bc/97/80/bc9780182853a57070547885ae4c8b2b.jpg

Лист    Цветок     Солнце Капля

- Мы предлагаем вспомнить, что такое корень, родственные слова с общим корнем. Перед вами дерево и слово.

- Придумайте однокоренные слова и напишите на веточках дерева.

- Вам нужно собрать пословицу.

(Раздаём карточки с пословицами).

Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. 

Языком не спеши, а делом не ленись. 

Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь.

Язык до Киева доведет.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. 

Дурной язык голове неприятель.

Язык наш - враг наш.

С болтунами держи язык за зубами. 

- Перед вами текст. Прочитайте. Найдите пройденные орфограммы и подчеркните их.

Ворона.

      Эта птица знакома всем. У вороны сильные ноги, крупный клюв. Перья у неё обычно серые или чёрные.

      Вороны живут повсюду: в лесах, в горах, в пустынях. Много ворон живёт в городах. Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

- А сейчас ответьте на вопросы по тексту.

1.О ком говорится в тексте?

2.Опишите ворону.

3. Где живут вороны?

4. Чем питаются вороны?

5. Какую пользу приносят эти птицы?

- Демонстрируют знание о родственных словах.

- Объясняют, комментируют.

- Думают и делают запись.

- Демонстрируют знания пословиц.

- Читают текст, находят орфограммы.

- Дают полный ответ.

Умение размышлять, сопоставлять, анализировать и делать выводы.

Умение подбирать однокоренные слова.

- Умение работать в команде.

Развития внимания, памяти, мышления. Умение рассуждать.

Формирование орфографической зоркости.

Формирование работы с текстом.

Умение понимать тему и смысл текста.

V.Подведение итогов

5.1. Рефлексия

5.2. Вывод

- Наша викторина подошла к концу. Предлагаем оценить свою деятельность.

- Какое задание было самое интересное?

- Какое задание было сложное?

- Спасибо всем.

Сегодня самая дружная команда…

Самая внимательная команда…

Самая думающая команда…

Самая читающая команда…

- Отвечают на вопросы. Уважительно ведут диалог с товарищами и учителями.

Умение делать выводы и оценивать деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лекция "А.С.Пушкин - великий русский поэт"

Урок-лекция проводился для параллели учащихся четвёртых классов. Лекция сопровождалась слайдами презентации....

презентация к уроку литературного чтения "Обобщение раздела "Великие русские писатели"

В презентации представлена викторина, вопросы которой направлены на обобщение тем раздела "Великие русские писатели"...

Урок литературного чтения по теме "Великие русские писатели".

Конспект урока соответствует УМК "Школа России". Урок проведен в форме КВН по теме «Великие русские писатели». Проведению урока предшествовала определённая подготовка детей: дети выполняли рисунки по ...

Обобщающий урок литературного чтения по разделу "Великие русские писатели"

Цели:  Обобщить знания детей по разделу. Прививать интерес и любовь к чтению, к книгам. Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде. Оборудование:  Н...

Урок-викторина «Умники и умницы» по английскому языку в 3-ем классе.

Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающих в начальной школе. Данная разработка направлена на систематизацию и закрепление изученного материала с использованием игровых...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Великие русские писатели» УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о великих писателях, углубленное изучение биографии А. С. Пушкина.Планируемые результатыПредметные:знать средства художественной выразительности;узнать б...